выступления на методических объединениях музыкальных руководителей

Современные формы взаимодействия музыкального руководителя с семьями ДОУ в духе партнерства

 

Уважаемые коллеги, своё выступление  я хочу начать со слов знаменитого педагога 20 века Василия Александровича Сухомлинского:

«Могучая духовная сила воспитания заложена в том,

что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.

Только в совместной деятельности родители

лучше узнают своих детей, становятся ближе…»

Социальное партнерство – (англ. partnership) – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Семья – это социальный институт воспитания. Именно в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.

Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу музыкального руководителя. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями(законными представителями) и педагогом, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле приобщения детей к миру музыки и искусства.

Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя, педагогов и родителей   детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.

Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.

Особенно важен диалог между педагогом и семьей в случае наличия у ребенка отклонений в поведении или каких-либо проблем в развитии. Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их решения. В диалоге проходит консультирование родителей(законных представителей) по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании,

согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны музыкального руководителя и семьи.

Задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.

Коротко я хочу рассказать, какие формы взаимодействия я использую в своей работе:

1. Музыкальная НОД (открытые музыкальные занятия).

Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области :

-индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;

-в сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальной НОД в детском саду.

У нас в программе есть часть, формируемая участниками образовательных отношений программа «Непоседы», которая направлена на гармоничное развитие личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Занятие один раз в неделю. На занятиях мы разучиваем танцы, которые впоследствии показываем на праздниках и развлечениях.

 На занятия «Непоседы» приглашаются родители по желанию, и  они танцуют вместе с детьми.

2. Мастер-классы, занятия-практикумы.

-приобретение родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика...);

- с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра...).

3. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные, театрализация.

Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:

- Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;

- Постановки сказок совместно с родителями. Если есть в группе «особенные» дети, а в условиях инклюзии у нас их не мало, то эти родители у нас с необычайным энтузиазмом  принимают участие  со своими детками.

- Подготовка отдельных номеров (сценок для праздников);

- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;

- Помощь в оформлении помещения;

- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

В нашем детском саду уже стало традицией отмечать праздник «Жаворонки» вместе с родителями. Как дети, так и взрослые одевают народные костюмы и вместе закликают весну.

4. Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.

Он содержит информацию, касающуюся:

- Значимости музыкального воспитания детей;

- Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях;

- Об особенностях эмоционального мира дошкольника;

- Фотографии занятий, выступлений.

5. Индивидуальные беседы с родителями.

6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам:

«Музыкальное воспитание в семье»,

«Родителям о музыкальном воспитании»,

«Советы: музыкальное воспитание»,

«Как слушать музыку с ребёнком».

7. Папки – передвижки.

Более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении «Музыкальные занятия в детском саду»:

«Музыкальные игры в детском саду»,

«Ваш ребёнок любит петь?»,

«Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми»,

«Как определить артистический талант»,

«Как в жизнь приходит музыка…»,

«Музыка и её влияние на развитие детей» и др.

7.Устраивание различных конкурсов

-лучшая песня про войну

-шумовые инструменты своими руками

-танцуем вместе

Проведение конкурсов способствуют укреплению связей ДОУ и семьи. Конкурсы побуждают родителей к совместной творческой деятельности с детьми, развивают творческие способности детей.

Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию.

И в конце своего выступления я хочу рассказать о «Клубе бабушек и дедушек» в нашем саду. Это долгосрочный проект. Длится он уже 8 лет. В связи с коронавирусом заседания прекращались, но теперь мы снова возрождаем встречи. 3 раза в год у нас проходят заседания клуба- это день пожилого человека, Колядки в январе и весной- Пасха. Дедушки и бабушки приносят угощения. В музыкальном зале мы накрываем столы, дети показывают представления, играют с бабушками и дедушками в различные игры, соревнуются, а в конце совместное чаепитие.

( просмотр ролика про «Клуб бабушек и дедушек»)

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные формы взаимодействия музыкального руководителя с семьями ДОУ в духе партнерства Подготовил: музыкальный руководитель МДОАУ №32 Щёголева И.В.

Слайд 2

Василий Александрович Сухомлинский