Личностно – ориентированный подход на уроках в начальной школе как одно из средств реализации требований ФГОС»

Доржиева Жаргалма Сырен-Доржеевна

материалы методической мастерской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_masterskaya_lop_1.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Свою методическую мастерскую хочу начать со стихотворения Валентина Берестова:Слайд1

У маленьких учеников

 Спросил художник Токмаков:

 "А кто умеет рисовать?"

  Рук поднялось - не сосчитать.

  Шестые классы. Токмаков

  И тут спросил учеников:

  "Ну, кто умеет рисовать?"

  Рук поднялось примерно пять.

  В десятых классах Токмаков

  Опять спросил учеников:

  "Так кто ж умеет рисовать?"

  И рук поднятых не видать.

  А ведь ребята в самом деле

  Когда-то рисовать умели.

  И солнце на листах смеялось!

  Куда все это подевалось?

И действительно, «Куда все подевалось?» это меня удивило и заставило задуматься: а в чем причина этого? Почему ребенок с возрастом перестает удивляться и теряет интерес к познанию. А ведь мы понимаем, что удивление порождает интерес, а интерес рождает мотив, который ведет человека к познанию.

И что же я должна делать, чтобы в глазах детей не угас огонек любознательности, а его творческие способности развивались?

 Ведь ныне действующий Федеральный государственный стандарт начального общего образованияи обновленныйФГОС, который вступает в силу с 1 сентября 2022 года,во главу угла ставят необходимость личностного развитияобучающихся. Отсюда выходит, что важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход во взаимодействии учителя с учениками.

Онпредполагает помощь обучающемуся в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, осуществлении самореализации и самоутверждения; развитие индивидуальных способностей ученика.

Слайд 2. Для этого необходимо создать определенные условия, которые характеризуются переходом:

• от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

•от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

• от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Все эти условия я стараюсь реализовать на каждом из своих уроков. Уроки строю в соответствии с требованиями ФГОСи структурой учебной деятельности на основе системно-деятельностного подхода.

Слайд 3.Структура учебной деятельности по Д.Б.Эльконинуи В.В.Давыдову состоит из следующих компонентов

  1.  учебно-познавательные мотивы;
  2. учебная задача;
  3. учебные действия;
  4. действия контроля (самоконтроля);
  5. действия оценки (самооценки).

Каждый из них реализуется с помощью определенных методов и приемов.Я же хочу представить те методы и приемы, которые позволяют мне осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками на каждом этапе учебной деятельности.

Слайд 4. Если же рассмотрим  учебно-познавательные мотивы, то, на мой взгляд,мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности, т.к. через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых, формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития.

Формирование устойчивой мотивации достижения успеха также необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника.

Например, на  проведенном уроке вначале были показаны видеопослание и результат эксперимента с рисом, которые послужили основанием постановки проблемного вопроса и пробуждением интереса к содержанию урока.

В практике использую также следующие приемы для создания положительной мотивации: (показываю на слайд 4)

Мои уроки могут  начинаться с удивления фактом:

При изучении темы «Время: год, недели, сутки». Даю необычный факт: «Ваш возраст это просто количество раз, которое вы пролетели вокруг солнца. Правда или нет?

Или при изучении темы «Состояния воды» можно начать с такого рассказа: «Однажды в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде!»

Или, например, при изучении темы «Организм человека» по окружающему миру можно начать так: «представьте себе, что вы взяли большой, красивый лимон и решили нарезать его к чаю, вы медленно режете ломтик за ломтиком. Поднимаете нож и видите, как по его лезвию медленно стекают капли лимонного сока». Как правило,  ребята быстро реагируют на мой образный комментарий и у многих передергивает лицо при услышанном. Далее можно спросить: «В своем рассказе, я ни разу не употребил слово кислый. Почему же вы так отреагировали?»

При изучении темы «Имя числительное», в конце урока можно задать вопрос: «Какое числительное буквально значит «тысячища»? Следующий урок нужно начать с ответа на этот  вопрос.

Я так же считаю, что мотивация к учению начинается  и с  ритуала приветствия и прощания (слайд 5) и  должна происходить на каждом этапе урока. И практикую удивлением бонусами за усилия ребенка, это обычно бывает в конце четверти.(Слайд 6-7)

Слайд 5. Мотивация приводит нас к Учебной задаче- принятой и осознанной ребёнком цели деятельности учения, к тому, что ученик должен освоить.Постановка учебной задачи связана с двумя принципиально важными моментами:

1) ученики должны обнаружить, что чего-то не знают (не владеют способом решения задачи);

2) они должны хотеть решить эту задачу, проблему.

Здесь создаю такую учебную ситуацию, в которой обучающийся обнаружит своё собственное суждение об обсуждаемом предмете; существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Стараюсь, чтобы понятийное противоречие было представлено в процессе организованной дискуссии. Только в этом случае задача найдет эмоциональный отклик у каждого ученика, что обеспечит её принятие.

Стремлюсьпреобразовать отношения «спрашивающий учитель — отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик - учитель, помогающий ученику сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».Слайд 8

На проведенном конкурсном уроке использовался прием столкновения мнения учеников вопросом « Почему автор сравнил слово со звездой?»

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение

к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.

-Что вас удивило?

-Что интересного заметили? - Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какая будет тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

-Вопрос был один? А сколько мнений? Или:задание было одно? А как его выполнили?

-Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Учебная задача подводит нас к Учебным действиям.Слайд 9

Учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе   социальной и личностной.

Приемы учебных действий:

  • Создания проблемной ситуации;
  • Эвристическая беседа;
  • Совместная деятельность;
  • Разноуровневые задания;
  • Исследовательская деятельность;
  • Проектная деятельность;
  • Тестирование
  • Активное слушание
  • «Прогнозирование» 
  • составления плана.
  • составления граф-схемы
  • Прием комментирования
  • Составление кластера.
  • Дискуссия.
  • Групповая форма работы.
  • Проектная и исследовательская деятельность.
  • Письменный и устный анализ (эпизода, стихотворения, произведения, характеристика героя) по алгоритму.
  • Театрализация.
  • Сочинение и развёрнутый ответ на вопрос.
  • Приём «письмо по кругу» (каждый ученик из группы или класса, подводя итог обсуждаемой проблемы, дописывает по аргументу либо «за», либо «против»; по такому же принципу составляется портрет героя).4
  • «Мозговой штурм».
  • Приём «интервью».
  • Активное чтение.
  • Пересказ (творческий, краткий, выборочный и т.д.).

Исходя из постановки учебной задачи, недостаточности своего знания для решения возникшей задачидети определили ход своих дальнейших действий:

  • Активное слушание
  • Эвристическая беседа;
  • Элементы исследовательской деятельности, мозгового штурма.
  • Групповая форма работы.  

При совершении учебных действий по решению учебных задач необходим вначале контроль со стороны учителя, который с течением времени должен плавно перейти к самоконтролю: насколько правильно действую?

4. Действия контроля (самоконтроля) Слайд 9

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, способствующий личностному развитию младшего школьника.

Приемов формирования самоконтроля множество. Я же на уроке использовала приемы:

  • Проговаривание в устной форме (комментирование свернутое или развернутое или сопровождение).
  • Процессуальный контроль
  • Самоинструктаж или взаимоинструктаж
  • Заполнение оценочных листов или фиксирование на шкале уровня достигнутых  результатов.

Предварительный, упреждающий или прогнозирующий контроль 

  • Ориентировка.
  • Определение плана или хода выполнения задания (по алгоритму, по памятке)
  • Самоинструктаж или взаимоинструктаж

Процессуальный контроль

  • Проговаривание в устной форме (комментирование свернутое или развернутое или сопровождение).
  • Работа по алгоритму (схеме, памятке).
  • Постановка вопросов (ведение записи) по тексту.
  • Пометки на полях (+ знаю - умею, ? не понимаю, сомневаюсь, - не знаю, не умею).
  • Фиксирование хода работы в инструкции, плане действий (поставлю +, т.к. этот шаг я сделал).
  • Проговаривание.

Итоговый контроль или контроль по результату 

  • Сравнение с эталоном.
  • Восстановление части, текста (редактирование).
  • Заполнение оценочных листов или фиксирование на шкале уровня достигнутых  результатов.
  • Рефлексия.

Ну и немаловажное значение в личностном развитии младшего школьника имеют  

5. Действия оценки (самооценки). Слайд 11-12

От самооценки зависят взаимоотношения ребёнка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности ребёнка и на дальнейшее развитие его личности.

Какие же приемы формирования самооценки у младших школьников использую на уроках:

Слайд11

1) Словесные приемы

3) Символы

5) Листы самооценки

6) «Портфолио ученика»

7) Анализ работы за четверть, за год, за период обучения.

8)Балловый критерий

9)Прием «Оценочная таблица».

10) «Лесенка достижений» или «Лестница успеха»

11) «Волшебные линеечки»

12) «Ладошки».

Также активно использую карточки самоконтроля и самооценки.этот прием можно назвать диалогом между учителем и учеником. (слайд 9-12)

И в конце своего выступления, хочу познакомить вас со своей страницей на  сайте, где представлена вся практическая и методическая работа по реализации личностно- ориентированного подхода в обучении: ссылка на сайт

https://nsportal.ru/dorzhieva-zhargalma-syren-dorzhievna

И я абсолютно согласна с высказыванием Василия Александровича Сухомлинского о том, что где-то в  самом сокровенном уголке сердца каждого ребенка имеется своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно правильно настроиться на тон этой струны.  Считаю, что одним из важнейших условий реализации личностно-ориентированного взаимодействия является атмосфера доверия, доброты, а также знание учителем личностных качеств младшего школьника.

Таким образом, Личностно-ориентированный подход при организации учебной деятельности позволяет мне:

1. повысить мотивированность учащихся к учению;

2. развивать их познавательные способности, основываясь на личностные особенности каждого обучающегося;

3.способствовать  активизации  их  творческой познавательной деятельности;

4. создавать условия для самостоятельной деятельности обучающихся;

5. дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс.