Районный конкурс "Воспитатель года 2023"

Материалы участника конкурса

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД. Образовательная область «Музыка»

«Сундучок волшебный ждёт… В гости к музыке зовёт!»

Цель:  Обогащение музыкальных впечатлений детей.

            Развитие музыкально-творческих способностей детей.

Задачи:

Обучающие: 

Познакомить детей с приемом «мнемотехника» при разучивании песни.

Закрепить умение давать характеристику прослушанной пьесе.

Закрепить с детьми «звучащие жесты»: хлопки, притопы, шлепки в ритме музыки.

Развивающие:

Ассоциировать характер музыки с образом сказочного героя

Совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух в процессе певческой деятельности.

Совершенствовать ритмические и речедвигательные навыки детей.

Развивать творческое воображение посредством  игры на музыкально-шумовых инструментах.

Воспитывающие:
Способствовать установлению творческих возможностей между участниками занятия.

Развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку, образ и

содержание которой связаны с миром сказки и волшебства.

Доставить радость от коллективного музицирования.

Интеграция образовательных областей:                                                                                                                      

Художественно-эстетическое развитие

Обучать детей выразительному пению. Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Формировать умение детей озвучивать сказку на самодельных музыкальных инструментах.

Совершенствовать умение передавать музыкальное настроение, музыкальный образ в движении. Воспитывать любовь к музыке.

Социально-коммуникативное развитие

Развитие коммуникативных умений и навыков, установление дружеской взаимосвязи (педагог – дети), формирование готовности к совместной деятельности, воспитание чувства коллективизма, дружбы, взаимного уважения.

Познавательное развитие

Развитие памяти, обучение умению разучивать материал по мнемосхеме

Расширить представление детей о видах музыкальных инструментов

Речевое развитие

Содействие развитию монологической и диалогической речи.

Овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения) и невербальными (мимикой,  жестами).

Физическое развитие

Согласование действий и сопровождающей их речи;

Обогащение двигательного опыта детей.

Предварительная работа:

Составление конспекта занятия

Подбор песенного и музыкально – ритмического  материала, сказки – шумелки, самодельных музыкальных инструментов

Оборудование и материалы:

 Сундучок, самодельные музыкальные инструменты.

Большие смайлы

Маленькие смайлики (грусть, радость по количеству детей)

Ноутбук

Телевизор

Мягкие игрушки: Баба Яга, Медведь, Заяц.

Указка, волшебная палочка

         

НОД

Дети под марш входят в зал, встают полукругом

1. Включаю легкий волшебный фон

М.Р:  Что за гости в зал спешат? Рада видеть я ребят!

Валеологическая песенка «Приветствие»
Вы друг другу улыбнитесь (смотрят друг на друга вправо-влево)
Здравствуйте! (пропевают) И сейчас же подружитесь (берут друг друга за руки)
Здравствуйте! (пропевают)
Все мои подружки, все мои друзья,
Здравствуйте! Как люблю вас я!

М.р. Ребята, вы слышите?

        Что это за странный стук, раздаётся тихий звук?

        Тук да тук, тук да тук... Посмотрите – ка, сундук!

Подходим к сундуку.

          Долго думать мы не станем, лучше в сундучок заглянем.

Пробуем открыть, но он не открывается.

М.р. Ребята, а сундучок-то волшебный и просто так его не открыть.

         Давайте все вместе  пропоём волшебные слова:

Тук - тук - тук,                               ударяют кулачком по кулачку.

Чок - чок - чок,                              притопывают ногами.

Открывайся, сундучок!                 хлопают в ладоши.

Открываю сундучок

М.Р: Ребята, здесь лежит письмо                                                                                                    «Я волшебный сундучок, разрисованный бочок.                                                               Приглашаю вас, ребята, в сказочный звучащий лес.                                                                            К лесным жителям идите, и себя вы покажите»

М.Р: Да, ребята, нас ждут лесные зверята.

  • Мимо Мишки вы сейчас идите, приставной шаг закрепите

Шаг – приставим, шаг  - замок, не торопимся, идем.

  • За руки друзей берите, мимо Зайки хороводным шагом  идите, спину ровно  держите, носочек  тяните.
  • Прыг да скок, прыг да скок, скачут весело ребята по тропиночке в лесок.

Из-за  елки достаю игрушку «Баба Яга»

М.Р: А в сказочном лесу живет Баба Яга  

КПИ «В тёмном лесе есть избушка»

  • Топотушками  пойдем, мимо сундучка пройдем.

          Топают наши ножки по лесной дорожке (веду их к стульям)

М.Р: Ребята, Баба Яга интересный сказочный герой. Поэтому художники любили изображать  ее в иллюстрациях и картинах,

Слайд «Баба Яга»

         

           а композиторы передавали ее образ в музыке

Слайд «Портрет Чайковского»

М.Р: Чей это портрет?

         Конечно, это П.И.Чайковский. В его «Детском альбоме» есть пьеса,

         которая так и называется «Баба Яга»

Слайд «Баба Яга»

2. Слушание пьесы «Баба Яга»  Чайковского, сопоставление образа с эмоцией смайлов

Беседа с детьми о  прослушанной пьесе:

  • Музыка передает образ Бабы Яги?
  • Почему вы так решили (потому что музыка отрывистая, колючая,  как будто Баба Яга своей метлой подгоняет)
  • Какой характер у музыки? (злой, тревожный, пугающий)
  • Какой смайл соответствует образу Бабы Яги?  (злость, грусть)

М.Р: Ребята, можно не только увидеть и услышать, как летает Баба Яга,

        но и показать это голосом и движением руки

Распевка – вокализ  «Бабка Ёжка»

Села Ежка на метлу, вверх взлетела: звук «у»– мелодия вверх у-у-у-у-у!

В небе весело летала, метлой тучи разгоняла: звук «а» – на двух звуках а-а-а-а-а!

Но одной быть неохота, полетела к Кикиморе на болото: звук «о» –  вниз о-о-о-о-о!

М.Р: А ведь уже тает снежок, ожил лужок.

        День прибывает. В какое время года это бывает?   (Весной)                     

        Сегодня вы познакомитесь с песней о весне

         Послушайте, как  звучит 1 куплет.

3. Слушание песни «Становится весною» Лазаревского  (аудиозапись) 

Как вы думаете, по характеру эта песня какая? (весёлая, добрая, подвижная)

Какой смайл соответствует песне?

Правильно, и петь её нужно как? ……….. (легко и звонко)

Я предлагаю вам сегодня разучить эту часть песни, а помогут нам картинки на экране.

Экспресс-разучивание песни «Становится весною» Лазаревского  

с использование мнемотехники.

Разучивание мелодии по нотам

Разучивание происходит сидя на стульях, а заключительное исполнение стоя.

4. Исполнение разученной песни по картинкам.

М.Р: А теперь скорей  вставайте и смотрите, не зевайте!

         Будем  дружно танцевать, все движения повторять.

5. Танец  - флешмоб «Волшебная страна»

Вступление. Выход, перекат пятка-носок

  1. Шаг вправо - руки в сторону, приставить – хлопок /2 р

          Шаг влево - руки в сторону, приставить – хлопок /2 р

          Пружинка в сторону

          Махи над головой

          Руки к плечам – пружинка, выпрямится – руки вверх /2 раза

          Махи над головой

          Оборот вокруг себя

Припев. Идут вперед, поднимают руки

               Пружинка с поворотом

               Отходят назад

               Пружинка с поворотом

               Хлопки в сторону, «полочка» - палец к щеке

               Хлопки в сторону

Проигрыш. «Клубочки», махи кистями рук

М.Р: Танцевать вы мастера. На инструментах самодельных сказку обыграть пора!

Показываю «инструмент» и способ игры на нем

Сказка - шумелка

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму

                                                                                 1-2 Стук фломастером по гофре

Белочки прыгали по веткам, собирая орешки                                       2 Орешки

Но вот подул ветер                                                                              2 Бутылочки

И  с неба стали падать снежинки                                2 Трубочки от металлофона

Белочки уютно  устроились в дупле на деревьях                                   1 Пакеты

Мышки  в своих норках сделали себе гнездышки из травы                  1 Бумага                                 

 У всех было много еды.                                                  

Белки грызли орешки                                                                                Орешки

Мышки грызли зернышки                                            Фломастером по гофрам

А в лесу шумел холодный зимний ветер                                           Бутылочки

М.Р: Ребята, мне очень понравилась наша встреча. Вы очень музыкальные и талантливые артисты!

         Что вам в нашей встрече понравилось больше всего?

         Какое задание было трудным? (ответы детей)

         Какое у вас сейчас настроение? Можете ли вы мне показать своё настроение смайликом? Но сказка никогда не заканчивается.

        И наш волшебный сундучок приготовил вам сюрприз.

        Смайл  в сундук вы положите, и волшебные слова скажите:

Дети: Тук - тук - тук,                               ударяют кулачком по кулачку.

           Чок - чок - чок,                              притопывают ногами.

           Открывайся, сундучок!               хлопают в ладоши.

М.Р: Сундук наш открывается, сюрпризы появляются!

Раздача сюрпризов

М.Р: Время нашей встречи подошло к концу.

         Я говорю вам «спасибо» и желаю вам всего самого хорошего!



Предварительный просмотр:

Игровой тренинг для педагогов

«Нескучная» музыка Карла Орфа

Цель:  Ознакомление участников игрового тренинга с элементами педагогической технологии Карла Орфа по элементарному музицированию в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

  • Ознакомление педагогов с методами и приемами
  • для развития музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии, тембрового слуха;
  • для развития эмоциональности детей как важнейшей основы их внутреннего мира;
  • для развития навыков общения, сопереживания, контактности, доброжелательности, взаимоуважения.
  • Повышение  уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в практике.

Оборудование и материалы:

Ноутбук, экран, фортепиаано

Карточки с диалогической игрой «Зрасте, здрасте, мы вас ждем!» (6 шт)

Музыкальные инструменты:

                          металлофон, бубен, 2 музыкальных треугольника, румба;

                          колокольчик, бубен, барабан, маракас, свистулька

Маски: Ветер, Пес, Филин, Уж, Соловей

           

  1. В соответствии с ФГОС одной из приоритетных задач современного дошкольного образования, является, «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия».

Поэтому для гармоничного развития ребенка в детском саду, необходимо создавать вокруг него пространство, которое будет воздействовать как на сферу разума, так и на чувственную сферу. Искусство и творчество - средство, способное эффективно решить данную задачу.

  1.  «С начала времен дети не любят учиться. Они предпочитают игру и любое обучение нужно подать как детскую игру». Поэтому использование орф-игр на занятии можно назвать «полезным баловством», это скрытое, не директивное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат. Концепция Карла Орфа "Музыка для детей" и обозначает “обучение в действии” через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение при организации  педагогического процесса.

М.Р: Итак, внимание! Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Речевые упражнения являются основой первоначальной музыкальной тренировки.

Речевая диалогическая игра «Зрасте, здрасте, мы вас ждем!»

Цель:  Выразительное мимическое сопровождение диалога, которое помогает формированию интонационной выразительности речи.

- «Здрасте, здрасте, мы вас ждем!»

- Нас засыпало снежком

- Ожидали мы гостей.

- Мы промерзли до костей.

- Где ваш шарфик?

- Потеряли.

- Где сапожки?

- Кот унес.

- Где перчатки?

- Скушал пес.

- Это, гости, не беда, заезжайте в ворота!

Наше тело может звучать. Предлагаю ритм в движениях показать

Ритмическая игра «Лимон – апельсин, банан – мандарин»

Цель: совершенствовать навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.

Сначала говорим слова по слогам со звучащими жестами

Лимон – 2 хлопка

Апельсин – 3 шлепка

Банан – 2 хлопка

Мандарин - 3 шлепка

Теперь только прохлопываем ритмический рисунок, проговариваем  про себя

Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Попав в руки робкого ребёнка, музыкальный инструмент помогает стать ему смелым и решительным.

Следующий этап: озвучивание этой игры на шумовых инструментах (под фо-но)

            Лимон - 2 музыкальных треугольника, апельсин - бубен,

            Банан - металлофон, мандарин – румба

Одной из самых увлекательных форм деятельности  является элементарный музыкальный театр. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно.

Игра для малышей: «Кто из лесу вышел?» (Показать мишку, зайчика, птичку.)

Озвучивание сказок – шумелок  представляет собой одновременное воздействие музыки, движения, речи и художественного образа.

 Раздаются  роли (собака, филин и т.д.) для озвучивания голосом, и предлагается найти инструмент, с помощью которого они будут украшать своё пение.

Стихотворение «Весна» Г. Сангир. (с масками)

Ветер в наш лес песню донёс:   Ш-ш, ш-ш, ш-ш…. (колокольчик)

Песню пролаял охотничий пёс:  Гав-гав! (бубен)

Филин прогукал:  Ух-ух! (барабан)

Уж прошипел: Ш-ш-ш…. (маракас)

А соловей эту песню пропел: (свистулька или дудочка)

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребенка, звукоподражание различными способами способствует развитию творческой фантазии, развивается слуховая память, выдержка, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать, формируются навыки сотрудничества и сотворчества

Такой элемент как поэтическое музицирование и цифродекламация помогает ощутить гармоничное звучание ритма, поэзии и музыки.

Почувствуйте стиль поэтов через числа

Слайд «Цифродекламация»

В  двигательной игре дети творчески познают возможности своего тела.

Применяя звучащие жесты, таящие в себе богатство тембров, притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами в сочетании между собой, мы можем организовать коммуникативные танцевальные игры.  

Коммуникативный танец «Встречалочка»

Цель: развитие быстрой и точной реакции, внимания, координации действий со всеми играющими.

В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Орф-педагогика даёт инструменты для активного восприятия музыки и даёт возможность быть сотворцом, а не только пассивным слушателем и исполнителем. От этого дети получают огромное удовольствие: могут прикасаться к инструментам - у них получается музыка, двигаются под музыку, слушают музыку - и им не скучно, потому что они понимают её и представляют себя её участниками. Это развивает их воображение, независимость мышления, изобретательность, активизирует артикуляционный аппарат

Орф-педагогика  подходит для каждого вне зависимости от его талантов. 



Предварительный просмотр:

«Моя педагогическая находка»

  1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу рассказать о педагогической технологии, которую я применяю в своей практике. Это Орф-педагогика

      Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира и познать себя. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

  1. Немецкий педагог и музыкант Карл Орф (1895-1982) разработал систему комплексной музыкальной деятельности, которая строится на интеграции движения, пения и игры на ударных музыкальных инструментах и ввел термин «элементарное музицирование».

  1. Элементы системы  направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий.  Доступный материал побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Благодаря этому, на  занятиях создаётся атмосфера игрового общения, где каждый ребёнок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность. Малыши учатся общаться со сверстниками. У них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.  

  1. Первоначальное обучение музыке предполагает знакомство со звуками окружающего мира, которые являются прообразом музыкального искусства.

  1. Музицирование «Свистелки»

Цель: Увеличение объема дыхания, нормализация его ритма. Выработка плавного, длительного, экономного выдоха.

Правильное дыхание укрепляет общее состояние здоровья.

  1. Звучащие жесты -  это звуки человеческого тела, которые являются первым и естественным музыкальным инструментом, таящим в себе богатство тембров, притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами в сочетании между собой.

  1. Ролик. Распевка «Андрей - воробей», Ю. Слонова

Цель: развитие двигательных, слуховых, тактильных ощущений.

Ритмическая разминка «Эхо»

Цель: Воспроизведение задания (динамика, ритм: звучащие жесты, голос: высота и динамика)

  1. «Ритмические полоски»

Цель: сопоставление размера полоса с длительностью звука, ритмическая импровизация

  1. Сопоставление формы музыкального инструмента с геометрической фигурой,

музицирование по схемам

  1. Инструментально – исполнительская игра

Цель: развитие внимания, чувства ритма, музыкальных способностей и активного интереса к игре.

Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля, играя на шумовых музыкальных инструментах, а также  на инструментах, сделанных самими детьми  с помощью взрослых.

  1. Инструменты - самоделки

  1. Речевые игры – это ритмические декламации, основой для которых служит детский фольклор. Ритм, который заключен в словах, ощущается детьми естественно и извлекается без всякого труда. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь, можно импровизировать мелодию.

  1. Пальчиковая игра  «Пирожки с вареньем»

  1. По Орфовской системе музыка связана с движением, речью и элементами театра. Например, дети могут петь и одновременно изображать паровоз с вагончиками

Игровая песня воспитывает у детей навыки двигательной импровизации,  невербального общения, умения сотрудничать и взаимодействовать, развивает воображение, фантазию, чувство юмора.

  1. Видео. Игровая песня «Жил – был у бабушки серенький козлик»

Цель: раскрепощение детей и создание психологически комфортной атмосферы, развитие артистических способностей.

  1. Двигательно-активная игра учит передавать музыкальные образы в ритме музыки  в сочетании с элементами подвижной игры.

Игра «Займи домик»

Цель игры: создавать теплое, радостное настроение, развивать слуховое и зрительное воображение, ассоциативное мышление.

  1. Поэтическое музицирование помогает почувствовать и пережить настроение музыки и стихотворения, понять образный музыкальный язык, используя музыкальные инструменты дети озвучивают стихи. Здесь соблюдается триединство «слышу – говорю – играю»

  1.  При организации деятельности по Орф – педагогике, дети одновременно и играют, и обучаются, даже не замечая, что их обучают. Игровое общение педагога и детей становится более результативным, эмоциональным, непредсказуемым, ярко запоминающимся.

Установлено, что наша память сохраняет:

  • 10% из того, что мы слышим
  • 50% из того, что мы видим
  • 90% из того, что мы делаем

Достоинства системы К.Орфа

  • Система обладает необходимой универсальностью, экономичностью, гибкостью, позволяющей сочетать ее с различными методиками и применяться педагогами различной специализации.
  • «Элементарное музицирование» учитывает индивидуальные особенности

       каждого ребенка

  • Создает большой потенциал для развития и дальнейшей творческой деятельности

как детей, так и педагогов