нравственно-патриотическое воспитание детей во 2 младшей группе

Ащеулова Елена Михайловна
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей во второй младшей группе» 
 
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»  Л.С.Лихачев. 
 
Огромные изменения произошли в мире за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей стали искажены представления: о патриотизме, о доброте, о великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач: Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. Ребенок в семье и сообществе должен получать патриотическое воспитание. 
 
Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств к Родине. 
 
Во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) нужно постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т. п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова). 
 
Семья.  Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.). 
 
Детский сад. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками). 
 
Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окраску строений . Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и красоту. Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе. Формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр., а также чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада. 
Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада. 
 
 Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель и др.), их труду; напоминать их имена и отчества. 
 
Родная страна. 
 
Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр. 
 
Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с любви к родным, своему дому, детскому саду, городу. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь. Дети дошкольного возраста   страдают дефицитом знаний о родном городе, о традициях   своего родного края .Равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. 
 
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания. Задачи, решающие названные проблемы: 
 
- Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников. 
 
- Развить у ребенка старшего дошкольного возраста социально-личностные качества как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. 
 
-Помочь родителям развить и сохранить любознательность детей в процессе совместных мероприятий. 
 
-Работа по направлению патриотического воспитания проходит по следующим этапам: 
 
1.Работа с детьми 
 
2.Работа с родителями 
 
3.Работа с социумом 
 
4.Работа по патриотическому воспитанию с педагогами: 
 
- Ознакомление с нормативно-правовой документацией, законами.  
 
- Изучение методического сопровождения патриотического воспитания, программами.  
 
- Семинары.  
 
- Консультации 
 
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 
 
Родители: 
 
Принимают участие в праздниках, посиделках, ярмарках, танцуют с детьми, играют, водят хороводы, поют частушки. Оказывают помощь в изготовлении костюмов. Участвуют в беседах, родительских собраниях по приобщению любви к родной природе, городу, истории 
 
Социум: 
 
Организация праздников, развлечений, кружков ,  субботников, выставок, спортивных секций. 
 
Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, её географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возраста. 
 
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» 
 
С. Михалков