Главные вкладки
Самообразование по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми средней группы»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №256»
План работы по самообразованию
Тихоновой Валерии Владиславовны,
Беловой Ольги Игоревны
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми средней группы»
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Новокузнецкий городской округ 2023г.
Введение
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре;
- использование развивающих форм оздоровительной работы.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Актуальность выбранной темы
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в настоящее время является особенно актуальной. Ведь наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России, и, что особенно огорчает, детей дошкольного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его, начиная с раннего детства.
Чтобы помочь сохранить и укрепить здоровье детей, в детском саду целесообразно использовать здоровьесберегающие технологии. Особенно важно их применение для детей дошкольного возраста. Детство – время, когда ребёнок растёт и развивается, с интересом познаёт, что происходит вокруг. В этот период ребёнок быстро развивается физически, психически, формируются основные черты личности ребёнка. Этот возраст является благоприятным для прививания полезных привычек, поэтому педагогу необходимо начинать формировать у ребёнка потребность к здоровому образу жизни уже с дошкольного возраста.
Мы считаем задачу формирования культуры здоровья для детей очень важной. Именно поэтому темой самообразования мы выбрали «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми средней группы»
Цель: создать комплексную систему физкультурно-оздоровительной работы с детьми в средней группе, которая одновременно поможет повысить наш профессиональный уровень по вопросам здоровьесбережения и способствует формированию ответственности у родителей и воспитанников в области здоровья.
Задачи:
- изучить методическую литературу, интернет-ресурсы по данной теме;
- изучить современные здоровьесберегающие технологии;
- подобрать и применять в своей работе здоровьесберегающие технологии, подходящие для детей данной возрастной группы;
- создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и систематического использования доступных для детского сада технологий здоровьесбережения;
-повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей;
- сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Содержание работы разработано на основе предварительной оценки оздоровительной работы в группе. Нами была проведена предварительная работа, перед тем, как начать работу над планом самообразования:
- проведен анализ материально-технического обеспечения;
- проведена комплексная оценка здоровья детей, анализ заболеваемости воспитанников;
- анализ результатов физической подготовленности детей.
В ходе проведения самоанализа были выбраны следующие формы работы:
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- консультации;
- индивидуальные и групповые беседы;
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, проведение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Здоровячок»
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей.
- Пополнение методической копилки.
- Презентация педагога по теме самообразования.
Ожидаемые результаты:
- создание образовательной среды, формирующей у детей представления об основах здорового образа жизни и активное включение воспитанников и родителей в данную среду;
Для создание образовательной среды, формирующей у детей представления об основах здорового образа жизни и активное включение воспитанников в средней группе №1 воспитателями Тихоновой Валерией Владиславовной и Беловой Ольгой Игоревной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Здоровячок», возраст обучающихся 4-5 лет; срок реализации программы 1 год; недельная образовательная нагрузка 1 раз в неделю, по пятницам.
Цель программы: формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, воспитание валеологической культуры у детей дошкольного возраста, традиции – быть здоровыми!
Задачи программы:
1. Раскрыть смысл и значение здоровья, как общечеловеческой ценности и основы развития, совершенствования личности человека; привычки здорового образа жизни.
2. Создать представление об основных факторах, формирующих здоровье человека и закрепить их в практической и исследовательской деятельности детей, приобщать к гигиенической культуре.
3. Воспитывать у детей сознательное отношение и потребность к улучшению здоровья в течение всей жизни через рациональную двигательную активность, сбалансированное питание, режим дня, эмоции, безопасное поведение.
4. Развивать чувство сопереживания, готовности оказать посильную помощь; знать стихи, пословицы о здоровье, отражать в продуктивной деятельности свои представления о здоровом образе жизни.
- положительная динамики образовательной области «Физическое развитие», куда входят следующие критерии:
1. Основная гимнастика:
*основные движения;
*общеразвивающие упражнения;
*ритмическая гимнастика;
*строевые упражнения;.
2. Подвижные игры:
*демонстрирует освоенные основные движения и психофизические качества в подвижных играх;
* проявляет желание выполнять роль водящего;
*самостоятелен и инициативен в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников;
*выполняет правила игры, проявляет целеустремленность, настойчивость, творческие способности.
3. Спортивные упражнения:
*катание на санках (подъем с санками на гору, скатывание с горки, торможение при спуске, катание на санках друг друга);
*катание на трехколесном и двухколесном велосипеде, самокате (по прямой, по кругу с поворотами, с разной скоростью);
*ходьба на лыжах (скользящим шагом, повороты на месте, подъем на гору «ступающим шагом» и «полуёлочкой»);
*плавание (погружение в воду с головой, попеременные движения ног в воде, держась за бортик, доску, палку, игры с предметами в воде, доставание их со дна, ходьба за предметом в воде).
4. Основы здорового образа жизни:
*имеет представления о здоровье, факторах, положительно влияющих на него;
*знает правила безопасного поведения в двигательной деятельности;
*понимает необходимость занятий физической культурой, важности правильного питания, соблюдения гигиены, закаливания для сохранения и укрепления здоровья;
*имеет первичные представления об отдельных видах спорта.
На начало учебного года 2023 в средней группе №1 – 16 воспитанников из них 9 девочек и 7 мальчиков. Таким образом, в конце учебного года показатели должны стать лучше.
- снижение показателя заболеваемости у воспитанников.
План самообразования воспитателей на учебный год 2023-2024 «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми средней группы»
Раздел | Содержание деятельности | Сроки реализации | Практические выходы |
Введение: Знакомство с темой | Ознакомление с актуальными исследованиями о влиянии здоровьесберегаюших технологий на развитие детей. Обсуждение ключевых аспектов заботы о здоровье в дошкольном возрасте | Октябрь 2023г. | Организация обсуждения и ознакомления в области здоровьесберегаюших технологий и обсуждения инновационных методик |
Самореализация | Изучение литературы по актуальным аспектам здоровьесберегающих технологий и участие в конкурсе «Школа здоровья | Август 2023г. Сентябрь 2023г. | Разработка и внедрение в практику персонального плана внедрения новых методик с последующим анализом эффективности |
Разработка перечня необходимого оборудования для уголков здоровья | Октябрь 2023г. | Перечисление перечня необходимого оборудования в уголок здоровья | |
Разработка ДООП «Здоровячок» на 2023-2024 учебный год | Октябрь 2023г. | Готовая ДООП «Здоровячок» для занятий с воспитанниками | |
Подготовка презентации о здоровьесберегающих технологиях и проведение семинара для коллег в учреждении ДОУ | Апрель 2024г. | Обучение коллегам основным принципам и методам здоровьесбережения, стимулирование их активного внедрения в собственную практику | |
Оформление и пополнение папок по ЗОЖ: Оформление картотек: « Гимнастика для глаз», «Дыхательная гимнастика», «Подвижные игры для детей дошкольного возраста», «Физминутки», «Игры по ЗОЖ», «Пальчиковые игры» и т.д. | В течении всего учебного года 2023-2024 | Оформление и пополнение папок по здоровьесберегающим технологиям | |
Изготовление пособий для проведения гимнастики пробуждения | Октябрь 2023г. | Поиск и подборка пособий | |
Подбор музыки для выполнения релаксационных упражнений | Август 2023г.- Май 2024г. | Поиск и подборка музыкальных произведений | |
Прохождение курсов повышения квалификации | По мере проведения | Повышение педагогического мастерства по вопросам здоровьесберегающих технологий | |
Создание предметно – развивающей среды в группе | Август 2023г.- Май 2024г. | Оформление физкультурно-оздоровительного центра в группе | |
Работа с воспитанниками | Проведение диагностики образовательной области «Физическое развитие» | Ноябрь 2023г. | Выявление физической подготовленности и двигательных навыков детей, а также выявление знаний основ здорового образа жизни |
Проведение утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, пальчиковых игр, динамических пауз, физминуток и т.д. | Ежедневно | Формирование у воспитанников навыков здорового образа жизни | |
Разработка занятий с использованием игр и упражнений, направленных на физическое и эмоциональное развитие детей | Ноябрь 2023г. | Проведение различных занятий, с включением физических упражнений, дидактических игр и обсуждения полезных привычек | |
Разработка и внедрение тематических проектов, например, "Зимние Забавы" и т.д. с активным использованием здоровьесберегающих технологий | Декабрь 2023г. | Организация мероприятий, включая выставки проектов и тематические дни, для активного участия детей | |
Проведение занятий по физкультуре с инструктором по физкультуре | 2 раза в неделю: четверг и пятница | Проведение занятий по физкультуре для формирования у детей навыков физической активности | |
Проведение закаливающих мероприятий, утренней гимнастики, пробуждения, пальчиковой гимнастики, динамических пауз, элементов релаксации | В течении учебного года 2023-2024 | Проведение мероприятий | |
Проведение недели «Здоровья» | 1 раз в квартал | План проведения недели здоровья | |
Организованная деятельность: разучивание с детьми пословиц, загадок о спорте, ЗОЖ по возрасту | В течении учебного года 2023-2024 | Организационная деятельность с детьми | |
Работа с родителями: | Осведомление о значении здоровьесберегающих технологий: обсуждение вопроса на родительском собрании, тема: здоровьесберегающие технологии в детском возрасте | Ноябрь 2023г. | Создание буклетов с практическими советами и рекомендациями для родителей, распространение на родительском собрании |
Организация бесед с родителями для обсуждения результатов ДООП «Здоровячок», проектов и получения обратной связи | 1 раз в квартал | Формирование плана дальнейших действий на основе обратной связи и потребностей родителей | |
Индивидуальные беседы с родителями по ЗОЖ | Весь учебный год 2023-2024 | Формирование плана дальнейших действий на основе обратной связи и потребностей родителей | |
Проведение мастер-классов для родителей, нацеленных на обучение здоровьесберегающим практикам | Февраль 2024г. | Организация мероприятия с родителями, включая беседу о здоровьесберегающих технологиях, по правильному питанию и методам развития ребенка | |
Анкетирование родителей | 1 раз в квартал | Анализ анкет | |
Подготовка материала в уголок для родителей Создание консцльтаций, буклетовэ, папок передвижек. Консультации на темы: «Здоровым быть здорово»; «Формирование правильной осанки»; «Роль семьи в физическом воспитании ребенка»; «Здоровьесберегающие технологии» и т.д. Оформление папки передвижки: «Организация активного отдыха семьей» и т.д. | 1 раз в два месяца | Наличие буклетов, папок передвижек. | |
Выставка литературы и наглядного материала для использования здоровьесберегающих техногогий | Февраль 2024г. | Формирование у родителей потребности использовать здоровьесберегающие технологии в ЗОЖ | |
Творческая выставка рисунков, поделок, фотографий «В нашей семье» и т.д. | Март 2024г. | Выставка рисунков, поделок, фотографий | |
Оформление стенгазет: «Неболей-ка», «Мы за здоровый образ жизни», «Здоровый образ жизни- залог успеха!» | 1 раз в два месяца | Наглядный материал в виде стенгазет для родителей и воспитанников с участием родителей | |
Работа со специалистами в ДОУ: | Обсуждение темы, уровня освоения воспитанниками информации, прохождения занятий между воспитателями и специалистами по физической культуре и инструктором по плаванию | В течении всего учебного года | Обсуждение уровня успеваемости воспитанников |
Обзор собранных данных и обсуждение эффективности применяемых методик в рамках коллективных совещаний | Внесение корректив в план работы с учетом опыта и результатов исследований | ||
Создание формата для регулярного обмена опытом и идеями между воспитателями и специалистами в ДОУ | 1 раз в квартал | Организация мастер-классов, где воспитатели могут представить свои здоровьесберегающие практики, а также обсудить возможные улучшения | |
Посещение открытых мероприятий других ДОУ по теме самообразования | Весь период | Формирование новых знаний, проектов, нестандартного оборудования и т.д. по данной теме | |
Создание отчета | Систематизация данных и опыта, собранных в ходе внедрения здоровьесберегающих технологий | 1 раз в квартал Итоговый отчет в конце учебного 2024г. | Подготовка подробного отчета, который включает в себя описание использованных методик, оценку эффективности, реакции детей и родителей, а также предложения по дальнейшему совершенствованию практик |
Этот годовой план самообразования направлен на систематическое внедрение здоровьесберегающих технологий в работу средней группы детского дошкольного учреждения. Он обеспечивает поэтапное освоение теоретических знаний, их практическую реализацию, оценку эффективности и дальнейшее развитие воспитателями, сотрудничающими с родителями и коллегами.
Список использованных литературных источников
- Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-7 лет/ – М.: Мозаика-синтез, 2013;
- Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование. Конспекты занятий./ . – В.:Учитель, 2011;
- Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. 2-е изд. испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2000. – 108;
- Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 208 с.;
- Фомина, А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду / А.И.Фомина. – М. : Гардарики, 2007. – 183 с.;
- Хакимова Г.А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью старшего дошкольного возраста: авто-реф.дис… .канд.пед.наук/ Г.А.Хакимова. – Екатеринбург, 2004. – 23с.;
- Стефанко А.В. Степченкова С.В. Здоровьесбережение в коррекционной и образовательной деятельности с дошкольниками с ТНР 4-7 лет. Санкт-Петербург 2018г.;
- Николаева Е.И. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. – М.СПб: Детство-Пресс, 2015г.;
- Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, А.Еремеева //Развитие личности . - №2. – с.171-187.
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей
«Условия здорового образа жизни в семье»
Уважаемые родители! Просим Вас оказать
нам содействие, заполнив анонимную анкету.
1. Читаете ли вы литературу о здоровом образе жизни?
А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.
2. Используете ли Вы полученные знания в воспитании ребёнка?
А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.
3. Можно ли назвать образ жизни в Вашей семье здоровым?
А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.
4. Делаете ли Вы утреннюю зарядку?
А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.
5. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки?
А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.
6. Как Вы организуете питание в вашей семье?
А) полноценное питание;
Б) предпочтение отдаёте каким – то одним видам продуктов;
В) питаетесь регулярно;
Г) нерегулярно.
7. Как воздействует на вашего ребёнка климат в семье?
А) положительно;
Б) отрицательно;
В) не воздействует.
8. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни?
А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.
9. Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе с детьми?
А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.
10. Занимаетесь ли Вы закаливанием детей?
А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.
11. Вы сами здоровы?
А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.
12. Часто ли болеет Ваш ребёнок?
А) ДА; Б) Нет.
13. Каковы причины болезни Вашего ребёнка;
А) недостаточное физическое воспитание в детском саду;
Б) недостаточное физическое воспитание в семье;
В) наследственность;
Г) предрасположенность к болезням.
14. Что, по вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?
а) Физкультурные занятия в детском саду;
б) закаливание;
в) прогулки на свежем воздухе в любую погоду;
г) совместные физкультурные занятия детей и взрослых в детском саду и дома;
д) утренняя гимнастика;
е) соблюдение режима дня;
ж) другие варианты. _________________________________________________________
15. Что Вы считаете здоровым образом жизни? (напишите)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Забота о здоровье ребенка является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения. Для достижения реальных результатов в данной работе важно, чтобы этот процесс не был односторонним, а также активно поддерживался и родителями.
Однако именно в этом и кроется проблема — многие родители не имеют представления о своей роли в приобщении ребенка к здоровому образу жизни. К тому же очень часто их личное поведение далеко не всегда является примерным образцом того, как надо заботиться о своем здоровье.
Как Вы считаете, что включает понятие «здоровый образ жизни»:
- полноценное питание;
- режим дня;
- процедуры закаливания;
- регулярное проведение медицинского обследования;
- занятия спортом, выполнение физических упражнений;
- безопасная окружающая среда;
- нахождение в безконфликтной обстановке;
- доброжелательные отношения в семье;
- Ваш вариант ______________________________________________________.
Интересуетесь ли Вы литературой о здоровом образе жизни?
- да;
- нет.
Часто ли используете полученные знания о способах сохранения здоровья в своей семье?
- да;
- иногда;
- нет.
Оказываете ли влияние на ребенка для формирования у него правильных привычек, способствующих сохранению здоровья?
- да, постоянно;
- нет;
- иногда.
Какие вопросы по поводу здорового образа жизни Вас интересуют ___________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Считаете ли Вы, что в Вашей семье придерживаются правил ведения здорового образа жизни?
- да;
- нет;
- иногда.
Есть ли у Вас или других членов семьи вредные привычки?
- да;
- у некоторых;
- нет.
Как организовано питание в Вашей семье?
- сбалансированное;
- отдается предпочтение определенным видам продуктов;
- соблюдается диета;
- Ваш вариант ______________________________________________________.
Как происходит приобщение ребенка к занятию физкультурой?
- делаем по утрам гимнастику;
- ребенок посещает спортивную секцию;
- в комнате оборудован спортивный уголок;
- Ваш вариант ______________________________________________________.
Практикуются ли в Вашей семье совместные занятия физкультурой или подвижные игры?
- да, регулярно;
- иногда;
- нет.
Организовываете процедуры закаливания ребенка?
- да, регулярно;
- иногда;
- нет.
Какой психологический климат в Вашей семье?
- благоприятный;
- нейтральный;
- негативный;
- Ваш вариант ______________________________________________________.
Как ребенок реагирует на посещение детского садика?
- положительно;
- нейтрально;
- отрицательно;
- Ваш вариант
__________________________________________________________________.
Какие отношения у ребенка с другими детьми?
- много друзей;
- приятельские;
- замкнут в себе, не общается;
- Ваш вариант ______________________________________________________.
Как часто болеет Ваш ребенок?
- часто;
- не часто.
Какая основная причина заболеваний ребенка?
- слабый иммунитет;
- недостаточное физическое развитие;
- наследственность;
- Ваш вариант ______________________________________________________.
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей по здоровьесбережению
«Здоровье и ребёнок»
Уважаемые родители!
Для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в детском саду нам необходимы некоторые сведения о видах оздоровления ребенка дома. Отнеситесь к заполнению анкеты внимательно и серьезно, ведь ее цель – укрепление здоровья вашего ребенка.
1. Фамилия, имя, отчество ребенка
__________________________________________________________________
2. Как часто болеет Ваш ребенок?
__________________________________________________________________
3. Что, на Ваш взгляд, является предрасполагающими факторами для возникновения заболевания у Вашего ребенка?
__________________________________________________________________
4. Закаливаете ли Вы ребенка дома?
__________________________________________________________________
5. Какие виды закаливания Вы считаете приемлемыми для Вашего ребенка?
__________________________________________________________________
6. Какие виды семейного отдыха Вы предпочитаете?
__________________________________________________________________
7. Знаете ли Вы, как можно укрепить здоровье Вашего ребенка?
__________________________________________________________________
8. Может ли детский сад оказать помощь в укреплении здоровья Вашего ребенка?
__________________________________________________________________
9. Консультации каких специалистов Вы бы хотели получить?
__________________________________________________________________
10. Готовы ли Вы сотрудничать с детским садом в вопросах укрепления
здоровья Вашего ребенка?
__________________________________________________________________
Спасибо!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в детском саду: понятие, виды и методики применения
Забота о своем здоровье – первостепенная задача каждого взрослого человека. С детьми ситуация обстоит иначе. Им можно объяснить, что долго смотреть мультфильмы вредно для глаз, можно заинтересовать физкультминутками и познавательными играми, но они сами не позаботятся о своем здоровье в полной мере. Это зона ответственности не только родителей, но и работников детских садов. И тут возникает вопрос: «Что нужно делать для сохранения здоровья детей?».
Мало кто знает, что существуют специально разработанные здоровьесберегающие технологии. Их применение обязательно в дошкольных образовательных организациях.
- Что такое здоровьесберегающие технологии
- Здоровьесберегающее пространство
- Виды здоровьесберегающих технологий
Что такое здоровьесберегающие технологии
Эти технологии нужны для укрепления и сохранения здоровья детей. Для этого в детском саду проводится ежедневная работа: приобщение детей к физической культуре, организация питания, медицинский контроль, просвещение родителей и иные формы оздоровительной работы. Цель здоровьесберегающих технологий не только в сохранении здоровья, но и в формировании здорового образа жизни с самого детства. Так в дошкольных учреждениях закладывается необходимая база, которая в дальнейшем помогает детям самостоятельно заботиться о своем здоровье.
Эффективность применения технологий объясняется тем, что они применяются комплексно. В их реализации участвуют и педагогические, и медицинские работники: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.
Здоровьесберегающее пространство
В детском саду организовывается здоровьесберегающее пространство, для которого необходимы:
- медицинский кабинет
- спортивный зал
- музыкальный зал
- групповые комнаты
- игровые площадки на свежем воздухе
Это относится к инфраструктуре детского сада. Также важное место занимает образовательная среда, в которую входит содержание образовательного процесса, взаимодействие его участников и предметно-развивающая среда (место для зон уединения, физкультурный уголок, игровой, театрализованный).
Для здоровьесберегающего пространства важна целостность, поэтому работниками детского сада привлекаются родители: им предоставляются полезные материалы, организуются совместные мероприятия, на которых проводится консультативная работа.
Чтобы организованное здоровьесберегающее пространство работало, необходимо:
- соблюдать санитарно-гигиенические условия
- обеспечивать детям психологический и эмоциональный комфорт
- учитывать индивидуальные особенности дошкольников
- подходить к образовательному процессу творчески
- следить за состоянием здоровья детей
- использовать здоровьесберегающие технологии.
Виды здоровьесберегающих технологий
Медико-профилактические технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала (профилактика заболеваний, медицинский осмотр, санитарно-гигиеническая деятельность).
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Здесь применяются: закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия, спортивные праздники и другие методики.
Образовательные технологии воспитывают валеологическую культуру или культуру здоровья дошкольников. Другими словами, развивают в ребенке осознанное отношение к своему здоровью через образовательный процесс. Детям дают необходимую информацию о здоровье и учат оберегать и поддерживать его (коммуникативные игры, занятия по валеологии, сказкотерапия и др.).
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Эти технологии помогают в создании эмоционального комфорта и позитивного самочувствия ребенка в детском саду и семье (релаксация, психогимнастика, песочная терапия, танцевальная терапия и др.).
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов дошкольного образования. Педагоги также должны развивать потребность к здоровому образу жизни в себе и пропагандировать заботу о здоровье на личном примере (семинары, тренинги и консультации для педагогов).
Технологии валеологического просвещения родителей играют важную роль, так как здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от его окружения. В этом случае детский сад выступает своеобразным центром пропаганды культуры здорового образа жизни в семье (информационные стенды, беседы и совместные мероприятия).
Применение здоровьесберегающих технологий сопровождается постоянным мониторингом здоровья, питания и развития детей, а также составлением отчетности.
Предварительный просмотр:
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. У современных родителей необходимо формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своего ребенка. Современные мамы и папы должны выступать не в качестве пассивных “зрителей” образовательного процесса детей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, а в качестве активных соучастников.
Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
-медико-профuлактические;
-физкультурно-оздоровительные;
-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
-здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
-валеологического просвещения родителей.
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социальноэмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Технологии валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня:
Утренняя гимнастика:
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- общеразвивающие упражнения;
- танцевальные упражнения;
- использование элементов упражнений из различных оздоровительных систем: аэробика, шейпинг и др.
Перед занятиями: точечный массаж, антистрессовый массаж, интеллектуальный массаж.
Физкультминутки на занятиях:
- дыхательные упражнения;
- пальчиковая гимнастика.
Перед сном: релаксация, саморегуляция.
После сна:
- гимнастика пробуждения;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза).
Перед ужином:
- массаж на профилактику простудных заболеваний;
- физкультурные занятия – 2 раза в неделю;
- ритмическая гимнастика – 1 раз в неделю.
Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использовано и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.
- «Найди и покажи носик»; - «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком). - «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос. - «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением. - «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно. - «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба – бо – бу». - «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.
Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Массаж ушей. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
- «Найдем и покажем ушки»; - «Похлопает ушками»; - «Потянем ушки» - оттягивание мочек ушей; - «Потрем ушки».
Закаливающий массаж подошв. Такой вид массажа рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно.
От того, насколько здоровы наши дети, зависит будущее современного общества. Именно в детстве закладывается и фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Доказано, что система профилактических мероприятий по формированию здоровья подрастающего поколения может быть эффективной только в том случае, если она охватывает все стороны жизнедеятельности ребенка и реализуется последовательно в течение всего периода детства. Поэтому актуальной становится проблема формирования культуры здоровья дошкольников в системе интегрированного подхода: включении работы по охране, укреплению и формированию культуры здоровья во все образовательные области, с привлечением к данной теме и родителей.
Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на воспитание личностных качеств, способствующих формированию осознанного и ценностного отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению, эффективность которых зависит от продуктивного взаимодействия ребенка, его родителей, педагога и медицинских работников.
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе
Существует множество определений понятия «здоровье». Воспользуемся нормативным определением, данным Всемирной организацией здравоохранения, согласно которому здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
На сегодняшний день встает вопрос о работе по формированию осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: «Кто должен вести данную работу?» Ответ неоднозначный. Работа в данном направлении ложится на плечи педагогов: воспитателей, инструкторов по физкультуре, на логопедов, музыкальных работников и других работников дошкольных учреждений.
Одним из средств решения проблем по оздоровлению детей становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим образовательный процесс.
Здоровьесберегающие технологии — это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.
Применение здоровьесберегающих технологий актуально в случаях:
• гиподинамии (нарушения функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушения зрения и т. п.);
• детских стрессов (нервных расстройств вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе);
• тревожности (недостатка эмоциональной поддержки в дошкольном учреждении и семье, недостатка информации).
Классификация здоровьесберегающих технологий определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:
• медико-профилактические;
• физкультурно-оздоровительные;
• технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
• валеологическое просвещение детей и родителей;
• здоровьесберегающие образовательные технологии или просто образовательные.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе, делятся на 3 направления:
1. Технологии стимулирования и сохранения здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
1. Технологии стимулирования и сохранения здоровья. К ним относятся:
1)Подвижные и спортивные игры. Проводятся воспитателями и руководителем физического воспитания как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
2) Релаксация.
Проводится в любом подходящем помещении. Используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы, шум прибоя, ручья, пение птиц).
3) Гимнастика пальчиковая.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
• способствует овладению навыками мелкой моторики;
• помогает развивать речь;
• повышает работоспособность головного мозга;
• развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
• развивает тактильную чувствительность;
• снимает тревожность.
По большей части пальчиковая гимнастика – это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а также во время занятий.
4) Гимнастика для глаз.
Она нужна для предупреждения утомления глаз, укрепления глазных мышц; для профилактики нарушений зрения дошкольников. Ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
5) Гимнастика дыхательная.
В различных формах физкультурно– оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
6) Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по массажным коврикам, по соляной дорожке, «следикам» и т. д.
7) Игры с песком и водой умиротворяющее действуют на детей. Такие игры имеют большие развивающие возможности, оказывают успокаивающее и расслабляющее действие. В нашей группе есть уголок песка и воды. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струйкой, пускать по воде кораблики и т. д.
8) Динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.).
Они создают благоприятную атмосферу; снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни. К ним относятся:
1) Физкультурное занятие.
2) Утренняя гимнастика.
3) Гимнастика после сна, или иначе ее называют бодрящая гимнастика.
4) Массаж и самомассаж.
Можно использовать оборудование, например, мячики «Су джок».
Самомассаж – это стимуляция точек на кистях рук способствует повышению тонуса и работоспособности всего организма.
5) Точечный самомассаж.
6) Занятия из серии «Азбука здоровья». К ним стоит отнести закаливающие мероприятия, путем обливаний охлажденной водой.
7) Активный отдых.
8) Спортивные развлечения, праздники.
9) День здоровья.
10) Проблемно-игровые (игротреннинги и / или игротерапия) и игры различного характера:
• игры, направленные на улучшение общего психологического самочувствия;
• игры, направленные на коррекцию страхов;
• игры направленные на коррекцию агрессии;
• игры, направленные на расслабление, снятие напряжения;
• коммуникативные игры и т. п.
3. Коррекционные технологии. К ним относятся:
1) Технологии музыкального воздействия
2) Артикуляционная гимнастика.
3) Сказкотерапия.
4) Библиотерапия.
5) Психогимнастика.
6) Фонетическая ритмика.
Принцины здоровьесберегающих технологий:
— принцип «Не навреди!»;
— принцип сознательности и активности;
— непрерывности здоровьесберегающего процесса;
— систематичности и последовательности;
— принцип доступности и индивидуальности;
— всестороннего и гармонического развития личности;
— системного чередования нагрузок и отдыха;
— постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
— возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.
А теперь к практическим аспектам.
Формы занятий, двигательная деятельность:
— с использованием профилактических методик;
— с применением функциональной музыки;
— с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
— через оздоровительные мероприятия;
— создания здоровьесберегающей среды.
Главное условие при этом – доброжелательное отношение к детям. Если к ребенку проявляют искренний интерес – занятия физкультурой для него в радость, и не принципиально где и в какой форме будут проводиться эти занятия. Необходимо чтобы все упражнения выполнялись на позитивной ноте – «Учите, играя».
Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.
Существует правила — кирпичики, из которых строится здоровье:
• Соблюдайте режим дня!
• Обращайте большое внимание на питание!
• Больше двигайтесь!
• Спите в прохладной комнате!
• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
• Гоните прочь уныние и хандру!
• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
• Желайте себе и окружающим только добро!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, их применение в работе повысит результативность в образовательном процессе, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников. Помните, здоровье — это ДАР, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста.
Предварительный просмотр:
Сущность здоровьесберегающих технологий в психолого-педагогической литературе
Усилия сотрудников в дошкольном образовании, сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В современной отечественной дошкольной педагогике термин «педагогические технологии» рассматривается как: компонент педагогической системы, способ конструирования воспитателем педагогического процесса с помощью системы средств и методов воспитания и обучения дошкольников в специально созданных для этого дидактических условиях детского сада в целях решения задач дошкольного образования; инструмент профессиональной деятельности педагога, которая имеет выраженную этапность (пошаговость). Каждый этап (первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; итоговой диагностики достижения цели) включает в себя набор определенных профессиональных действий педагога.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» дискуссионно и у разных авторов встречаются разные трактовки.
Началом возникновения идеи здоровьесбережения следует считать V - II века до нашей эры, когда в Древнем Риме появились валеотугенарии (лат. valetudo, valetudinis - здоровье) - лечебное заведение, предназначавшееся для лечения воинов, отвечающие за здоровье и работоспособность рабов). В тот же период греческие ученые обосновали значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни.
Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном, последующие поколения ученых развили ее. Так, Аристотель высказал идею природосообразности, которую развил Я.А. Коменский. Его принцип природосообразности заключается в том, что человек, будучи частью природы, подчиняется как частица природы ее универсальным законам. Ж.Ж. Руссо рассматривает природосообразность как следование природе ребенка, как помощь его природе.
Во второй половине XIX - начале ХХ века возникла идея «педагогизации среды» (П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий), в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития.
Главной задачей обучения Л.С. Выготский считал обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка. Д.Н. Узнадзе особо подчеркивал значение личности педагога в обучении. В своей концепции о так называемой «трагедии воспитания» особое внимание он уделяет вопросу изучения отношений, устанавливаемых между педагогом и ребенком. Анализируя характер этих отношений, автор акцентирует внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения учебновоспитательного процесса.
В период становления советской педагогики основное внимание уделялось трудовому воспитанию подрастающего поколения в органичной 7 связи с умственным, физическим и эстетическим. Здоровье ребенка рассматривалось в его развитии через выполнение физического труда (Н. К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, А. С. Макаренко и др.
В 1980 году И. И.Брехманом был предложен термин «валеология», который обозначил направление в науке, связанное с изучением и формированием здоровья, выявлением методов активного формирования его. На стыке наук о человеке развивается новое направление в педагогической науке - педагогическая валеология как наука о включении человека в процесс формирования своего здоровья (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Л. Г. Татарникова).
Под здоровьесберегающей образовательной технологией О.В. Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образова- ния (учащихся, педагогов и др.).
По мнению В.Д. Сонькина, здоровьесберегающая технология – это:
− условия обучения ребенка в образовательных учреждениях (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
− рациональная организация учебного процесса ( в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
− соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
− необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
В работах «Основы безопасности дошкольников» В.А. Ананьев в разделах «Здоровье человека и окружающая среда», «Здоровье и образ жизни человека» ставит задачи развития физической активности детей: их нужно 8 приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться. Пути решения задач: занятия, игры - занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально - привлекательных форм, работа с родителями направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности.
Селевко Г.К. рассматривает, педагогическую технологию как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный выбор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
В публикациях Селевко Г.К. понятие педагогической технологии представлено в трех сферах:
1) научной. Она является областью или частью педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения и проектирующей педагогические процессы;
2) процессуально-описательной. Как описание (алгоритм) процесса, задание совокупности целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенной. Как осуществление технологического (педагогического), функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Кукушин В.С. отмечает, что педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Полат Е.С. полагает, что такие современные педагогические технологии, как обучение в сотрудничестве, создание проектов, использование новых информационных технологий, интернет-ресурсов, помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, а также способствуют обеспечению индивидуализации и дифференциации обучения с учётом способностей личности, склонностей и т. д..
По определению Полат Е.С., пед.технологии – это целеноправленноее последовательное описание деятельности учителя (воспитателя) для достижения поставленных дидактических целей, они отображают взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения т.е организацию позновательной деятельности учащихся (воспитанников).
Смирнов Н.К., утверждал, что понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Сократов Н.В., Алямовская В.Г., Овчинникова Т.С., Безруких М.М. и др. полагают, что использование здоровьесберагающих технологий обеспечивают тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития и здоровья ребёнка.
Здоровье ребёнка – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровый ребёнок физически, психически и социально активный.
Физическая активность – это естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении (в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребёнка. Психическая активность выражается в потребности нормально развивающегося ребёнка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в познании самого себя.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников [12].
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, применительно к ребенку, - это:
- обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада;
- воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека;
- привитие знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его;
- воспитание валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Принцины здоровьесберегающих технологий:
- научность: использование научно-обоснованных и апробированных программ, технологий, методик;
- доступность: возможность для широкого практического применения здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей;
- активность: участие всего коллектива педагогов, специалистов, родителей в поисках эффективных методов оздоровления дошкольников;
- сознательность: формирование осознанного отношения детей к своему здоровью;
- единство диагностирования и коррекции: научная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизиологической диагностик; планирование способов, методов и приемов индивидуальной и групповой коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных;
- систематичность: регулярность реализация оздоровительных и профилактических мероприятий;
- сформированность психо-физической готовности ребенка к обучению в школе;
- оптимальность: соблюдение сбалансированности психофизических нагрузок в зависимости от возрастных и психологических особенностей ребенка;
- индивидуальность: медико-педагогическое воздействие с учетом форм заболеваний и резерва здоровья каждого ребенка.
Функции здоровьесберегающих технологий:
- формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, детском коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебно-воспитательной деятельности, природной среде;
- информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
- диагностическая: заключается в мониторинге развития детей на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
- адаптивная: воспитание у детей направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию детей к социально-значимой деятельности;
- рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;
- интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это совокупность профилактических, коррекционных и реабилитационных мероприятий по здоровьесбережению, применяемая в ходе регламентированной, нерегламентированной и досуговой форм работы в ДОУ.