Методическая разработка Технологической карты урока Окружающего мира на тему «Зона арктических пустынь» 3 класс

Арктические пустыни — природная зона, расположенная в Артике, северной полярной области Земли; часть бассейна Северного Ледовитого океана. К этой природной зоне относятся северные окраины материковой Арктики и многочисленные острова, расположенные вокруг Северного полюса.

Зона арктических пустынь — самая северная природная зона с характерным арктическим климатом. Территория таких пустынь покрыта ледниками и камнями, а флора и фауна очень скудные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt1.docx196.48 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Филатова Светлана Петровна

ГБОУ школа №523 Колпинского района СПб

УМК «Школа России»

окружающий мир

4 класс

Тема: «Зона арктических пустынь»

Тип: Урок открытия новых знаний. Модель смешанного обучения «Перевёрнутый класс».

Цель урока: расширение у учащихся знаний особенностей природы зоны арктических пустынь (местоположение зоны на карте, условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе, значение природы данной зоны для человека, ее использование)

Планируемые результаты:

Предметные:

  • сформировать представление учащихся о природной зоне Арктики, познакомить с географическим положением, климатическими особенностями, установить зависимость между климатом растительным и животным миром.

Метапредметные:

Регулятивные

  • понимать, самостоятельно формулировать учебную задачу,
  • планировать свои высказывания и свои действия

Познавательные

  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять  инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • аргументировать свою позицию;
  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной  и ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

Личностные:

  • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат.

Ресурсы урока:

Подготовка к уроку. Выполнение домашнего задания.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Разработка (подбор) наглядных материалов по теме урока, заданий для проверки первичного усвоения, разработка алгоритма работы учащихся.

Приложение 1.

  1. Просмотр видеоролика

https://www.youtube.com/watch?v=dFFXwpbqRI4&t=220s

  1. Прохождение теста

https://learningapps.org/view2684322

  1. Тренажёры

https://learningapps.org/view4157292

https://learningapps.org/view2899704

https://learningapps.org/view2899769

https://learningapps.org/view5263733

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

-На прошлом уроке в качестве домашнего задания вы получили видео ролик, который вы должны были посмотреть, и задания.

-На какую тему был ролик, который вы посмотрели?

-У кого возникли вопросы, на которые хотелось бы получить ответы?

-Где можно найти ответы на ваши вопросы? (В совместной работе в группе, с учителем, в книгах...)

Отвечают на вопросы учителя, задают свои вопросы.

Актуализация необходимых знаний

«Мозговой штурм»

-Почему этот суровый край называют арктической пустыней?

-Какова цель нашего урока?

Высказывают свои мнения.

Формулируют цель урока.

Организация познавательной деятельности

1. -Сегодня мы работаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. Памятка МИМИО.

2.

-План работы:

У каждого учащегося на столе лежит маршрутный лист. Приложение 2.

 Задания выполняются как индивидуально, так и в группе. После выполнения задания группой выбирается один ученик, который предоставит свою работу всему классу.

Всё делаем по звуковому сигналу. Обратите внимание. На доске шумомер.  Следите при обсуждении за тем, чтобы уровень шума не был слишком высокий. Так же у вас на столах находятся знаки:

-Прошу тишину.

-Эврика!

-Просим помощи!

 

3. -Составьте план работы над природной зоной. О чём необходимо сказать? Расположите в нужном порядке (МИМИО).

4. Работа в группах, индивидуальная работа.

Наблюдает, при необходимости помогает, направляет.

Выдаёт задания.

Называют правила работы в группе.

 

-Составляют в проекте МИМИО план работы над природной зоной.

4.1. Географическое положение.

-Вставь пропущенные слова. Работай самостоятельно. Результат обсуди в группе.

Арктика – район Земли, примыкающий к ………(северному) полюсу. Включает ……… ……… (Северный Ледовитый) океан с островами и прилегающие окраины материков. На островах Арктики расположена зона ……. ……. (арктических пустынь) или ледяная зона. Острова, которые относятся к этой зоне:................................................................................................................. (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля). Арктика расположена к ... (к северу) от нашего края.

Не только океан, но и острова покрыты толстым …… (ледяным) панцирем. Лишь кое-где на островах его нет, но и здесь суша промерзает на много ….. (метров) в глубину. Почва на арктических островах почти совсем не ……(образуется).

-Следующее задание дети получают по QR коду (работа с контурной картой)

-Один человек выходит к доске, рассказывает о географическом положении зоны. Работа с картой.

4.2. Климат.

-Исправь ошибки. Работа в группе.

Солнце в этих краях поднимается высоко (никогда не поднимается). Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей много тепла (очень мало). Вот почему здесь царство снега и льда.

Зимой в этой зоне полярный день (полярная ночь). Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается. Темнота. В небе светит луна, мерцают звёзды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния – словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в тёмном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, температура нередко опускается до -10 градусов (-60).

Летом наступает полярная ночь (полярный день). Несколько месяцев круглые сутки темно (светло) и жарко (не тепло). Температура 20 градусов тепла (лишь на несколько градусов выше нуля).

-Один ученик рассказывает у доски.

4.3. Растения.

Индивидуальная работа.

-Вставьте слова.

На островах прямо на голых... (камнях) встречаются... (лишайники), они очень ... (малы). Также приспособились к жизни на камнях ... (мхи) и ... (полярные маки). В толще воды, не покрытой ... (льдом), большое количество ... (планктонных растений — водорослей).  

-Результат обсудите в группе.

-Один человек у доски представляет результат работы.

4.4. Животные.

Задание групповое с использованием QR кода (интерактивный тренажер).

https://learningapps.org/view5693195

QR Code

- Один ученик выходит к доске и рассказывает о животном мире, выполняя тест, выведенный на доску.

-Игра «Кто я? Что я? («Тарантинки»)

Ученик на карточке с клеевым слоем пишет один из объектов живой или неживой природы зоны арктических пустынь. Приклеивает карточку на лоб (на обруч) соседу. Таким образом ученик не видит, что написано у него на карточке, а все остальные видят. Так поступает каждый член группы. Задача каждого участника догадаться, что у него написано. Вопросы можно задавать только такие, чтобы на них можно было ответить «Да» или «Нет». Задать можно не более 10 вопросов.

4.5. Экология.

Каждой группе выдан условный знак экологической проблемы зоны арктических пустынь. Группа обсуждает проблему и предлагает способы её решения.

Условные знаки.

  1. Загрязнение вод северных морей промышленными отходами.
  2. Загрязнение акватории и побережья нефтепродуктами и бытовым мусором, отравление ядовитыми веществами (многие морские животные принимают плавающие полиэтиленовые пакеты за медуз и глотают их, что приводит их к гибели).
  3. Браконьерство (убивают белых медведей из-за красивой тёплой  шкуры, моржей- из-за бивней, из которых делают различные поделки, до недавнего времени варварски истребляли новорожденных тюленей – бельков: их сгоняли в одно место и забивали дубинами, и всё это – ради дорогой шкурки).
  4. Неконтролируемый лов рыбы.

 

Рефлексия деятельности

1. С какой природной зоной познакомились?

— Что хотели узнать о данной природной зоне? Добыли интересующую вас информацию?

—На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

2. Опрос в программе plickers.

Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) Кто- то работал больше, кто- то меньше других.

Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.

Учитель сканирует ответы детей, подводит итоги работы в группе.

3. Домашнее задание.

Посмотреть видео урок https://www.youtube.com/watch?v=_Y4O4u7Od9A

Подготовить вопросы к фильму.

1. Отвечают на вопросы.

2. Показывают именные карточки.

3. Получают маршрутный лист подготовки к уроку.