8. На заметку родителям

Акулова Татьяна Леонидовна
Это интересно!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям будущих первоклассников

(выступление на родительском собрании)

Уважаемые родители!  Скоро у Вас в семье произойдёт радостное событие, Ваш ребёнок пойдёт в школу, будет первоклассник.  Сколько бы ни было в Вашей жизни сентябрей, самый памятный будет тот, когда Ваш малыш переступит порог школы, станет учеником и сделает первый шаг в Страну знаний. С началом обучения в школе полностью меняется весь уклад его жизни, расширяется круг обязанностей, изменяется общественное положение.  Первоклассники учатся учиться, учатся жить интересами коллектива, дружить, общаться друг с другом, преодолевать трудности. Первый класс серьёзное испытание не только для первоклассника, но и для родителей. Именно в первом классе закладывается фундамент будущих успехов на всём школьном пути.

В первом классе учат с самого начала грамоте, счёту, письму. Успешно овладеть этими знаниями могут все первоклассники. Успехи Вашего ребёнка также во многом зависят от его подготовки к школьному обучению.

Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе – значит надо научить его считать, писать, читать. Однако, не зная современных школьных требований, родители рискуют научить ребёнка так, что потом в школе учитель вынужден будет не учить его, а переучивать (например, неправильно сформированное письмо букв, ошибки в чтении, когда неверно называются звуки). Некоторые дети вместе с ошибками обучения приносят в школу добросовестную уверенность в том, что они всё знают, и эта уверенность «освобождает» их от обязанности быть внимательным на уроке. Конечно, научить ребёнка читать и считать можно, но важно научить в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет современная школа.

Немаловажную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, которые он приобрёл с помощью взрослых или самостоятельно за первые 7 лет своей жизни. И дело здесь не только в том, знает ли он буквы, умеет ли читать, считать, писать. Каждому первокласснику необходимы знания о своей стране, о своём городе, о природе родного края, о труде взрослых. Именно в процессе приобретения этих знаний и формируется интеллектуальная активность необходимая первокласснику.

Учение – это повседневный труд, который требует от ребёнка умственных усилий, напряжения воли, внимания. Он должен уметь слушать учителя, запоминать сказанное, добиваться решения поставленной учителем задачи.  Как показывает опыт работы, наибольшие трудности в начальных классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и точно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, рассказывать об окружающем.

Трудно в школе и тем ребятам, которым впервые в жизни приходится постигать истинный смысл слов «надо» и «нельзя». Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к требованиям всего класса. Важно воспитать у ребёнка умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда. Правильная самооценка – адекватное отношение ребёнка к своим возможностям, личным качествам характера – очень важное свойство личности. Именно таким детям присущи бодрость, юмор, находчивость, общительность. А эти качества ценятся в любом коллективе. Дети с повышенной самооценкой, как правило, недостаточно строги к себе. Они предъявляют повышенные требования к окружающим, а это мешает им установить ровные и доброжелательные отношения в коллективе.  Не меньшую тревогу вызывают те дети, у которых самооценка своих возможностей занижена. Они не уверены в своих силах, робкие. Это мешает им в учёбе и в установлении взаимоотношений в коллективе.

Успехи в обучении вашего ребёнка зависят и от состояния его здоровья. Ребёнок, ежедневно посещая школу, привыкает к ритму её жизни, к установленному распорядку дня, учится чётко выполнять ежедневные требования учителя. Частые заболевания выбивают ребёнка из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс. Многие дети теряют веру в свои силы. Поэтому родителям нужно особое внимание обратить на укрепление здоровья ребёнка, на профилактику простудных заболеваний, на своевременное выявление отклонений в здоровье.

Перед школой будущие первоклассники должны пройти диспансеризацию в поликлинике по месту жительства или в детском саду. Врачи – специалисты проверят слух, зрение, осанку ребёнка. Ваш долг – провести своевременное лечение выявленных заболеваний, обеспечить ребёнку такие условия труда и отдыха, которые позволят ему успешно учиться. Если у ребёнка нарушен слух, он плохо видит, обязательно    информируйте об этом учителя. Обратите особое внимание на осанку ребёнка, научите сидеть его правильно.  Необходимо своевременно проконсультировать будущего первоклассника и у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи. Под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи у ребёнка появляется стеснительность, замкнутость, что мешает общению со сверстниками. Кроме того, дефекты речи затрудняют процесс овладения грамотой, формированию навыков правильного письма по слуху. Навыки чтения и грамотного письма быстрее формируются у тех детей, которые приходят в школу с чёткой дикцией, правильным произношением всех звуков родного языка.

Итак, если Ваш ребёнок подготовлен к школе, то успех обучения его во многом обеспечен. Но не считайте, что всё теперь зависит только от школы. Ваша помощь здесь необходима и первокласснику, и учителю. Ребёнку по-прежнему нужны Ваше внимание и забота, интерес к его школьным делам. В жизни первоклассников нет мелочей. Они остро воспринимают и замечания учителя, и неудачу плохо написанной буквы, и ссору с одноклассниками.  Но не спешите решить все проблемы за ребёнка. Дайте ему возможность проявить инициативу и самостоятельность. Не смотрите на жизнь класса только глазами своего ребёнка. Поддерживайте контакт с учителем, с родительским комитетом класса.

Подведём итог вышесказанному:

1. В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Подумайте, умеет ли Ваш ребёнок подчиняться требованиям старших; умеет ли внимательно слушать; умеет ли отвечать на вопросы; всегда ли доброжелательно относится к окружающим.

2. Не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников к обучению в школе.

3. Отнеситесь серьёзно к рекомендациям врачей, которые будут участвовать в диспансеризации Вашего ребёнка перед школой.

4. Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.

5. Заранее приобретите для первоклассника все необходимые учебные принадлежности в строгом соответствии с рекомендациями школы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Что ребёнок должен знать при поступлении в 1 класс?

Слайд 3

• свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон; • в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира; • названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;

Слайд 4

• время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, ориентироваться во времени; • дни недели; • иметь представления о природных и погодных явлениях; • основные цвета; • понятия «право-лево»;

Слайд 5

• названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки; • уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов; • праздники; • уметь рассказать, чем он любит заниматься;

Слайд 6

Интеллектуальное развитие • решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки; • находить лишний предмет в группе; • добавлять в группу недостающие предметы; • рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы; • группировать предметы по признаку и называть его; • восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.

Слайд 7

Слух, зрение, внимание, память, речь • находить 10-15 отличий на двух похожих картинках; • точно копировать простой узор; • описывать по памяти картинку; • запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его; • писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»); • прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку; • пересказать услышанный рассказ; • составлять рассказ по картинке

Слайд 8

Основы математики • уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа; • выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»; • знать понятия « больше-меньше-поровну »; • знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур; • уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте; • уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

Слайд 9

Чтение • отличать буквы от звуков, гласные от согласных; • находить нужную букву в начале, середине и конце слова; • подбирать слова на заданную букву; • делить слово на слоги; • читать предложения из 4-5 слов и понимать прочитанное.

Слайд 10

Навыки письма • правильно держать ручку и карандаш в руке; • проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии; • обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги; • уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка; • копировать с образца геометрические фигуры; • уметь продолжить штриховку рисунка; • уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Слайд 11

Найди недостающий кусочек.

Слайд 13

Дорисуй и раскрась

Слайд 17

Зоопарк В зоопарк пришла беда – Разбежались кто куда! Морж, пантера и гепард, Носорог, рысь, леопард, Зубр, жираф и крокодил, Норка, бобр и гамадрил, Кобра, тигр и кенгуру Ждут на помощь детвору. По вольерам их рассадим, И по шёрсточке погладим. Рысь живёт, где слог – один, Зебра- два, три- крокодил. Кто ещё к ним в дом придёт И подарки принесёт? Задание: Разместить животных по вольерам: в 1-ый – название которых состоят из одного слога; во 2- ой- из двух слогов, в 3-ий- из трёх слогов.

Слайд 19

Какого флажка не хватает?

Слайд 20

Соедини буквы и цифры по порядку. Какие слова получились?