Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности.
В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию “исследователя”, занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
В работах В.И. Андреева, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.
Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:
- самостоятельного мышления;
- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.
Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.
Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:
– видеть проблему;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
– давать определения понятиям;
– классифицировать;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать выводы и умозаключения;
– структурировать материал;
- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;
– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Главным фактором развития для каждого ребенка не должна стать деятельность, совершающаяся по принуждению или необходимости, так как результат может быть отрицательным. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение - вот двигатель развития. Мало того, чтобы деятельность была отмечена другими, надо помочь ребенку преодолеть свой страх и застенчивость, свою робость и неуверенность, помочь поверить в свои силы и добиться хорошего результата своей деятельности. Вот это и будет настоящим успехом, потому что ребенок шагнет вперед в своем личностном развитии. В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые стоят перед начальной школой. По моему мнению, их в полной мере можно решить, строя учебный процесс на основе развивающего обучения. Его сущность раскрыта Л.С.Выготским “Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности”. А как обстоят дела у многих школьников сегодня? В традиционной школе ученик очень быстро осознает, что его задача – внимательно слушать на уроке и четко выполнять указания учителя. Иначе отстанешь от товарищей или твои высказывания будут восприняты как незнания. Учитель и родители будут недовольны.
Как быть? В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения. Если проанализировать цели начального образования, то нетрудно заметить, что основной приоритет отдается развитию личности ребенка: “…Обеспечить начальный этап развития личности ребенка; выявить и обеспечить развитие способностей; формировать умение и желание учиться; приобрести необходимые умения и навыки учебной деятельности…” В государственном стандарте начального общего образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, так как развитие личностных качеств учащихся невозможно без приобретения ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Главной задачей для себя, как учителя считаю: не “донести”, “преподнести”, “объяснить” и “показать” учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. В учебном процессе должно возникать “учебное общение”, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знания и включая в этот процесс учителя, как более опытного партнера. Необходимость такого общения вытекает из природы поисковой, исследовательской деятельности, при которой поиск истины невозможен без дополнительной информации, общения со сверстниками, родителями.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельную деятельность ученика;
- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
- использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательная: активация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательная: создание продукта, востребованного другими.
Виды учебных исследований:
- по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по времени: кратковременные или долговременные;
- по теме: предметные, свободные.
По мнению многих психологов и педагогов (В.В.Давыдов, Г.М. Кучинский, А.М.Матюшкин, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно – ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого – педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно – познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится и к применению проектного метода в начальной школе. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Процесс реализации ученической исследовательской деятельности
Этап 1
– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне “ученик – ученик”, “ученик – учитель” и т. д.;
– анализ полученных результатов;
– формирование коррекционных групп;
– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);
– рефлексия (анализ динамики изменений);
– мониторинг.
Этап 2
Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.
Этап 3
Индивидуальная работа научного руководителя с обучающимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.
Этап 4
Оформление обучающимися выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии научных руководителей.
Этап 5
Итог исследовательской работы – это участие в ежегодных научно-исследовательских конференциях для обучающихся начальной школы.
В процессе работы над проектами и исследовательскими работами могут возникнуть трудности объективного характера. Это связанно с рядом возрастных особенностей. В работе над проектами необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско –взрослого союза. Совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями”.
Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
А для этого учителю необходимо:
- Владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
- Уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
- Устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
- Уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.
Хочется добавить, что “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения”.
Я придерживаюсь мнения, что каждый проект, исследовательская работа достойны рассмотрения, уважения. На наших уроках представление работ скорее “рабочее”, нет помпезности, театральности, некоторые из них занимали по длительности на уроке 4-5 минут, а некоторые длились около 10 минут. Присутствие моментов “необычности” (элементы одежды, музыка) в представлении работ обусловлено задачами проектов, исследований и они носили “чисто рабочий характер”. Во внеурочной деятельности мы использовали и выпуск газет, и проведение презентаций, и разыгрывали мини – сценки, на некоторые занятия приглашали родителей, так как позволяло время, выбирая ту форму работы, которая была необходима и интересна ребятам. Также считаю, что любое бальное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах не должны иметь места, так как учащиеся должны чувствовать себя успешными, они только учатся проводить исследования, любое их достижение уже продвижение вперед, выполнить исследовательскую работу – значит самим постигать новое. Следовательно, никто другой так, как сам ребенок, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд. Но это вовсе не означает бесконтрольность данной деятельности. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащиеся, другие участники могут высказывать оценочные суждения, имеющие форму пожелания, совета.
В результате правильно организованной исследовательской работы обучающиеся:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира
- овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения, готовить и проводить небольшие презентации.
Сегодня исследовательская деятельность не только способствует решению вышеперечисленных задач, но и играет роль прогнозирования. Учитель наблюдает склонность ученика к тому или иному виду деятельности, к предмету. Это выражается в некоторой преемственности к стартующему в среднем звене олимпиадному движению. Многие педагоги называют научную деятельность учеников младших классов первым шагом самореализации ребёнка.
Список литературы.
1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература"
3. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
4. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С.Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
По окружающему миру в 3 классе
«В царстве грибов»
с применением технологии развития критического мышления
«Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий»
Выполнила: Власова Ольга Васильевна
учитель начальных классов
Учебник: А.А. Плешаков «Мир вокруг нас».
Дидактическая цель: создать условия для усвоения новых знаний и применения ранее усвоенных и новых знаний.
Цели по содержанию:
образовательные:
- создать условия для усвоения знаний о грибах, как объектах живой природы;
- различать части гриба;
- приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.
развивающие:
- содействовать формированию критического мышления;
- создать условия для развития коммуникативных умений.
воспитательные:
- создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;
- способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.
Тип учебного занятия: комбинированный урок
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая
Средства обучения: листы с заданиями для организации индивидуальной работы.
Используемые ресурсы Единой коллекции ЦОР: Грибница (№181565) – процесс роста и развития грибов.
Технологическая карта урока
Этап урока | Задачи | Приём ТРКМ |
Оргмомент | Создать условия для проверки готовности учащихся к уроку |
|
Вызов | Пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации. | Приём «Предвосхищение»: высказывание предположений |
Реализация смысла | Помощь в активном восприятии изучаемого материала и соотнесении старых знаний с новыми | Приём «Предвосхищение» |
Рефлексия | Создание условий для обобщения изученного материала и определения направления дальнейшего изучения материала | Приём «Бортовой журнал»: обобщение и сопоставление. Графическое оформление смысловых единиц текста |
Подведение итога урока, информация о домашнем задании |
|
|
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Оргмомент | ||
| Создаёт условия для проверки готовности учащихся к уроку, | Проверяют готовность к уроку. |
| Постараемся внимательно слушать друг друга, активно работать на уроке. Для чего? | Получить новые знания |
II. Вызов | ||
Задачи: | Рассмотрите, пожалуйста, изображение на доске (Сформулируйте задание |
|
Что объединяет представителей всех царств? | Учёные-биологи делят всё живое на большие группы – царства… | |
Приём «Предвосхищение» | Сегодня на уроке мы продолжаем изучать мир живой природы. | Грибы. |
Приём «Бортовой журнал»: запись своих мыслей (гипотез) | Тема урока «В царстве грибов» |
|
Рассмотрите внимательно таблицу, назовите задачи урока. | 1. Узнать, почему грибы долгое время считали частью царства растений. | |
Заполните второй столбец таблицы (опорные слова). |
| |
III. Реализация смысла | ||
Задачи: | Прочитайте слова на доске, определите лексическое значение четвёртого слова. | БИОЛОГИЯ |
Приём «Инсерт» | Правильно, эта наука называется МИКОЛОГИЯ. | Микос – гриб, логос - наука |
Если в абзаце есть новая для вас информация– рядом с этим абзацем на полях карандашом поставьте плюс. | (Маркировка текста по мере его чтения) | |
Приём «Предвосхищение» | Что нужно сделать для ответа на этот вопрос? | Сказать, чем похожи и чем отличаются? |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: | О каких питательных веществах идёт речь? | Речь идёт о сахаре и крахмале. |
На какой вопрос нам предстоит ответить?) | 2. Из каких частей состоит гриб? | |
Что за информация скрыта? | (Предположения) | |
(Делаем вывод: как называется надземная часть гриба? | Надземная часть гриба называется плодовым телом. | |
Попробуйте изобразить процесс роста и развития гриба. | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | |
Приём «Предвосхищение» | На какой вопрос нам предстоит ответить? | 3. Какое значение имеют грибы? |
Делаем вывод. | Грибы имеют большое значение для неживой природы, растений, животных и человека. Поэтому их нужно охранять. | |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | На какой вопрос нам предстоит ответить? Подготовьте сообщение, пользуясь учебником. | Как охраняют грибы? |
Что нужно сделать? | 4. Какие бывают грибы? | |
В каких случаях съедобные грибы нельзя употреблять в пищу? | Грибы бывают съедобные, несъедобные и ядовитые. | |
IV. Рефлексия | ||
Задачи: | Заполняем таблицу «Новая информация» на карточке 2 в виде схем и опорных слов, которые использовали в ходе совместной деятельности. | |
V. Подведение итога урока, информация о домашнем задании | ||
| Что нового узнали на уроке? | Дома выполним задания на стр. 122, попробуем найти ответы на свои вопросы. |
Предварительный просмотр:
УРОК-ИГРА
Педагогическая цель: создать условия для закрепления знаний по темам, изученным в первом классе.
Планируемые результаты (предметные): знать название и последовательность чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20; название и обозначение операций сложения и вычитания; уметь использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка); находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание); решать простые задачи; распознавать геометрические фигуры.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска.
Личностные: проявляют интерес к учебному материалу.
Сценарий урока
Данный урок лучше провести в форме нестандартного. Это может быть урок-игра, урок-КВН, урок-путешествие, урок-сказка.
Материал подбирает учитель в соответствии с изученными темами.
1. Начертите на листке в левой руке Буратино 2 прямые линии, а на листке в его правой руке – 3 кривые линии.
2. Определите, не считая, чего больше: вишенок или клубничек?
3. Определите закономерность и дорисуйте.
4. Подчеркните неверные равенства зелёным, а неверные неравенства – красным.
6 = 6 5 < 8 9 = 7 6 > 4 8 > 1 7 < 8
5 = 4 7 > 3 2 > 5 3 < 2 3 = 3 9 = 10
5. Подчеркните:
∙ синим цветом – все выражения;
∙ красным – все суммы;
∙ зелёным – все разности.
5 – 2 6 = 6 0 – 0 9 > 8 9 + 0 7 – 2
8 + 7 4 – 4 0 < 1
6. Раскрасьте цветок между прямоугольниками.
7. Обведите красным четырёхугольники, зелёным – треугольники.
8. Соедините стрелками условие и вопрос задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бененсон, Е. П. Математика. 1 класс : тетрадь № 1, 2 / Е. П. Бененсон, Л. С. Итина – М. : Корпорация «Федоров», 1998.
2. Волкова, С. И. Математика. Устные упражнения : 1 кл. : пособие для учителя / С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2008.
3. Волкова, С. И. Математика : 1–4 классы. Контрольные работы : пособие для учителя / С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2010.
4. Волина, В. В. Праздник числа / В. В. Волина. – М. : Знание, 1993.
5. Гейдман, Б. П. Считаем до 10 : рабочая тетрадь / Б. П. Гейдман [и др.]. – М. : Гимназия «Открытый мир», 1995.
6. Моро, М. И. Математика. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, 2012.
7. Моро, М. И. Математика. 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2012.
Предварительный просмотр:
Подбор заданий для устного счёта по математике. 1 класс.
1. Сколько троек в числе 12?
2. Уменьшаемое 13, вычитаемое 4. Чему равна разность?
3. Увеличь 8 на 1 десяток.
4. Сумма двух чисел равна20. Первое слагаемое 6. Чему равно второе слагаемое?
5. Запиши число, в котором 2 десятка и 3 единицы.
6. Чему равна половина числа 12?
7. Найди разность чисел 18 и 9.
8. Первое слагаемое 8, второе столько же. Чему равна сумма?
9. Дополните 12 до 20.
10. На сколько 5 меньше 11?
11. В семье четверо детей. Всем детям родители купили по 3 воздушных шарика. Сколько всего шариков купили родители?
12. В домике живут 3 гнома. К ним пришли гости и принесли каждому по 2 подарка. Сколько всего подарков получили гномы?
13. Рыбаки поймали 9 щук. Дядя Саша поймал 5 щук, а остальные поймал его сын. Сколько щук поймал сын?
14. У Тани было 20 рублей. Она купила карандаш за 2 рубля и тетрадь за 5 рублей. Сколько рублей осталось у Тани?
15. Юля купила карандаш за 4 рубля и ручку на 3 рубля дороже. Сколько всего денег заплатила Юля?
Предварительный просмотр:
Зимний запас
Белка на зиму грибы сушит, бурундук собирает орехи и семена, водяная крыса прячет в норе картошку. Сойка рассовывает по ухоронкам жёлуди, сыч замораживает в дупле мышей и птичек. Но хитрее всех Медведь делает. Встречает его как-то Заяц и спрашивает:
- Все в лесу делом заняты, запасы к зиме готовят, один ты, Медведь, без забот шатаешься. Вот придёт зима – что лопать-то станешь, беззаботный?
А Медведь отвечает:
- Ты, косой, за меня не волнуйся! Я своё дело знаю. Я, если хочешь знать, самоед! Я зимой сам себя ем. Осенью нагуляю под шкурой сала – на всю зиму хватит. Чего и тебе, косой, советую.
Приуныл Заяц и отвечает:
- Э, Медведь, нам, зайцам, зимой не до жиру, а быть бы живу!
Вот такая сказочка и такая быль…
Н. Сладков
1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста, и отметь его "+".
Сыч замораживает в дупле мышей и птичек.
Заяц запасает веточки различных растений.
Волка ноги кормят.
Медведь спит в лесной берлоге.
2. Объясни, почему текст называется «Зимний запас».
Текст называется «Зимний запас» потому, ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Определи главную мысль (идею) данного произведения. Отметь свой ответ «+».
Каждый по-своему к зиме готовится.
Беспокойство зайца о подготовке медведя к зиме.
Белка, бурундук, сойка, сыч готовятся к зиме.
Сколько в этой истории сказочного!
4. Определи жанр данного произведения. Отметь свой ответ «+».
Сказка
Быль
Сказка-несказка
Рассказ
5. В каком из сборников можно было бы поместить это произведение? Отметь свой ответ «+».
Рассказы о природе.
Сказки-несказки Н. Сладкова и Э. Шима.
Сказки о животных.
Лесная газета. Справочник о природе.
6. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения.
Все в лесу делом заняты, запасы к зиме готовят, один, ты, Медведь, без забот шатаешься.
Э, Медведь, нам, зайцам, зимой не до жиру, а быть бы живу.
Сойка рассовывает по ухоронкам жёлуди, сыч замораживает в дупле мышей и птичек.
Ты, косой, за меня не волнуйся! Я своё дело знаю. Я, если хочешь знать, самоед!
7. Составь план к данному тексту.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Дай толкование (объяснение) слова «ухоронка». Отметь свой ответ «+».
Тайничок
Дупло
Кладовочка
Секретик
9. Выпиши 2 слова, которые в тексте заменяют слово «медведь»
________________________________________________________________________
10. Объясни пословицу: «Не до жиру, быть бы живу».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки,
Предварительный просмотр:
Викторина по сказке Пушкина «О царе Салтане»
1. Кто подслушал, о чем мечтали «три девицы под окном»?
а) Салтан +
б) Гвидон
в) Дадон
2. В какое время суток это происходило?
а) утром
б) днем
в) вечером +
3. Куда отправился царь после венчания?
а) на войну +
б) на крещение
в) на встречу с иноземными купцами
4. В чем царица с царевичем прибыли на необитаемый остров
а) в лодке
б) в бочке +
в) в шлюпке
5. Кто совершал чудеса на этом острове?
а) Царевна Лебедь +
б) Золотой Фазан
в) Жар-Птица
6. Назовите имя предводителя морских витязей.
а) Буян
б) Руслан
в) Черномор +
Сказка о царе Салтане
7. Сколько было братьев у Царевны Лебедь?
а) три
б) тринадцать
в) тридцать три +
8. Сколько раз князь Гвидон отправлялся в царство славного Салтана?
а) три +
б) пять
в) семь
9. Кто укусил в глаз ткачиху?
а) шмель
б) комар
в) муха +
10. «Белка песенки поет,
Да орешки все грызет...».
А какие скорлупки у этих орешек?
а) золотые +
б)серебряные
в) изумрудные