Олимпиады
Олимпиады для учащихся начальной школы
Общероссийская олимпиада по Основам православной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2014_sht_zadaniya_dlya_4_klassa_opk.doc | 1.06 МБ |
2014_sht_zadaniya_dlya_5-6_klassa_opk.doc | 1.06 МБ |
2015_2016_sht_1_klass.doc | 1.81 МБ |
2015_2016_sht_2_klass.doc | 1.82 МБ |
2015_2016_sht_3_klass.doc | 1.17 МБ |
2015_2016_sht_4_klass.doc | 96 КБ |
2015_2016_sht_5-7_klass.doc | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, Фонда просвещения «МЕТА», Фонда Святителя Василия Великого
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет
Олимпиада по Основам православной культуры:
«Русь Святая, храни веру Православную!»
Школьный тур, IV классы, 2015– 2016 учебный год
Прочитайте текст и выполните задания. Время на выполнение работы 30 минут.
Афон (или просто Святая гора) – крупнейший в мире центр мужского православного монашества, расположенный в северо-восточной части Греции на одноименном полуострове (части более крупного полуострова под названием Халкидики), омываемом водами Эгейского моря. По преданию, христианство на Афоне проповедовала Сама Пресвятая Богородица, принявшая эту землю в «удел» – место Своего особого попечения. С самого начала истории монашества Афона на полуостров был запрещен вход женщинам.
Нет достоверных сведений о времени появления на Афоне первых монахов. Первым известным афонским подвижником является преподобный Петр (нач. IX в.), ведший отшельнический образ жизни, как и большая часть афонских иноков того времени. К концу Х века на Афоне уже преобладало общежительное монашество. Начало ему положил преподобный Афанасий Афонский. Он устроил обитель, названную потом Великой Лаврой и ставшую главным афонским монастырем.
Многие традиции монашеского делания были принесены на Русскую землю именно с Афона. Основатель Киево-Печерской обители преподобный Антоний принял монашеский постриг в афонском монастыре Эсфигмен. Игумен этой обители получил от Бога откровение, что прп. Антоний соберет на Руси великий сонм монашествующих, поэтому он сказал: «Антоний! Иди обратно в Русскую землю – пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобою благословение Святой горы!» Прп. Антоний вернулся в Киев и поселился в пещере, где вокруг него стали собираться ученики и выросла великая обитель, ставшая «колыбелью русского монашества».
Первое письменное свидетельство о существовании на Святой горе русской обители относится к 1016 году. Этим годом датирован один из документов Великой Лавры, на котором стоят подписи всех игуменов и, в том числе, настоятеля русского монастыря: «Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Росов, свидетельствуя, собственноручно подписал».
Этот русский монастырь именовался Ксилургу (что значит «Древодел» или «Плотник»). Название, вероятно, связано с тем, что русские монахи строили свои первые храмы из дерева, в отличие от греков, предпочитавших камень. Соборный храм этой обители освящен в честь Успения Богоматери. Он датируется началом XI века; это один из самых древних храмов на Святой горе.
Когда число монахов в Ксилургу возросло, русский монастырь перебрался на новое место: в 1169 году основной русской обителью на Афоне стал монастырь в честь святого Пантелеимона, находящийся высоко в горах. Сейчас этот монастырь известен под названием Нагорный или Старый Русик.
Постоянные набеги на Афон самых разных завоевателей нещадно его разоряли. Часто угрожала монастырям и другая беда – пожары. В одном из сильных пожаров XIII века сгорело все имущество Старого Русика и рукописи, рассказывающие о раннем периоде его истории. Восстановлению обители помог византийский император Андроник II Палеолог, в 1312 году особой грамотой закрепивший права русского монастыря на земельные участки в Фессалониках и на полуострове Халкидики.
В последующие времена русский афонский монастырь то вновь набирал силу, то приходил в запустение. Но даже в тяжелые для России и самого Афона времена Святую гору посещали русские монахи, получавшие здесь бесценные уроки подвижничества. Преподобный Нил Сорский (1433–1508), следуя афонской традиции, основал новый для Руси тип монастыря – скит и составил особый «Устав о жительстве скитском». Принципы святогорского подвижничества проповедовал приехавший в Россию монах афонского Ватопедского монастыря преподобный Максим Грек (1470–1556).
Постепенное возрождение русской Свято-Пантелеимоновой обители на Афоне начиналось в первой половине XIX века. К этому времени монастырь уже находился на новом месте – в прибрежной зоне. Духовное возрождение Русика связано с трудами старца Герасима Афонского, ставшего игуменом в 1832 году и наладившего связи монастыря с Россией. С 1830 года, после того как Россия выиграла войну с Турцией и турецкие войска освободили Афон, русские вновь начали беспрепятственно приезжать на Святую гору и принимать монашество.
В начале XX века в Свято-Пантелеимоновом монастыре и его скитах (Ксилургу, Старом Русике и др.) было около двух тысяч иноков. Были устроены подворья монастыря в Константинополе, Салониках, Одессе и Москве (первая Афонская часовня была устроена в 1873 году при Богоявленском монастыре на Никольской улице). В 1875 году в Абхазии афонцами был образован Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь.
В 2016 году на Афоне пройдут торжества в честь 1000-летия русского присутствия на Святой горе.
По материалам сайта «Русский Афон» http://afonit.info
Работу выполнил __________________________________________ Класс ________________
Задание 1. Напишите определение.
1.1. — название первого монастыря в Киевской Руси.
1.2. — настоятель монастыря.
1.3. — монах, ведущий уединенный образ жизни.
Задание 2. Ответьте на вопросы.
1. Имя основателя первого монастыря в Киевской Руси | |
2. К какому году относится первое письменное свидетельство о существовании на Святой горе русского монастыря? | |
3. Имя игумена, при котором началось возрождение русского афонского монастыря в XIX веке | |
4. Каким веком датируется Успенский русский храм в Ксилургу? | |
5. В каком году император Византии закрепил право русского афонского монастыря на земельные участки в Фессалониках и на полуострове Халкидики? | |
6. Имя какого святого носит русский монастырь на Афоне? |
Задание 3. Установите соответствия (в таблицу справа внесите соответствующие цифрам буквы)
1. Великая Лавра | А. 2016 год |
2. Афонская часовня на Никольской улице | Б. Абхазия |
3. Ватопедский монастырь | В. прп. Афанасий |
4. Ново-Афонский монастырь | Г. Москва |
5. «Устав о жительстве скитском» | Д. прп. Максим Грек |
6. Тысячелетие русского присутствия на Афоне | Е. прп. Нил Сорский |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Сумма баллов |