Конспект индивидуального занятия на звук [Р]

Балышева Анастасия Геннадьевна

Конспект индивидуального занятия на звук [Р] "Отправляемся в гости к роботу Роме".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_zanyatiya_zvuk_r.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р]

«Отправляемся в гости к роботу Роме»

Цель: автоматизировать звук [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять правильное произношение звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;

- закрепить правильное речевое дыхание при произнесении звука и просодические характеристики: высота и сила голоса, интонация.

- формировать навыки согласования числительного с существительным;

- дифференцировать звуки [р] и [л].

Коррекционные:

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух и восприятие;

-обогащение и расширение словарного запаса.

Воспитательные:

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: 

- картинки-символы для артикуляционной гимнастики, лабиринт «Карта» с полями для выкладывания картинок-символов;

- картинки с изображением слогов звуком [р];

- перья для выполнения упражнений на выработку правильного речевого дыхания;

- деревянные фигурки с изображением слов, в названии которых есть звуки [р], [л];

 - картинки-символы звуков [р], [л] (ракета и пароход);

- картинки с изображением предметов для счёта: рак, роза;

- игрушка – копилка Робот;

- игрушка Ракета;

- игрушечные корзинки;

- карточки с цветами;

- маркерная доска и маркер;

- гимнастические кольца диаметром 40 см. для игры «Классики»;

- препятствия для чередования с кольцами в игре «Классики» в виде половинок фруктов;

- листы бумаги для чередования с кольцами в игре «Классики»

- картонные стаканы 2 цветов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуй, …….! Давай поздороваемся с нашими гостями и больше не будем на них отвлекаться.

- Сегодня на занятии я хочу тебя познакомить со своим другом. Знаешь, у меня есть друг. Послушай загадку и попробуй догадаться, кто это?

Он день и ночь готов трудиться. Он по хозяйству помогает и даже в шахматы играет. Не обыграть его вовек! 

Он похож на человека, но он совсем не человек. Сам - металлический, Мозг - электрический. (Робот).

- Правильно, это веселый и добрый робот по имени Рома. Он очень любит путешествовать и сейчас он находится на другой планете. Давай отправимся к нему в гости, чтобы он послушал, как ты произносишь звук [р] и поиграл с тобой в разные игры.

Чтобы найти дорогу до планеты, на который сейчас находится Рома, давай воспользуемся картой, которую он нам оставил.

2. Артикуляционная гимнастика. Используем лабиринт «Карта» для выполнения артикуляционной гимнастики.

- Чтобы отправиться в это путешествие давай сделаем специальную гимнастику для языка. А в этом тебе помогут карта и «веселые картинки».  Посмотри на них и сделай упражнения.

«Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

«Заборчик»

Как заборчик, как ограда,

Зубки все стоят, как надо.

Язычком их все считай,

Ни один не пропускай!

«Чашечка»

Кругленькие чашки,

По краям ромашки.

Покажи-ка язычком,

Как мы чай из них попьем.

«Лошадка»

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

«Конфета»

Почему же на обед

Не дают совсем конфет?

Вот бы было хорошо —

Съел и говоришь-еще!

«Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

«Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

«Почистим зубки»

Рот открою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

«Гармошка»

На гармошке мы играем.

Рот пошире открываем,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

«Барабанщик»

В барабан мы бьем

Нашим язычком.

Громкий, громкий звук

Слышен звонкий стук.

«Индюк»

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад-вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И болтает на бегу.

3. Изолированное произнесение звука [Р], характеристика звука.

- Мы размялись перед путешествием и теперь готовы сесть в ракету, которая нас доставит до Ромы.

Давай произнесём любимый звук мотора Ракеты: РРР

     Обсуждение артикуляции звука: Что делает язычок?

     - Широкий язык поднимается за верхние зубки к бугорочкам, язык «пляшет зазубками», губы улыбаются.

     - Похвали звук [р]. Звук [р] – какой? (согласный, потому что во рту есть преграда – язык, звук звонкий, твёрдый).

4. Автоматизация звука [Р] в слогах.

- Мы готовы сесть в ракету, осталось только заправить нашу ракету топливом. Когда ракета будет лететь, топливо будет гореть, поэтому ракета и она будет оставлять след (пламя).

Давай будем дуть на пёрышки, которые похожи на след (пламя) от ракеты и произносить песенки, которые спрятаны под перьями.

Ребенок сдувает с картинок перья и называет слоги: Ра-Ро-Ру, Ры, Рэ.

5. Автоматизация звука [Р] в слогах и работа с высотой и силой голоса. Развитие мелкой моторики.

- Я нарисовала на доске наш маршрут (рисую волнистую линию маркером на доске). Давай во время путешествия будем делать остановки на маленьких и больших планетах. Нарисуй, пожалуйста, большие и маленькие кружочки на этой линии. Это будут маленькие и большие планеты.

Ребенок рисует по образцу кружки.

- Давай полетим на ракете с песенкой Ра (Ро, Ру, Ры, Рэ) и, если будем пролетать большую планету, то будем громко петь эту песню, а если маленькую планету – то тихо.

Ребенок водит ракетой с прикрепленной картинкой-слогом по дорожке и произносит слоги тихо-громко.

6. Формирование фонематических представлений. Дифференциация звуков [р], [л]. Нейрофизультминутка.

-Ну вот мы прилете на планету, на которой находится робот Рома. От ракеты нам надо пройти по особой дорожке с секретиками.

Прыгай в колечки, перешагивай на бумагу, а фрукты - поднимай. Под ними картинки, которые я буду называть, а ты складывать в разные стаканы. В стакан с изображением ракеты складывай фигурки, название которых начинаются на звук [р], а в стакан с пароходом – фигурки с изображением предметов, в которых есть звук [л].

 (ландыш, лак, лайка, ластик, ложка, лошадь, лопата, лось, лампа, роза, ракета, рак, рыбак, руки, ручка, рамка, ранец, ромашка).

7. Автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях.

Игра «Назови» 

- А вот и Робот Рома, познакомься с ним. Педагог достает робота-копилку. Рядом ставит корзинку с фигурками, в названии которых есть звук [р].

Пока Рома нас ждал, он сходил в магазин и купил нам и себе подарки. Посмотри и назови их (рак, ракета, ранец, радуга, радио, рация, ракушка, ружье, рубашка, рыба, рог, роза).

Ребенок называет слова.

Игра «Жадина» 

-Давай разделим подарки. Одни подарки положим в корзинку, приготовленную для тебя, другие - в корзинку для Ромы. Если подарок куплен для тебя, то говори, что он твой (например, Мой…(робот), а если для робота Ромы, говори: «Твой…(ранец)».

Ребенок называет слова.

Игра «Какой…» 

- Посмотри, в этой корзинке предметы синего цвета, а в другой – зеленого. Давай назовем, какие они.

Педагог кладет в корзинку карточку цвета.

Игра «Посчитай».

- Посмотри, как много у нас есть одинаковых подарков. Давай посчитаем их (роза, рак).

8. Автоматизация звука [Р] в предложениях.

1) Рома решил посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Рыба ест Рому.

В розах растут сады.

Рыба жарит рыбака.

Ракушка радуется Роме.

Рассказ рассказал Рому.

Рация работает с Раей.

2) Игра «Чего не стало?». Употребление им. сущ. в Р.п.

     Подобранные картинки выставляются на наборное полотно. Ребенок запоминает их, закрывает глаза, логопед убирает одну картинку.

Логопед: Посмотри, чего нет у робота Ромы?

Ребенок: У робота Ромы нет …   (сущ. в форме родительного падежа).

13. Итог занятия.

- Наше занятие подошло к концу. Чем мы сегодня занимались? (Учились правильно произносить звук [Р]). Какая игра тебе понравилась больше всего? Назови 3 любых слова со звуком [Р].

- Пора прощаться с роботом Ромой. Рома благодарит тебя и дарит тебе наклейки со своими портретами.