Методические разработки
Методические разработки учебных занятий, внеаудиторных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока | 212.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Междуреченский агропромышленный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ «КЛАССИФИКАЦИЯ ОТХОДОВ»
Учебная дисциплина | ОП.05 Экологические основы природопользования |
Специальность (профессия) | 08.01.27 «Мастер общестроительных работ» |
Группа | 2370 |
Разработчик: Преподаватель Вострецова Н.В. |
пгт.Междуреченский, 2024
Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………………….................. | 3 |
Основная часть……………………………………………………………………… | 4 |
Заключение………………………………………………………………………….. | 10 |
Список литературы………………………………………………………................. | 11 |
Введение
В современном обществе вопросы экологии и рационального природопользования остаются одними из самых обсуждаемых и актуальных. Для развития и воспитания будущих строителей важно прививать экологическую сознательность, как для граждан Российской Федерации, так и для будущих специалистов своего дела. Любая технология, в том числе и строительная, является отходным производством. Для того чтобы разобраться, как строительное производство может повлиять на окружающую среду, нужно владеть вопросами классификации отходов, причинах их появления и способах утилизации.
В процессе преподавания дисциплины «Экологические основы природопользования» замечено, что не все обучающиеся понимают значимость обсуждающих тем. Некоторые студенты высказывают либо нейтральное отношение к экологическим проблемам, либо считают, что сами не могут ничего изменить в сложившейся экологической ситуации. Большая часть обучающихся проявляет интерес и вступают в беседы по обсуждению проблем и какой вклад в улучшение экологической обстановки и возрастанию экологической сознательности они могут внести.
Целью разработки является повышение экологической сознательности обучающихся, как граждан РФ и будущих строителей.
Для достижения цели необходимо объяснить ситуационную проблему, сложившуюся в современном мире, рассказать про зарубежный опыт работы над проблемой и предложить студентам подумать над вариантами решения проблемы в нашей стране, в регионе и городском поселении.
При подготовке к занятиям используются разнообразные источники, начиная с природоохранного законодательства, заканчивая статьями в научных изданиях и данными экологических сайтов.
Основная часть
План-конспект занятия
Дата проведения: 20 мая 2024 года
Группа: 2370
Номер занятия по КТП: 20
Тема занятия: «Классификация отходов»
Цели занятия:
1.Образовательная: способствовать формированию знаний о классах отходов и способов их утилизации.
2.Развивающая: способствовать формированию навыков распределения бытовых отходов по фракциям; стимулировать познавательную активность обучающихся; способствовать формированию ОК.04 организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности.
3.Воспитательная: продолжить формирование самостоятельности, внимания и памяти; способствовать формированию бережного отношения к природе; способствовать формированию ОК. 07 соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии.
Метапредметные связи:
1. Познавательные: делать выводы на основе полученной информации.
2. Регулятивные: умение оценивать важность поставленного вопроса.
3. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух.
Продолжительность занятия - 45 минут.
Междисциплинарные связи – химия (токсичные химические вещества и соединения, разложение органических веществ), биология (природные экосистемы и урбанизация).
Количество учащихся-по списочному составу 24 обучающихся.
Тип занятия – изучение нового материала.
Вид занятия – лекция, практичекое занятие.
Форма организации обучающихся –индивидуальная,фронтальная, групповая.
Технологии и методы обучения – ИКТ – технология (использование компьютера и программы), наглядный (презентация), словесный (разъяснение, беседа), частично-поисковый (рефлексия), проблемный.
Учебно-наглядные пособия: презентация.
ТСО: компьютер, проектор
Сценарий занятия
1. Организационный момент-1 минута
2. Мотивация -2 минуты
3. Изучение нового материала - 35 минут
4. Рефлексия -5 минуты
5. Домашнее задание – 2 минуты.
Содержание учебного материала
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка присутствующих и готовности к занятию.
2. Мотивация .
Преподаватель: Продолжаем наши занятия по учебной дисциплине экологические основы природопользования.
Посмотрите на иллюстрации на доске, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы обучающихся).
Тема нашего занятия «Классификация отходов».
С развитием человечества постепенно происходило развитие технологий. Любая технология производства-автомобильная, металлургическая, швейная, пищевая, строительная сопровождается отходами производства. Будущим строителям важны знания об отходах производства и потребления для лучшего понимания технологических процессов.
Зачем же нам говорить об отходах? Ведь отходы -это нечто неприятное, плохо пахнущее, неинтересное, отчего хочется поскорее избавиться, выбросив его.
Как вы думаете, здесь существует какая-то экологическая проблема? Какая? (ответы обучающихся).
Эпиграф: Главной целью прогрессивной технологии является нахождение способа производства полезного из отбросов (Д. И. Менделеев).
Цели и задачи:
- Расширить знания о видах ТБО;
- Изучить классификацию и классы опасности отходов;
- Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей среде, бережливости и экономности;
- Формирование основ экологической грамотности и культуры обучающихся, знакомство с принципами раздельного сбора мусора.
- Развивать творческие способности обучающихся, умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Изучение нового материала.
Преподаватель: Давайте с Вами подумаем, от каких источников образуются отходы? (ответы обучающихся).
Отходы образуются в основном из следующих источников:
- Склады для хранения сырья.
- Производства, в результате которых появляются остаточные материалы.
- Строительные участки.
- Сломанная техника.
- Отходы энергетики и электротехники, которые трудно утилизировать.
- Объекты, обеспечивающие жизнедеятельность людей.
Преподаватель:
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с законом [2.1].
В зависимости от источника отходы делятся на две основные группы: отходы производства и потребления. Первые представляют собой остатки сырья, которое использовалось для изготовления новых продуктов и по каким-либо причинам утратило свои свойства в частичной или полной мере.
Согласно Приказа Минприроды России от 11.06.2021 № 399 все отходы разделяются на 5 категорий от 1 до 5 понижается степень опасности [2.2].
Классификация отходов
1. По источнику образования:
- отходы производства (промышленные);
- отходы потребления (бытовые);
2. По происхождению:
- органические;
- минеральные;
- химические;
- коммунальные;
3. По агрегатному состоянию:
- газообразные;
- жидкие;
- твёрдые;
- условно твёрдые (пастообразные).
4. По возможности переработки:
- используемые;
- неиспользуемые;
5. По классу опасности:
- опасные;
- неопасные.
Утилизируемые отходы перерабатывают на месте их образования или на других предприятиях, имеющих соответствующую технологию. Некоторые не утилизируемые отходы в силу потери потребительских свойств настоящее время не могут найти применения в современном производстве. Эти отходы захоранивают, если они не представляют опасности для окружающей среды.
Классы опасности отходов
- первый класс (чрезвычайно опасные): содержащие ртуть и её соединения- окружающая среда непоправимо повреждена. Нет восстановительного периода.
- второй класс (высокоопасные): содержащие хлористую медь, соединения свинца-
окружающая среда повреждена сильно. Восстановительный период не менее 30 лет.
- третий класс (умеренно опасные): оксиды свинца, хлорид никеля-окружающая среда повреждена. Восстановительный период не менее 10 лет.
- четвёртый класс (малоопасные): содержащие сульфат магния, фосфаты, соединения цинка- окружающая среда повреждена. Восстановительный период не менее 3 лет.
пятый класс (практически неопасные): бытовые отходы (опилки, скорлупа яиц, зола, керамика, бумага, пищевые отходы и т.п.)- окружающая среда почти не повреждена.
Для укрепления полученных знаний прошу пройти по куар-коду и решить кроссворд.
https://learningapps.org/watch?v=pri95v4jj24
Экологическая проблема отходов- это международная проблема. Она существует во всех странах, но каждая нация подходит к ее разрешению по-своему. У кого-то это получается менее, а у кого-то более эффективно.
Зарубежный опыт в сфере управления отходами представляет собой богатую палитру стратегий и технологий, которые могут быть адаптированы для повышения эффективности переработки и сокращения объемов мусора. Ведущие страны, такие как Швеция, Германия и Япония, продемонстрировали инновационные подходы, способные служить примером.
Швеция, например, выработала систему, ориентированную на внедрение замкнутых циклов переработки, где почти весь объем отходов утилизируется одним из трех способов: переработка, сжигание с использованием тепла и генерацией электроэнергии, и компостирование. Благодаря этому стратегическому подходу, страна с гордостью заявляет, что лишь 1% своих отходов отправляется на свалки.
В Германии система «платишь за то, что выбрасываешь» стимулирует граждан к осознанному потреблению и последующей сортировке отходов, обеспечивая высокий уровень переработки.
Япония внедрила продвинутые технологии сжигания, которые минимизируют выбросы и позволяют извлекать энергию из неисправимых отходов. Такой опыт может стать основой для разработки эффективных моделей управления отходами в других странах, способствуя устойчивому развитию и сохранению окружающей среды.
Ежегодно в России образуется более 260 м3 по объёму или 50 млн тонн по массе твёрдых коммунальных отходов и их количество постоянно увеличивается.
Какие пути решения этой проблемы? (ответы обучающихся).
- Раздельный сбор отходов.
- Мусоросжигание.
- Компостирование.
- Переработка и утилизация.
Давайте немного поиграем. (игра «Экология и мы»).
Вам необходимо отсортировать отходы. Для этого Вам предоставлены контейнеры и карточки с отходами. К каждому контейнеру прикреплены четкие указания о том, какие материалы следует помещать, чтобы обеспечить правильную переработку. Ваша задача -внимательно изучить карточки и определить, к какому из контейнеров относится каждый вид отходов.
После сортировки мы проведем проверку, чтобы удостовериться в правильности ваших решений. Ошибки в выборе контейнера могут повлиять на качество переработки и обработку мусора. Помните, что правильная сортировка отходов- это шаг к охране окружающей среды и заботе о будущем нашей планеты. Будьте внимательны и ответственно подходите к этой задаче!
Статистика образования отходов.
По данным Росприроднадзора, в России к началу этого года общий объем накопленных промышленных и бытовых отходов составил -51 МЛРД 75 МЛН ТОНН
А Вы стараетесь уменьшить количество бытовых отходов? Расскажите, как? (ответы обучающихся и гостей)
4. Рефлексия-2 минуты
Преподаватель: Предлагаю Вам каждому закончить любое из предложений на выбор: Сегодня я узнал… После сегодняшнего урока я задумался …
5. Домашнее задание-1 минута
Доклад на теме «Отходы строительного производства».
6. Итоговый этап
https://app.onlinetestpad.com/surveys/hyzpoi44nnvim/questions
Преподаватель: Всем спасибо за урок. Хорошего дня и крепкого здоровья. До свидания.
Заключение
Экологическая сознательность должна стать основой образования будущих специалистов в сфере строительства. Важно понять, что каждая технология влечёт за собой образование отходов, и это касается не только производственных процессов, но и жизненного цикла зданий. Современные строительные практики должны учитывать влияние на экологию на всех этапах -от проектирования до демонтажа.
Классификация отходов играет ключевую роль в управлении ими. Разделение строительных материалов на перерабатываемые и неперерабатываемые позволяет минимизировать негативное воздействие на природу. К сожалению, не все технологии способны эффективно осуществлять утилизацию, и это приводит к накоплению отходов на свалках.
Оптимизация строительных процессов, использование экологически чистых материалов и внедрение технологий по замкнутому циклу становятся необходимыми шагами к устойчивому развитию. Будущие строители должны быть готовы к этому вызову и осознавать свою ответственность перед природой, активно участвуя в разработке и применении рациональных методов, направленных на снижение экологического следа своей деятельности. Экологическая грамотность в строительстве-это не просто тренд, а необходимость для сохранения планеты для будущих поколений.
Список литературы
1. Основные источники:
1.1. Астафьева, О. Е. Экологические основы природопользования : учебник для среднего профессионального образования / О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 376 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15994-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/523597.
2. Электронно- информационные ресурсы:
2.1. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/
2.2. Приказ Минприроды России от 11.06.2021 № 399 (ред. от 04.04.2023) "Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402074/