проект "Потешки "
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют малые фольклорные формы, в частности я хотела бы обратить внимание на потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Несмотря на то, что потешки представляют собой самую коротенькую форму стишка складного, они быстро запоминаются и оставляют свой отпечаток на восприятии малыша. Детскими психологами было уже давно доказано, что потешки способствуют быстрому развитию речи ребенка, в том числе развитию памяти, логики, мышления. Наравне с этим, развивается и творческая сторона малыша, он может давать волю своим детским фантазиям.
Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- воспитание звуковой культуры речи:
потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
- обогащение словаря:
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
- формирование грамматического строя речи
- развитие монологической и диалогической речи
- развитие мелкой моторики
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Я разработала краткосрочный проект для детей первой младшей группы «Потешки – лучшие друзья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Потешки" | 133.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9 «ТОПОЛЁК» 141667, Московская область, Клинский район, с. Спас-Заулок, ул. Центральная, д.20 , тел. 8(49624) 5 – 22 - 49
1 отделение
Проект
«Потешки-лучшие друзья»
Разработан воспитателем 1кв.категории:
Морозовой О.А. группа №2
2018-2019 уч. год
Паспорт работы
ФИО автора, должность | Воспитатель группы №2 Морозова Ольга Анатольевна 1 кв. категория |
Образовательное учреждение | МДОУ ДС №9 «Тополек» 1 отделение село Спас-Заулок |
Адрес, телефон | Село Спас-Заулок ул. Центральная д.20 тел. 52-249, 52-154 |
ФИО руководителя | Шестакова Елена Юрьевна |
Пояснительная записка
В связи с внедрением ФГОС ДО изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. Опираясь на принципы ФГОС по дошкольному образованию, можно сделать вывод, что основное внимание разработчиков направлено на решение проблем социализации детей дошкольного возраста:
- поддержки разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства и обогащения детского развития;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
Основная цель работы с детьми младшего дошкольного возраста заключается в формировании и развитии речевых навыков. Чем лучше будет сформирован речевой ряд, тем легче пройдут процессы адаптации и дальнейшей социализации ребёнка.
Актуальность темы:
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют малые фольклорные формы, в частности я хотела бы обратить внимание на потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Несмотря на то, что потешки представляют собой самую коротенькую форму стишка складного, они быстро запоминаются и оставляют свой отпечаток на восприятии малыша. Детскими психологами было уже давно доказано, что потешки способствуют быстрому развитию речи ребенка, в том числе развитию памяти, логики, мышления. Наравне с этим, развивается и творческая сторона малыша, он может давать волю своим детским фантазиям.
Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- воспитание звуковой культуры речи:
потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
- обогащение словаря:
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
- формирование грамматического строя речи
- развитие монологической и диалогической речи
- развитие мелкой моторики
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Я разработала краткосрочный проект для детей первой младшей группы «Потешки – лучшие друзья».
Тип проекта: познавательный
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети раннего возраста группы № 2, воспитатели группы, родители.
Цель проекта: знакомить детей с потешками, развивать речевые навыки ребёнка, память, воображение, мышление; активизировать познавательное и умственное развитие.
Задачи проекта:
- Повышать интерес к русским народным потешкам.
- Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
- Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
- Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки
- Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.
Предполагаемый результат:
Высокий уровень сформированности у детей знаний потешек. Снятие тревожности в период адаптации, пополнение словарного запаса малышей, активизация познавательного и умственного развития, ознакомление с окружающим миром, развитие восприимчивости и чувствительности, формирование гуманного отношения к миру.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей и родителей |
I этап предварительный | - подобрать фольклорный материал, соответственно возрасту детей - составить картотеку потешек, пестования для всех режимных моментов; - подобрать иллюстрированную литературу с фольклорными произведениями. | Работа с детьми: -наблюдения за детьми, беседы. -определение уровня речевого развития Взаимодействие с родителями
|
II этап целеполагание | На основном этапе необходимо организовать работу, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты | -вовлечение родителей в образовательный процесс; -активизация деятельности по совместной работе |
III этап Практическая деятельность | Картотека потешек, аудиопотешки («Ладушки», «Водичка, водичка», «Баю, баю, баюшки») Включение потешек в режимные моменты Заучивание потешек с детьми наизусть Открытое занятие: «Спрятанные потешки» - Наглядная агитация: (выставка методической литературы и пособий для родителей) Познавательные беседы. | -Положительное отношение к режимным моментам и сформированность культурно-гигиенических навыков; -развитие навыков речевого общения; -расширение круга общения; -развитие коммуникативных способностей; -формирование коллективных и партнёрских отношений; -вовлечение родителей в образовательный процесс; -активизация деятельности по совместной работе направленная на укрепление развивающей среды. |
IV этап презентация | Оформление результата проекта в виде презентации «Потешки - лучшие друзья» | |
V этап рефлексия (анализ проекта) | Диагностика по проекту Практическое применение | Многие дети без помощи взрослого самостоятельно рассказывают стихи, потешки. |
Анализ ситуации в младшей группе на начало проекта:
Из бесед с родителями стало ясно: в большинстве семей нашей группы родители практически не используют с детьми малые формы фольклора.
В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Ладушки, ладушки».
Таким образом, я выяснила, что работа по использованию малых форм фольклора организована недостаточно. Родители не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.
Итак, я еще раз убедилась в том, что использование различных форм фольклора для детей дошкольного возраста просто необходимо.
Ф.И. ребёнка | умение ребенка выполнять действие по словесной инструкции | беседа с родителями (использование потешек дома) | собственная речь | эмоциональные возгласы и слова, произносимые во время выполнения заданий | ||||
Начало и конец проекта | н | к | н | к | н | к | н | к |
Критерии диагностики:
- умение ребенка выполнять действие по словесной инструкции;
- эмоциональные возгласы и слова, произносимые во время выполнения заданий;
- беседа с родителями
- собственная речь
Уровень знаний детей до начала проекта:
Высокий – 11,5%
Средний – 21,8%
Низкий – 66,7%
Уровень знаний детей на завершении проекта:
Высокий – 49,6%
Средний – 37,2%
Низкий –13,2%
Анализ результатов диагностики на конец проекта:
Наблюдая за игрой детей, я заметила, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность. Многие дети без помощи взрослого самостоятельно рассказывают стихи, потешки.
Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.
Диагностика уровня речевого развития показала хорошие результаты у детей нашей группы. Я считаю, что успешность этих результатов была достигнута благодаря данному проекту.
Результат проекта:
-положительное отношение к режимным моментам,
-сформированность культурно-гигиенических навыков.
-развитие навыков речевого общения
-расширение круга общения;
-развитие коммуникативных способностей;
-формирование коллективных и партнёрских отношений;
-вовлечение родителей в образовательный процесс;
-активизация деятельности по совместной работе направленная на укрепление развивающей среды.
Используемая литература:
- Астахова Н. Топ-топ, топотушки. Игры, забавы, прибаутки, пестушки. – М.: Белый город, 2009. – 50 с.
- Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
- Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.
- Дреер С. С., Потыкан А. Н. Комплексная диагностика уровней усвоения программы под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой , Т. С. Комаровой : диагностический журнал. –Волгоград: Учитель, 2011-51с.
- Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006 - 420 с.
- Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. - СПб.: Детство - Пресс, 2007. - 472 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки. Сост. Г. Науменко. М., 1998.
- Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
- Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М. Мозаика – Синтез, 2015. – 368 с.
- Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Первая младшая группа. – М. Мозаика – Синтез, 2016. – 160 с.
- Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. – М. Мозаика Синтез, 2016. – 80 с.
- Интернет-ресурс: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет. http://www.maam.ru/detskijsad/-vlijanie-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-na-razvitie-rechi-detei-2-3-let.html.
- Интернет-ресурс: Формирование активной речи детей раннего возраста 2-3 года посредством использования малых форм устного народного творчества. http://diplomba.ru/work/101329.
- http://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnyi-plan-po-samobrazovaniyu-vlijanie-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-na-razvitie-rechi-detei-2-3-let.html