урок-практикум "Следствие ведут знатоки"

Правописание чередующихся гласных в корне слова. 5,6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-praktkum.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

               

           Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского»

             Урок-практикум

     «Следствие ведут знатоки»

      Правописание чередующихся   гласных в  корне    слова.

                                      Автор работы: Рафальская Людмила Геннадьевна,       учитель русского языка и литературы.

                                                      Мужи

                                                       2012

Характеристика деятельности учащихся.

Л: осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития личности.

М/п: преобразовывать информацию из одной формы в другую.

М/к: слушать и слышать других, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Пр.(языковая компетенция) опознавать морфемы и их функцию, применять знания морфемики и словообразования в практике правописания, находить орфограммы в корнях, приставках по опознавательным признакам, правильно писать слова с названными в теме орфограммами, объяснять написание устно   и графически.

ПР.( коммуникативная компетенция) конструирование вопросов  по изучаемой теме, связный, логически стройный ответ при формулировке  орфограмм и правил.

М/р: осуществлять   взаимопроверку письменных текстов.

Учитель.   От жителей города Корень гласных О,А,Е,И поступило заявление о том, что некоторые учащиеся по невнимательности или незнанию систематически лишают их  постоянного места жительства. Чередующие гласные просят еще раз  рассмотреть  условия    их расселения в корнях.  Оперативная группа в составе 20 человек  сегодня  должна  разобраться в  конфликтной  ситуации и помочь гласным обрести законное место жительство, закрепленное правилом .

1.Лингвистическая разминка. Для начала группа знатоков провела предварительную подготовку:

А .По имеющимся данным определить грамматическое значение слова:  -ешь- (глагол, ед.число,2 лицо),- ему (прилагательное, муж. Род, ед. число, дат. Падеж)

Б.   Подберите приставку к  словам, опираясь на изученное правило.    –ынтересный,   

- интересный,   -ыскивать,   - ыск.        ( например, безынтересный, сверхинтересный, разыскивать, розыск)

В.Синтаксический анализ предложения. Фонетический анализ выделенного слова.

Г. Затем члены команды знатоков  провели интеллектуальный теннис по основным темам морфемики и словообразования. Один из знатоков отбивал подачи, отвечая на 5 вопросов, которые ему задавали знатоки. Например.

                        1Что изучает морфемика?

                      2. Когда в приставках  на З,С мы должны писать З, а когда- С?

                      3.  Что называется окончанием?

                      4. Приведи примеры производной и производящей основ.

                      5.  Назови способы образования слов.

2. Практическая часть. Далее знатоки приступили к рассмотрению заявлений, поступивших от гласных

 А.Четвертое лишнее.  (Устно) Объяснить условия выбора  «лишнего» слова.

Заря, зарядка, озарять, зарница.

Загорел, сгорание, гора, подгореть.

Прикосновение, косой, коснуться, неукоснительно.

Растение, растереть, расти, возраст.

Умирать, смириться, замирать, помирить.

Б.  Выборочное письмо. Увидеть в предложениях слова с изучаемыми корнями. Слово выписать. Объяснить правописание. Орфограмму выделить. 

1.        Горелая сосна стояла на пригорке, и торчащие вокруг нее толстые пни служили надёжным укрытием для стрелков.  

2.        Скоро по комнате распространился запах кофе, который блестел чёрными зеркалами в белых фарфоровых чашках.  

3.        Мы выкопали добрый десяток глубоких ям, с замиранием сердца ожидая, когда лопата ударится о кованый сундучок.  

4.        Сотрясая мостовую, под виадуком прошел, расстелив над ним дымное облако, дачный поезд.  

5.        Васёк покрывал лаком рамку для стенгазеты. "Вот это по мне", - думал он, с удовольствием макая кисть в густой лак.  

6.         Часто до возвращения отца с работы  Васек бесцельно бродил по городу один или предлагал своим друзьям Коле Одинцову и Саше Булгакову: «Пойдемте, ребята, куда-нибудь, пошатаемся...»  

7.        Вероника Васильевна знает по фамилиям всех постоянных читателей. Она неторопливо расхаживает по ту сторону стойки, перебирая книги.  

8.        Юнга очень удивился переменам, происшедшим в его отсутствие. Теперь катер был уже не катером, а чем-то вроде плавучей беседки. (Л.Платов).

10.        Разведчики спустились к реке, в прибрежные заросли, где их уже ожидали саперы с тремя рыбачьими лодками.  

В. Распределительное письмо.  Распределить по группам  чередующиеся и проверяемые гласные. Вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограмму.

  Б…гущий, б…льной, ж…леть, м…ролюбивый, нав…рить, поб…дить, разм…гчить, пл…нировать, зв…зда, з…ря, оз…рять, дог…рать, заг…релый, тв…рец, раств…римый, накл…нить, откл…нение, пл…вец, пл…вучесть, вск…чить, ск…чок, обск…кать, р…стение, возр…ст, отр…сль, подр…сток, Р…стов, обм…кнуть в воду руку, зал…зать на дерево, зал…зать рану, зап…вать песню, зап…вать лекарство,  плащ пром…кает, зар…внять грядки, ср…внение, ур…внение, непром…каемый зонт.

Г.  Тренировочное задание.  Вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограмму. С последующей взаимопровверкой.

1 вариант.  Разр_вняем грядки, посадим р_стки, они подр_стут, превратятся в зар_сли; нам_кают от росы, пол_жили на солнце, прол_жили тропинку, предл_гаем прогуляться, поск_кать верхом, вым_кнем под дождем, прик_снулись к стволу, капли бл_стят, не к_саясь мокрых веток, непром_каемая куртка, ср_внили выр_щенные плоды, подск_чили от радости, будем м_кать хлеб в молоко.

2 вариант.  Выт_рал, но так досуха и не выт_р, разб_рал записи, зап_рать шкатулку было нетрудно, а отп_реть не уд_лось, пот_ряли ключ, выж_гать по дереву интересно, он выж_г свое имя, подст_лить коврик, заст_лать постель, подб_решь по цвету, бл_стающий мир, редкое соч_тание красок, зам_реть от восторга, откл_нился от курса, переходный возр_ст.

      В ходе проведенных разыскных действий следственная группа пришла к выводу:  учащимся нужно твердо помнить правила правописания гласных в корнях.  Еще раз озвучены были     условия  размещения гласных в  корнях  РАСТ-РОС, ЛАГ-ЛОЖ,ЗАР-ЗОР,ГАР-ГОР,КАС-КОС,БИР-БЕР и еще в семи корнях.   Учитель  выразила уверенность, что чередующие гласные будут довольны работой знатоков , а   учащиеся   будут писать грамотно, потому что ( слова Л.Щербы»

Д. Выезжали знатоки из города Корень на автобусе через реку Ошибка (упражнение из Лингвинии). Переправа прошла благополучно, потому что следственная группа уверенно называла нужные гласные в словах.

3. Домашнее задание:  Продолжить рассмотрение условий  безошибочного размещения чередующихся гласных в корне. (Карточка . Правила по изученной теме.)

      Проб_раться, соб_рут, разб_рать, отб_рет, заб_рется, выб_рать, прод_раться, д_рется, зам_реть от страха, ум_рающий, отм_рающие обычаи, уп_реться, зап_реть дверь, отп_рать замок, уп_рающийся, отп_реть, прот_рать, выт_реть, раст_рать, пост_лить, расст_лать, бл_стательный успех, бл_стеть, заж_гательный, выж_гать. Прик_саться, прик_снуться, прик_сновение, неук_снительно, к_сательная.Изл_гать, распол_жение, прил_гательное, прил_жение, сл_гаемые, сл_жение.Подр_сти, отр_стить, выр_щенный, возр_стной, р_стовщик, зар_сли, отр_сль, пор_сль, костюм на выр_ст, подр_стковый. Несг_раемый, заг_релый, дог_рать, подг_реть. З_ря, оз_рение.