Главные вкладки
Исследовательские работы учащихся
Исследовательские работы учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие школьного образования села Невон 1879-1975 | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие школьного образования села Невон 1879-1975.
Автор: Пушмина Елизавета Васильевна
Учащаяся 8 класса МОУ «Невонская СОШ № 1»
им. Н. Д. Родькина
Руководитель: Палеха Надежда Николаевна
Учитель истории первой квалификационной
категории МОУ «Невонская СОШ № 1»
им. Н. Д. Родькина
1.Церковно-приходская школа.
За три года до конца позапрошлого столетия, в 1897 году, в деревне Невон, в крестьянской избе Гурьяна Карнаухова открылась первая начальная школа, где обучали элементарным знаниям чтения и письма. Учил детей грамоте один из ссыльных (имя не удалось узнать). Первые школы трехлетки в деревне располагались по крестьянским избам, а позднее ,в 1910 году ,была открыта первая церковно-приходская школа, сейчас это жилой дом.
Из воспоминаний Анучина Николая Ивановича, записанных краеведами школы в 1976 году и хранящихся в школьном музее:«Я учился в школе в1910-1912 годах. Под школу был выделен частный дом в деревне. В школе было два учителя, которые здесь же и жили. Было три класса. Третий, самый старший,- выпускной. В комнате, где мы занимались, стояло три ряда парт. Каждый ряд-класс. Основным предметом был «Закон Божий».Поэтому предмету очень много заставляли учить. Утро в школе начиналось с молитвы «Отче Наш».Затем три урока. В обед пели «Отче Наш».После обеда еще два урока .Из волости в школу приезжал благочинный. Из всех праздников веселее всего встречали Новый год. Однако, нарушение дисциплины ,не подготовка к урокам строго наказывались: ставили на горох, заставляли в это время держать полено в руках ,били книгой или линейкой по голове. Наказаний от учителя нес меньше тот, кто был богаче.
Часто в школу приезжал батюшка из Карапчанки. Очень строго следил за тем, чтобы в школе соблюдались все церковные праздники, а учителя соблюдали посты.
Изучали в школе также чистописание, славянский язык. Уроки шли около часа, затем 10 минут перемена. В школе вместе с мальчиками учились и девочки. Тетради и карандаши учителя выдавали бесплатно.
Крестьянским детям учиться было некогда, потому , что они помогали родителям и зимой ,весной. Поэтому ,как только подросток начинал читать по слогам и вместо крестика при росписи за отца «царапал» за него фамилию ,он считался грамотным, и родители забирали его из школы. Это происходило, как правило, в середины второй зимы его учебы, в лучшем случае, в начале третьей .На этом обучение крестьянского подростка заканчивалось».
С 1914-1917 г.г. в церковно-приходской школе учительствовала семья Калошиных Павел Несторович и Софья Дмитриевна. В 1970-х годах краеведы школы вели с ними переписку ,из которой ребята узнали, как жили в деревни Невон в эти годы и какой была школа в этот период. Отрывок из письма: «Привет из Усолья-Сибирского- от Колошиных П.Н И С.Ф, и наших детей и внуков. Мы учительствовали в Невоне в 1914-1917 г.г .Школа была начальная, трехклассная, церковно-приходская, бедная. Невон- село бедное- рыбацкое, охотничье и земледельческое под давление местного кулака Кирянова. Все брали продукты у него в лавке ,а рассчитывались рыбой и пушниной. И всегда невонские мужики были у него в долгу…»
2.Школа «нового образца».
Революционные вихри, пронесшиеся над Россией в 20 веке, смели всю старую отлаженную систему народного просвещения российской империи.23 января 1918 года Советская власть издала Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.
С установлением советской власти в нашей деревне о предоставлении здания для школы нового типа решен не был.
Из воспоминаний Анучина Ивана Терентьевича, записанные краеведами школы в 1977 году и хранящихся в школьном музее: «Начиная с 1919 до 1930 годов, ученики занимались по частным домам. Сначала в доме Антипина Ивана Васильевича ,затем в доме Сизых Ивана Ивановича и Анучина Михаила Николаевича. К 1931 году здание бывшей церковно-приходской школы перестроили, расширили комнаты для занятий. Обучение в этом здании осуществлялось до 1935 года.
Из воспоминаний Карнаухова Вениамина Ивановича, записанных краеведами школы в 2005 году: «Времени прошло много, однако хорошо помню ,как в школе ученики относились к учителям .Если учитель во время перемены шел по коридору, то шум замолкал- это был не страх перед учителем, а уважение к нему. Предметы были: математика, чтение,письмо,рисование,физкультура и пение. Время тогда было голодное. Питание в школу брали с собой- кусочек хлеба, посыпанный солью. Осенью бегали на колхозное поле- рвали турнепс и немытый ели. А вот уже с 1935 по 1940 год учились в бывшем доме купца Кирьянова. Его дом после революции был интернатом, где жили ребятишки, приезжавшие из близлежащих деревень учиться в нашу школу. Здесь же был и ликбез- для неграмотных крестьян, которых после рабочего дня в колхозе учили писать ,читать, считать».
3.Школа в годы Великой отечественной войны (1941-1945гг.)
В начале 1938 года в Невоне начали строить первую общеобразовательную школу в районе. Школу строили на государственные деньги. Бригадиром строителей был Федоров, а бригада состояла из невонских мужиков: Сизых Ивана Михайловича, Лаконова Семена, Антипина Александра Митрофановича и др
Из воспоминаний учительницы Перфильевой Фаины Андреевны ,записанных краеведами школы в 70-е г. И хранящихся в школьном музее: «Я приехала в деревню Невон в 1940 году,в первый год эксплуатации нового здания школы. Директором был Заглядов Иван Несторович. Школа к началу занятий была подготовлена хорошо. Все было покрашено и побелено ,школа была теплая. Занятия проходили в одну смену.
В начальной школе мы вели по два класса одновременно.Я вела1,3,а 2,4 классы вела Черемных Зоя Васильевна, а со второго полугодия приехала в Невон -учитель Зарубина Анна Иннокентьевна.
В старших классах работали: Заглядов Иван Несторович-директор и учитель геграфии, Романов Василий Андреевич-завуч и учитель алгебры, геометрии; Перфильев Александр Пропопьевич - физику,арифметику в 5 классе,химию и физкультуру; Перфильева Анна Петровна-русский язык и литературу; Яценко Николай Петрович-историю; Козловский Константин Семенович -рисование,черчение,пение.
Коллектив у нас был очень дружный. Много вели общественной работы: ставили концерты, делали доклады для местных жителей. Вместе с детьми ходили в походы, на лыжах, играли в футбол, волейбол. Любовь к спорту нам привил Перфильев Александр Прокопьевич. Проводились соревнования по лыжам среди сел Приангарья.Учащиеся 5-7 классов были в большинстве своем «переростки»,но учились с большим желанием.
Учебниками ,тетрадями и наглядными пособиями школа была снабжена хорошо. Многое было сделано самими учителями и учащимися.В школе работали кружки: драматический, хоровой ,физкультурный.
В годы войны школа продолжала работать, учителей не хватало, мужчины- учителя ушли на фронт. Учебников и тетрадей не хватало, ученики писали карандашами на страницах книг между строчками.
Мы с учениками сами стали заготавливать дрова для школы на зиму, а весной и осенью работали в колхозе. Мальчишек и девочек 12 лет забрали из школы для работы в колхозе, и после окончания войны многие из них уже к учебе не вернулись. В 1942средняя школа была закрыта, так как учителей не хватало, осталась только начальная».
4.Послевоенные годы.
В 1947 году в Невон приехала замечательный человек, прекрасный учитель Ступина Анна Петровна. Из воспоминаний Анны Петровны, записанных краеведами школы в 80-е годы: «В 1947 году отдел образования решил, что ученики, которые живут в деревнях по Ангаре ,раз не могут ездить в Нижне-Илимск ,будут учиться в Невоне. Было принято решение открыть семилетнюю школу ,но в 1947 году открыли только 5 класс. Учителей было мало. В пятый класс пришли и те ученики , которые окончили четвертый класс еще до войны. Поэтому вместе с ребятишками учились почти взрослые люди, такие как Володя Карнаухов, Николай Карнаухов ,Нина Анучина и др.
Но после войны рабочих рук в колхозе не хватало и колхозное правление приняло решение- подросткам можно не посещать школу. Так многие из них остались с образованием 4 класса. В конце 1947 года школу закрыли ,а здание школы приспособили для хранения колхозного зерна. А мы с начальными классами перешли учиться в здание интерната.
Директором школы в это время была Романова Евдокия Варламовна. Ее муж-Михаил Терентьевич преподавал биологию и вместе с ним учителя и ученики школы посадили елочки, чтобы зимой здание было прикрыто от холодного ветра.
С крыльца интерната ,куда мы временно перешли, с грустью смотрели на нашу школу, и душа болела от того, что мы там не учимся. Много писала Евдокия Варламовна в Нижне-Илимск с просьбой вернуть школу детям, но ответа не было. Тогда она написала в Москву и был получен ответ:школу вернуть детям .В 1948 году в октябре школу разгрузили от зерна, работали все: учителя ,дети ,родители. Школу промыли и выбелили.
Питьевую воду в школу носили технички с речки Невонка на коромыслах.Дровами школу снабжали те колхозы ,откуда были ребята..Когда начиналась заготовка дров ,школу закрывали на неделю и ученики с учителями сами заготавливали дрова.Но дров не всегда хватало и в сильные морозы переходили учиться в здание интерната. А ребятишек начальной школы обучали по домам. Несмотря на все трудности ,ребята тянулись к знаниям и были очень дисциплинированны.
В школе тогда еще не было электричества и на парты ставили керосиновые лампы. У колхоза за 400 рублей купили старую баню, по бревнам перетащили ее к школе ,собрали агрегатку в которой поставили дизель. Так в школе появился свет.
С1954-1961 г.г директором школы был Лисин Николай Николаевич .Он очень следил за чистотой и порядком в школе».
Из воспоминаний Карнауховой Нины Михайловны, в 1949 году она приехала учиться в Невон из деревни Сизово: «Тяжело нам было. Спали на деревянных кроватях ,вместо матрацей были матрасовки набитые сеном или соломой. Перед каждой помывкой в бане меняли наполнитель матрасовки. Одеваться было не во что. У нас не было вот таких школьных форм, как сейчас- парадная и рабочая. Было единственное ситцевое платье, да и то не у всех. Помню, одной девочке не в чем было ходить в школу и учителя насобирали ее денег и ее мама купила ткань и сшила ей платье.Вместо рейтуз носили шаровары,а с обувью вообще было плохо. Семьи были большие, многодетные и денег совсем не было, поэтому возможности купить, что то не было.
Света в интернате не было, уроки делали под керосиновыми лампами. В 22.00 в интернате был отбой .Занимались мы добросовестно. После каждого класса сдавали экзамены и так до седьмого класса. В начальной школе любили читать книжки с картинками, без картинок плохо читали. И если не прочитал, снова дают читать. Передвижка приезжала в деревню, показывали кино. Любили петь песни, особенно «Орленок». Самодеятельность у нас была: пели песни, плясали под гармошку и балалайку. Стихи читали и сценки ставили.
Детство наше было трудным, но интересным .В четвертом классе меня приняли в пионеры,в то время за плохую дисциплину и учебу могли исключить из пионеров.»
Сегодня Нина Михайловна –ветеран педагогического труда, более 30 лет она проработала в Невонской школе учителем биологии.
Их воспоминаний Палеха Марии Ивановны: «В 1 класс я пошла в 1952 году. Моим первым учителем была Ступина Анна Петровна- замечательный учитель и прекрасной души человек.
В те годы в одном классе занимались ученики1-4 классы. Книги в школу мы носили в холщевых сумках сшитых родителями. Форма-темное платье, белый воротник. Обувь-чирки, редко у кого были ботинки. У нас с братом Алешей были одни чирки на двоих ,одевали их по очереди.
Самые лучшие воспоминания из детства связаны со школой. Сколько лет уже прошло, а я и по сей день вспоминаю свою первую учительницу Анну Петровну добрым словом. Она ведь все свое время проводила с нами. Может, от того и зародилась у меня мечта-учителем стать».
Да, Марии Ивановне действительно повезло, ее мечта сбылась. Но, к сожалению ,родители не смогли дать полного образования всем своим пятерым детям. Тут свои коррективы внесла война. Старшим братьям и сестре пришлось рано пойти работать в колхоз.
45 лет проработала в Невонской школе Мария Ивановна учителем иностранного языка.
Уже в 70-е годы в школе складываются и первые педагогические династии: Ступина Анна Петровна учитель начальных классов, ее сын Ступин Павел Павлович предодаватель ИГУ, Ступин Валерий Павлович учитель истории , всю свою педагогическую деятельность посвятил Невонской школе.
Из воспоминаний Ступина Валерия Павловича: «Когда я пошел в школу ,она была уже семилетней.У нас был замечательный директор Лисин Николай Николаевич. В то время в школе училось 75-80 учащихся из разных деревень .Мы часто играли в разные игры, ходили на экскурсии и в походы .В 1961 году школа стала восьмилетней. Все учащиеся школы были дружны, все старались делать вместе, за любые дела брались с охотой. Например, совет дружины школы назначил наш класс шефами на молочную ферму, желающих было так много, что пришлось делать среди нас отбор. Группа ребят ходила на ферму с культурной программой: читали газеты, проводили политинформации, ставили концерты. А наш командир- Алексей Карнаухов ревностно следил за нашей работой и если кто -то проявлял леность его исключали из нашей группы. Сажали деревья и ухаживали за ними.
Для населения деревни ставили концерты ,которые всегда проходили на ура!
В 1961 директор школы стал Родькин Николай Дмитриевич .С его приходом школа стала центром культурной , просветительской и спортивной жизни деревни. Его уважали учащиеся и все жители деревни. Николай Дмитриевич очень хорошо играл на баяне. С ним мы ставили хорошие концерты и ездили выступать по деревням: Кеуль, Бадарма, Воробьево и др.
В 1965 году школа стала средней. В ней уже учились ребята из Усть-Илимска. К старому зданию школы была сделана новая пристройка. В 1966 году из стен Усть-Илимской средней школы 10-летки (так называлась Невонская школа ) вышли первые выпускники .
1970 год стал для учителей и учеников Невонской школы юбилейным.
Читая записи из архивов школьного музея, слушая воспоминания учителей-ветеранов, понимаешь, что такие учителя всегда учат прекрасному, доброму и вечному ,ведь именно в школьные годы формируются качества, предопределяющие дальнейшую судьбу человека.
«…Нужно быть слишком фанатически преданным святой идее народного просвещения, нужно обладать громадной стойкостью характера, чрезвычайно крепкой физической организацией, чтобы не повернуть с полпути, не бежать вон из деревни и школы, а довести свое дело до конца».Эта цитата из газетной статьи говорит о том, что работать в деревню приезжали многие, только смогли не все….А вот оставались- лучшие!
Мною были сделаны следующие выводы:
Учителя были самой активной частью деревенского общества. Они не только выполняли свои профессиональные обязанности в обучении и воспитании невонских ребятишек, но и вели огромную культурно-просветительскую работу.
Своими примерами они воспитывали в своих учениках лучшие человеческие качества.
Их примеры бескорыстного служения школе и детям стали определяющим фактором в выборе будущих профессий многих их учеников.
На сегодняшний день в нашем поселке сложились учительские династии: Ступиных, Пушминых, Палеха, Билиенковых (в трех поколениях).