Методические разработки

Надежда Владимировна Вострецова

Методические разработки учебных занятий, внеаудиторных мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Земля – колыбель человечества

Группа: 2266 и учащиеся 3 б класса БУ МСОШ .

Количество обучающихся:

Цель:

- Познакомить обучающихся и гостей занятия  с понятием Земля как колыбели человечества;

-Рассмотреть значение Земли для жизни человека;

-Продемонстрировать важность сохранения экологического равновесия на планете.

Задачи:

Познакомить обучающихся с понятием Земли как колыбели человечества:

Объяснить, что означает термин "колыбель человечества" и почему Земля считается таким местом.

Рассмотреть историческую значимость Земли для развития человеческой цивилизации.

Изучить значение Земли для жизни человека:

Обсудить основные природные ресурсы, необходимые для существования человека (вода, воздух, почва).

Показать взаимосвязь между природными экосистемами и жизнедеятельностью человека.

Понять важность экологического равновесия:

Объяснить, что такое экологическое равновесие и почему оно критически важно для здоровья планеты и человека.

Рассмотреть последствия нарушения экологического баланса, такие как изменение климата и исчезновение видов.

Обсудить современные экологические проблемы:

Привести примеры актуальных экологических проблем, с которыми сталкивается человечество (загрязнение, глобальное потепление, вырубка лесов).

Рассмотреть возможные пути решения этих проблем, включая концепции устойчивого развития и охраны окружающей среды.

Формировать осознание личной ответственности:

Подчеркнуть важность индивидуальных действий в сохранении планеты и экосистем.

Стимулировать интерес к экологическим инициативам и проектам, которые могут помочь в решении экологических проблем.

Развивать навыки критического мышления и анализа:

Задать вопросы для обсуждения, чтобы обучающиеся могли анализировать информацию и формулировать свои собственные мнения.

Поддерживать интерес к учебному процессу:

Использовать интерактивные методы обучения (дискуссии, групповые проекты, мультимедийные материалы) для повышения вовлеченности обучающихся.

Поощрять креативность и самостоятельность при выполнении домашнего задания (эссе).

Планируемые результаты:

Личностные:  

  1. Осознание своей идентичности и принадлежности.
  2. Развитие экологической сознательности.
  3. Стимулирование интереса к активному участию в жизни общества.

Воспитательные:

1.Формирование умений работать в команде, уважительно относиться к чужому мнению, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

2.Воспитание культуры общения и развитие коммуникативных и познавательных умений;

3.Рост познавательной самостоятельности обучающихся.

Технические средства: ноутбук, проектор, экран, компьютерная презентация.

Введение (5 минут):

Приветствие.

Преподаватель: Добрый день уважаемые студенты и наши гости! Я рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии. Давайте улыбнемся друг другу, ведь хорошее настроение-залог успеха в любом деле!

Преподаватель: В ходе данного занятия для обучающиеся это будет подготовка к промежуточной аттестации по учебной дисциплине основы охраны окружающей среды, а наши гости получат новые знания. Наша тема охватывает важные аспекты взаимодействия человека и природы, подчеркивая необходимость бережного отношения к нашему окружающему миру.

Сегодня мы поговорим с вами об одной из планет Солнечной системы, о нашей родной Земле! А эпиграфом к нашему занятию  выбрала слова Михаила Пришвина «Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг».

Актуализация знаний (5 минут).

Преподаватель: А какая она, наша Земля? (ответы обучающихся)

Преподаватель: Человека Земля увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось взглянуть: что же там, за зарей, за соседним лесом, за лугом?

Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали землю живым существом (она родит из своей материнской утробы, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны).

Обсуждение ответов, чтобы выявить предварительные представления о теме(5 минут).

Земля как колыбель человечества:

Обсуждение понятия: Введение в концепцию Земли как колыбели человечества.

Преподаватель:  По Вашему фраза «Земля — колыбель человечества», что означает? (ответы студентов и гостей)

Земля- это место, где люди впервые начали. Точно так же, как ребенок начинает жизнь в колыбели, люди начали  свое путешествие на Земле.

Почему Земля особенная? (ответы студентов и гостей)

Земля особенная, потому что у нее есть все, что нам нужно для жизни: воздух, вода и еда. Это идеальное место для людей, чтобы расти и учиться, точно так же, как ребенок растет в колыбели.

Как люди эволюционировали? (ответы студентов и гостей) Эволюция человечества - это сложный и многогранный процесс, который охватывает миллионы лет. Веками люди адаптировались к изменениям окружающей среды, что привело к формированию различных культур и сообществ.

Преподаватель: Как Земля стала местом, где зародилась жизнь и развивалась человеческая цивилизация? (ответы студентов и гостей) Этот вопрос на протяжении веков волновал умы философов, ученых и поэтов. В бескрайних просторах космоса, среди безмолвных планет и холодных звезд, именно наша планета обрела уникальную гармонию условий, которые способствовали возникновению жизни. Углерод, вода, солнечное тепло и защитное поле атмосферы создали идеальные условия для первых организмов, которые, благодаря миллиардам лет эволюции, привели к огромному разнообразию флоры и фауны.

Важность планеты:

Преподаватель: Какие природные условия, необходимые для жизни на Земле? (ответы студентов и гостей)

Вода: Значение: Вода является основным компонентом всех живых организмов. Она участвует в биохимических процессах, таких как обмен веществ и терморегуляция.

Источники: Реки, озера, океаны, подземные воды и атмосферные осадки.

Проблемы: Загрязнение водоемов, истощение источников пресной воды, изменение климата, влияющее на доступность воды.

Обсуждение: Как мы можем сохранить водные ресурсы? (ответы студентов и гостей) эффективное использование воды, повышение осведомленности населения о значимости рационального потребления воды, защита и восстановление природных водоемов.

 Какие действия могут помочь предотвратить загрязнение водоемов? (ответы студентов и гостей) устанавливать системы очистки сточных вод, чтобы предотвратить загрязнение, исходящее из жилых и производственных объектов, участие в волонтерских акциях по очистке пляжей и берегов создают устойчивую практику заботы о природе.

Воздух: Значение: Воздух необходим для дыхания всех живых существ. Он содержит кислород, который необходим для клеточного дыхания, и углекислый газ, который растения используют для фотосинтеза.

Состав: Основные компоненты – азот (около 78%), кислород (около 21%), углекислый газ и другие газы в малых количествах. Проблемы: Загрязнение воздуха (выбросы от транспорта и промышленности), изменение климата, уменьшение качества воздуха.

Обсуждение: Как можно улучшить качество воздуха ? (ответы студентов и гостей)сокращении выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, озеленение, образование и просвещение граждан

Какие меры могут помочь снизить выбросы загрязняющих веществ? (ответы студентов и гостей) переход к возобновляемым источникам энергии, внедрение современных технологий очистки выбросов, внедрение электромобилей,просвещение населения о необходимости бережного отношения к окружающей среде.

Почва: Значение: Почва является основным ресурсом для сельского хозяйства и поддерживает жизнь растений, которые, в свою очередь, являются основой пищевой цепи.

Структура: Почва состоит из минералов, органических веществ, воды и воздуха. Она поддерживает рост растений и обеспечивает их питательными веществами.

Проблемы: Уничтожение почвы (эрозия, загрязнение), потеря плодородия, использование химических удобрений и пестицидов.

Обсуждение: Как можно улучшить состояние почвы и сохранить её плодородие? (ответы студентов и гостей) использование экопестицидов, сидетаров, сокращение механической обработки и применение мульчирования

 Какие методы устойчивого земледелия могут быть применены? внедрение технологий точного земледелия

Заключение

Каждое из этих условий -вода, воздух и почва- является жизненно важным для существования всех живых организмов на планете. Обсуждение их значимости и проблем, связанных с их состоянием, поможет осознать важность охраны окружающей среды и их роль в этом процессе.

Преподаватель: Земля, как колыбель человечества, представляет собой уникальную экосистему, в которой каждая форма жизни играет свою неповторимую роль в поддержании экологического равновесия. 

Значение экологического равновесия на Земле(5 минут):

Обсуждение важности сохранения экологического равновесия:

Что такое экологическое равновесие? (ответы студентов и гостей)  Экологическое равновесие- это устойчивое состояние экосистемы, при котором взаимодействие между живыми организмами и средой обитания гармонично, что позволяет поддерживать разнообразие видов и обеспечить их выживание.

Назовите основные характеристики экологического равновесия? (ответы студентов и гостей)  

Стабильность: Экосистема сохраняет свою структуру и функции в течение времени, несмотря на внешние воздействия, такие как климатические изменения или человеческая деятельность.

Взаимозависимость: Все организмы в экосистеме взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. Это включает в себя пищевые цепи, симбиотические отношения и конкуренцию за ресурсы.

Саморегуляция: Экосистемы способны к саморегуляции, что позволяет им восстанавливаться после нарушений. Например, если популяция какого-то вида становится слишком большой, это может привести к истощению ресурсов, что в свою очередь приведет к уменьшению численности этого вида.

Биоразнообразие: Высокий уровень биоразнообразия способствует устойчивости экосистемы, так как разные виды могут выполнять различные функции и обеспечивать адаптацию к изменениям.

Назовите угрозы экологического равновесия? (ответы студентов и гостей)  

     Загрязнение: Введение токсичных веществ в экосистему может нарушить ее баланс, повлиять на здоровье организмов и уменьшить биоразнообразие.

Вырубка лесов и разрушение местообитаний: Уничтожение естественных сред обитания приводит к потере видов и нарушению экосистемных процессов.

Изменение климата: Глобальное потепление и другие климатические изменения могут изменить условия жизни в экосистемах, что может привести к миграции видов или их вымиранию.

Инвазивные виды: Введение нехарактерных для данной экосистемы видов может нарушить существующие пищевые цепи и привести к снижению численности местных видов.

Заключение

Экологическое равновесие является ключевым понятием, которое подчеркивает важность взаимодействия между различными компонентами экосистемы. Понимание этого равновесия и факторов, его нарушающих, помогает в разработке стратегий по охране окружающей среды и устойчивому управлению природными ресурсами.

Экологический эрудицион ( ИКТ) ( 3 минуты).За каждый правильный ответ, обучающийся получат эколь. Каждый из обучающихся имеет возможность повысить свой балл на предстоящем экзамене по данной учебной дисциплине за 10 эколей.

Экологические проблемы современности:

Обсуждение актуальных проблем, таких как глобальное потепление, исчезновение лесов, загрязнение океанов.

Способы решения этих проблем: охрана окружающей среды, устойчивое развитие, использование возобновляемых источников энергии.

Преподаватель: А теперь проведем небольшую викторину. Она необычная – экологическая и посвящена одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля. Сегодняшнее население Земли -общество суперпотребителей.

Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% -идет... в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки - покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.

Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.

Вопрос «Что делать с мусором?» становится все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.

1 тур викторины «Что мы знаем о мусоре и отходах» (приложение 1)(5 минут)

2 тур викторины «Говорят дети» (приложение 2)нам помогут провести наши гости учащиеся 3 «А»  Междуреченской средней  школы .

«Эксперты» выступают в роли детей и свои «детские» высказывания адресуют «обывателям». Те должны определить, что имелось в виду. (10 минут)

3 тур викторины. Аварийная ситуация. (приложение 3) (7 минут)  За правильный ответ два балла.

Преподаватель:

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нет,

Черные сотрешь ли, Человек?

Поэтому, чтобы не случилось непоправимого, всегда думайте и заботьтесь о Земле. Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остается наедине со своей совестью. Она для человека - единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.

Как сказал известный французский писатель Антуан де Сент Экзюпери: “Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля”.

Цитата Сент-Экзюпери напоминает нам о том, что мы все находимся в одной лодке, и от наших действий зависит, как долго и комфортно мы сможем в ней плыть.

Спасибо большое! Занятие окончено.

Приложение 1.

1 тур викторины «Что мы знаем о мусоре и отходах»

Преподаватель: На обдумывание  каждого ответа дается 10 секунд.

Вопросы:

1. Что составляет большую часть мусора, который загрязняет Землю?

а) Стекло;

б) пластмасса;

в) металл.

2. Что нужно сделать перед утилизацией отходов?

а) Собрать в одном месте;

б) рассортировать;

в) перемолоть.

3.Наиболее опасным для человека является наличие в воде:

а) пестицидов;

б) бытового мусора;

в) минеральных удобрений.

4. Какой вид радиоактивных отходов целенаправленно рассеивается в окружающей среде?

а) твердые вещества;

б) газы;

в) жидкости.

5.Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

а) теплоэнергетика;

б) нефте- и газопереработка;

в) автотранспорт.    

6.Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

а) их захоронение;

б) разработка правовых механизмов регулирования процесса;

в) рециркуляция (повторное использование отходов).      

7. Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:

а) загрязнением;            

б) экологическим кризисом;

в) интродукцией.

8.Для того чтобы переработать пластмассу, её необходимо:

а) компостировать;

б) сжечь при специальных условиях;               

в) переплавить.

9.Как называется процесс превращения органических отходов в удобрение?

а)Орошение

б) Компостирование 

в)Фумигация  

10. Какое из этих морей является самым загрязнённым в мире?

а)Балтийское

б) Красное

в)Черное  

 Приложение 2.

2 тур «Говорят дети» (приложение 2)  нам помогут провести наши гости учащиеся 3 « А»  Междуреченской средней  школы .

«Эксперты» выступают в роли детей и свои «детские» высказывания адресуют «обывателям». Те должны определить, что имелось в виду.

А сейчас давайте попробуем вспомнить наиболее распространенные отходы. Придумать возможности их вторичного использования - важнейшая задача человечества. Дети будут  произносить фразы, которыми они описывают те или иные отходы. На каждый из видов отходов подготовлено 5 фраз. Уважаемые обучающиеся Вы должны понять, какой слово было задумано. которая раньше назовет наименование отходов, получает 1 балл. Если команда ошибается, то из суммы ее очков один балл вычитается.

1 учащийся.

1.Из нее сделаны многие мои игрушки.

2.Она твердая, тяжело ломается, бывает разных цветов.

3.То, что из нее изготавливается, обычно не тяжелое.

4.Если нельзя жечь, потому что тогда образуется черный дым с плохим запахом.

5.Ее просто так выбросить в мусор нельзя, потому что она не разлагается.

Ответ: пластмасса.

2 учащийся.

1.Это изобретение китайцев.

2.Ее делают из деревьев.

3.Это очень легко загорается.

4.Она нужна для того, чтобы писать, рисовать.

5.Из нее образуется большое количество мусора.

Ответ: бумага.

3 учащийся.

1.Это получают из песка.

2.То, что из него делают, обычно бывает прозрачным.

3.Если оно упадет, то разобьется.

4.Когда это нагревают, оно начинает тянуться как тесто.

5.Если бросить это в лесу, то может случиться пожар.

Ответ: стекло.

4 учащийся.

1.Этого не бывает много в деревне, зато его всегда много в городе.

2.Если в городе много промышленных предприятий, то этого особенно много.

3.Он появляется от машин, станков, поездов.

4.Если с ним не бороться, то люди будут болеть.

5.От него загрязняется воздух и окружающая среда, а если его будет слишком много, то можно и опьянеть.

Ответ: шум.

5 учащийся.

1.Ты этого никогда не видим.

2.Они вызывают у людей большое количество заболеваний.

3.Чем больше заводов в городе, тем больше будет этого.

4.Для того чтобы бороться с этим нужны растения с зелеными листочками.

5.Там где этого очень много, не могут вырасти лишайники.

Ответ: газовые отходы.

6 учащийся.

1.Если это сдать, то за него дадут деньги.

2.Он появляется, когда старые вещи приходят в негодность.

3.Он бывает везде, где живет и работает человек.

4.Он очень твердый.

5.Из него делают что-нибудь новое.

Ответ: металлолом.

7 учащийся.

1.Оно очень легкое.

2.Если попадет в воду, то будет плавать наверху и не утонет.

3.Когда это попадает в реку, оно не дает дышать рыбам.

4.Нельзя в реке мыть машину, потому что это загрязнит реку.

5.С поверхности воды это надо убирать.

Ответ: машинное масло.

8 учащийся.

1.Это законодательная категория.

2.Отражающая степень.

2.Негативного воздействия отхода на окружающую среду.

4.На  жизнь и здоровье человека.

5.Проходят инвентаризацию.

Ответ: класс опасности отходов.

Приложение 3.

3 тур викторины.

Аварийная ситуация.

1. В последнее время возросло количество пожаров в лесах, причины их возникновения различны от засухи и жары, до человеческого фактора. Какие меры необходимо принять, чтобы снизить их количество. (Необходимо очищать лес от сухостоя, не разжигать костров, не бросать окурки, опахивать лес или лесополосу от дорог и степной зоны, т.к. сухая трава быстро загорается и огонь со степи может легко перебросится на лес).

2.В обширных лесных массивах нашего округа часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят к смене лесных экосистем болотными. Почему? (При проведении рубки с использованием тяжелой техники, идет сильное разрушение и уплотнение почвенного покрова. Это, в свою очередь, ведет, как правило, к цепным реакциям природных процессов, в частности, сложившиеся круговороты воды сменяются накоплением застойных вод на поверхности почв с последующей сменой лесных экосистем болотными).

3.При стабильном повышении температуры более чем 2° С произойдет глобальное потепление климата. К каким последствиям это может привести? (повышение температуры приведет к таянию ледников в зоне сплошной многолетней мерзлоты, увеличится площадь мирового океана, что приведет к затоплению окраины материков. Площадь суши значительно уменьшиться.)

4.Человек всегда жил в мире звуков и шума. Для всех живых организмов, звук всегда является одним из воздействий окружающей среды. Почему в последнее время врачи все чаще говорят о шумовой болезни? (длительный шум ,особенно в настоящее время, в связи с техническим прогрессом, неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма).



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Междуреченский агропромышленный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА

ПО ТЕМЕ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Учебная дисциплина

Внеаудиторное мероприятие

Специальность (профессия)

39.02.01 «Социальная работа»

Группа

С 23-3

 

 

     

Разработчик:

Преподаватель

Вострецова Н.В.

 

пгт.Междуреченский, 2024

Содержание

                                                                                                                                            Стр.

Введение…………………………………………………………………..................

3

Основная часть………………………………………………………………………

4

Заключение…………………………………………………………………………..

12

Список литературы……………………………………………………….................

13

ВВЕДЕНИЕ

Все люди понимают значения здоровья, но не всегда дорожат им. И, к сожалению, ценность здоровья большинством людей осознается тогда, когда оно под серьезной угрозой или в определенной степени утрачено.

У каждого из нас имеются свои слабости, которые по-разному отображаются на нашем образе жизни, здоровье и социальном положении. Некоторые из слабостей переходят во вредные привычки, не несущие нам и окружающим нас людям ничего хорошего. Такие привычки есть и у обучающихся, поэтому в любой образовательной организации актуальна такая тема, как профилактика вредных привычек и свою долю ответственности за сохранение здоровья подростков несут педагогические работники.

Желание сохранить крепкое здоровье - важная социальная потребность человека, необходимое условие полноценной жизни, высокой творческой активности, счастья.

«Человек может жить до 100 лет, - говорил академик И.П. Павлов. - Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок од гораздо меньшей цифры».

В результате вредных привычек сокращается продолжительность жизни, повышается смертность населения, рождается неполноценное потомство.

О курении - вредном для здоровья факторе – говорилось и говорится очень много. Иногда его очень мягко называют «вредная привычка». Никотин нарекли «культурным» ядом. Но именно он, этот «культурный» яд приносит множество бед и страданий в семьях, является социальным злом для общества. Беспокойство ученых и врачей, вызванное  распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не воспринимают всерьез.

Как показывают результаты социологических опросов, количество курящих в России составляет более 60%, из которых около 50% - мужчины и оставшаяся часть - женщины. В последнее время быстрыми темпами стало увеличиваться число курящих детей и подростков

Курение среди молодежи является одной из основных социальных проблем в современном обществе. Угрожающие темпы роста заболеваемости среди детей и подростков определяют необходимость активного выявления неблагоприятных факторов, влияющих на формирование отклонений в состоянии здоровья подрастающего поколения. Ежегодно во всем мире от заболеваний, вызванных курением, умирают свыше 4 млн. человек. Прогнозируется, что курение станет ведущей причиной смерти и важнейшей проблемой для общественного здоровья в мире.

Как показывает мировая практика, возможность эффективной профилактики табакокурения среди молодежи лежит в осознании многоаспектности этой проблемы. По этой причине противодействие проблеме молодежного табакокурения требует знания культурных норм и ценностей, особенностей социальных ритуалов и социальных санкций, воздействующие на потребление табака. Подобное понимание возможно при условии не безразличного, но терпимого отношения к этой проблеме и ответственного подхода в ее решению.

Основная часть

План-конспект классного часа.

Дата проведения: 29  мая 2024 года

Группа: С 23-3

Тема занятия: «Здоровый образ жизни»

Цель: воспитание у обучающихся желания сохранить и укрепить свое здоровье, расширение знаний обучающихся о вреде курения и формирование эмоционального неприятия курения. Также целью является воспитание ответственности за свое здоровье и стимулирование стремления прекращения курения среди курящих.

Задачи:

-помочь разобраться в пагубном влиянии табака;

-развить потребность быть здоровым человеком;

-расширить кругозор обучающихся;

-сопоставить плюсы и минусы курения;

-развитие познавательных и творческих способностей.

Продолжительность занятия - 45 минут.

Междисциплинарные связи

Количество учащихся-по списочному составу 25 обучающихся.

Вид занятия:

 -метод рассказа;

-диспут;

-игровая организация;

-метод проектов.

Форма организации обучающихся –индивидуальная,фронтальная, групповая.

Технологии и методы  обучения – ИКТ – технология (использование компьютера и программы), наглядный (презентация), словесный (разъяснение, беседа), частично-поисковый (рефлексия), проблемный.

Учебно-наглядные пособия: презентация.

ТСО: компьютер, проектор.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Преподаватель: Здравствуйте! Я очень рада вас видеть! А теперь повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их! Присаживайтесь.

До нашего мероприятия я раздала вам анкеты, из которых я поняла, что все хотят иметь отличное здоровье. Каждый человек при рождении получает замечательный подарок – здоровье. Оно, как волшебная палочка, помогает выполнять самые заветные желания. Какого же человека можно назвать здоровым?

Ответы обучающихся:…………….

Преподаватель: Здорового человека легко узнать: у него прекрасная фигура, белозубая улыбка, блестящие глаза, лёгкая походка. Здоровье человека во многом зависит от него самого. Одни люди заботятся о своём здоровье, стараясь сохранить этот волшебный дар. Каждый день они «строят» сами себя, стремясь к тому, чтобы стать сильнее, крепче, умнее, добрее. Другие безумно тратят здоровье, разрушая себя. Как же уберечь и сохранить здоровье, когда кругом столько пагубных соблазнов?! Каждый человек имеет те или иные привычки. Одни из них  приносят пользу организму, другие не эстетичны, третьи, наконец, вредные для здоровья.

Перед Вами «Черный ящик», загадаю Вам загадку, Вы долны ответить на нее.

Я красива и сильна.
 Я знакома с целым светом,
 Очень многим я нужна.
 Едким дымом проникаю
 Я в людей, чтоб их ТРАВИТЬ.
 Пусть любезные узнают,
 как со мною им дружить.
    Мозг и сердце я дурманю
    Молодым и старикам,
    Независимо от знаний,
    Скажем прямо - СЛАБАКАМ.

Что  же в этом ящике?

Ответы обучающихся:…………….

Задача преподавателя  разделить обучающихся на четыре команды: «Курильщики», «Родители», «Некурящие», «Врачи».

Преподаватель: Проблема курения актуальна, так как она является одной из основных социальных проблем современного общества, как для курящих людей, так и для некурящих. Для первых-это трудность избавиться от пагубной привычки, для вторых- попытки избежать влияния курящего общества. Перед тем как начать, я расскажу вам легенду о вреде табака.

 Легенда о вреде табака.
Давным-давно, когда табак был только завезен в Армению, жил в долине Арарата мудрый старик.  Все его очень любили и считались с его мнением.  Однажды на ярмарке купцы на все лады расхваливали свой товар. Они уверяли, что курящие имеют много преимуществ перед некурящими.  Первые, дескать, не стареют, к ним ночью не проберется вор, а собака никогда не покусает. Слушали люди похвалу табаку и решили обратиться за советом к мудрому старику.  Они спросили его, правду ли говорят купцы.
- Конечно, - ответил он, - тот, кто курит, никогда не постареет ибо умрет смолоду, 
к нему никогда не заберется вор,  ибо курящий всю ночь кашляет: кто же рискнет проникнуть в комнату,  где бодрствуют? И наконец, собака, в самом деле, не укусит курильщика, ибо курение вызывает боль в суставах, и человек вынужден ходить с палочкой. Какая же собака не боится палки?

А как вы считаете, действительно ли курение так вредно?

Врачи:

1: Курение и правда очень вредно для организма. Вредные компоненты, которые содержатся в табачном дыме, отрицательно влияют практически на все органы человека. При изучении влияния табака доказано, что если 25-ти летний человек не курит, то он в среднем может прожить еще 48,6 лет. В ином случае, выкуривая до 10 сигарет в день, жизнь человека сокращается в среднем на 7-8 лет.

2: Также курение оказывает негативное влияние на дыхательную систему. Затрудненное дыхание, постоянный кашель, мокрота, а позже бронхит и эмфизема легких – все это лишь малейшие последствия курения.

3: никотин и прочие вещества, содержащиеся в табаке, способствуют образованию мягких и твердых камней на зубах, разрушают зубы.

4: но самое страшное последствие курения – рак легких. Риск заболевания курящих в 15-30 раз больше, чем у некурящих. Следует помнить, что эта болезнь неизлечима.

Преподаватель:: мнение врачей по этой проблеме ясно. Научно доказано пагубное влияние сигарет на наш организм. Существует множество статистик, которые отражают заболевания курящего человека. Родители курильщиков разделяют точку зрения врачей. Давайте выслушаем их мнение.

Родители:

 1: пристрастие к курению – это ужасно. Дети начинают курить в раннем возрасте, с 6-7 лет. Избавиться от этого невозможно. Они постоянно пытаются казаться старше, доказать, что они могут делать тоже самое, что делают взрослые. Это главная причина.

 2: некоторые просто самоутверждаются на фоне своих сверстников. Сигареты в руках - доказательство того, что ты выше остальных, «круче» их

3: курение – это протест, в любом случае. Доказательство того, что ребенок может нарушать правила. Но самое страшное, что некоторые взрослые поощряют это, например продавцы в магазинах. Несмотря на то, что продавать табачную продукцию детям до 18 запрещено, они делают это.

Преподаватель: Конечно родители беспокоятся о своих детях, стараются сохранить их здоровье. Но, к сожалению, многие воспринимают это неправильно. Они считают, что родители запрещают им что-то делать без причины. Поэтому очень важно найти подход к ребенку и доказательно объяснить ему, что курение вредно. Мы уже выслушали мнение о вреде, но даже зная это, многие подростки продолжают курить. Почему же они это делают?

Курильщики:

 1: у курения есть не только минусы. Например это хороший способ избавиться от стресса. Табачный дым расслабляет. Немного ослабевают мышцы, чувствуешь себя гораздо легче и спокойнее.

 2: а еще табак способствует потере веса. И это доказано научно. Многие девушки говорят о том, что курение заглушает чувство голода.

3: при простуде курение способствует скорейшему выздоровлению человека. Табачный дым согревает горло и убивает инфекции и вредные бактерии. Табак действует как ингаляция, только намного быстрее.

4: это может показаться глупым аргументом, но дым от сигарет отпугивает насекомых. Если находишься на природе, в компании с друзьями и куришь, то это позволяет расслабиться и не думать о комарах и прочих мошках.

Преподаватель: курящие все же попытались привести аргументы в защиту своей привычки. А что же ответит им некурящая сторона?

Некурящие:

1: в курении отсутствуют какие-либо плюсы. Портятся зубы, ногти, волосы и желтеет кожа. Страдают не только внутренние органы, но и внешне человек меняется – становится худым, кожа стареет быстрее и появляются пигментные пятна. И память при курении слабеет.

2: это еще и бесполезная трата денег. В среднем каждый человек тратит более 500 долларов на сигареты в год, учитывая, что он курит не самые дорогие сигареты. А еще и сопутствующие расходы – зажигалки, жевательная резинка.

3: курение опасно особенно для девушек. Каждая девушка – будущая мать. Вы только задумайтесь, как это вредно для будущих детей. Особенно если курит уже беременная девушка. В таком случае ребенок обязательно родится с дефектами не только внешними, это грозит дебильностью и имбецилией.

4: от курящего человека неприятный запах. Запах не только изо рта, но и от одежды. От табачного дыма не так просто избавиться, пахнет одежда, волосы, руки. Никакая жевательная резинка, никакие духи не помогут избавиться от этого.

Преподаватель: Курить или не курить - это индивидуальное решение каждого человека. В наше время очень просто найти информацию о том, как курение влияет на нас. Данная информация доступна в интернете, пропагандируется в рекламах и кино. Всегда нужно задумываться о том, что мы делаем и для чего мы это делаем. Прежде чем начать курить, подумайте для чего вы это делаете. А если же вы курите, то пересмотрите еще раз, сколько пользы, а сколько вреда приносит вам ваша привычка.

А сейчас давайте проведем небольшую викторину. Вы остаетесь в своих командах. Я буду задавать вопросы, на которые каждая команда должна ответить. За правильный ответ прибавляется два балла, если команда не отвечает, то ход переходит к соперникам. Но за их правильный ответ им присуждается уже 1 балл.

Викторина:

  1. Как по вашему, когда отмечается всемирный день без табака?
  • 31 марта
  • 31 мая
  • 31 августа

Комментарий:

Всемирный день без табака провозглашен в 1988г. всемирной организацией здравоохранении. В третий четверг ноября во всем мире также отмечают День отказа от курения, который был установлен Американским онкологическим обществом в 1977г.

  1. Согласно закону в России запрещена розничная торговля табачных изделий лицам, не достигшим …..
  • 16л.
  • 18л.
  • 21г.
  1. В каком году в нашей стране принят Госдумой Федеральный закон «Об ограничении курения табака»?
  • В 2001г.
  • В 2003г.
  • В 2005г.
  1. Немецкий поэт И.В. Гёте сказал: «Картофель стал для человека благословлением, а табак - карой». Кто же открыл для европейцев картофель и табак?
  • Дж. Кук
  • Х. Колумб
  • Н. Миклухо-Маклай

Комментарий:

Европейцы узнали о табаке после экспедиции Х. Колумба в 1942г. Когда его корабли пристали к о. Куба и мореплаватели сошли на берег, то они увидели, что местные жители курят какие-то скрученные листья. Капитан одного из кораблей Родриго де Херес попробовал сделать пару затяжек. Ему понравилось курение, и испанцы захватили с собой в Европу немного листьев и семян табака.

В Европе население не сразу приняло эту палубную привычку, а капитана Родригеса за распространение табака даже посадили в тюрьму. Однако вскоре испанской знати понравилось курить сигары. Из Испании табак начал распространяться по всей Европе. Сначала табак попал в Португалию, а затем во Францию. Там в середине  XVI века жил придворный лекарь и ученый Жан Нико, который изучал свойства табака и пришел к выводу что с помощи примочек и компрессов из табака можно излечить некоторые кожные заболевания. Жан Нико вылечил таким образом несколько придворных, слух об этом дошел до французской королевы Екатерины Медичи. Она страдала от сильных головных болей. Жан Нико посоветовал ей нюхать табак. Как ни странно, но это помогло королеве. Она стала всячески поддерживать лекаря и даже распорядилась выращивать табак в королевском саду. Научное название табака Nicotinia , никотин. Теперь вы понимаете в честь кого, он так назван.

В Англии табак появился в конце XVI века. Его привез туда лорд Уолтер Ролеф. Он владел землями в Северной Америке, однажды он увидел у индейцев табачные плантации, а табак индейцы курили в трубках. Лорд Ролеф привез семена табака в Англию и стал его выращивать и продавать. Но вскоре табак в Англии запретили.

Из Англии табак попал в Голландию, где приобрел огромную популярность. В XVIII-XIX веках сигары и трубки получили распространение по всей Европе.

  1. В какой стране заживо замуровали в стену пятерых монахов за то, что они курии табак?
  • В России
  • В Англии
  • В Италии
  1. Сколько химических соединений содержится в одной сигарете?
  • 30
  • 500
  • 4000
  1. Какое наказание для курильщиков существовало в России при царе Михаиле Романове?
  • Сажали на кол
  • Отрезали нос и уши
  • Отрезали губы и нос
  1. Отпугивает злых духов, успокаивает, лечит зубы, головную боль, кожные заболевания – чему приписывали все эти свойства?
  • Заклинаниям и колдунам
  • Табаку
  • Лекарствам

Это интересно:

В России долгое время курение не поощрялось. Впервые табак появился при Иване Грозном. Среди знатных людей курение стало популярным. При царе Михаиле Романове курение запретили. За курение и торговлю табаком полагалась смертная казнь.

Следующий царь Алексей Михайлович пытался взять торговлю табаком под свою опеку, но против взбунтовалась церковь. Даже был принят закон, который предусматривал наказание для курильщиков: пытка, наказание кнутом, а для торговцев табаком – казнь.

При Петре I торговля табаком стала свободной, разрешалось курить трубки, а царица Екатерина II уже узаконила распространение и курение табака.

  1. При Екатерине II в России начали …
  • Курить табак
  • Нюхать табак
  • Жевать табак
  1. Какой Российский царь обязал своих подданных курить трубки, а курение табака стало косвенной причиной его смерти?
  • Борис Годунов
  • Петр I
  • Иван Грозный
  1. В какой стране выставляли на площади отрубленные головы злостных курильщиков с трубками в зубах?
  • В Турции
  • В Португалии
  • В Англии
  1. При каком правители в России появился табак?
  • При Иване Грозном
  • При Петре I
  • При Екатерине  II
  1. В какой стране курильщиков приравнивали к ворам и водили по улице с веревкой на шее?
  • В России
  • В Японии
  • В Англии
  1. Какой предмет изобрели во Франции специально для хранения табака?
  • Трубку
  • Кисет
  • Табакерку

Это интересно:

Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь человека на пять с половиной минут. Когда человек затягивается дымом сигареты, температура на конце сигареты достигает 60 градусов и выше. Сгорая, табак и папиросная бумага выделяют 200 вредных веществ, например: сажа, синильная кислота, мышьяк, сероводород, аммиак и другие.

Никотин попадает в мозг через 7 секунд после затяжки, мозговые улучшаются, умственная деятельность увеличивается, но затем наступает торможение. Мозг привыкает к никотину, т.к. он облегчает работу мозга, так возникает зависимость от сигареты.

Угарный газ, которые выделяется с дымом сигареты проникает в кровь и разрушает кислород. Внутренние органы получают все меньше кислорода. Выкурив пачку сигарет, человек вводит в организм 400 мл. угарного газа. Организму курильщика нужно все больше кислорода, поэтому сердце работает все сильнее и быстро изнашивается.

15) Спустя какое время после курения сигареты никотин попадает в мозг?

  • Спустя 7 сек.
  • Спустя 15 мин.
  • Спустя 1 ч.
  1.  Что вреднее для человека?
  • Дым от газовой горелки
  • Выхлопные газы
  • Дым от сигареты
  1.  У кого наибольшая зависимость от табака?
  • У тех, кто начал курить до 20 л.
  • У тех, кто начал курить после 20 л.
  • Зависимость не связана с возрастом

Широкое распространение курения связано со способностью содержащего в табаке вещества – никотина – оказывать на центральную нервную систему человека своеобразное эйфорическое действие, которое сводится к ощущению приятного возбуждения, какого-то душевного подъема, легкости.В нашем гуманном обществе нет таких наказаний, но курение табака приравнивают к наркомании. Благодаря никотину человек испытывает своеобразное эйфорическое состояние и спад чувства голода. В любом случае, это аномалия. Вдумаемся в такую страшную цифру: курение и вызванные им заболевания ежегодно становятся причиной смерти не менее чем одного миллиона граждан нашей страны.По данным ВОЗ, в мире 90% смертей от рака легких, 75% от хронического бронхита и 25% от ишемической болезни сердца обусловлены курением.

Курение отрицательно влияет:

- на нервную систему

- мозговое вещество надпочечников

- артериальное давление

- дыхательный центр

- привратник желудка.

Нарушение питания подкожных сосудов ведет к преждевременному  старению и пожелтению коже лица. Воспаляется слизистая оболочка трахеи и бронхов. Образуется застой слизи в легких, что приводит к постоянному кашлю.  Иммунитет у курильщиков ослаблен.

Так как у подростков легкие еще не сформированы, они особенно страдают от курения. У молодых курильщиков ухудшаются процесс запоминания и внимание. Нарушается работоспособность, зрение, слух, обоняние.

В целом курение приносит организму такой вред, что продолжительность жизни у курящих сокращается примерно на 8 лет.

Хочется привести слова Л.Н.Толстого: "Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людей, если бы люди перестали одурманивать и вместе с тем отравлять себя водкой, вином, табаком, опиумом". Но пока в нашей стране люди не могут и не хотят бросить курить. Поэтому государство приняло некоторые меры для улучшения положения некурящих граждан. 10 июля 2001 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон "Об ограничении курения табака".

Наказания за курение.

•        В Китае, замеченного в курении ученика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере;

•        В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади;

•        В Турции курильщиков сажали на кол;

•        В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех, у кого найден табак, «надобно пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда добыл…»

Высказывания известных людей о курении .

О вреде курения для человека  говорят некоторые высказывания известных деятелей культуры и науки:

- Л.Н.Толстой, бросив курить, сказал: «Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружения, тошноту, туман в голове…»

- Великий врач С.П.Боткин был заядлым курильщиком. Умирая сравнительно нестарым (57 лет), он сказал: «Если бы я не курил, то прожил бы еще 10-15 лет». Сколько бы еще он сделал для науки, для спасения людей, но, увы, не сумев избавиться от своей пагубной привычки, не смог спасти и себя.

-Не огорчайте ваше сердце табачищем /И. П. Павлов/

Так говорили о вреде курения выдающиеся люди.

 Как бросить курить?

           Главная причина курения кроется в психологической зависимости. Никотин действует как психотропное средство, выкуривая сигарету человек как бы принимает возбуждающее вещество. В первые минуты под воздействием никотина ослабевает активность мозговых клеток и приходит состояние успокоенности и умиротворения, затем через считанные секунды процесс сопровождается резким повышением активности мозга, и человек чувствует подъём и удовлетворение, и уже позже возникает желание затуманить свой разум и снова повторить те короткие моменты блаженства.
            Когда человек начинает курить и выкуривает одну сигарету за другой, у него формируется никотиновая зависимость и как только в крови снижается уровень никотина, человек испытывает тягу к курению, голова его занята мыслями о сигарете и всё валится из рук, желание закурить подобно жажде, только организм требует не воду, а никотина. Стоит только попробовать вкус никотина и уже невозможно прожить без сигарет. Американские ученые выяснили, что в организме у курящего человека быстро разрушается витамин  С, а его заменителем становится никотин.

        Для отказа от курения очень важным является психологический настрой.

Поверьте в себя. Поверьте, что вы можете бросить. Вспомните самые сложные вещи, которые вы делали и осознайте, что у вас есть сила воли и решимость бросить курить. Все зависит от Вас.

Заключительный этап. Рефлексия.

Мы можем подвести итоги нашей игры и беседы в целом. Каждый сделал для себя выводы о плюсах и минусах курения. Мнения различны, но мы сходимся в одном – в сигаретах содержится огромное количество вредных веществ, которые губительны для организма человека. Вопрос о запрете курения стоит остро перед нашим государством. И есть различные пути решения данной проблемы, как, например, за границей цены на табак чрезмерно высоки и курение в общественных местах наказывается большим штрафом. Возможно, вы сочтете подобные меры радикальными, но иной раз нужно действовать радикально, чтоб спасти будущее поколение.

PS. Курильщик может позвонить по телефону 8-800-200-0-200 (звонок для жителей России бесплатный), сказать, что ему необходима помощь при отказе от табакокурения, и его переключат на специалистов Консультативного телефонного центра помощи в отказе от потребления табака (КТЦ). Если все специалисты КТЦ в этом момент заняты, его номер телефона будет прислан в КТЦ по электронной почте, и в течение 1–3 дней ему перезвонят.

Обратившимся в КТЦ консультативную помощь оказывают психологи и врачи. Психологи помогают подготовиться ко дню отказа от курения, помогают найти замену ритуалам курения, вместе с обратившимся определят оптимальные пути преодоления зависимости, поддержат в трудные минуты борьбы с никотиновой зависимостью. Врачи проконсультируют о наиболее эффективных лечебных способах отказа от курения, дадут совет пациентам с различными заболеваниями о том, как лучше подготовиться к отказу от курения с учетом имеющихся проблем со здоровьем.

https://app.onlinetestpad.com/surveys/hyzpoi44nnvim/questions

 

Преподаватель: Всем спасибо Хорошего дня и крепкого здоровья.

Заключение.

Никотиновая зависимость является негативным фактором современных подростков. Курение отрицательного действует на здоровье и функциональную работоспособность подростка. Вредные привычки живут там, где скука, формализм.

Одной из основных задач оздоровления подростков является активная систематическая профилактическая работа  по борьбе с курением.

 Искоренение причин никотиновой зависимости среди подростков может быть достигнуто только при коренном оздоровлении общества (экономическом, социальном, духовном), гарантирующем защиту прав и интересов детей и подростков, выбирающих здоровый образ жизни, и в таком изменении системы воспитания, которое обеспечивало бы оптимальные условия саморазвития личности, давало подростку право выбора, ориентированного на общечеловеческие ценности.   Вот поэтому надо как можно больше и настойчивее, аргументировано и доказательно рассказывать, о вреде курения, о его поистине пагубном воздействии на организм человека.

           Необходимо дать понять каждому подростку,  что здоровье - вещь весьма уязвимая и далеко не всегда поддающаяся восстановлению. Тем более, недопустимо подрывать его, что называется своими собственными руками.

          Необходимо научить подростков оставаться сами собой, несмотря ни на какие перемены окружающей действительности, важно иметь свое собственное мнение и уметь, если понадобиться, сказать «НЕТ».

Литература

1.http://www.aif.ru/health/children/delo_tabak_o_vrede_kureniya_podrostkov Аргументы и факты.

2.http://www.takzdorovo.ru/deti/podrostki/kak-pomoch-podrostku-brosit-kurit/- Портал о здоровом образе жизни

3.https://www.nicorette.ru/ - официальный сайт препаратов для борьбы с курением

4.www.business-gazeta.ru: БИЗНЕС Online. Деловая электронная газета

5.https://gufo.me/dict/medical_encyclopedia. Медицинская энциклопедия. электронный справочник по медицине

6.http://www.health-news.ru/medicenc/249313.htm#.XHbA4Is9Kcw Большая медицинская энциклопедия

7.https://vse-sekrety.ru/560-kurenie-vred-kureniya-dlya-zdorovya.html 

8.https://kureniesigaret.ru/vred-kureniya/vred-kureniya.html

9.https://sovets.net/13384-vred-kureniya.html

10.https://mznanie.ru/kurenie/interesnye-fakty-o-kurenii

11.https://ribalych.ru/2012/01/06/samye-interesnye-fakty-o-tabake/

12.http://www.russlav.ru/tabak/poslovici_o_kyrenii.html


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: