«Обучение детей подготовительной к школе группы игре в шашки»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №208 «Солнышко»
«Обучение детей подготовительной к школе группы игре в шашки»
Опыт работы педагога Чистяковой Ларисы Александровны
2012г.
Содержание
1.Пояснительная записка стр.3
2. Тематическое планирование работы по стр. 4
обучению детей подготовительной к школе
группы игре в шашки.
3. Описание опыта работы подготовительной стр. 5 - 6
к школе группе
4. Заключение стр.7
6. Приложение стр.8
I. Пояснительная записка
Всем известно, что большой популярностью пользуется шашечная игра. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны, поэтому об этой игре существует ошибочное мнение как о легкой и простой. В действительности, научиться играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо развивать систему обучения игре в шашки.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства использовалась литература авторов Абаулина В.И. «Начала шашечной партии» и «Приключения на шашечной доске». Отличительной особенностью данной методики является акцент на начальную подготовку обучения детей подготовительной к школе группы игре в шашки, начинающих с «нуля».
Цель работы: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников при подготовке к обучению в школе. Осуществление всестороннего физического развития воспитанников. Воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
Задачи:
1. Обучение основам шашечной игры;
2. Обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
3. Воспитание у детей умения применять полученные знания на практике, настойчивости, целеустремленности, развитие стремления
к самостоятельности.
Методы работы: (теоретические и практические): ознакомление с историей возникновения игры в шашки; составление описательных рассказов и сказок об игре в шашки; подгрупповая и индивидуальная работа по обучению игре в шашки; мини турниры.
II. Тематическое планирование
по обучению детей подготовительной к школе группы
игре в шашки
2011–2012 учебный год.
№ | Занятие | Месяц |
1 | История шашек. | Октябрь |
2 | Сказка начинается… (общие понятия о шашках) |
3 | Шашечная доска и шашки. Шашечные дороги. |
4 | Практическое закрепление материала |
5 | Шашечные поля. | ноябрь |
6 | Практическое закрепление материала |
7 | Диагональ |
8 | Практическое закрепление материала |
9 | Как ходят шашки | декабрь |
10 | Практическое закрепление материала |
11 | Основные правила шашечной игры |
12 | Практическое закрепление материала |
13 | Цели игры и определение результата партии |
14 | Практическое закрепление материала | январь |
15 | Разные виды ничьей партии |
16 | Практическое закрепление материала |
17 | Как начинать партию? |
18 | Практическое закрепление материала | февраль |
19 | Знакомство с таблицей шашечного турнира. |
20 | Практическое закрепление материала |
21 | Подготовка к соревнованиям | март |
22 | Практическое закрепление материала |
23 | Практическое закрепление материала |
24 | Практическое закрепление материала | апрель |
25 | Соревнование по шашкам в ДОУ между игроками. | май |
26 | Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры | июнь-июль |
III. Описание начала работы
На начало учебного года разработали критерии оценки обучения умению играть в шашки.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием
Средний уровень – ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога
Низкий уровень - ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога;
Обследовали подгруппу детей методом включения в игру в шашки с воспитателем и инструктором по физической культуре Волковой З.Ф.
Выяснили, что дети не умеют производить расчеты на несколько ходов вперед, слабо развито внимание, стремление доводить игру до конца, плохо ориентируются в ходах шашек на поле. Решено было составить тематический план обучения (представлен на стр. 4) и реализовать его в совместной деятельности с контрольной группой детей. Для успешной работы были приобретены: шашки с досками, шашечная литература для педагога. Совместно с инструктором по физической культуре Волковой З.Ф. разработан тематический план обучения игре в шашки, организованы соревнования внутри дошкольного учреждения и между дошкольными учреждениями. В соревнованиях принимали активное участие не только воспитанники, но и сотрудники МБДОУ.
сформированности умения
подготовительной к школе группы играть в шашки
на начало учебного года (сен.2011г.)
Фамилия, имя ребенка | Расставляет шашки на поле | Начало игры | Ход шашек | Бой шашек соперника | Брать за фук | Дамка | Доводит игру до конца |
Ход | Бой |
1. Гаврилова В. | средний | ср | ср | низкий | Низ. | низ | низ | средний |
2. Шевченко Ф. | средний | ср | ср | ср | Низ. | низ | низ | средний |
3.Скрыпников В. | низкий | низ | ср | низкий | низ | низ | низ | средний |
4. Казакова К. | низкий | низ | низ | низкий | низ | низ | низ | низкий |
5. Ладожинский В | низкий | низ | низ | низкий | низ | низ | низ | низкий |
6. Нудьга О. | низкий | низ | низ | низкий | низ | низ | низ | средний |
7. Вороновский В | низкий | низ | ср | низкий | низ | низ | низ | низ |
8. Рыбкина С. | средний | ср | ср | ср | низ | низ | низ | средний |
9. Хакирова А. | низкий | низ | низ | средний | низ | низ | низ | низ |
10. Горбань Л. | средний | ср | ср | средний | низ | низ | низ | низ |
Начало года: табл.№1
Высокий уровень – 0 чел.
Средний уровень – 4 чел.
Низкий уровень – 6чел.
К концу года провели повторное обследование контрольной группы детей. Были получены следующие результаты:
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА № 2.
сформированности умения
подготовительной к школе группы играть в шашки
на конец учебного года (май 2012г.)
Фамилия, имя ребенка | Расставляет шашки на поле | Начало игры | Ход шашек | Бой шашек соперника | Брать за фук | Дамка | Доводит игру до конца |
Ход | Бой |
1. Гаврилова В. | высокий | выс | выс | ср | выс | ср | выс |
2. Шевченко Ф. | высокий | выс | выс | выс | выс | выс | ср | выс |
3.Скрыпников В. | средний | ср | выс | средний | выс | выс | ср | выс |
4. Казакова К. | средний | ср | сред | средний | сред | выс | ср | ср |
5. Ладожинский В | средний | ср | сред | средний | сред | выс | ср | ср |
6. Нудьга О. | средний | ср | сред | средний | сред | выс | ср | выс |
7. Вороновский В | средний | ср | выс | средний | сред | выс | ср | ср |
8. Рыбкина С. | высокий | ср | выс | выс | выс | выс | ср | выс |
9. Хакирова А. | средний | ср | выс | средний | сред | выс | ср | ср |
10. Горбань Л. | высокий | выс | выс | высокий | выс | выс | ср | выс |
Конец года: табл. №2 Высокий уровень – 6 чел. Средний уровень – 4 чел. Низкий уровень – 0чел. Результатом совместной работы с инструктором Волковой З.Ф. являются победы воспитанников – Гавриловой Вари и Шевченко Филиппа на соревнованиях среди детей дошкольного возраста Карасунского округа г.Краснодара. В ходе реализации тематического плана работы, каждый ребенок приобрел ряд положительных личных качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации. |
IV. Заключение
Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашек в волшебные. Умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
В творческом отношении систематическая организация подгрупповой и индивидуальной игры в шашки приблизила детей к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.
Работа проводились по принципу от простого к сложному. В процессе игры в шашки дети получали много полезных умений и навыков. В группе велась систематическая работа по организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что поставленные цели реализованы средством обучения детей игре в шашки.
V. ПРИЛОЖЕНИЕ