Мои разработки

Гиндуллина Диляра Рустамовна

Копилка моих разработок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon galimullina_d.r._istoricheskie_istochniki.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА  ФОРМИРОВАНИЯ  НАВЫКОВ РАБОТЫ

С ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ  НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Гиндуллина  Д.Р.

Учитель истории

МБОУ СОШ с.Райманово

        Изменения, происходящие в современном обществе, предполагают формирование новых направлений совершенствования образования. Одним из таких путей является развитие самостоятельной, социально активной личности. Современные психолого-педагогические науки, исследования и опыт преподавания учителей ориентируют на необходимость формирования личности, умеющей самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Развитие у школьников приемов и соответствующих им навыков мыслительной деятельности и учебной работы не возможно без целенаправленной деятельности преподавателя. Большое место в этом процессе занимает работа учащихся с источниками знаний, прежде всего, с фрагментами текстов.

Формирование у учащихся навыков работать с текстами как источником знаний - одна из актуальных проблем современной педагогической науки, решение которой открывает возможности для углубленного осмысления учащимися ведущих вопросов исторического развития и формирования приемов мыслительной деятельности и учебной работы. Актуальность темы обусловлена назревшей необходимостью улучшения качественного уровня обучения учащихся в процессе преподавания истории.

Исторический источник является одним из основных средств используемых в процессе обучения истории в общеобразовательной школе. Однако его значение в методической науке и практике до сих пор не определено однозначно. Актуальность исследуемой темы подчеркивается тем, что сегодняшние ученики - завтра активные участники общественной жизни. В силу этого важно насколько учителю истории удастся использовать воспитательный потенциал исторического источника для сформирования мировоззрения своих учеников. Помимо этого в современном мире обычному человеку, зачастую предоставляется уже переработанная информация. СМИ делают основную работу за нас, т.е. они сами преподносят нам информацию в нужном им виде. А мы знаем, что любой историческое событие эпохи можно преподнести с различных точек зрения.

И поэтому одна из основных задач учителя-историка научить ребят работать с историческими источниками. Дать возможность самому без посторонней помощи, сделать выводы о значимости того или иного исторического факта. И трактовать данный исторический факт со своей точки зрения. Научить учеников отличать исторический источник от его анализа.

Правильно организованная работа с источниками также позволяет педагогу рационально использовать время, отведенное для изучения определенной темы, так как является одним из продуктивных способов обучения.

Анализ современного школьного опыта показывает отсутствие интереса у учащихся к историческим источникам. Это положение существует, потому что работа с ними чаще всего сводится к заданиям на определение автора документа, выделение из текста главного, прочтению дополнительной литературы и конспектированию объемного текста. Таким образом, источник для школьников становится неважным и ненужным, а главная часть работы ориентирована на литературу, являющуюся уже готовой историографической интерпретацией документов. Результат такой работы с источниками зачастую оказывается противоположным поставленным целям: ребята не понимают, зачем вообще нужно читать источники, какое отношение они имеют к изучению истории. Положение усложняется и представляет серьезную проблему в рамках изучения истории по второму концентру, так как произошло разделение предпрофильной и профильной подготовки. Программа работы в старших классах подразумевает уже профильную подготовку ученика для поступления в ВУЗ и, следовательно, в ее рамках большее внимание должно быть уделено работе с источниками. Поэтому вопрос о том, как заинтересовать ученика, как показать, что источник может быть весьма важным в процессе познания прошлого является весьма актуальным.

Место и роль источника в школьном историческом образовании должны измениться. Для этого необязательно кардинально менять содержание программ и принципиальные подходы к обучению. Нам представляется, что у каждого учителя должна остаться определенная свобода в выборе средств обучения, форм и технологий работы с ними. На современном этапе развития школьного образования методика в состоянии предложить традиционные и новые технологии работы с историческими источниками в связи с изменением целей, содержания образования, которые направлены на личностно-ориентированный подход в обучении.

И поэтому современному учителю истории, нужно активно включать в свою педагогическую работу различные исторические источники. И формировать у учащихся предметно-исторические навыки, путем обучения методикой работы с историческими источниками. Ведь навыки понимание исторический источник - это залог успешной личности сегодня, способной трезво оценивать тот или иной момент исторической эпохи.

А значит, мы считаем доказанным тот факт, что в работе с историческими источниками происходит активное формирование личности подростка, способного логически мыслить, умеющего самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Сформировавшиеся умения, в свою очередь, активно помогают учащимся в их познавательной деятельности, и переводят их на более новый этап изучения истории.

Литература

  1. Алексашкина Л.Н. Примерная программа. История // Примерные программы основного общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 501с.
  2. Андреева В.А. Историческое образование возможности и перспективы. – Проспект, 2009. – 201 с.
  3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 2008. – 401 с.