|консультации для родителей
консультации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stati_o_teatre.docx | 21.66 КБ |
staya_pro_teatr_2.docx | 26.02 КБ |
teatralnaya_deyatelnost.docx | 54.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация театрализованной деятельности в ДОУ
как средства развития речи и эмоциональной сферы дошкольников
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта, научных знаний. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их считать, писать, читать, но каждый год в детский сад приходят разные дети с отклонениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Они меньше удивляются и восхищаются, все реже сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны: куклы Барби, компьютеры, игровые приставки.
Вместе с тем, наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. «Творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я». Творчество – это совершенствование человеком самого себя, прежде всего, в духовной сфере.
Перед нами встали проблемы:
- Как же разбудить в детях интерес к миру к самим себе?
- Как заставить их душу трудиться?
-Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни?
- Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?
Размышляя над этими вопросами, мы подумали о театре.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать театр.
Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Для работы с детьми нами была выбрана театрализованная деятельность. В рамках данной деятельности были выделены следующие направления работы:
- Развитие эмоциональной сферы детей.
- Приобщение к азам театрализованной деятельности.
Этапы работы по организации театрализованной деятельности:
1. Работу начали с изучения и анализа литературы по этому вопросу. Интересной и увлекательной оказалась книга И. Д. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий», где автор предоставляет много практического материала для занятий с детьми, начиная со второй младшей группы и заканчивая занятиями с детьми подготовительной группы. Помогли также книги следующих авторов: Ч.А. Антининой «Театральная деятельность в детском саду» 2003г., Э.Г.Чуриловой «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших дошкольников» 2004г., В.Г. Щеткина «Театральная деятельность в детском саду» 2007г., И.Л. Белопольской «Азбука настроения» и другие. В этих книгах предложены различные упражнения на развитие мимики, пластики, элементы логоритмики, артикуляционной гимнастики, а также сценарии театральных игр, кукольных спектаклей, игр - драматизаций для детей разного возраста
Просмотрели журналы «Дошкольное воспитание» за 2002 – 2003 года, где педагоги дошкольных учреждений других городов делились своим опытом по внедрению театрализованной деятельности в педагогический процесс.
2. Провели диагностическое обследование детей. Прежде чем приступить к практическим занятиям наблюдали за детьми, за игрой друг друга, за тем как у них развита фантазия, воображение, насколько эмоциональна их речь, как они могут двигаться под музыку, как могут развивать сюжет в играх с игрушками. Затем, используя диагностический материал, разработанный И.Сорокиной, провели диагностику.
3. На основе диагностики составила перспективный план работы с детьми.
4. Создали соответствующую предметно-развивающую среду. При ее оформлении опиралась на следующие принципы:
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности.
- Принцип активности, стимулирующего разнообразную деятельность ребенка фактора. В данном случае стимулирующими факторами является ситуация свободного выбора цели, способа действия.
- Принцип новизны, позволяющей преодолевать стереотипность и однообразие среды.
5. Работу начали с детьми 3 лет. Занятия проводили 1-2 раза в неделю во второй половине дня. На занятиях присутствовали все дети.
А) На первых этапах знакомили детей с театральными куклами, учили следить за развитием действий в кукольном спектакле. Показали сказки: «Курочка Ряба» (куклы на конусе), «Репка» (настольные резиновые куклы), «Колобок» (куклы би-ба-бо), «Теремок» (плоскостной театр). Затем просто предлагали детям поиграть с игрушками (мягкими, резиновыми) обращая внимание как можно с ними действовать, например, потанцевать, спеть колыбельную песню. Для этого часто использовали музыку разного характера, учили детей двигаться под нее.
Б) После использовали игровые упражнения на выработку мимики, жестов: «Кислый лимон», «Обиделись», «Здравствуйте», «Маленький комар», «Толстый бегемот» и упражнения на развитие пантомимы: «Идет медведь по лесу», «Скачут лошадки», «Расцвели цветы на лугу», «Жук упал на спинку» и др. Благодаря этим упражнениям, дети становились более уверенными в своих движениях, выразительнее становились мимика, жесты. Использовали упражнения, направленные на развитие речи. С маленькими детьми хорошо использовать такой прием как совмещение действий с проговариванием слов. Дети легко усваивают речевой материал, в котором много глаголов. При помощи этих слов детям легче показать разнообразные движения персонажей, например, «Гномы», «Самолеты загудели», «Помогите», «Сенокос», выполнять эти игровые упражнения детям легко и интересно.
Чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи были подобраны тексты на активизацию словаря. Очень нравились малышам, когда на занятие приходили куклы театра би-ба-бо (Петрушка, Принцесса, дед, бабка). Дети с удовольствием вступали с ними в беседу, отгадывали загадки, описывали предметы, которые они предлагали рассмотреть. На занятиях учили потешки, прибаутки, короткие стихи и обыгрывали их, используя жесты, движения, мимику.
В) Обучение детей технике управления куклами. Для этого вносили на занятие настольные куклы, чтобы дети могли их хорошо рассмотреть, потрогать их. Показали, как нужно управлять ими, чтобы они «ожили». Используя знакомые тексты, дети старались овладеть навыками управления куклами.
Далее задача усложнилась: дети учились вести диалог друг с другом, одновременно управляя своими кукольными персонажами. Такие этюдные тренинги как: «Что ты ищешь лисичка?», «Киска», «Мышка, мышка, что не спишь?», «Щенок и кот» помогали добиваться синхронности речи и движения. Детям с более развитой речью предлагали придумать свои небольшие диалоги для своих кукол. Старались поддержать в детях желание импровизировать, придумывать что-то новое, свое. Ведь разыгрывание сочиненных диалогов, а далее сценок, сказок духовно раскрепощают малыша, дают ему возможность поверить в свои силы.
Исходя из особенностей психического развития детей младшего дошкольного возраста театрализованные игры, которые проводили на следующих этапах, строились на материале знакомых сказок. Например, «Встреча в лесу» игра построена на основе сказки «Колобок», «В гости к бабушке» на основе сказки «Репка».
В середине учебного года провели повторную диагностику. Исходя из ее результата, откорректировали свою дальнейшую работу. Включали в занятия еще один вид театра для дошкольников – это театр варежек. Привлекли родителей к созданию кукол для этого театра. Так появились в нашем театральном уголке: мишка, лев, лиса, зайка, волк, клоун и т.д. Дети в свободное время с удовольствием играли с ними, обыгрывали знакомые песенки, потешки или просто придумывали свои несложные диалоги.
В конце года на театральных занятиях дети уже учились показывать с помощью настольных кукол сказки «Теремок», «Репка», «Колобок». Когда дети неплохо овладели приемами вождения кукол, могли использовать несложные интонации в речи при показе сценок, мы предложили им показать выученные сказки детям I младшей группы.
Начатую работу продолжили и в следующем году.
Продолжали работать над совершенствованием образных исполнительских умений у детей. Для развития актерского мастерства использовали этюдные тренинги: «Лиса по лесу ходила», «Егорка», «Никита – волокита» и др.; давали больше заданий по развитию интонационной выразительности речи; предлагали спеть песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», то от лица козы, то от лица волка; произнести фразы «Оторвали мишке лапу», «Побежал еж по дорожке», «Это моя бабушка», - так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слова, менялась по смыслу вся фраза. Или попросить игрушку так, чтобы всякий раз можно было определить с каким отношением или, в каком состоянии он ее попросил: вежливо, нетерпеливо, умоляя, с обидой и т.д.
На занятиях со старшими детьми уже больше уделяли внимание дикции детей, каждое занятие начинали с несложной артикуляционной гимнастики, проговаривали чистоговорки, скороговорки. Проводили с детьми занятия, на которых дети выполняли игровые задания в образах животных или сказочных персонажей. Например, показать как бы катались на коньках: медведь, лягушонок, баба-Яга или русалка… Такие задания помогали детям лучше овладевать своим телом, осознать пластические возможности движений.
Для дальнейшего развития актерского мастерства использовали дидактические игры из «Азбуки настроения». Вначале закрепили с детьми знания об основных эмоциях (веселье, грусть, страх); учили их различать и изображать с помощью выразительных средств. Затем дети узнали об эмоциях: гнев, лукавство, недовольство, злость, удивление, восхищение. Эти эмоции выразить сложнее, поэтому любое самостоятельное проявление этих чувств отмечалось, не оставалось незамеченным.
Дети старшего возраста с удовольствием участвовали в театральных играх. При выборе игр руководствовались индивидуальными особенностями детей, их возможностями. Особое внимание уделяли анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах и явлениях, их назначении, сравнительным характеристикам героев. Проведение театральной игры «Три поросенка отдыхают» стало стимулом развития творческой, поисковой активности, самостоятельности.
Завершающим мероприятием стал праздник. Подготовку к празднику, в которую была включена театральная игра «В гости к осени» начали с подготовки атрибутов, костюмов для каждого персонажа: для овощей, грибов, дождя. Затем учили слова, отрабатывали интонациями, жесты, движения.
На зимних каникулах показали детям средней и младших групп подготовленную игру-драматизацию «У зайчишек Новый год».
В работе с настольными куклами дети продолжали совершенствовать навыки, полученные ранее. Используя тексты знакомых песенок, потешек, стихотворений, дети разыгрывали сценки и диалоги, добиваясь синхронности речи и движений кукол. При этом напоминали детям о том, как важно не забывать об интонации озвучиваемого персонажа, чтобы передать его характер, настроение.
В работе со старшими детьми использовали верховых кукол, кукол театра би-ба-бо. Эти куклы сложнее для управления, поэтому приходилось уделять внимание развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры, упражнения на снятие напряжения с кистей рук, с мышц спины («встряхнули воду с пальцев», «мороженое растаяло», «надувная кукла») помогали детям легче овладеть приемами вождения кукол на ширме. Дети, которые были не очень уверенные в своих силах, стеснительные с удовольствием играли с куклами би-ба-бо, так как были «спрятаны» от зрителей ширмой.
Обучая детей действовать с куклой, обращали внимание на важное правило: кукла должна быть повернута к зрителям лицом, лишь иногда боком. Когда дети научили своих кукол двигаться вдоль ширмы, не пропадать, резко опускаясь вниз, начали работу по подготовке к представлению сказок «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка». Готовили вместе с родителями декорации: домики, деревья. Когда показали эти сказки детям младших групп, маленькие артисты радовались общему успеху.
Таким образом, можно отметить, что проведенная работа подтвердила целесообразность выбора театрализованной деятельности.
1.Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимика, движения).
2. Речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас.
3. Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других и сопереживать.
3. Занятия с театральными куклами развили детскую фантазию, воображение.
4. Дети стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, застенчивость.
5. У детей появился интерес к искусству театра.
Предварительный просмотр:
Создание детского театра в дошкольном учреждении
Театр в детском саду – явление в наше время не редкое, но и не повсеместное. Это замечательно, если дети с родителями не только идут в профессиональный театр, но и когда самодеятельный детский театр входит в повседневную жизнь ребенка, посещающего дошкольное учреждение.
Однако педагогам важно понимать, с какой целью они создают театр, какие задачи он должен решать в воспитании дошкольников и как правильно выстроить работу с детьми.
Создание детского театра в дошкольном учреждении – решение не однозначное. Так, например, некоторые деятели профессиональных театров возражают против театрализованных занятий с детьми, объясняя это "порчей, дезориентацией и развращением будущих зрителей", утверждая, что перед профессиональным театром и театром в детском саду стоят диаметрально противоположные цели и задачи.
Их точку зрения поддерживает педагог А.П. Ершова, приводящая такие аргументы, как:
- разные цели, стоящие перед профессиональным театром и спектаклями в детском учреждении;
- плохое качество большинства детских спектаклей;
- панический страх самих детей перед участием в таком ответственном мероприятии, как спектакль, которое является сильнейшим стрессом для них;
- вред, наносимый дошкольнику похвалами вроде "ты – хороший актер", которые скорее навредят ребенку, чем помогут.
С этими тезисами можно поспорить. Когда задумывался театр в нашем ДОУ, то цель его мы видели в дальнейшем художественно-эстетическом развитии детей посредством театрального искусства. Если академические театры играют спектакли для зрителя, нет зрителя – нет театра, то для театра, где играют дети, важен, в первую очередь, сам факт игры. Мы ставим спектакли для себя, и только потом уже для зрителя юного и для зрителя взрослого. Что касается качества спектаклей, то на наш взгляд, в ДОУ ставится достаточно большое число удачных постановок с участием детей, чем кажется многим педагогам и деятелям театра. Заходите, хотя бы иногда, в те детские сады, где взрослые и дети увлечены театрализованной деятельностью, и вы убедитесь в этом сами.
Что касается детского страха перед выходом на сцену, то среди наших воспитанников мы его не видели. Волнение, переживание – да. Но, согласитесь, это нормальное состояние любого человека, связанного с публичной деятельностью. Боязнь сделать что-то не то на сцене мы предвосхищаем в беседах с ребятами, когда объясняем им, что они пока еще дети: "Это взрослые профессиональные актеры умеют собраться, настроиться на игру, даже если настроения нет или что-то где-то болит. Мы с вами пока только учимся разыгрывать на сцене самые разные истории. У кого-то уже хорошо получается это делать, а у кого-то еще пока нет. И это нормально, так оно и должно быть". При таком настрое ребенок будет испытывать лишь здоровое творческое волнение перед выходом на сцену и радость ожидания предстоящего действа.
Относительно похвалы, то мы не произносим при детях слова "Ты – хороший актер" или "Какой ты талантливый". Никакой лишней похвалы в адрес конкретного ребенка-актера: ведь если сегодня у него получилась роль, он рад и горд за себя, то в следующий раз все может пройти далеко не столь гладко. Анализируя после сыгранного спектакля выступление ребят, отмечаем, насколько тот или иной ребенок был выразителен в своей роли, что видел партнеров по сцене или не растерялся и нашелся, когда кто-то забыл нужный текст. Мы хвалим воспитанников за то, что они порадовали и себя, и нас, педагогов, удачной совместной игрой на сцене, и тех, кто пришел смотреть спектакль.
Таким образом, в вопросе нужности/ненужности детского театра каждый может придерживаться той или иной точки зрения. Однако если в ДОУ решают, что театр все же должен быть у них, то надо быть готовыми к сложностям, которые могут возникнуть при его создании.
Возможные проблемы созданного театра
При создании детского театра в нашем ДОУ основной акцент ставился на жанр музыкальной сказки. В таких спектаклях всегда много музыки, песен и танцев. Первоначально продолжительность спектаклей составляла 15–20 мин. В то время постановки очень логично вплетались в канву тематического праздника, посвященного либо Празднику мам, либо Осеннему празднику. В спектаклях участвовала небольшая часть детей (30–40%) с ярко выраженными музыкально-театральными способностями. Все шло замечательно. Но вскоре представления стали разрастаться, они становились более продолжительными (35–40 мин), в них участвовало уже значительно больше детей (70–80%). В связи с этим возникла и первая проблема. Каждый родитель непременно хотел, чтобы его ребенок, оказался в числе получивших роль счастливцев. При этом они не задумывались о том, есть ли у ребенка вокальные данные, чувство ритма, нет ли проблем с речью и, самое главное, хочет ли он вообще подниматься на сцену и заниматься театрализованной деятельностью. Стал назревать конфликт, построенный на непонимании ими конечных целей занятий с детьми театрализованной деятельностью.
Что в такой ситуации следует предпринять? Раз за разом до начала работы над очередной постановкой и в ходе ее с родителями проводилась беседа о том, что детский спектакль – это не самоцель, это всего лишь одна из форм работы с детьми по театрализованной деятельности, причем формы далеко не главной. Основной и важнейшей формой является обычное рядовое занятие по театрализованной деятельности, на котором все воспитанники занимаются речевыми упражнениями, выполняют различные задания по развитию пластики, играют в театрализованные игры, решают разного рода проблемы (включая психологические, коммуникативные и т. д.). Спектакль – не частое событие в детском саду (не более 1–2 спектаклей в год), и к этой форме работы привлекаются, в первую очередь, дети, у которых наблюдаются определенные успехи, имеются природные задатки. Выступая на сцене перед товарищами, они показывают им образцы живого, выразительного, свободного существования на сцене. И зритель с удовольствием смотрит их хорошо исполненные танцевально-вокальные номера, ему нравится выразительно звучащая со сцены речь, он может легко и быстро погрузиться в мир сказки. Ведь назначение спектакля как одной из форм театрализованной деятельности в ДОУ – помощь в художественно-эстетическом развитии и формировании нравственных основ личности ребенка.
Мы объясняли мамам и папам, что не стоит давать роли детям, которые имеют, к примеру, дефекты речи. Во-первых, зрители не всегда смогут разобрать произнесенные им слова, и это будет мешать им воспринимать спектакль. Во-вторых, из-за неправильного произнесения слов малыш может стать объектом насмешек других детей, которым эти речевые проблемы не знакомы. Дети порой бывают довольно жестокими, и мы, взрослые, это знаем. Поэтому нельзя подвергать ребенка с проблемами такого рода лишним испытаниям.
Иногда любящие родители, даже осознавая проблемы своего ребенка, просят дать ему хотя бы роль без слов. Как-то одна возмущенная мама сказала после очередного спектакля: "Вы что, даже грибом его не могли сделать?
Пускай бы стоял вон под той елкой". Но ведь просидеть или "простоять под елкой" весь спектакль, не произнося при этом ни слова, не совершая никаких перемещений, взрослому-то не под силу, не говоря уже о дошкольнике. Это тоже очень важно учитывать и объяснять родителям.
Иногда бывает и так, что ребенок может вполне успешно выполнять коллективные задания на обычных занятиях по театрализованной деятельности, но замыкается, краснеет, покрывается испариной, если эти же действия ему предлагают сделать самостоятельно, на глазах у всего детского коллектива. Родители же, наблюдая за игровыми действиями ребенка лишь в домашней или очень знакомой обстановке, уверены в его актерских способностях.
Эту проблему мы решали так: чтобы избежать непонимания со стороны родителей, беседовали с ними о психологических особенностях данного ребенка, предлагали посетить занятия и увидеть все своими глазами. Мы не ставим крест на таких детях: не форсируя событий, наблюдаем за ними и создаем условия в рамках занятий для преодоления зажатости, скованности. Ребенок, чувствующий себя спокойно и уверенно только при совместном выполнении заданий и упражнений, постепенно учится играть в подгруппе, выполнять задания в паре, а затем и индивидуально. Так шаг за шагом мы помогаем ему в преодолении мешающих ему в дальнейшем развитии особенностей своей психики.
В работе над постановками больших спектаклей требовались длительные и продолжительные репетиции. Дети во время таких репетиций быстро утомлялись, терялось радостное волнение от работы над ролью, отдельными сценами. Прогоны спектакля занимали 50–60 мин, а это недопустимо на занятиях с детьми 6–7 лет. С другой стороны, нельзя выпускать спектакль, если он репетировался только с частью детей и только фрагментарно, отдельными сценами. У ребят в таком случае не сложится цельное восприятие спектакля. Мы ощущали, что работать стало гораздо сложнее, но что делать в такой ситуации пока не могли понять.
Далее возникла еще одна проблема уже организационного порядка. Первоначально спектакли игрались в просторном музыкальном зале. Позже в ДОУ было выделено специальное помещение (групповая комната). Оно вмещало гораздо меньшее число зрителей. Боковые места мы отвели детям-актерам, первый ряд зрительного зала – детям младшего возраста, второй и третий ряды предназначались родителям. Такое, на наш взгляд, логичное размещение зрителей в небольшом помещении, родителей категорически не устраивало. Не прислушиваясь к нашим призывам, не занимать места, предназначенные для детей, они упорно садились в первые ряды. Тот факт, что спектакли играются в первую очередь для их же детей, выступающих на сцене, а также для самых маленьких наших зрителей, которые пришли посмотреть сказку и получить радость от восприятия музыки, танцев, актерской детской игры, и только в последнюю очередь для взрослых, не учитывался. Доходило до абсурда, когда, несмотря на разъяснения и просьбы, родители упорно оставались сидеть на занятых заблаговременно местах первого ряда.
Кроме того, каждый раз приходилось напоминать, что приходить на праздник в грязной обуви с бахилами, одетыми поверх, некрасиво, в первую очередь, по отношению к нарядным ребятам. Сменная обувь в таких случаях необходима. И, тем не менее, находятся такие родители, которые с оговорками "извините, забыл" или "я тут аккуратно с краешку посижу", проходят в грязной обуви в зал и чувствуют себя при этом вполне комфортно.
Поэтому, мы пришли к выводу, прежде чем пригласить родителей на премьеру спектакля, не особо рассчитывая на их зрительскую и даже просто человеческую культуру поведения в общественном месте, тем более таком, как детский сад, необходимо провести с ними предварительную профилактическую разъяснительную беседу на тему "Куда и зачем мы вас приглашаем".
Важно отметить, что отсутствие режиссерского образования у педагога – художественного руководителя театра – также может привнести сложности в работу, особенно в пору становления.
Так, исходя из наработанного на тот момент опыта, мы стали пробовать разрабатывать технологию занятий по театрализованной деятельности для двух возрастов: для самых маленьких (3–4 года) и для самых старших (6–7 лет) воспитанников. Было четкое представление, с чего надо начинать, и понимание, чего необходимо добиться в итоге. Но вот как заниматься с детьми среднего дошкольного возраста?
С малышами мы много играли с пальчиками, выполняли несложные ролевые игры, игры-забавы, потешки, разучивали маленькие песенки-сценки. На занятиях с 6–7летними ребятами разыгрывались сценки по стихам, дети упражнялись в произнесении скороговорок, было много коммуникативных и музыкально-двигательных игр. Ребята получали знания о видах театра, его жанрах, об основных театральных профессиях и т. д. Но у занятий с детьми этого возраста были и свои минусы. В то время как шла индивидуальная и подгрупповая работы с одной частью детей, другие ребята оставались в роли пассивных наблюдателей. Зная, о важности упражнений – этюдов, нужно было понять, что это такое и как нужно правильно выстроить в этом направлении работу с детьми. Раздел занятия, который получил название "Театральная азбука" отнимал слишком много времени от занятия в целом. Да и само занятие не работало тогда на конечный результат, на возможность органичного и естественного существования на сцене.
Создание концепции спектакля
После нескольких лет обучения актерско-режиссерскому мастерству настала необходимость пересмотра концепции создания спектакля для дошкольников в нашем ДОУ. Были внесены следующие изменения:
- спектакли опять стали непродолжительными – до 20 мин;
- было сокращено число вокальных и танцевальных номеров – они мешали сквозному действию спектакля, тормозили его;
- музыка несла в себе гораздо большую смысловую нагрузку, стала необходимым средством сценического действия;
- количество персонажей вновь было не более 8–10 человек;
- на смену обязательному наличию костюмов и декораций пришли элементы костюмов и более облегченные мобильные декорации;
- приоритет отдавался не музыкальным, а драматическим и литературным спектаклям;
- спектакль стал более содержательным и нес в себе обязательную воспитательную функцию, что позволяло напрямую общаться со зрителем, эмоционально воздействовать на него.
Все эти изменения привели к необходимости поиска интересного литературного материала – пьесы, рассказа, стихотворения, сказки, в работе с которым можно было успешно реализовать вышеперечисленные требования. Литературный материал этот должен был быть небольшим по объему, интересным для детей и взрослых и, самое главное, важным и поучительным.
Осознание сути спектакля
И такой материал нашелся – это сказки малоизвестного широкому кругу читателей современного писателя Евгения Клюева. Его произведения подкупают своей глубиной, философичностью, тонким юмором. Они необычны для зрителя – большого и маленького, привыкшего к традиционным народным или литературным сказкам. Сначала казалось, что его произведения будут слишком сложны для дошкольников. Но после прочтения некоторых из них вслух детям и в ходе последующего обсуждения сказок с детьми, стало понятно, что они достаточно интересны им, несмотря на заложенный в них глубокий, иногда и не детский философский смысл. Не надо думать, что дети мало что видят и понимают в окружающей их жизни, не надо их недооценивать, не стоит кормить манной кашей тех, кто готов попробовать блюда сложнее, вкуснее и полезнее.
Еще один важный аспект в работе над любым литературным материалом: о ком и о чем бы мы ни ставили спектакль, дошкольникам всегда нужно указывать на то, что история, которая разыгрывается на сцене детьми, это не история аистенка, лягушонка или любого другого персонажа. Это история жизни живого существа, с которым произошли определенные события, в которых он себя так или иначе проявляет. Мы двигаемся на сцене в пластике своего персонажа – прыгаем как Кузнечик или вышагиваем как Аисты, но воспринимаем его как человека с определенным характером, со своими взглядами и привычками.
Такой подход к воплощению на сцене человека в образе животного или даже предмета (а у того же Клюева много персонажей – предметов) и привел нас к переходу от полного костюмирования к частичному. Достаточно обозначить персонаж каким-либо элементом одежды, обыграть его доминирующий цвет, форму, прибавить к этому характерную пластику, и образ становится вполне узнаваемым. Например, дети-Аисты в спектакле "По законам живой природы" были одеты в свои брючки, принесенные из дома, красно-оранжевых тонов, в светлые водолазки, для них были сшиты белые крылышки и куплены белые бейсболки с красным козырьком-клювом. Если частично костюмированного персонажа дети-зрители сразу не узнали, это тоже хорошо: им дается возможность домыслить его самим, подумать, кто это и что это, а не оставаться пассивным созерцателем происходящего.
Безусловно, открыв для себя жанр литературно-драматического спектакля мы не спешим отказываться от других жанров. Детям нужно разнообразие, а это значит, что в репертуаре детского театра в ДОУ должны появляться самые разные спектакли: и драматические, и музыкальные, и пластические, и литературные.
Наш театр, словно живой организм, растет и развивается. Нынешняя работа с детьми строится более верно и точно, чем ранее. Она приносит большую пользу самим детям-актерам, радость нашему благодарному зрителю и, конечно же, удовлетворение их педагогу и художественному руководителю "театра, где играют дети".
Если вы захотите организовать театр у себя в ДОУ, то поверьте, это не так уж и сложно сделать человеку, понимающему и любящему детей, в душе которого живет стойкий интерес к театральному искусству, и главное и основное – у которого ко всему вышеперечисленному есть призвание.
Предварительный просмотр:
В современном обществе родители стремятся, как можно раньше научить своего ребёнка читать, писать, решать сложные задачи, вместо того, чтобы прочитать книгу, включают диск с мультфильмами, вместо совместных развивающих игр покупают компьютер. Родители забывают о том, что прежде всего нужно научить своего ребёнка восхищаться и удивляться, возмущаться и сопереживать. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. В школе таким детям психологи ставят диагноз “недоиграл” т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в процессе игры. Я считаю, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости через театрализованную игру. Театрализованная игра развивает следующие качества детей: 1. Способствует общему развитию (воображение, память, наблюдательность, фантазию, мышление). 2. Развивает любопытство и любознательность. 3. Формирует волевые черты характера. 4. Развивает выразительность речи. 5. Способствует творческому развитию личности. Слово “творчество” в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, чего не встречалось ранее. Оно и понятно, что в любой сфере творческой деятельности – будь то рисунок, поделка, обыгрывание роли невозможно найти два одинаковых продукта. Театральная деятельность это самый распространённый вид детского творчества, она близка и понятна ребёнку. Надо сказать, что театральная деятельность в детском саду присутствует почти во всех режимных моментах: зарядка, прогулка, занятия, праздники и развлечения, подвижные и сюжетно-ролевые игры. Театральная игра считается разновидностью сюжетно-ролевой игры. Различие между ними лишь в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные ситуации, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. Театральная игра делится на 2 группы: режиссёрские или предметные игры и игры – драматизации. К режиссёрским играм относятся – настольный, теневой, кукольный и другие виды театров. А в играх-драматизациях дети сами исполняют роли героев сказок. Очень важный момент состоит в том, что дети даже старшего дошкольного возраста в театрализованные игры не играют самостоятельно. Поэтому педагог должен направлять детей и создавать необходимые условия. Идеальное условие театральная студия. Но, так, как в нашем детском саду её нет, мы используем для театральных занятий групповую комнату. Довольно таки большое место в нашей группе мы отвели для театрального уголка “Капитошка” В нём собраны различные виды театра, соответствующие нашему возрасту. При любом удобном случае мы для своих занятий используем музыкальный и экологический залы. Занятия проводятся один раз в неделю, по пятницам, во второй половине дня. По времени занятие идёт 15-20 минут с подгруппой детей. Немаловажное значение имеет наличие музыки, театральных масок и костюмов. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Если игра для ребенка — это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности, развитие творческих способностей ребенка. Театрализованные занятия делятся на четыре раздела: Ритмопластика - включает в себя ритмические, музыкальные и пластические игры для развития двигательных способностей детей. Ритмопластика развивает в ребёнке ощущение гармонии своего тела с окружающим миром. Культура и техника речи – В этот раздел входят игры и упражнения направленные на развитие дыхания, речевого аппарата. Упражнения на развитие дикции, артикуляции и интонации. Задания на сочинение небольших сказок. Театральная игра – Этот раздел призван развить у ребёнка способность творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Основы театральной культуры – В этом разделе происходит знакомство с видами театра, с культурой поведения в театре, театральными профессиями. На основе всех этих разделов были выделены основные задачи для детей возраста. Задачи
|
Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театральная деятельность стоит в этом ряду “на особинку”. Это тот вид деятельности, где игра воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. И в то же время дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая подчас характеры и поступки осуждаемые всеми: жадность, хитрость, леность и пр.
Выступления на сцене, перед аудиторией позволяют свободно держаться в повседневной жизни. Театр в нашем детском саду начинается уже в ясельном возрасте. В каждой группе для малышей руками воспитателей оборудован мини-театр, подобраны различные виды театров: рукавички, кукольный, би-ба-бо, театр игрушек, фланелеграф. Двухлетние малыши надевают на ручку рукавичку с изображением мордочки кошки, собачки или козленка и подражают их голосам, движениям. На физкультурных занятиях учатся “прыгать как зайчики”, красться “как кошка за мышкой”. Прочитанные стихи Агнии Барто превращаются в игры-драматизации, где все дети - актеры. Представьте, как трудно двухлетнему малышу изобразить бычка, который идет по доске, а она “качается”. И малыши старательно “боятся”: поджимают ручки, закрывают “от страха” глаза.
Со второй младшей группы театр включен в сетку занятий Дети с удовольствием разыгрывают небольшие этюды, сценки из знакомых сказок, участвуют в создании декораций, оформлении сцены. Учатся накладывать грим: подрисовывают усы, веснушки, румянят щеки, причем делают это с откровенным удовольствием.
Включить малышей в театральную деятельность несложно. Дети очень любят наряжаться, изображать каких-то героев. Любая сюжетно-ролевая игра - это, по сути, спектакль, просто он проходит обыденно, не на показ, не для зрителей. Педагоги детского сада заметили, что любая задача любого занятия решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником для воспитателей при подготовке и проведении занятий. Трудности, с которым сталкивается педагог при организации обучения, связаны прежде всего с тем, что для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не имеют смысла. Деятельность, построенная на решении непонятных задач, не вызывает интереса у ребенка и, следовательно не играет особой роли в его развитии. Например, знакомя детей с представлением деления предмета на равные части на занятиях по математике можно очень много времени потратить на объяснения этого процесса, а можно просто разыграть сценку деления сыра лисой из сказки о двух медвежатах. Причем разыграть в лицах, на сцене. Поверьте, результат будет гораздо эффективнее и знания гораздо прочнее.
В ходе работы над спектаклями создаются условия для речевого развития детей. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие “выразительность речи” имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед аудиторией. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д.р.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни ДОУ, которому присущи зарегламентированность и искусственная изоляция детей разного возраста от взрослых. Кроме того, в такой совместной деятельности можно лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, мечты, желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при организации предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность наших детей в группах, мы учитываем:
- Индивидуальные социально-психологические особенности каждого ребенка;
- Особенности эмоционально-личностного развития;
- Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- Возрастные и поло ролевые особенности.
Таким образом, создание зоны театральной деятельности предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в ДОУ:
- Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
- Организация “зон приватности”;
- Предоставления права и свободы выбора;
- Создания условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
- Многофункциональность использования зон в группах и оборудования;
- Возрастная и поло-ролевая адресованность оборудования и материалов.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и не в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.
Подготовку спектакля мы обычно строим по следующей примерной схеме:
- мы вместе читаем сказку-сценарий, обсуждаем его, выбираем, кто кем хотел бы быть;
- рисуем персонажей сказки, эскизы предполагаемых костюмов, декораций, лепим сказку, как бы моделируя спектакль в пластилине;
- слушаем музыку и вместе выбираем определенные фрагменты для разных сцен спектакля (фонограмму предоставляет педагог сам), при необходимости подбираем шумовые инструменты;
- по возможности создаем необходимые костюмы или элементы костюмов, делаем декорации, украшаем помещение, где будет наше действие, готовим подарки гостям;
- репетируем, играем, стараясь вслушиваться в музыку, которая создает настрой, помогает лучше передать образ героя и создает необходимую атмосферу.
Театральная деятельность позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Дети не зажаты, выразительно и эмоционально читают стихи.
Театрализация в детском саду
План
1. Развитие детей в театрализованной деятельности
а) Что такое театр и его истоки
б) Значение и специфика театрального искусства
в) Приобщение детей к театрализованной деятельности
г) Характеристика театрализованных игр
д) Классификация театрализованных игр
2. Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах
а) Формы организации театрализованной деятельности
б) Младшая группа
в) Средняя группа
г) Старшая группа
д) Подготовительная группа
3. Кукольный театр
а) Виды театров
б) виды кукол
в) Организация уголка театрализованной деятельности
4. Роль педагога в организации театрализованной деятельности
а) Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности
б) Основные направления работы с детьми
5. Театрализованная деятельность совместно с другими занятиями
1.Развитие детей в театрализованной деятельности
а) Что такое театр и его истоки
Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Античный театр - театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, стран Ближнего Востока (VI в. до н. э. IV- V вв. н. э.) В эту пору возникло европейское театральное искусство. У всех народов мира с древнейших времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы, со сбором урожая. Эти обряды дали жизнь драме и театру Греции, Рима. В Греции они были посвящены богу Дионису. Хор ряженых и запевала не просто исполняли песню, между ними возникал диалог, а значит – активная мимика, действие. В Риме на праздниках урожая пелись весёлые, потешные песни, в которых редко звучали актуальные темы, социальные мотивы; исполнялись танцы (пластическая культура движения, жеста). Таким образом, у истоков театра – народное искусство, возникшее как необходимый элемент в социальной и духовной жизни людей, как массовое зрелище. В Древней Греции театр состоял из орхестры (круглая площадка, на которой выступали актеры, и хор вокруг которой располагались зрители), зрительных мест, скены (место переодевания и выход актёров к зрителям, которая находилась за пределами круга орхестры). Позже, к скене стали пристраивать параскении, где хранилось имущество театра; пароды – проходы между сценой и местами для зрителей. Древнегреческий актёр (мог быть только мужчина) мог по ходу спектакля играть несколько ролей, меняя маски.
Греки придумали представлять сказания о своих богах и героях в живых лицах, поняли, как поучительно и занятно может быть театральное зрелище. где вместо рассказчика перед слушателями выступали те самые люди, о которых рассказывается в сказке (мифе). От греков мы позаимствовали и само слово " театр", которое по-гречески произносится театрон и означает " зрелище ".
В России истоком театра был школьный театр, популярен – домашний. Именно учебный театр, любительские подмостки сыграли определённую роль в появлении профессионального театра. Школьные театры, появившиеся в XVI – XVII вв. в учебных заведениях, впервые ставят пьесы о русской истории и современной России. В XIX в. огромную роль в воспитании и образовании детей играют театры, созданные в гимназиях, кадетских корпусах, воспитательных домах. Популярен был и крестьянский театр для детей. В европейских странах традиция театра для детей связана с рождественскими постановками игровых действий на библейские и фольклорные сюжеты.
б. Значение и специфика театрального искусства
Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
в. Приобщение детей к театрализованной деятельности
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, я на прогулке говорю, увидев ворону: "Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона".
С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.
г. Характеристика театрализованных игр
Игра - наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свой реквизит, игрушки, мебель, одежду и т. д. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому в детском саду театрализованной деятельности уделяется особое значение, всем видам детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие. Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т. е. она может носить репродуктивный характер. Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевая и театрализованные игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заменитель в игре. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт - поставленный спектакль, инсценировка. Особенность театрализованной игры - литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Образ героя, его основные черты действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Это во многом зависит от опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, результат (как изобразили).
д. Классификация театрализованных игр
Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л.С. Фурминой - это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль). Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.
В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.
Виды драматизации:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.
Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.) По мнению других исследователей игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта). В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребёнка.
Важное значение в возникновении у детей театрализованной игры - имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянными литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает своё дальнейшее развитие театрализованная игра.
В ряде исследований театрализованные игры делятся по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета.
2. Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах
а. Формы организации театрализованной деятельности
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.
б. Младшая группа
В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми. Например, я показываю куклу детям:
-К вам пришла кукла Катя в нарядном платье. Что это у Кати? (Бантик.) Да, это бантик. А это что? (Шляпка) Что у неё на ножках? (Туфельки) Давайте попросим Катю поплясать: "Катя, попляши пожалуйста". (Катя пляшет.) Катя, наши дети тоже умеют плясать. Посмотри. (Дети пляшут под "Гопачок" укр. нар, мелодию).
Катя: Я - кукла Катя. У меня красивые платье и шляпка. Я люблю петь. Я спою вам весёлую песенку. (Дети слушают песню " Куколка" муз. Красева).
Я спрашиваю у детей:
- хорошая песенка? Вам понравилась кукла Катя? Давайте пригласим Катю ещё к нам прийти в гости. Приходи к нам, Катя, еще, пожалуйста.
Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые этюды "Солнышко встаёт", "Солнышко садиться", в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.
в. Средняя группа
Ребёнок постепенно переходит:
- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;
- игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;
- игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
- создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:
- многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух – трёх - частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);
- игры - драматизации по рассказам по рассказам на тему " Труд взрослых";
- постановка спектакля по произведению.
Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»).
Театрально - игровые этюды и упражнения по «Угадай, что я делаю», положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно - образного мышления, воображения, памяти, внимания. В ходе такого перевоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамках заданного образа, реагируют на смену музыкальных характеристик, подражают новым героям. Импровизационность становится основой работой на этапе обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Развивается режиссёрская игра. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.
г. Старшая группа
Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.
д. Подготовительная группа
Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Например: "Как Лисёнок в театр ходил", " Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.
Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:
- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;
- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;
- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;
- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.
Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
Например, упражнение на звуковое воображение:
Можешь ли ты услышать, что говорит облако? Может, оно поёт, вздыхает? Представь и услышишь необыкновенные звуки или придумай свои, никому пока неизвестные. Опиши или нарисуй свой собственный звук.
Игра «Кто я?» Представь и расскажи. Я:
- ящерка;
- ветерок;
- макаронина;
- рыбка;
- книжка;
и т. д.
3. Кукольный театр
Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что на небе, на земле, под землёй, в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы им молиться, люди делали изображения больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах, спинах слонов, устраивали хитрые приспособления для открывания глаз, кивания головами, оскаливания зубов у кукол. Постепенно такие зрелища всё больше стали походить на театральные представления. На протяжении тысячи лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, джинах, ангелах, высмеивались человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость. В России в XVIIв. наиболее популярным кукольным театром был театр Петрушки. Петрушка - любимый герой из скоморохов, дававших представление для зрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. В XVIIIв. в России появился Петрушка - перчаточная кукла, которой управлял бродячий кукольник. Кукольный театр – вид театральных представлений, в которых действуют куклы, приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей.
а) Виды театров
Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают:
- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);
- стендовый театр (фланелёграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);
- напольные куклы (марионетки, конусный театр);
- театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески).
Например, Г.В. Генов так классифицирует виды театров для дошкольников:
- картонажный;
- магнитный;
- настольный;
- пяти пальцев;
- масок;
- ручных теней;
- "живых теней";
- пальчиковый теневой;
- книжка-театр;
- театр кукол для одного исполнителя.
б. Виды кукол
Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, сто развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона поролона, коробок, проволоки, природного материала и др.
По способу управления различают пять основных видов кукол:
марионетки, перчаточные, тростевые, на палке, теневые.
Марионетка - кукла, ходящая по полу; к её голове, ногам и рукам прикреплены нити, с помощью которых её водит актёр, находящийся над ней, на специальном помосте. Кукол перчаточных, тростевых и на палке называют верховыми: актёр держит кукол над собой. Перчаточная кукла надевается непосредственно на руку, с тростевой куклой актёр работает двумя руками: одной держит корпус, второй управляет тростями, прикреплёнными к рукам куклы. Теневая кукла - плоское изображение живого существа, отбрасывающее тень на экран, служащий сценой. Так же используются: фланелёграф, плоские игрушки, игрушки из конусов и цилиндров, игрушки из поролона, магнитный театр, игрушки из коробок, игрушки - говорушки, игрушки из природных материалов, пальчиковый театр, куклы-перчатки, куклы из варежек, из картона, куклы-танцоры, куклы из воздушных шаров. Театральная кукла берёт начало от куклы-символа, куклы-предмета, которые действовали в различных ритуалах и обрядах Древнего Египта, Индии, в античной Европе. Самыми старыми признаются куклы стран Азии (особенно Китая).
в. Организация уголка театрализованной деятельности
В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:
- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др.;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.
4. Роль педагога в организации театрализованной деятельности
а. Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности
Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стресссоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.
Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:
- воспитание у ребенка основ общей культуры.
- приобщение детей к искусству театра.
- развитие творческой активности и игровых умений детей.
Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно – ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном, в хореографическом, театральном искусстве, архитектуре, литературе), привитие навыков общения и взаимодействия с партнёром в разного рода деятельности. Театрализованные игры основаны на разыгрывание сказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.
б. Основные направления работы с детьми
Театральная игра
Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Ритмопластика
Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
Культура и техника речи
Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры
Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем
Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).
5. Театрализованная деятельность совместно с другими занятиями
Театрализованная деятельность в детском саду может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность, в работу студий и кружков, праздников, развлечений. Например, интегрированное занятие по театрально – игровой и изобразительной деятельности для детей первой младшей группы «Рукавичка»:
занятие начинается с показа кукольного спектакля по сказке «Рукавичка».