Дистанционное консультирование родителей

Каталагина Светлана Геннадьевна

Уважаемые родители! 

Каждый  материал посвещен определенной проблеме воспитания ребенка в семье и в дошкольном учреждении. Тема консультации определяется проблемами, которые волнуют родителей больше всего.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовность к школе.

     Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша начиная с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка- это и есть подготовка к школе. Самое главное -  не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Го и не пускать всё на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада. Тем более, если вы выбрали школу, поступление в которую сродни конкурсу в престижный вуз.

     Оценить развитие будущего первоклассника можно самим или проконсультироваться у детского психолога. Специальные тесты для диагностики готовности к школе сейчас вполне доступны, продаются во многих книжных магазинах. Но одна отдельно взятая методика не позволяет полностью оценить все стороны развития ребенка. И всё же такая проверка покажет, над чем стоит ещё поработать до 1 сентября.

     Такие тесты обычно проверяют:

- развитие памяти (норма при запоминании 10 слов- 6 и более слов);

- чистоту произношения; умение повторить сложное слово: умение различать звуки в словах;

- развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т.д.);

- произвольное внимание ( умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь);

- готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, неложную фразу);

- умение действовать по инструкциям (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу);

- развитие логического мышления ( умение  найти сходство-различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т.д.);

- пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет- справа, слева, за, над, под и т.д.);

-общую осведомленность ребенка об окружающем мире;

- элементарные математические навыки (порядковый счет до десяти, прямой и обратный; умение решить несложную задачу с помощью предметов).

      Оценивают также, что привлекает ребенка в школе (возможность получить новые знание или чисто внешние атрибуты - новый рюкзак, интересный пенал и т.п.); кК он контактирует с незнакомыми взрослыми и детьми; какой у него личный темп работы и многое другое.

      Ребенка считают неготовым к школе, если он:

- настроен исключительно на игру;

- недостаточно самостоятелен;

-чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;

- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;

- мало знает об окружающем мире, не может сравнить  предмет, не может назвать обощающее слово для группы знакомых предметов и др.:

- имеет серьезные нарушения речевого развития;

- не умеет общаться со сверстниками;

- не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.

       При любом уровне готовности ваш ребенок будет принят в первый класс. Но вполне возможно, что при поступлении в школу повышенного уровня образования (гимназия, лицей и др.) ребенку предстоит тестирование. Во-первых, у школы обязательно должно быть разрешение от органов образования на это процедуру. Во-вторых, родители имеют право присутствовать на собеседовании с ребенком или на тестировании. Узнайте  заранее, есть ли у школы особые требования к поступающему: умение бегло читать и т.д., чтобы не было неожиданностей. Стоит заранее подготовить малыша. Для многих эта проверка готовности к школе- настоящее испытание. Даже если у ребенка хороший интеллектуальный уровень и он многое умеет, в ситуации экзамена он может растеряться. Обратитесь к опытному психологу-диагносту. Он знает, какие тесты, методики используются при приеме в школу. Или попробуйте подготовить ребенка сами- специальную литературу по диагностике сейчас найти не проблема. Да, это иногда выглядит как натаскивание. Ребенок может завить на самом тестировании: « А это задание я уже раньше делал!» И всё же лучше, если он будет готов к самым разным заданиям и вопросам.

       Обычно, когда говорят о «школьной» готовности малыша, имеют в виду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть ещё одна, не менее важная сторона. И связана она с психологической подготовкой ребенка. Вот на какие моменты стоит обратить внимание.

  • Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опят общения с незнакомыми людьми- и взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.
  • Некоторые дети теряются, не имея навыка «выживания в толпе» ( зайдите в любую школу на перемене). В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал или аэропорт, проехаться в общественном транспорте.
  • Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или - детский вариант- дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опять и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку на его личности  в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.
  • Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.
  • В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренции. Детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и подобные ситуации?
  • Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постоянно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе- хвалите за готовый результат.
  • Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное, «шумное» время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.
  • С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять её, отсчитывать нужное количество клеточек и т.д.
  • Стоит помнить вот ещё о чем. При поступлении в общеобразовательную школу ребенок не обязан уметь читать, писать и считать. И всё же новый важный период в своей жизни начинать с ощущения «Я не умею ничего, что умеют другие дети».



Предварительный просмотр:

Левши и другие.

       Леворукий ребенок - эта тема в последнее время очень популярна и в научных публикациях, и в литературе для родителей. Причем чаще всего такие дети описываются авторами публикаций как несчастные жертвы нашей системы воспитания и обучения. Были даже попытки создать специальные школы для левшей. Но особых практических результатов они пока не дали. И достоверной статистики о том, что "левшество" обрекает ребенка на неуспех в обычной массовой школе, пока тоже не опубликовано. Есть успешные школьники среди леворуких и есть огромное количество неуспевающих среди детей с традиционной моторной ориентацией.
     Грамотный родитель и учитель начальных классов знают, что надо позволить ребенку работать той рукой, какой ему удобно. В этом случае левша развивается нормально. Есть некоторые сложности, но они чисто бытовые. Классических, ярко выраженных левшей всего 5-8 процентов. Вот наш мир и приспособлен для праворукого большинства - от направления написания фраз, разметки на дорогах до расположения дверных ручек.

Как выявить леворукость.

      Для выявления леворукости, явной и скрытой, существуют специальные тесты. Одним из них вполне могут воспользоваться и родители дошкольников.

      Не предупреждайте ребенка, что будете определять ведущую руку. Скажите просто, что дадите несколько заданий, и нужно постараться хорошо их выполнить. Все, что понадобится (бумагу, карандаши, ножницы и т. д.), кладите посередине стола, на одинаковом расстоянии от левой и правой руки.

       Задание первое - нарисовать на листе бумаги что хочешь или что можешь. Когда малыш закончит, предложите сделать то же самое другой рукой. Если он говорит, что другой не получится, подбодрите его. Учитывать надо не только то, какой рукой ребенок работает, но и качество рисунка.

        Второе задание - открывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Предложите несколько коробков и попросите найти в одном из них спичку. Ведущей будет считаться та рука, которой ребенок совершает активные действия - закрывает, открывает, вынимает спичку.

         Третье задание - построить колодец из спичек.

        Четвертое - положите перед ребенком небольшой мяч (например, теннисный) и попросите несколько раз
бросить в заранее намеченную цель. Ведущей считается рука, которой он бросал мяч.

        Пятое задание - вырезание по контуру рисунка (например, из открытки). Ведущей рукой ребенок обычно держит ножницы. Но бывает, что он просто плохо владеет ножницами: одной рукой он их держит, а активно работает ведущей рукой - поворачивает открытку.

        Шестое задание - нанизывание бисера, бусинок, пуговиц на иголку с ниткой. Ведущая рука - та, которой выполняется активное движение, независимо от того, в какой руке иголка.

        Седьмое задание - открывание и закрывание завинчивающихся крышек на пузырьках. Ведущая рука совершает активное движение - крутит крышку или пузырек.

        Восьмое задание - развязывание заранее приготовленных узелков. Ведущей рукой ребенок развязывает узел.

        Девятое - построить что-нибудь из кубиков. Этот вид работы выполняется обычно двумя руками. Понаблюдайте, какая рука чаще берет, укладывает, поправляет кубики.

        Десятое - нарисовать определенный рисунок (дом, дерево, человека), а потом сделать то же самое другой рукой.

         Отмечайте для себя ведущую руку в каждом задании. Не привлекайте внимание ребенка к тому, какой рукой он работает. Если больше пяти заданий малыш выполнял левой рукой, и в том числе десятый тест, - это значит, что он классический левша. Все графические задания (письмо, рисунок и т. д.) ему лучше выполнять левой рукой. В пользу этого решения говорит и наличие других левшей в семье.

        Есть дети, которые могут писать и левой и правой рукой. Им это безразлично. Поэтому их путают с переученными левшами. Людей, одинаково хорошо владеющими обеими руками, называют амбидекстрами. Такого ребенка можно в дошкольном возрасте потихоньку приучать работать в основном правой рукой. Но прежде удостоверьтесь, что перед вами не классический левша.

На что следует обратить внимание.

         Вы выяснили, какой рукой ребенок предпочитает работать и при работе какой рукой качество выше. Теперь ваша задача - просто предупредить учителя. Если у ребенка нормально развита мелкая моторика ведущей руки, проблем с письмом должно быть не больше, чем у правшей.

        Левшей от других людей отличает не только то, какой рукой они пишут или рисуют. У них сильно развито образное мышление, они часто художественно одарены. А школьная программа построена в основном на логике, рассчитана на детей, у которых преобладает словесно-логическое мышление. Не требуйте от леворукого ребенка совершенства во всем, в том числе и в математике.

        Есть дети, у которых вечная путаница в понятиях "право - лево". Родители левшей считают это вполне естественным и ссылаются на леворукость ребенка. Но тогда почему путают "право - лево" праворукие? Запомнить названия нескольких основных цветов и еще нескольких дополнительных ничуть не легче. Однако нормально развитый ребенок легко справляется с этим еще в дошкольном возрасте. Проблемы такого рода связаны, скорее всего, не с леворукостью ребенка, а с недостаточной ориентацией в пространстве вообще и недостаточным развитием пространственного воображения. Такой ребенок затрудняется точно назвать, где расположен предмет (за, перед, напротив, слева, справа и т. д.), при чтении - определить временную последовательность событий (что было раньше, что потом).

        Проверьте, как ребенок воспринимает пространственно-временные отношения в услышанном или прочитанном. Например, в таком предложении: "Петя пошел в кино после того, как прочел книгу". Задайте вопрос: "Что Петя сделал раньше?"

        Есть специальные упражнения, помогающие преодолеть затруднения с пространственной ориентацией. Приготовьте на листке бумаги в клеточку рисунок - контур животного или какого-то предмета. Можно взять образец узора для вышивания или вязания или придумать свой рисунок. Заранее не сообщайте ребенку, что у него должно получиться. На чистом листке ребенок выбирает с вашей помощью точку для начала рисунка, затем вы диктуете: "Из этой точки проведи линию на одну клетку вниз, теперь на две вправо и т.д.".

По окончании работы ребенок сам сможет оценить результат: если ни разу не отвлекся и не путал право - лево, получится забавный рисунок. Детям очень нравится это полезное упражнение, его можно и разнообразить. Например, ребенок может диктовать взрослому, это вовсе не так просто и служит хорошей тренировкой в пространственном различении.
       Для моторной разрядки во время домашних занятий можно использовать упражнение "Открой - закрой ладошки". Взрослый командует: "Левую - закрыть (то есть сжать в кулачок), правую - закрыть, теперь правую открыть, левую открыть, обе закрыть, обе открыть, левую закрыть, правую закрыть и т. д.". Темп постепенно возрастает.