5.1. Игровая технология

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья "Игровая технология"20.37 КБ

Предварительный просмотр:

 

                Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.

 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
                                                                                                 В.А. Сухомлинский

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств по реализации образовательного процесса как в нескольких ДОУ, так и в конкретном детском саду или даже группе.

Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:

 - социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);

 - образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).

         Ценность педагогической технологии в том, что она:

 -конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;

 - создает условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

 

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Эти и другие важнейшие качества не только в процессе специальных занятий, но также в игре, дающей ребенку:

 - возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли;

 - быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества);

 - прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

 Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

 - способом обучения;

 - деятельностью для реализации творчества;

 - методом терапии;

 - первым шагом социализации ребенка в обществе.

 Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

 - знания методики игровой деятельности;

 - профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

 - учета возрастных и индивидуальных возможностей.

 На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:

- для освоения темы или содержания изучаемого материала;

 - в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

 - как образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ

Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

 Ее задачи:

Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка.

Подобрать средства, активирующие деятельность детей и повышение ее результативности.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

Технологичная схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

Научная база – опора на определенную научную концепцию достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.

 

Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:

 - отбору, разработке, подготовке игр;

 - включению детей в игровую деятельность;

 - осуществление самой игры;

 - подведению итогов, результатов игровой деятельности.

 

         Главные признак педагогической игры в игровой технологии – четко поставленная цель обучения и соответствующие ее педагогические результаты, характеризующиеся учебно - познавательной направленностью.

 Виды педагогических игр разнообразны.

 Они могут различаться:

По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентированные и т.д.;

По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами устанавливаемыми по ходу игры, игры, где одна часть правил задана условиями игры, и устанавливается в зависимости от ее хода.

По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.

По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские и т.д.

Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей

Ее значение:

 - активизирует воспитанников;

 - повышает познавательный интерес;

 - вызывает эмоциональный подъем;

 - способствует развитию творчества;

 - максимально концентрирует время занятий за счет четко сформулированных условий игры;

 Позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счет усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровые технологии должны быть направлены на решение следующих задач:

Развивающие

развитие внимания, памяти, речи, мышления; умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; развитие воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

развитие внимания, памяти, речи, мышления;

умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии;

развитие воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения;

развитие мотивации учебной деятельности.

 Социализирующие

приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, само регуляция; обучение общению; психотерапия.

приобщение к нормам и ценностям общества;

адаптация к условиям среды;

стрессовый контроль, само регуляция;

обучение общению; психотерапия.

Воспитывающие

воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

воспитание самостоятельности, воли;

формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;

воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. 

      Дидактические

расширение кругозора; познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

расширение кругозора;

познавательная деятельность;

применение ЗУН в практической деятельности;

формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

развитие общеучебных умений и навыков;

развитие трудовых навыков.

 

         Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легчеусваивают материал любой сложности.

 Концептуальные основы игровой технологии:

Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности.

Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая технология охватывает определеную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В игровую технологию включается последовательно игры и упражнения, формирующего одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководства педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

 - выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностям детей (дети проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, заваулированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

 - предложение игры – создается игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);

 - объяснения игры – кратко, четко, только после возникновения интереса детей к игре;

 - игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

 - организация игрового коллектива – игровые задачи формируются таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свою активность и организаторские умения.

 Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно:

 - развитие игровой ситуации – основывается на принципах; отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

 - окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.