Консультации для педагогов ДОУ

Лаврентьева Ольга Сергеевна

Консультация для педагогов "Безопасность детей на дорогах летом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лето — время роста числа ДТП с детьми.

Ежегодно 1 июня более чем в 30 странах мира отмечается Международный день защиты детей. Решение о его проведении было принято в 1925 году на Всемирной конференции в Женеве, посвященной вопросам благополучия детей.

К сожалению, именно дети являются самыми незащищенными участниками дорожного движения. По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, в месяцы летних каникул количество жертв ДТП среди детей достигает своих пиковых значений.  Количество происшествий с несовершеннолетними в летние месяцы в 1,3–1,9 раза больше, чем осенью или зимой. Такой скачок объясняется просто: в теплое время года дети больше времени проводят на улице и зачастую без сопровождения взрослых.

Поэтому жизненно важно подготовить детей к передвижению по городским улицам.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Актуальность проблемы подтверждается едиными Федеральными государственными требованиями к содержанию образовательной области «Безопасность», которые направлены на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, через решение комплекса задач, одной из которых является передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике, начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В. М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, «такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду».

Знания детей по правилам дорожного движения будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связано с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь ею, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы, водители, регулировщики.

В дошкольном возрасте игра – основной вид деятельности. Ребёнок хочет играть, он играет и познаёт окружающий мир. Игра даёт возможность ребёнку проявить себя. Играя, он не только обучается, но и закрепляет полученные умения и навыки, что способствует формированию положительных привычек.

При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры:

·         с элементами физических упражнений и спорта;

·         ролевые и ситуативные игры;

·         театрализованные и игры-драматизации;

·         дидактические;

·         с использованием макетов;

·         интеллектуально-познавательные.

Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр.

Для активизации самостоятельной деятельности детей в данном направлении работы особое внимание было уделено созданию предметной развивающей среды, так как она стимулирует ребенка к активной творческой деятельности.

Учитывая разносторонние интересы детей, игры и атрибуты располагаются в постоянном доступе, периодически обновляясь. В процессе игровой деятельности у детей, с одной стороны, закрепляются полученные знания, умения и навыки, а с другой – углубляется потребность в познании нового, совместных действиях и переживаниях, расширяется кругозор

В группе нужно создать уголок «Дорожной безопасности», где находятся дидактические, настольно-печатные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм, напольные и настольные дорожные знаки, объемные макеты улиц, иллюстративный материал.

                                                                         

Дети могут расставлять дорожные знаки, моделировать дорожные ситуации и самим их разрешать. Выполнять разные задания: помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, вести фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т. д.

Для анализа опасной ситуации на дороге используется разнообразный наглядный материал: макеты, альбомы, слайды, детскую художественную литературу, настольно-печатные игры.

Ролевая игра – форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям.

В ситуативных и ролевых играх дети разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации («Пешеходы и водители», «Мы – пассажиры», «Регулируемый перекрёсток» и др., в которых могут показать практические навыки и умения. Дети придумывают сюжет, распределяют роли.

Для закрепления пройденного материала, например, «Дорожные знаки», детям можно устраивать эстафеты с преодолением препятствий, выполнять различные задания: кто быстрее соберёт дорожный знак, кто больше назовёт дорожных знаков и другие.

Дети с удовольствием играют в пальчиковый театр «Давайте познакомимся», рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (геометрическая форма, цвет, символ, его назначение. Такие игры способствуют развитию речи, моторики, эмоциональному восприятию.

 Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводиться играм: «Подбери символ к дорожному знаку», «Собери дорожный знак»; такие игры, где из мелких частей нужно собрать одно целое (транспорт, светофор, дорожный знак);на классификацию: «Распредели знаки по группам», «Дорожный узелок», в него дети собирают дорожные знаки, это могут быть определённые группы знаков, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком и другие.

 

 

 

 «Раскраска дорожных знаков», «Викторина». Они преподносятся детям в интересной, игровой форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются.

Проявить себя, показать, чему научились дети могут в интеллектуально-познавательных играх. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, занимательные викторины др.): «Безопасная прогулка», «Путешествие в новогоднем экспрессе», «Самый умный на дороге», «Звёздочки дорожной безопасности», «Я знаю дорожные знаки».

 

Детям нравится моделирование ситуаций на макетах. Полученные знания детей закрепляются во всех видах детской деятельности. Выбор игры зависит от заинтересованности детей, но наибольший результат достигается при сочетании интеллектуальной и ролевой игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах.

 В пропаганде правил безопасного поведения на дороге широко используются различные формы работы с семьями воспитанников: родительские собрания, консультации, распространение буклетов, памяток, праздники и развлечения, встречи с сотрудниками ГИБДД, выставки творческих работ.

В информационные уголки, папки-передвижки размещать материалы о правилах безопасного поведения на дороге, перечень литературы для взрослых и детей, рекомендации по организации прогулок, поездок на личном транспорте. Всё это позволяет заинтересовать родителей, повысить их ответственность и сделать своими активными помощниками в осуществлении работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

Таким образом, комплексная система работы с детьми по изучению ПДД способствует лучшему усвоению дошкольниками ПДД.

 

 

                                                           Литература

Т.Ф. Саулина «Ознакомление дошкольников с ППД», 2013

К.В. Петрова «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013

Н.В. Елжова "ПДД в детском саду", 2013

"Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников" автор сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова.

 



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Организация и методика проведения зимней  прогулки в детском саду».

 

Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведения прогулок на улице.

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжительность её составляет 4 — 4,5 часа.

— В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня — до обеда, во вторую половину дня — перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут. Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15°С, для детей 5-7 лет при температуре до -20°С.

-Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. 

Структура прогулки:

Наблюдение.

Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

Труд детей на участке.

Самостоятельная игровая деятельность.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.

                                                                                  Наблюдение.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными детьми.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений в зимний период могут быть:

 Снежинки.

Цель наблюдения:

Учить детей наблюдать за изменением формы снежинок в зависимости от смены погоды, показать простейшую форму снежинок - шесть лучиков в форме веточек.

 Лед, гололед, гололедица.

Цель наблюдения:

Показать детям, как образовывается лед на лужах; определять свойства льда, учить понимать зависимость - чем больше мороз, тем толще становится лед; во время гололедицы надо соблюдать осторожность.

 Снегопад, метель.

Цель наблюдения:

Учить детей наблюдать за зимними тучами, различать снегопад, метель, понимать, в чем их особенности, почему происходит то или иное явление.

Снег и свойства снега.

Цель наблюдения:

Учить детей определять свойства снега, понимать, что они зависят от погоды, в частности, от повышения или понижения температуры воздуха; упражнять в умении лепить из снега разные фигуры.

 Морозные узоры на окнах.

Цель наблюдения:

Показать детям морозные узоры на окнах, объяснить, что они образуются, когда на улице большой мороз, а в комнате воздух влажный; учить видеть в узорах сказочные рисунки.

 Зимнее солнце.

Цель наблюдения:

Учить детей наблюдать за солнцем зимой, понимать, что оно светит, но не греет, поднимается низко, дни короткие, ночи длинные, много пасмурных дней.

 Мороз или оттепель.

Цель наблюдения:

Учить детей различать, когда на улице мороз, а когда оттепель, как в эти дни изменяется погода, когда лучше гулять; показать термометр, учить определять температуру.

 Птицы зимой

Цель наблюдения:

Учить детей различать зимующих птиц по внешним признакам, а также их следы на снегу, понимать, почему зимой птицам нужна помощь, делать кормушки, чтобы подкармливать птиц.

 Деревья зимой

Цель наблюдения:

Учить детей различать и называть деревья, понимать, что зимой они находятся в состоянии покоя, нуждаются, чтобы их оберегали; любоваться красотой деревьев в инее или после снегопада.

 Зимняя ночь

Цель наблюдения:

Учить детей наблюдать, как наступает ночь зимой, обратить внимание, что она длинная; любоваться, как блестит снег в свете фонарей; находить в небе месяц, звезды.

 Ель и сосна зимой

Цель наблюдения:

Обратить внимание детей на то, что зимой ель, сосна - единственные деревья, которые остаются зелеными, дать объяснение, почему именно так, показать шишки ели и сосны, семена в них.

 Зимние месяцы

Цель наблюдения:

Продолжать знакомить детей с названиями зимних месяцев, учить замечать изменения, которые происходят каждый месяц. Обратить внимание, что декабрь год заканчивает, а январь - начинает.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать определённую  последовательность:

1. устанавливаются факты;

2. формируются связи между частями объекта;

3. идет накопление представлений у детей;

4. проводятся сопоставления;

5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и зимняя природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Подвижные игры.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисование, лепка) проводятся более подвижная игра; проводится она со всей группой в начале прогулки. После физкультуры и музыки – игры средней подвижности. Они проводятся в середине прогулки или в конце.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах — 6 — 10 минут, в средних — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 12 -15 минут.

 Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Подвижная игра «У зайчика»

Дети становятся в круг и берутся за руки. «Зайчик» стоит в центре круга. Дети идут вокруг него, приговаривая:

Зайчик прыгнул за плетень 

И не выскочит теперь,

Плетень, заплетайся,

Зайчик прыгает, спасайся!

«Зайчик» пробует, где бы выскочить. А дети, которые стоят в кругу, не дают: преграждают путь крепко скрепленными руками, становятся плотнее. Когда «зайчик» прорвется, все начинают его ловить. Кто поймает - становится «зайчиком».

Подвижная игра «Горю-дуб»

Дети становятся по двое - пара за парой.

Один - «горю-дуб» - впереди на расстоянии и поет:

Горю, горю, сгораю,

Кого хочу, поймаю!

Раз, два, три! Беги!

Первая пара бежит к «горю-дубу», разорвав руки, пытается обежать его с двух сторон, чтобы опять соединиться. Если «горю-дуб» кого-то поймает, то становится с ним последней парой, а кто остался без пары - становится «горю-дубом».

Подвижная игра «Метелица»

Дети выбирают «Метелицу» и становятся группой. «Метелица», оседлав метлу, подъезжает на ней к детям. Во время движения «Метелицы» дети проговаривают слова:

Снежная метелица 

На улице вертится,

Закружила, замела,

Вся земля белым-бела.

После этих слов дети разбегаются, а «Метелица» старается «заморозить» как можно больше игроков. К кому она дотронется - тот замирает на месте и стоит до тех пор, пока взрослый не скажет: «Метелица прочь уехала». «Замороженные» фигуры «оттаивают», и игра повторяется.

Подвижная игра «Мост»

Игроки становятся по двое, лицом друг к другу, и берутся вверху скрещенными руками. Последняя пара проходит под руками других пар и становится первой, за ней идет вторая пара, которая была предпоследней, и так далее. Игру еще называют «Длинная лоза», потому что она не имеет конца.

Прекращается игра по желанию или тогда, когда на пути возникает преграда, например, возле дерева или беседки и т.п.

Подвижная игра «Молчанка»

Перед началом игры все играющие произносят:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики 

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок - Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается вызвать игроков на разговор. Кто заговорит первым, тот проиграл.

Подвижная игра «Щенки»

Собираются игроки, десять или больше, меряются на палке, беря ее кулаком друг к другу, и чья рука окажется сверху, тому пасти. Забивают колышек, привязывают к нему веревку; возле колышка все кладут «шапки» (пластиковые тарелки) - это «щенки».

«Пастух» держится за веревку и оберегает «щенят»,

бегая, насколько достает «повод». «Пастух» стережет, а все игроки

«крадут щенков», хватая руками или выбивая ногой из круга.

Как только «пастуху» удается поймать кого-то, он кричит: «Чур-чура!» А если не закричал, значит, не поймал. Когда разберут всех «щенков», считается, что игра закончена, и назначают «пастухом» другого игрока, используя считалку.

Подвижная игра «Зайчик»

Дети становятся в круг, взявшись за руки. Выбранный «зайчик» прячется в кустах, а все его просят:

Зайчик, зайчик, выйди к нам,

Беленький, выйди к нам.

«Зайчик» выходит из кустов и становится посередине круга. Дети опять поют:

Зайчик, зайчик, ложись спать.

Зайчик, зайчик, ложись спать.

«Зайчик» как будто ложится. После этого снова поют: 

Зайчик, зайчик, ты вставай,

Беленький, ты вставай.

«Зайчик» встает. Тогда его просят умыться, обуться, причесаться. Он делает все, что ему загадывают.

Дети говорят:

Зайчик, зайчик, потанцуй,

Серенький,

потанцуй!

«Зайчик» танцует и выбирает другого на свою роль, а сам становится в круг.

Подвижная игра «Снегири и кот»

Все дети - «снегири» - стоят группкой, один ребенок («котик») стоит в стороне. Ведущий говорит:

К нам пришли морозы, детки,

Снегири сидят на ветке.

Птички прыг, прыг, прыг,

Маленькие дыб, дыб, дыб.

Крошки ищут на снегу.

Я пойду, им помогу.

«Снегири» начинают прыгать, искать еду. На слова: «Котик крадется, птичек поймать хочет», - кот «мяукает», «снегири» разбегаются, а «кот» их ловит. После этого выбирают другого «кота». Игра продолжается.

Подвижная игра «Найди дерево»

Взрослый вместе с детьми рассматривают деревья, хорошо знакомые детям (клен, березу, рябину, ель и др.). После этого взрослый говорит:

Кто быстрее всех найдет рябину?

Раз, два, три - к рябине беги!

Дети должны найти дерево и подбежать к нему.

Подвижная игра «Мороз и печь»

Дети выбираю двух ведущих - «мороз» и «печь».

С одной стороны площадки становятся дети, с другой - «печь». «Мороз» остается в стороне.

Печь:

Я мороза не боюсь,

С тех, кто мерзнет, я смеюсь,

Всех детишек я согрею – 

Не зря печкою зовусь.

С последними словами дети бегут к «печке», чтобы спрятаться за ней. «Мороз» старается их «заморозить». К кому он прикоснется рукой, тот замирает на месте до следующей перебежки. После 2-3 перебежек назначаются новые «мороз» и «печь», и игра повторяется.

Подвижная игра «Горячая рука»

Дети образуют круг. Ведущий стоит в центре круга, приговаривая: «Холодно! Холодно!» Все участники выставляют руки ладонями вверх. Ведущий, у которого «горячая рука», идет вдоль круга, старается дотронуться до рук, а дети должны вовремя спрятать руки за спину. Ведущий проходит по кругу 2-3 раза. Тот, до кого он дотронется, делает шаг назад и выходит из круга.

Подвижная игра «Два мороза».

Определяют место двух «домиков» на противоположных концах площадки.

Все дети находятся в одном из «домиков». Два «мороза» стоят в центре площадки. Они говорят:

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые,

Я мороз - Красный нос.

Я мороз - Синий нос.

Кто из вас не боится 

В путь-дорогу пуститься?

Дети вместе отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают к противоположному «домику». Морозы стараются «заморозить» бегущих, прикасаясь к ним рукой. «Замороженные» останавливаются на месте до следующей перебежки. После 2-3 перебежек назначаются новые «морозы», и игра повторяется.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание или перешагивание через снежные валы, сбегание со снежных пригорков.

Основные движения во время прогулки:

- пронести снежок на лопатке на дальность, не уронив его; 

- катание по ледяным дорожкам.

- ходить между разложенными высокими игрушками или вставленными прутиками; 

- кататься на санках в парах по очереди.

- бросание снежков через, два обруча; 

- ходить «змейкой».

- ходить по дорожке с приседанием;

- подскакивать, доставая рукой до ветки дерева.

- провезти санки, толкая их; 

- кидать снежки в большой снежный ком.

- катание на санках; 

- ходьба парами между двумя натянутыми шнурами.

- перепрыгивать через снежные комья;

- бросать снежки в кольцо.

- кидать снежки вдаль; 

- пролезать под шнуром, пригнувшись.

- ходить шагом лыжника;

- размахивать руками, как будто дует ветер.

- ходить, повторяя движения конькобежца; 

- кататься на санках с горки.

- кататься по ледяной дорожке между снежными комьями, положенными на расстоянии;

- ходить приставным шагом.

- ходить, переступая через снежные комья; 

- кружиться, как «снежинки».

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения): катание на санках, ледянках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

В тоже время чтобы разнообразить движение детей на прогулке на каждом участке необходимы следующие группы снежных фигур:

1. Фигуры для закрепления навыков равновесия.

2. Фигуры для прыжков, перешагивания.

3. Фигуры для упражнений в метании.

4. Фигуры для подлезания.

И горки для скатывания. При построении горок для скатывания придерживаемся следующих требований:

В I мл. гр. – высота 70 – 80 см. со скатом 3 м., сверху обязательно делается посадочная площадка размером 1,5м х 1,5м. Справа от ската лесенка (высота ступенек 12 – 14 см, ширина – 25 см). Ширина горки 50 – 60 см с бортиками по краю ската до 10 см.

Во II мл. гр. – высота 80 – 90 см со скатом 3 м, сверху обязательно делается посадочная площадка размером 1,5м х 1,5м. Справа от ската лесенка (высота ступенек 12 – 14 см, ширина – 25 см). Ширина горки 50 – 60 см с бортиками по краю ската до 10 см.

В средней группе – высота 90 – 100 см со скатом 4 – 5 м, сверху обязательно делается посадочная площадка размером 1,5м х 1,5м. Справа от ската лесенка (высота ступенек 12 – 14 см, ширина – 25 см). Ширина горки 50 – 60 см с бортиками по краю ската до 10 см.

В старшей и подготовительной группе – высота 1 – 1,2 м, со скатом 5 – 6 м, высота ступенек 14 см, остальные параметры теже.

Упражнения на ледяных дорожках интересны детям, развивают у них чувство равновесия при скольжении, умение управлять своим телом во время таких движений.

Правила катания по ледяным дорожкам:

- Кататься в одном направлении

- Кататься с интервалом

- Быстро уходить с дорожки после скольжения

- Не перебегать ледяную дорожку

Правила катания с горки:

- Не кататься на ногах

- Кататься по очереди

- Съезжать вниз с интервалом

- Быстро уходить с дорожки после того, как съехал с горки

- Тормозить в случае неожиданного появления препятствий

Ходьба на лыжах:

- Лыжи не должны иметь сучков, трещин, расщеплений, шероховатостей на скользящей поверхности. Крепления у младших мягкое, сзади нужна резиновая петля, иначе лыжи соскальзывают.

- Ботинки должны быть на 1 – 2 размера больше, чтобы поместилась стелька и два носка – обычный и шерстяной

- При ходьбе на лыжах необходимо соблюдать правила: идти, соблюдая интервал; не отставать; не наезжать на лыжи впереди идущего; не разговаривать на дистанции.

В  холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;

— при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого — либо текста.

                        Место и значение труда на зимней прогулке.

Труд имеет большое значение в воспитании детей. Одним из видов трудовой деятельности в детском саду, является труд на зимней прогулке.

Желание участвовать в трудовой деятельности воспитывается с младшей группы. Воспитатель выносит лопаточки, метелки, предлагает вместе с воспитателем очистить дорожки от снега, размести его метелкой. Можно предложить сделать маленькую горку для катания кукол. Дети вместе с воспитателем свозят на санках снег, прихлопывают его лопаткой, с помощью воспитателя делают небольшую горку. Катание с горки кукол на игрушечных санках доставит детям большую радость. В теплые дни воспитатель организует лепку из снега, дает формочки, лопатки. Дети узнают, что из снега можно лепить. Надо показать, как скатать небольшие шары и делать снеговика, как лепить снежки. С помощью воспитателя малыши кормят птичек.

Дети средней группы могут активнее участвовать в уборке участка от снега. Воспитатель учит их, как разгребать снег лопаткой на дорожках. Дети нагружают санки и свозят снег под деревья и кусты, сваливают в кучи для игр. На участке с помощью воспитателя подкармливают птиц.

В старшей группе круг трудовых обязанностей еще больше расширяется, дети приучаются к более сложным формам деятельности. В старших группах на прогулке значительное место должен занимать труд. Дети могут активно участвовать в сооружении сложных построек (снежного вала, горки, ледяной дорожки, снежного дома), а так же в очистке участка от снега, украшении его. Следует обучить детей некоторым приемам работы со снегом: катать снежный ком, вырезать лопатой из слежавшегося снега кирпичи, делать из них простейшие постройки, сгребать снег лопатой, разметать метлой. Хорошо, если очистка участка станет постоянной обязанностью детей. Для этого надо установить очередность. После снегопада можно организовать коллективную уборку участка от снега: одни дети сгребают лопатками снег, другие увозят на санках, а кто-то разметает метлой. Детям доступно участие в приготовлении цветных льдинок: накладывать подкрашенный снег в металлические формочки и опрокидывать их. Льдинками дети под руководством воспитателя украшают снежные клумбы, постройки и т.д. В процессе труда воспитатель привлекает внимание детей к свойствам снега в разную погоду: дети узнают, что в теплую погоду снег хорошо лепится, а в сильный мороз рассыпается.

После метели обратить внимание детей на снежный покров, рассказать о его значении в жизни растений зимой, поэтому, убирая участок, дети сносят его к деревьям и кустарникам. Воспитатель учит их окучивать деревья, делать около них высокие снежные холмики, что лучше защищает корни от морозов. Это дает больше влаги весной, убережет деревья от солнечных ожогов. Дети узнают, что слишком большое количество снега может повредить дереву. После больших снегопадов, под тяжестью снега, ветки могут сломаться, поэтому снег с веток надо стряхивать, т.е. во время труда на зимней прогулке идет активный познавательный процесс.

Дети старших групп уже сами кормят птиц, без помощи воспитателя. При подкормке зимующих птиц уточняются представления детей об этих птицах, их повадках, питании. Дети наблюдают, какие птицы постоянно прилетают, какие редко, какой больше любят корм. Если птиц не подкармливать, то они будут клевать почки плодовых деревьев и вместо пользы принесут вред.

В процессе трудовой деятельности на прогулке, дети под руководством воспитателя овладевают рядом умений, учатся сравнивать и обобщать наблюдения, понимая некоторые зависимости между ними. У детей формируется любознательность, наблюдательность. Способность самостоятельно мыслить. В труде наибольшее значение имеет формирование нравственных сторон личности. В труде они учатся доброжелательно договариваться друг с другом о распределении обязанностей, инвентаря, учатся помогать друг другу, если кто-то устал или не справляется. Воспитывается чувство ответственности за порученное дело, стремление настойчиво добиваться результатов, доводить дело до конца. Развивается желание браться за работу по собственному желанию, а не только по предложению воспитателя, воспитывается уважение к труду.

В труде ребенок сталкивается с нагрузкой, особенно на зимней прогулке при уборке снега. Воспитатель должен следить, чтобы не было перегрузки. Перегрузка вызывает у ребенка быстрое утомление, в связи с чем у них вырабатывается отрицательное отношение к работе, или отказываются ее выполнять до конца. Учащенное дыхание, пот, покраснение лица – признаки перегрузки, поэтому воспитатель должен остановить ребенка, предложить ему другой, спокойный вид деятельности.

По длительности труд на прогулке:

Младшая группа – 5-7 мин.

Средняя группа группа – 10-15 мин. с небольшим перерывом в зависимости от характера труда.

Старшая и подготовительная группа – 15-20 мин. с небольшим перерывом в зависимости от характера труда.

Зимний труд доставляет детям много радости, способствует укреплению здоровья, помогает расширить представление о свойствах снега и льда, воспитывает любовь к природе.

Но зимнее время омрачает радость детей и родителей традиционными для этого времени года простудами и очень распространенными травмами. Обезопасить себя от неприятных последствий зимних прогулок помогут простые и казалось бы, само собой разумеющие правила:

Одевать   детей   в   соответствии   с   температурными   условиями;   не   допускать

переохлаждения или перегревания организма детей;

Во время прогулки не допускать намокания детской одежды и обуви;

По возвращении с прогулки снимать с детей мокрые вещи и просушивать

При усилении мороза и ветра во время прогулки  детей отводить в помещение

детского сада или на закрытые веранды;

Не  допускать   статичного   положения   детей   во   время   прогулок   и   катания   на

ледяных дорожках, горках, санках и лыжах.

 При   проведении   прогулок   на   территории   детского   сада   соблюдать

установленный   режим,   длительность   прогулок,   смену   видов   деятельности

воспитанников; ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять

не менее 4–4,5 ч; прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда

и вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой;

 Сократить продолжительность прогулки, если температура воздуха ниже –15 °С

и скорость ветра более 7 м/с

Отменить  прогулку  если  температура  воздуха  ниже   -15   °С и   скорость  ветра

более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже

-20 °С и скорости ветра более 15 м/с;

 Во   время   прогулки   с   детьми   проводить   игры   и   физические   упражнения;

подвижные   игры   проводят   в   конце   прогулки   перед   возвращением   детей   в

помещение ДОУ с учетом сезона;

Чередовать виды деятельности от подвижной к малоподвижной (в зависимости

от   плана   проведения   прогулки)   для   предотвращения   переутомления,   перегрева

воспитанников во время игр, труда.

Правильно   организовывать   деятельность   детей   на   прогулке,   создавать

необходимые условия  для физических упражнений, веселых игр и развлечений.

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы прокатиться на санках, скатиться с горки на ледянке, покидаться снежинками и построить снежные башни и лабиринты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Краткосрочные образовательные практики Выполнила: Лаврентьева Ольга Сергеевна, октябрь 2022

Слайд 2

● Тенденции развития современного образования требуют от ребенка умения делать выбор уже в дошкольном возрасте; ● С овременное дошкольное образование предоставляет традиционный ассортиментный ряд образовательных услуг, что не всегда удовлетворяет запросы родителей; ● О тсутствие у родителей понимания важности, необходимости для самостоятельного выбора детьми деятельности по интересам; ● Н еобходимость создания условий для развития мотивации родителей принимать участие в образовании своих детей – дошкольников.

Слайд 3

Краткосрочная образовательная практика (КОП) - это организованная совместная деятельность, имеющая конкретный образовательный результат. Цель создания и реализации КОП - расширение вариативности образовательного пространства, при котором сам ребенок выбирает содержания своего образования, становясь субъектом образования.

Слайд 4

Разработать спектр краткосрочных образовательных практик с учётом возрастных особенностей психического развития дошкольников и их интересов, а так же традиций семьи, общества, государства. Создать необходимые условия для организации, проведения, а так же презентации результатов освоения краткосрочных образовательных практик в группах ДОУ. Отработать новые способы конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса в период введения краткосрочных образовательных практик в ДОУ. Содействовать проявлению творческой активности детей и их родителей для последующего приобщения к дополнительному образованию по их интересам и способностям. Осуществлять мониторинг результативности введения краткосрочных образовательных практик через построение индивидуальных маршрутов детей и их родителей. Для выполнения поставленной цели воспитателю, необходимо решить следующие задачи :

Слайд 5

По деятельности: Продуктивный характер - ориентация дошкольников на создание по результатам освоения краткосрочных образовательных практик продукта деятельности. Практикоориентированный характер — в результате чего обеспечивается формирование навыков и умений. По направлениям: Художественно-эстетическое развитие; Познавательное развитие; Социально-коммуникативное; Речевое развитие; Физическое развитие. Виды краткосрочных образовательных практик

Слайд 6

Процедура информирования родителей и воспитанников о порядке выбора КОП; Организация и реализация краткосрочных образовательных практик; Форма проведения мониторинга деятельности и отчетность: ( анкетирование родителей, опрос детей по степени удовлетворенности КОП, фотоотчет, продукты детской дея-ти, совместные занятия с родителями, где ребенок учит взрослого ); Накопление методического банка: конспекты, картотеки, дидактические игры, видео и аудиоматериалы . Модель реализации КОП

Слайд 7

Механизмы реализации краткосрочных образовательных практик К – КРАТКОСРОЧНЫЕ: Детские краткосрочные образовательные практики проводятся 1-2 раза в неделю, длительность занятий согласно возрастным особенностям, в первую или во вторую половину дня в соответствии с расписанием. О – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ. Каждая практика направлена на формирование конкретного умения или создание собственного продукта деятельности. П - ПРАКТИКИ. Все обучение проходит в практической деятельности. В каждой образовательной практике ребенок становится соучастником и соавтором процесса собственного обучения!

Слайд 8

Каждый ребенок: Становится субъектом образовательной деятельности; Выстраивает свой путь развития; Получает конкретный практический навык/продукт деятельности. Родители: Становятся непосредственными участниками образовательных отношений; Выбирают образовательную траекторию своего ребенка У педагогов: Совершенствуются компетенции, прописанные профессиональным стандартом; Пополняются аттестационное портфолио; Накапливаются методические продукты; Появляется новый уровень партнерства с родителями; Участвуют в инновационной деятельности. Благодаря краткосрочным образовательным практикам:

Слайд 9

Разрушение привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников; Развитие позитивного общественного мнения о своем учреждении; Повышение спроса на образовательные услуги для детей и обеспечение их доступности для максимального количества семей; Творческое саморазвитие участников образовательного процесса. Социальные эффекты от реализации проекта:

Слайд 10

непродолжительный по времени (от 4 до 8 академических часов) курс совместной образовательной деятельности педагога и детей; образовательный курс, направленный на решение задач образовательной программы, имеющий своим результатом продукт деятельности или навык ребенка; непродолжительная деятельность, выбираемая родителями и детьми в соответствии со своими интересами ; законченная образовательная деятельность, из вариативной части учебного плана образовательного учреждения, продолжительностью до 8 часов, выбираемая участниками образовательных отношений в соответствии со своими интересами. Заключение: «Что такое краткосрочные образовательные практики?»

Слайд 11

Спасибо за внимание!