«Обучение детей подготовительной к школе группы игре в шашки»


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №208 «Солнышко»

«Обучение детей подготовительной к школе группы игре в шашки»

Опыт работы педагога Чистяковой Ларисы Александровны

2012г.

Содержание

1.Пояснительная записка                                           стр.3  

2. Тематическое планирование  работы по                    стр. 4    

        обучению детей подготовительной к школе 

        группы  игре в шашки.                                                                                                                                

    3. Описание опыта работы  подготовительной              стр. 5 - 6

        к школе группе 

    4. Заключение                                                                     стр.7  

    6. Приложение                                                                    стр.8

I. Пояснительная записка

Всем известно, что большой популярностью пользуется шашечная игра. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны, поэтому об этой игре существует ошибочное мнение как о легкой и простой. В действительности, научиться играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.  Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо развивать систему обучения игре в шашки.  

Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства использовалась литература авторов  Абаулина  В.И. «Начала шашечной партии» и «Приключения на шашечной доске».  Отличительной особенностью данной методики является  акцент  на начальную подготовку обучения детей подготовительной к школе группы игре в шашки,  начинающих с «нуля».

     Цель работы: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников при подготовке к обучению в школе. Осуществление всестороннего физического развития воспитанников. Воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

Задачи:

1.  Обучение основам шашечной игры;

2.  Обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

3. Воспитание у детей умения применять полученные знания на практике, настойчивости, целеустремленности, развитие стремления

 к самостоятельности.

Методы работы: (теоретические  и практические):  ознакомление с  историей возникновения игры в  шашки; составление описательных рассказов и сказок об игре в шашки; подгрупповая и индивидуальная работа по обучению игре  в шашки; мини турниры.  

II. Тематическое планирование

по обучению детей подготовительной к школе группы

 игре в шашки  

2011–2012  учебный год.

                  №

Занятие

Месяц

1

История шашек.

Октябрь

2        

Сказка начинается… (общие понятия о шашках)

3

Шашечная доска и шашки. Шашечные дороги.

4

Практическое закрепление материала

5

Шашечные поля.


ноябрь

6

Практическое закрепление материала

7

Диагональ

8

Практическое закрепление материала

9

Как ходят шашки        



декабрь

10

Практическое закрепление материала

11

Основные правила шашечной игры

12

Практическое закрепление материала

13

Цели игры и определение результата партии

14

Практическое закрепление материала


               январь

15

Разные виды ничьей партии

16

Практическое закрепление материала

17

Как начинать партию?

18

Практическое закрепление материала


февраль

19

Знакомство с таблицей шашечного турнира.

20

Практическое закрепление материала

21

Подготовка к соревнованиям

март

22

Практическое закрепление материала

23

Практическое закрепление материала         

24

Практическое закрепление материала         

апрель

25

Соревнование по шашкам в ДОУ между игроками.

май

26

Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры        

июнь-июль

III. Описание начала работы

         На начало учебного года разработали критерии оценки обучения умению играть  в шашки.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием

Средний уровень – ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка  педагога

Низкий уровень -  ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога;

          Обследовали подгруппу детей  методом включения в игру в шашки с воспитателем и инструктором по физической культуре Волковой З.Ф.

Выяснили, что дети не умеют производить расчеты на несколько ходов вперед, слабо развито внимание,  стремление доводить игру до конца, плохо ориентируются в ходах шашек на поле. Решено было составить тематический   план  обучения  (представлен на стр. 4)   и реализовать его в совместной деятельности с контрольной группой детей. Для успешной работы были приобретены: шашки с досками, шашечная литература для педагога. Совместно с инструктором по физической культуре Волковой З.Ф.   разработан тематический план обучения игре в шашки,  организованы соревнования внутри дошкольного учреждения и между дошкольными учреждениями. В соревнованиях принимали активное участие не только воспитанники, но и сотрудники МБДОУ.

Диагностическая карта №1

сформированности умения

подготовительной к школе группы играть в шашки

на начало учебного года (сен.2011г.)

Фамилия, имя ребенка

Расставляет шашки на поле

Начало игры

Ход шашек

Бой шашек соперника

Брать за фук

Дамка

Доводит игру до конца

Ход

Бой

1. Гаврилова В.

средний

ср

ср

низкий

Низ.

низ

низ

средний

2. Шевченко Ф.

средний

ср

ср

ср

Низ.

низ

низ

средний

3.Скрыпников В.

низкий

низ

ср

низкий

низ

низ

низ

средний

4. Казакова К.

низкий

низ

низ

низкий

низ

низ

низ

низкий

5. Ладожинский В

низкий

низ

низ

низкий

низ

низ

низ

низкий

6. Нудьга О.

низкий

низ

низ

низкий

низ

низ

низ

средний

7. Вороновский В

низкий

низ

ср

низкий

низ

низ

низ

низ

8. Рыбкина С.

средний

ср

ср

ср

низ

низ

низ

средний

9. Хакирова А.

низкий

низ

низ

средний

низ

низ

низ

низ

10. Горбань Л.

средний

ср

ср

средний

низ

низ

низ

низ

Начало года:  табл.№1                                                                          

Высокий уровень – 0 чел.                                                      

Средний уровень – 4 чел.                                                      

Низкий уровень – 6чел.

    К концу года  провели повторное обследование контрольной группы детей. Были получены  следующие результаты:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ  КАРТА № 2. 

сформированности умения

подготовительной к школе группы играть в шашки  

на конец учебного года (май 2012г.)

Фамилия, имя ребенка

Расставляет шашки на поле

Начало игры

Ход шашек

Бой шашек соперника

Брать за фук

Дамка

Доводит игру до конца

Ход

Бой

1. Гаврилова В.

высокий

выс

выс

ср

выс

выс

ср

выс

2. Шевченко Ф.

высокий

выс

выс

выс

выс

выс

ср

выс

3.Скрыпников В.

средний

ср

выс

средний

выс

выс

ср

выс

4. Казакова К.

средний

ср

сред

средний

сред

выс

ср

ср

5. Ладожинский В

средний

ср

сред

средний

сред

выс

ср

ср

6. Нудьга О.

средний

ср

сред

средний

сред

выс

ср

выс

7. Вороновский В

средний

ср

выс

средний

сред

выс

ср

ср

8. Рыбкина С.

высокий

ср

выс

выс

выс

выс

ср

выс

9. Хакирова А.

средний

ср

выс

средний

сред

выс

ср

ср

10. Горбань Л.

высокий

выс

выс

высокий

выс

выс

ср

выс

  Конец года: табл. №2

Высокий уровень – 6 чел.

Средний уровень – 4 чел.                                                      

Низкий уровень – 0чел.

           

         Результатом совместной работы с инструктором  Волковой З.Ф. являются победы воспитанников – Гавриловой Вари и Шевченко Филиппа на соревнованиях среди детей дошкольного возраста Карасунского округа г.Краснодара.

          В ходе реализации тематического плана работы, каждый ребенок приобрел ряд положительных личных качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.


                                         

IV. Заключение

Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашек в волшебные. Умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

В творческом отношении систематическая организация подгрупповой и индивидуальной игры в шашки приблизила детей к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.

Работа  проводились по принципу от простого  к сложному. В процессе игры в шашки  дети получали много полезных умений и навыков. В группе велась систематическая работа по  организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Таким образом,  можно сделать вывод о том, что поставленные цели реализованы средством обучения детей игре в шашки.

V. ПРИЛОЖЕНИЕ