Дидактический материал
Дидактический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологические карты уроков | 63.28 КБ |
rabochiy_list_holodnaya_voyna.pptx | 829.56 КБ |
russkaya_filosofiya._tehnologich._karta.docx | 30.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Духовная культура. Духовный мир личности»
Тема урока | Духовная культура. Духовный мир личности | ||
Тип урока | Ознакомление с новым материалом | ||
Цель урока | Создать условия для формирования представлений о духовной культуре общества, о проблемах сохранения культурного наследия; познакомить учащихся со спецификой и функциями духовной культуры; раскрыть объединяющую гуманистическую составляющую основных духовных ценностей; охарактеризовать особенности различных типов культур. | ||
Образовательные ресурсы | Обществознание 10 класс. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М.Ю. Телюкиной. М., Просвещение, 2016гE:\Макет_Общ\презент Общ\Общество\Духовная сфера\Духовная сфера.pptE:\Макет_Общ\презент Общ\Общество\Культура и духовная жизнь общества.pptE:\Макет_Общ\презент Общ\Общество\Молодежные субкультуры.pptfile:///E:\Макет_Общ\презент%20Общ\Общество\Формы%20культуры.pptE:\Макет_Общ\презент Общ\Общество\Формы культуры.ppt | ||
План урока | 1. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. 2. Культурные ценности и нормы. 3. Многообразие культур. 4. Духовные ориентиры личности. | ||
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
Основные понятия | Культура, цивилизация, формы культуры: массовая, народная, элитная культура | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: владеть понятиями «духовная культура», «духовные ценности», «институты культуры», «народная культура», «элитарная культура», «массовая культура», «субкультура», «контркультура»; Получат возможность научиться: владеть умениями применять полученные знания о культурных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; | Познавательные: уметь определять назначение и функции культуры как социального института Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; анализируют вопросы, формулируют ответы. Уметь проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать, уметь давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать выводы. | уметь самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учетом нравственных ценностей. Осознавать значимость нравственного поведения на основе усвоения духовных ценностей; |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 3 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах; правильно идентифицируют себя. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Создание проблемной ситуации «Становится ли человечество культурнее?» | Проблемный вопрос: «Становится ли человечество культурнее?» Проведем ассоциации к слову Культура». Записывает их на доске. Назовите факты проявления духовной культуры в обществе. | Формулируют цели и задачи урока. Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение. Определяют, что относится к духовной культуре. Анализируют понятие культура, его трансформацию. Различают понятие культуры в узком и широком смысле слова. | Фронтальная работа. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 60 | 1. Презентация «Духовная культура». 2. Работа с текстом учебника с. 102. 3.Работа с понятием культурные ценности и нормы. 4. Работа с понятиями и выполнение упражнений. 5. Составление простого плана на тему «Функции культуры». 6. Представление работы групп (опережающее задание по формам культуры) 7. Работа с понятиями.
8.Обобщение материала. | 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. 2.Как вы поняли слова Н.А.Бердяева о культуре? Аргументируйте свой ответ. Что объединяет позиции Н.А.Бердяева и Вильгельма фон Гумбольдта? Результатом какой деятельности является духовная культура? В чем взаимосвязь материальной и нематериальной культуры? 3.Организует просмотр видео «Духовные ценности человека»https://www.youtube.com/watch?v=8QSpQlF6vmo Работа с учебником с. 102-103. Организует работу с понятиями.(использование презентации) 5. Объясняет, как составить план. 6. Организует просмотр презентации по формам культуры. Создает условия для выступления групп с их проектами. 7. Объясняет понятия: субкультура, контркультура, культурная диффузия, селективность культуры. 8.Определите значение духовной культуры для социума. | 1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы обсуждают новую информацию. Делают записи в тетрадь. 2.Запись понятия «Культура». Приводят примеры взаимосвязи. 3.Обсуждение видео. Заполнение таблицы по ценностям. (Прил. 1) Выполняют упражнения. 5.Составляют план в рабочей тетради (используют учебник с. 104). 6. Выступления групп и творческое изложение материала по формам культуры. Обсуждение материала. Беседа по выступлению. Составление конспекта в тетради по ходу выступления групп. Заполнение таблицы «Формы культуры» (Прил. 2). 7. Приводят примеры к данным понятиям. Записи в конспекте. Делают выводы по изученному материалу. | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. фронтальная индивидуальная вид. индивид. групповая фронтальная индивидуальная | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество | Устные ответы. Таблица Устные ответы план |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 10 | 1. Задание для фронтальной работы.
| 1.Человечество движется по пути прогресса, но становится ли оно культурнее? Какими качествами обладает культурный человек (создадим его словесный портрет) Выскажите свое мнение и приведите аргументы. | 1.Организуют мини-дискуссию по проблеме. | 1.Индивидуальная работа. | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради Устные ответы | |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке | |
Домашнее задание | 5 | § 10; 16 Подготовить эссе на основе высказываний (по выбору)(темы в Приложении) Кроссворд на тему «Культура» | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Приложение 1 «Культурные ценности и нормы»
Виды ценностей | Что регулируют |
Приложение 2 «Формы культуры»
Форма культуры | Примеры, характеристика |
Темы эссе 1. «Сердце, воображение и разум – вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой» К.Г.Паустовский;
2. «Культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых» Ф.А.Искандер;
Тема «Образование и самообразование»
Тема урока | ОБРАЗОВАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Создать условия для формирования представлений о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием, развивать свои способности | ||
Образовательные ресурсы | Презентации: «Профессия – ученик» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/576984/; «Образование и самообразование (игра-викторина)» | ||
План урока | 1. Формы самообразования. 2. Испокон века книга растит человека. 3. Самообразование – путь к успеху. 4. Новые возможности. 5. Самообразование и самоорганизация | ||
Личностно значимая проблема | «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» (Н. А. Рубакин) | ||
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
Основные понятия | Самообразование, самоорганизация | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся организовывать собственную учебную деятельность; познакомятся с формами самообразования. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа | Организует беседу по вопросам: – Как добывать знания самостоятельно? Где и какими способами это можно делать? Можно ли научиться учиться? | Аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение | Фронтальная работа. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Знакомство 2. Работа 3. Работа с текстом учебника и схемой, 4. Игра- викторина (Презентация «Образование и самообразование. Игра-викторина»). 5. Задания в рабочей тетради, № 1, 4, с. 33, 36. 6. Работа с заданиями рубрики «В классе № 1–5 | 1. Организует работу по определению термина – Как вы понимаете понятие «самообразование»? (Знания, умения и опыт, приобретенные с помощью самостоятельного изучения отдельных наук и областей знания.) – Рассмотрите схему и назовите формы самообразования. 2. Организует прочтение текста и обсуждение по прочитанному: – Как вы думаете, утратила ли школа В. А. Сухомлинского свое значение в наше время? Поясните свой ответ. 3. Организует прочтение текста и работу по анализу схемы: – Опираясь на схему (с. 61), расскажите, как можно получить необходимую книгу. – Записаны ли вы в школьную библиотеку? – А в какие еще библиотеки вы можете попасть? Какие журналы вы читаете? – А получаете ли вы дополнительное образование? Что дает человеку самообразование? Отличаются ли формы самообразования сегодня от тех форм, которыми пользовались ваши бабушки и дедушки? 4. Организует игру на тему «Как создается книга». 5. Формулирует задания, организует самостоятельную работу учащихся в рабочих тетрадях. 6. Организует обсуждение вопросов рубрики | 1. Дают собственное определение новому понятию, находят его определение в словаре, записывают его в тетрадь. Анализируют схему, отвечают на вопросы. 2. Читают текст, рассуждают, делают собственные выводы, отвечают на вопросы. 3. Анализируют схему, аргументировано отвечают на вопросы. 4. Отвечают на вопросы викторины. 5. Самостоятельно выполняют задания. 6. Участвуют | 1. Индивидуальная работа. 2. Фронтальная работа. 3. Фронтальная работа. 4. Фронтальная работа. 5. Индивидуальная работа. 6. Фронтальная работа | Личностные: оценивают жизненные ситуации; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии предлагают помощь |
Устные ответы.
Устные ответы. Задания в рабочей тетради. Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Ответить на вопросы, с. 63 | Организует дискуссионную беседу по вопросам учебника | Отвечают на вопросы, используя новые знания | Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Только ли знания по разным предметам дает вам школа? – Интересно ли вам учиться? Только ли знания по разным предметам дает вам школа? – Интересно ли вам учиться? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 7. Задания | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Приложение
Игра-викторина
1. Как называется текст какого-нибудь произведения, написанный от руки или отпечатанный на пишущей машинке? (Рукопись.)
2. Человек, который пишет литературные произведения. (Писатель.)
3. Человек, который редактирует рукопись писателя. (Редактор.) Правильно, редактор поможет писателю подготовить книгу к изданию, посоветует и подскажет, как сделать книгу лучше. Это знающий и понимающий советчик. Ребята, а где работает редактор, как называется учреждение? (Издательство.)
4. Где печатают книгу? (В типографии.)
5. Да, книги печатают в типографиях на больших листах бумаги с помощью специальных машин. Но так было не всегда. Кто знает, чем в древности писали книги и на чем? (В древней стране Ассирии книги писали тростниковыми палочками на глиняных плитках, которые потом обжигали в печах, как горшки. А в Египте книги делали из папируса – речного тростника с высоким и толстым стволом. Сердцевину его разрезали на полосы, сушили и превращали в гладкие листы, их склеивали, получалась книга в виде длинного свитка. Такой, какой книгу знаем мы, она стала после того, как в древнем Пергаме научились выделывать из кожи животных особый материал – пергамент. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы, затем их сшивали – и получалась книга. Много лет спустя пергамент заменили более дешевым материалом – бумагой. Месяцы, годы, уходили на то, чтобы написать толстую книгу, украсить ее рисунками. Эти рукописные книги стоили дорого.)
6. Кто является создателем первой печатной книги на Руси? (Иван Федоров. Эта книга хранится в Государственном историческом музее в Москве вместе с моделью «образцового» печатного станка.)
7. Кто делает рисунки для книжки? (Художник.)
8. Кто печатает книгу? (Печатник.)
9. Как называется прочная одежда для книг? (Переплет.)
10. Специалист по переплету книг. (Переплетчик.)
Тема «Религии мира. Роль религии в жизни общества»
Тема урока | Религии мира. Роль религии в жизни общества | ||
Тип урока | Видео-урок | ||
Цель урока | Создать условия для формирования представлений о мировых религиях, духовной культуре общества, о проблемах сохранения культурного наследия; раскрыть объединяющую гуманистическую составляющую основных духовных ценностей. | ||
Образовательные ресурсы | Обществознание 10 класс. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М.Ю. Телюкиной. М., Просвещение, 2016г общества Религии мира.docxvideo.mail.ru | ||
План урока |
| ||
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
Основные понятия | Мировая религия, буддизм, ислам, христианство. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся:
| Познавательные: уметь определять назначение и функции религии Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: | уметь самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учетом нравственных ценностей. Осознавать значимость нравственного поведения на основе усвоения духовных ценностей; |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 3 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах; правильно идентифицируют себя. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Создание проблемной ситуации «Становится ли человечество культурнее?» | Проблемный вопрос: «Становится ли человечество культурнее?» Проведем ассоциации к слову Культура». Записывает их на доске. Назовите факты проявления духовной культуры в обществе. | Формулируют цели и задачи урока. Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение. Определяют, что относится к духовной культуре. Анализируют понятие культура, его трансформацию. Различают понятие культуры в узком и широком смысле слова. | Фронтальная работа. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 60 | 1. Презентация «Духовная культура». 2. Работа с текстом учебника с. 102. 3.Работа с понятием культурные ценности и нормы. 4. Работа с понятиями и выполнение упражнений. 5. Составление простого плана на тему «Функции культуры». 6. Представление работы групп (опережающее задание по формам культуры) 7. Работа с понятиями.
8.Обобщение материала. | 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. 2.Как вы поняли слова Н.А.Бердяева о культуре? Аргументируйте свой ответ. Что объединяет позиции Н.А.Бердяева и Вильгельма фон Гумбольдта? Результатом какой деятельности является духовная культура? В чем взаимосвязь материальной и нематериальной культуры? 3.Организует просмотр видео «Духовные ценности человека»https://www.youtube.com/watch?v=8QSpQlF6vmo Работа с учебником с. 102-103. Организует работу с понятиями.(использование презентации) 5. Объясняет, как составить план. 6. Организует просмотр презентации по формам культуры. Создает условия для выступления групп с их проектами. 7. Объясняет понятия: субкультура, контркультура, культурная диффузия, селективность культуры. 8.Определите значение духовной культуры для социума. | 1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы обсуждают новую информацию. Делают записи в тетрадь. 2.Запись понятия «Культура». Приводят примеры взаимосвязи. 3.Обсуждение видео. Заполнение таблицы по ценностям. (Прил. 1) Выполняют упражнения. 5.Составляют план в рабочей тетради (используют учебник с. 104). 6. Выступления групп и творческое изложение материала по формам культуры. Обсуждение материала. Беседа по выступлению. Составление конспекта в тетради по ходу выступления групп. Заполнение таблицы «Формы культуры» (Прил. 2). 7. Приводят примеры к данным понятиям. Записи в конспекте. Делают выводы по изученному материалу. | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. фронтальная индивидуальная вид. индивид. групповая фронтальная индивидуальная | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество | Устные ответы. Таблица Устные ответы план |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 10 | 1. Задание для фронтальной работы.
| 1.Человечество движется по пути прогресса, но становится ли оно культурнее? Какими качествами обладает культурный человек (создадим его словесный портрет) Выскажите свое мнение и приведите аргументы. | 1.Организуют мини-дискуссию по проблеме. | 1.Индивидуальная работа. | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради Устные ответы | |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке | |
Домашнее задание | 5 | § 10; 16 Подготовить эссе на основе высказываний (по выбору)(темы в Приложении) Кроссворд на тему «Культура» | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Приложение 1 «Культурные ценности и нормы»
Виды ценностей | Что регулируют |
Приложение 2 «Формы культуры»
Форма культуры | Примеры, характеристика |
Темы эссе 1. «Сердце, воображение и разум – вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой» К.Г.Паустовский;
2. «Культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых» Ф.А.Искандер;
Тема 1.3.Человек в системе социальных связей (4ч.)
Тема урока | Социализация и ее этапы. | ||
Тип урока | Урок-круглый стол. | ||
Цель урока | Понимать сущность процесса социализации, ее значимость в жизни человека. Создавать условия для раскрытия на конкретном возрастном этапе развития человека особенностей становления его личности. | ||
Образовательные ресурсы | Поурочные разработки по обществознанию 11 класс. Е.Н. Сорокина. М.ВАКО.2011. Обществознание. А.И. Кравченко.10 класс. М. :Русское слово.2014г.Тема Социализация\Дошкольное развитие детей.pptxТема Социализация\Молодость.pptxТема Социализация\socializaciya_lichnosti_cherez_kollektiv.pptxТема Социализация\social-noe-razvitie-i-molodezh.zip | ||
План урока |
| ||
Личностно значимая проблема | Формирование социально значимых качеств человека как залог успеха в жизни. | ||
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
Основные понятия | Личность, социализация, этапы социализации, феральные люди, агенты социализации, ролевое бесправие. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: определять свое место среди сверстников и взрослых, понимать себя. Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт. | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы; Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 3 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Настроить студентов на соблюдение правил Круглого стола. Заранее подготовлен кабинет, столы расставлены так, чтобы все друг друга видели. Заранее подготовлены выступающие. Выбраны модераторы круглого стола. Напоминание правил Круглого стола: 1.Каждый имеет право выражать свое мнение. 2.Каждый имеет право быть выслушанным. 3.Каждый имеет право заблуждаться. 4.Каждый имеет право на доброжелательное отношение к себе. 5.Каждый имеет право на импровизацию и полет фантазии. | Соблюдают правила круглого стола. | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Записи в тетради |
II. Актуализация знаний | 7 | Определение проблемы урока. Проблемный диалог. | Что же такое социализация? Обязательна ли она для каждого человека? | Отвечают на вопрос. | Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | Индивидуальные сообщения |
III. Изучение нового материала | 70 | Выступление учащихся с сообщениями. | Организует заранее выступления учащихся с индивидуальными сообщениями и презентациями.
Выступает как участник -координатор, Помогает ведущим. (2 человека) | 1.Выступают с индивидуальными сообщениями, обсуждают полученную информацию. Сценарий в приложении. Осуществляют ролевую игру. Слушают доклады. Отвечают на вопросы. Анализируют информацию. Составляют опорный конспект по ходу круглого стола. Делают выводы. | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. групповая. | Личностные: Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию ориентируются в своей системе знаний: Коммуникативные: умение учитывать разные мнения, выслушивать ответы, формулировать собственное мнение, задавать уточняющие вопросы. | 1. Устные ответы. |
IV. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проверяет усвоение темы. Просит ответить на вопрос что усвоил, что осталось непонятным ? Что показалось наиболее интересным? Оценивание работы Круглого стола. Благодарит за подготовку. Выставляет оценки | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 29; (Учебное пособие А.И. Кравченко ) понятия по теме. | Конкретизирует домашнее задание Тема Социализация\socializaciya_lichnosti_cherez_kollektiv.pptx | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Приложение
Сценарий ролевой игры - круглого стола
Ведущий1: Здравствуйте, уважаемые участники нашего круглого стола! Сегодня темой нашего обсуждения будет «Социализация».
Период подготовки к взрослой жизни наиболее затянут у человека. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодости. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из миров - мире общественных отношений. Такой экологической ниши нет ни у одного из видов. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю свою жизнь.
Ведущий 2: В традиционном обществе в 14-15 лет юноша уже становился взрослым, а девушка - в 13 лет выходила замуж. Да и сегодня в некоторых странах детство прекращается сравнительно рано. А вот в индустриальном и постиндустриальном обществе человек учится до 25 лет. Этот процесс получил название социализация.
Давайте послушаем как социологи трактуют понятие социализации
Слово предоставляется социологу (представление).
Выступление социолога:
Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.
В социологии термин «социализация» был введен американским социологом Ф. Гиддингсом. Он определил социализацию как процесс развития социальной природы человека. Культурологический аспект процесса социализации нашел отражение в определении Т. Парсонса. В его трактовке социализация - это интернализация культуры общества, в котором ребенок родился, в процессе освоения им «реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли»
В отечественную социологию понятие «социализация человека» пришло из социальной психологии. Первым его использовал Б.Д. Парыгин. Он определял социализацию как процесс «вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоение определенных социальных ролей и функций» человеком.
Близок к позиции Т. Парсонса и И.С. Конт. Он определял социализацию как «способ осуществления и трансмиссии культуры» в процессе «усвоения индивидом социального опыта» и «определенной системы социальных ролей». Я.И. Гилинский выделили две основные задачи социализации, в числе которых:
- замещение индивидами социальных позиций в системе общественных отношений;
- формирование способностей и свойств, необходимых для выполнения ими общественных функций.
Большинство современных социологов понимают под социализацией человека процесс превращения ребенка во взрослого члена общества. Например, английский социолог Э. Гиденс определяет социализацию человека как процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в разумное существо. По мнению Ж.Т. Тощенко, социализация человека начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости. Однако при этом он заметил, что по некоторым аспектам процесс социализации человека продолжается всю жизнь.
В современной отечественной социологии преобладает точка зрения, согласно которой процесс социализации человека охватывает весь его жизненный цикл и иногда не прекращается.
Под социализацией человека чаще всего понимают процесс его вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения установок и образцов поведения, норм и ценностей существующей культуры, присущих тем социальным общностям, в которых он функционирует, приобретения социального опыта, замещения социальных ролей и социальных статусов в общественной жизни.
Н.В. Фещенко определяет социализацию с позиций ролевой теории личности как «процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям».
Более кратким и точным следует признать определение социализации Ф. Гиддингса. Он трактовал ее как процесс развития социальной природы человека. Однако понятие «социализация человека» по объему и содержанию уже понятия «социальное развитие человека». Последнее включает в себя как социализацию человека, так и развитие его природного и духовного потенциалов в течение всего периода жизни в обществе.
Социализация человека как личности - состоит в том, что на протяжении всей своей жизни человек накапливает общественные знания, усваивает правила и нормы, умения и навыки. Это все для того чтобы человек имел возможность исполнять разные социальные роли, и занимать соответствующие им социальные статусы. В социализацию человека входят три взаимосвязанных стадии: становление - формирование человека как члена общества, функционирование - исполнение личностью социальных ролей в зависимости от статуса в обществе, изменение - приобретение за определенный срок функционирования новых.
Ведущий 1: Спасибо большое. Есть ли вопросы?
Ведущий 2: Итак, мы прослушали доклад о понятии социализация. Выяснили, что она представляет собой процесс усвоения социальных ролей и культурных норм, начинающийся во младенчестве и кончающийся в старости.
Ведущий1: Социализация возможна только в обществе. Но история знает случаи, когда люди оказались вне общества и были «воспитаны» природой. Кто же такие феральные люди?
Слово предоставляется ученому (представление ученого). Доклад о феральных людях.
Приложение 3 для ученого
Издавна в легендах и сказаниях разных народов существовали истории о том, как животные воспитывали человеческих детей. Долгое время это считалось выдумкой, пока подобных бедолаг не стали находить в лесах. “Дети Маугли”, воспитанные животными, изучались еще во времена Средневековья, но по-настоящему объяснить их поведение и обосновать невозможность возвращения в человеческую среду смогли только психиатры 20 века. Понятие “феральный человек” Если рассматривать понятие “феральные люди” с позиции психологов и социологов, то можно узнать, что это индивидуумы, которые были воспитаны вне человеческого общества. В переводе с латинского языка feralis означает “мертвый, погребенный”. Люди, лишенные возможности общения с подобными себе, считались утерянными для общества. В английской версии слово feral означает “лесной”, “дикий”, “нецивилизованный”. Впервые этот термин употребил Карл Линней, шведский ученый 18 века. Он выделил для людей, выросших среди животных, свою ступень в эволюционной лестнице и дал им научное определение Homo ferns. В современной социологии им дано название “феральные люди”, а первым представителем этой науки, изучавшим их феномен, стал американский ученый Дэвис Кингсли. Работать над этим вопросом он начал в 1940 году. Воспитанниками животных становились дети разного возраста. Известны случаи, когда волчья стая, собаки или птицы становились “родителями” для младенцев, а есть примеры того, что они принимали, выхаживали и кормили детей 3-6 лет. Феральные животные Во все времена и у разных народов мира существовали мифы о детях, которых вырастили животные. Как объясняют этот феномен ученые, звери являются прекрасными “воспитателями” человеческих детенышей, и не только в естественной для них среде. Сегодня часто можно наблюдать, как домашние питомцы принимают участие в жизни малышей: они их убаюкивают, охраняют, защищают, не дают упасть или каким-то образом навредить себе. Те же инстинкты свойственны диким животным, особенно живущим в стае. Связано это с тем, что в зверином сообществе есть своя иерархия, способы общения между его членами и воспитания молодняка. Истории древности об одичавших детях . Самые известные феральные дети древности – это Рем и Ромул, вскормленные волчицей. Как известно, в основе многих легенд лежат исторические факты, вот и история двух братьев, лишившихся матери, также может быть правдой. Мальчикам повезло, что их нашел пастух, и они не успели одичать. В память о своей “приемной матери” Ромул и Рем основали Рим как раз на том холме, где они провели свои первые годы жизни с волчьей стаей. К сожалению, подобные истории редко заканчиваются так романтично, поскольку феральные люди – дети, воспитанные животными – имеют серьезные отклонения в психике и не способны стать полноценными членами человеческого общества. Дикие “найденыши” минувших веков Чаще всего приемными “родителями” детей становились волки. Связано это с естественным для этих животных высоким уровнем родительского инстинкта и тем, что они объединяются в стаи, в которых существуют длительные взаимоотношения между ее членами.
Первым задокументированным свидетельством того, что волчья стая выкормила детей, стала Хроника английского города Саффолка за 1173 год. Неудачные попытки возвращения дикого ребенка к человеческой жизни были зафиксированы в 1341 в Гессе. Охотники нашли мальчика в волчьем логове. Когда его извлекали из норы, он вел себя по-звериному: кусался, царапался, визжал и рычал. Благодаря сохранившимся записям стало известно, что он умер, не выдержав неволи и кормления человеческой едой. Никто в то время подобные феномены не изучал, специалисты просто пытались вернуть пойманным детям человеческий облик, что чаще всего заканчивалось плачевно.
Обсуждение выступления: вопросы:
- Можно ли заключить, что принюхивание к еде, страх перед огнем, облизывание зубов - это проявление «природных дремлющих сил» в человеке?
2.Какие природные качества заложены в человеке, какие инстинкты сохранились в нем?
3. Какие выводы можно сделать о роли общества в формировании личности ребенка?
4. А Робинзон Крузо жил на острове один, без общества, почему его нельзя считать феральным человеком?
Ведущий 1. Рассмотрим этапы социализации. Процесс социализации проходит фазы, которые еще называют стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность зрелость и старость.
Поговорим о значении детства в социализации.
Выступление психолога:
Эрик Эриксон (р. 1902) - американский психолог
Теория Э. Эриксона. Развитие личности
Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания.
Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-экономического развития, приобретают разные черты личности и из-за разных культурных традиций, связанных с основным видом занятий, и принятых стилей воспитания. Например, в разных индейских резервациях Э. Эриксон наблюдал два племени - Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок - рыболовов и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают туго, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племени - сольного, отважного охотника в бескрайних прериях - и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в отношении соплеменников и жестокость в отношении к врагам.
В племени Юрок, наоборот, дети рано отнимают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержаны в общении с ними. Они вырастают, молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопительству.
Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах.
Ведущий2: Какие факторы больше влияют на формирование личности: наследственность или окружающая среда?
Делаем выводы о значении социального окружения для развития и социализации ребенка.
Приложение для психологов.
Специалист по социализации в детстве.
Мы живем в динамичном обществе со своими правилами, нормами и требованиями. Приходя в этот мир, человек начинает общаться. Первые реакции у малышей на других людей возникают уже в возрасте 1,5-2 месяцев. А еще внутриутробно крохи реагируют на голоса близких: папы, мамы, толкаются в ответ на прикосновения к маминому животу. Это подтверждает то, что каждый человек - социальное существо, которое не может полноценно существовать без окружающих людей, общения и развития в социуме. Поэтому, проходя этапы и виды социализации, человеку иногда необходима помощь или поддержка. Социализация человека. Недаром это явление в социальной психологии назвали процессом, ведь оно не происходит за 5 минут. Оно может растянуться на всю жизнь, все зависит от окружения, к которому привыкает человек, и от структуры самой личности. Результат взаимодействия человека и общества и есть процесс социализации. Когда индивид входит в определенную структуру, он вынужден привыкать и подчиняться ее правилам. То есть социум влияет на него. Но наравне с внутренними изменениями самого индивида происходит и изменение общества, так как он, будучи активной личностью, влияет на свое окружение. Результаты социализации видны в том, что во взаимном изменении появляется уникальность малой или большой группы общества, у человека формируются новые образцы поведения, нормы и ценности. Процесс социализации личности длится в течение всей жизни, так как общество постоянно пребывает в динамике, претерпевает какие-то изменения, человек в обществе вынужден подстраиваться под вновь возникающие новые условия.
Примеры социализации ненаправленной: каждый раз после принятия пищи ребенка в семье учат говорить "спасибо". У него формируется такое качество характера, как благодарность. Потом он уже будет неосознанно благодарить за подачу пищи в гостях, кафе или когда его чем-то угощают. Индивид перенимает социальные качества не только в семье, но также в кругу сверстников, коллег на работе, в окружении фанатов на стадионе и так далее. Направленная социализация - специально сформированная программа или система средств и мероприятий, которые призваны воздействовать на личность с основной целью - подстроить ее под доминирующие в обществе ценности, интересы и идеалы. Здесь основной процесс - воспитание. Адаптация ребенка к социуму будет затруднена без воспитания. Это спланированный процесс воздействия на поведение и сознание подрастающего поколения. Он необходим для того, чтобы у развивающейся личности формировались социальные установки, ценности, активная позиция деятельности в обществе. Эти две формы могут дополнять друг друга, а могут противоречить. Ведь ненаправленная форма социализации предполагает влияние конкретной группы общества, а они бывают не только положительные. В этом случае активно должно включаться направленное воздействие на формирование ценностей человека, этим могут заниматься родители, школа. Этапы приспособления к социуму Человек в обществе адаптируется, проходя несколько этапов. Они взаимосвязаны между собой. Навыки, которые ребенок приобрел на предыдущем этапе, затем совершенствуются и являются базой для возникновения других характеристик социализации. Младенчество - этот этап охватывает первых 2 года малыша. Здесь важным фактором является его общение со значимыми взрослыми, которое окрашено положительными эмоциями. Ребенок учится реагировать на обращение к нему, различать негативные и позитивные эмоции. Это можно заметить по тому, как он нахмуривает бровки, когда к нему строго обращаются. Ранее детство (от 2 до 5 лет). Ребенок активно познает мир, наравне с этим учится взаимодействовать с предметами, манипулируя ими. Социализация происходит при правильном общении с родителями. Дошкольное детство (шесть-семь лет). Ведущим видом деятельности в этот период является игровая деятельность. Но на этом этапе процесс социализации личности ребенка происходит через усложненную игру - ролевую. Маленький член общества учится распределять и играть разные роли. Играя маму, ребенок учится вести себя, как она, повторяет некоторые ее словосочетания, наставляет "своего" малыша. Этим самым он начинает перенимать основные нормы и ценности прежде всего семьи. Ранний школьный возраст охватывает период от 7 до 11 лет. Кардинально изменяется социальная ситуация развития ребенка. В этот период он переосмысливает все, что знал из жизненного опыта, подкрепляет полученными знаниями. Особенности социализации в этом возрасте также состоят в том, что у ребенка изменяются авторитеты. Основным значимым взрослым в процессе адаптации к новым условиям является учитель. С ним ребенок общается и взаимодействует наравне, а иногда даже больше, чем с родителями. Подростковый период (12-14 лет). С помощью новых знаний, формирования своего мнения на основе понятийного мышления, а также активного взаимодействия со сверстниками, подросток продолжает привыкать к нормам и требованиям общества. В этом возрасте он может либо отрицать их, либо полноценно подчиняться им.
Ведущий1: Итак выделим основные ключевые моменты в детстве:
- Роль семьи для первичной социализации.
- Воспитание и обучение культурным нормам.
- Агенты социализации: родители, учителя и другие взрослые.
Ведущий 1: Люди совсем недавно осознали, что каждый возраст - это особый мир. Во времена Шекспира дети во всем походили на взрослых. Только после эпохи Возрождения появились первые проблески возрастной изоляции - прически, одежда...
В XVIII веке начинают выделять юность. По образному выражению американского ученого Ф.Масгрейва юноша был изобретен одновременно с паровой машиной (в 1765 годупоявилось изобретение Д. Уатта, а в 1762 году Ж.Ж.Руссо "открыл" юношу, написав книгу "Эмиль").
Ведущий 2:.Тинейджеры, подростки; ранний юношеский возраст.
Где вы в этой цепочке? Кто вы? О подростках и проблемах подросткового возраста заговорили лишь в 50-е годы XX века, когда оставшийся неизвестным журналист впервые употребил в своей статье слово "тинэйджер" и была напечатана повесть американского писателя Д. Селинджера "Над пропастью во ржи".
Вопрос: Какие события привели к "появлению" тинейджеров?
Ускорился темп исторического развития, усилился разрыв поколений, обострилась проблема "отцов и детей".
Демократизация общества, международное признание прав человека и прав ребенка.
Вопрос: Появление юношеского, выделения в самостоятельный этап подросткового возраста свидетельствует об удлинении взросления. Почему это происходит?
Усложнилась жизнь и деятельность человека, поэтому больше знаний передается потомству, удлиняется процесс обучения.
Специалист по социализации в юности.
Юношеский возраст с 14 до 18 лет. На этом этапе происходит несколько важных событий в жизни каждого юноши или девушки. Это половое созревание, при котором молодые люди приобщаются к миру взрослых людей; завершение учебы, при этом человек становится более самостоятельным. На этот период приходится формирование мировоззрения, изменение самооценки и, как следствие, самосознания. Созревают в психике основные жизненные принципы, самоуважение, ценностные ориентации. Поздняя юность (18-25 лет). Человек активно включается в трудовую деятельность. Некоторые продолжают учиться, получая профессию. Молодые люди постепенно узнают и перенимают социальные нормы общества, учатся взаимодействовать с другими, распределять трудовые обязанности и выполнять их. Личность развивается социально и профессионально.
Вопросы для обсуждения:
- Какую роль в жизни человека играет юность?
- Почему юношеский возраст стал отдельно выделяться только в XX веке?
- В чем проявляет себя неустойчивость настроения у подростка?
- Что оказывает большее влияние на подростка наследственность или окружающая среда?
- Что такое ролевое бесправие тинейджера?
Специалист по социализации в зрелости .
Зрелость (25-65 лет). Человек совершенствуется в трудовой деятельности и занимается самообразованием.
Послетрудовая деятельность (65 и более лет). Человек выходит на пенсию, подводит некоторые итоги жизни. Реализует себя в разных направлениях (хозяйка, бабушка, дедушка, занятие самообразованием, консультирование в профессиональных вопросах). Какие факторы влияют на привыкание личности к обществу? Все виды социализации не могут осуществляться без определенных факторов. Они оказывают существенное влияние на адаптацию человека к общественным правилам. Благодаря этим факторам, человек может воспринимать и перенимать формы социальных норм, имея уже некоторое представление о моральных, правовых, эстетических, политических и религиозных правилах. -
Вступление человека в эту стадию социализации затягивается до 25-летнего возраста, а то и старше. Для традиционных обществ это было бы равносильно гибели, однако для индустриального общества, это, в силу более чем двукратного увеличения средней продолжительности жизни, вполне нормально. Литературные памятники указывают на то, что в эпоху европейского Возрождения старыми считались мужчины в возрасте за 40 лет.
Для этого этапа характерна активная интеграция индивида в общество. Появляется желание найти в нем свое место. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если этого не происходит, то возможно следующее:
- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
- изменение себя, «стать как все»;
- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
Задачи будущего развития, стоящие перед индивидами в возрасте от 18 до 30 лет, как правило, концентрируются вокруг главных целей, которые Зигмунд Фрейд определил, как любовь и работа. Через дружбу, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт молодые люди приходят к первым представлениям о самих себе как о взрослых индивидах.
В связи с этим, социализация зрелости как правило характеризуется следующими двумя моментами.
Первый – это освоение роли самостоятельного экономического агента. Если на двух предыдущих этапах все физическое и культурное существование индивида материально обеспечивали другие люди (родители, воспитатели, опекуны), то на третьем этапе человек должен научиться самостоятельно заботиться о добыче средств для своего существования.
Второй–обзаведение собственной семьей. Если на первых двух этапах своей социализации человек – лишь объект чьего-то обучающего и воспитывающего воздействия, то с наступлением третьего этапа он сам превращается в агента социализации. От него требуется освоение новых ролей – мужа (жены), отца (матери), воспитателя, наставника, опекуна.
Социализация старости. Старость в современном обществе означает неизбежное понижение социального статуса. Прежде всего, это связано с невозможностью продолжения индивидом прежней экономической активности с прежней интенсивностью. Это влечет за собой падение таких параметров экономического статуса, как активное распоряжение собственностью – у тех, кто ею обладает, и место в организации труда. Этому процессу обычно сопутствует снижение уровня доходов и состояния здоровья. Возникает ощущение социальной и профессиональной невостребованности, которое требует определенной психической адаптации. Появляется необходимость освоения новых ролей (пенсионер, иждивенец, дедушка, бабушка…).
Следует отметить, что жизненный цикл в современном обществе становится более гибким, в результате чего, по мнению социолога Бернис И. Нойгартен складывается «общество, не зависящее от возраста» (“age-irrelevant society”). Это значит, что в настоящее время уже не являются редкостью 28-летний мэр, 30-летний управляющий банком, 35-летняя бабушка, 50-летний пенсионер, 65-летний молодой отец и 70-летний студент. В связи с этим, по мнению Эриксона, основной упор следует делать на психологическом развитии человека.
Ведущий 2: Подведем итоги по данному вопросу.
Наиболее трудный этап социализации -
Наиболее важный ……
Наиболее активный……
Наиболее пассивный……
Ведущий 1: подводя итоги нашего обсуждения осветим значение процесса социализации в жизни человека.
Ведущий 2: Социализация - это процесс развития личности в течение всей его жизни; проходя через кризисы и преодолевая их, личность получает основу для дальнейшего роста (Эрик Эриксон).
Мы прошлись по ступеням человеческой жизни, куда же они нас привели? "Вверх"? "Вниз"? "Вверх по лестнице, ведущей вниз"?
Выступление участников круглого стола.
Благодарим за внимание и работу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия по дисциплине "Основы философии"
в соответствии с ФГОС СПО Тема «Русская философия»
Автор-разработчик | Бошектуева Виктория Владимировна | |||||||||
Специальность | 15.02.08. Технология машиностроения | |||||||||
Учебный цикл(всоответствиисФГОС,учебнымпланом) | Основы философии ОГСЭ.01 | |||||||||
УД/МДК(всоответствиис ФГОС) | Основы философии ОГСЭ.01 | |||||||||
Междисциплинарныесвязи (предшествующиеипоследующиеУД/МДК) | История, литература | |||||||||
Цели учебного занятия (смотриприложениеБ) | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | |||||||
Раскрыть роль и значение русской философской мысли в истории мировой философии. |
- | содействовать в ходе занятия формированию интереса к русской философии, литературе, основным мировоззренческим идеям. | ||||||||
Формируемые компетенции(в соответствии с ФГОС, рабочейпрограммой) | Общиекомпетенции | Профессиональныекомпетенции | ||||||||
ОК6-7 | Работать в коллективе, команде. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий. | ПК2.2. Участвовать в руководстве работы структурного подразделения | ||||||||
ОК4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения | |||||||||
Требования к результатам освоенияУД/МДК(всоответствиисФГОС,рабочейпрограммой) | Умениядляосвоения | Знаниядляусвоения | ||||||||
У1 | Умение рассуждать и вести дискуссию. | З1 | Основные этапы развития русской философии | |||||||
У2 | ориентироваться в основных направлениях русской философской мысли. | З2 | Основные имена дореволюционных философов России. | |||||||
Наименованиеи№раздела(всоответствии с утверждённым календарно-тематическимпланом) | Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии | кол-вочасов | ||||||||
2 час | ||||||||||
Наименованиеи№темы (в соответствии с утверждённымкалендарно-тематическимпланом) | Тема 1.7. Русская философия | 2 час | ||||||||
Уровеньосвоения |
| |||||||||
Типучебногозанятия |
| |||||||||
Вид занятия |
| |||||||||
Местопроведенияучебногозанятия (№учебнойаудитории,спортивныйзал) | 2207 | |||||||||
Формаорганизации учебногозанятия (выбрать) |
| |||||||||
Ресурсы учебногозанятия | Материально-технические | Основная литература | Дополнительнаялитература | Электронно-информационные | ||||||
ПК, телевизор, раздаточный материал, учебники. |
2.История философии. Горбачев В.Г., Брянск, 2002. | 1.Философия.Часть 1. История философии:учебное пособие/под ред.проф.П.И.Кириллова. С.И.Попова, А.Н.Чумакова. М.:изд.Юрист 2001. 2. Философия. Курс лекций. М.:» изд.ВЛАДОС»,1997.(тема 30) | Материалы на гугл-диске. https://pritchi.ru/part_63 ..\Основы философии\Притча о дружбе.docx ..\Основы философии\Русские притчи.docx https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/20-velikih-russkih-filosofov-5b90e462bec38800abc519dc ..\Основы философии\Русская философия\Русская философия.pptx | |||||||
Формы иметодыконтроля,оценкирезультатаизучениятемыучебногозанятия(всоответствиисрабочейпрограммой) | Практическая работа, упражнения на сайте Тестирование https://docs.google.com/document/d/1LzuHElQcmguclvy41qhUuujdO4Ow5BoS/edit?usp=sharing&ouid=107087219771837686842&rtpof=true&sd=true | |||||||||
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы(домашнее задание) | Сообщение по предложенным темам
|
Этапы и хронология учебного занятия
Этапы | Время 90 минут | Содержание | ||
Деятельностьпреподавателя | Деятельность обучающегося | |||
Подготовительный | 2 | Проверяет готовность обучающихся к занятию | Приветствие. | |
Основной | 3 минуты
|
Озвучить эпиграф к уроку «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить У ней особенная стать, В Россию надо просто верить» Ф.Тютчев. |
| |
5минут |
|
Отвечают на вопросы: 1. Что есть правда в русской философии? Размышляют, тождественны ли понятия "Истина" и "Правда" в философии? | ||
2 минуты | План урока 1. Особенности русской философской мысли. 2. Этапы ее развития. 3. Галерея русских философов | Запись новой темы в тетради. | ..\Основы философии\Русская философия\лекция Русская философия.doc | |
Озвучивает проблему урока В чем выражается специфика русской философии? Каково ее значение и роль в мировой культуре? | Чтение учебника с. и просмотр слайдов презентации Запись особенностей в тетради. | |||
35минут | Предлагает рассмотреть этапы развития русской философии, работая с историческими документами. Предоставляет исторические документы для работы. Вопрос:
По первому этапу - работа с фрагментом Илариона "Слово о Законе и Благодати" По второму этапу - организует размышление над выражением "Москва-Третий Рим". ? Что означает данное выражение? Кто его автор? По третьему этапу - Организует работу с понятиями: "Политическая философия" Юрия Крижанича. Проблемный вопрос? Почему Крижанич считает главным успехом правителя Познать самого себя? Объясните выражение Крижанича"Сила у воинов, богатство -у торговцев, а государственная мудрость пребывает более всего у короля и его советников" По четвертому этапу - Предлагает вспомнить понятие "Деизм" Организует дискуссию по вопросы "Вечный спор западников и славянофилов о пути развития России"
Предлагает ? "Почему даже некоторые друзья обвинили П.Я.Чаадаева в антипатриотизме?" Актуальны ли сегодня "Философические письма Чаадаева? Работа над понятием "Положительное всеединство" В.Соловьева. В каких произведениях Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского, на ваш взгляд проявляется философская мысль? ..\Основы философии\Русская философия\дополн. материала Толстой и Достоевский.docx Предлагает исследовать понятие "Евразийство" .
| Читают отрывок из "Слова о Законе и Благодати" и отвечают на вопрос - С кем сравнивает автор русского князя? Зачем? Делают общие выводы о взглядах митрополита Изучают отрывок из "Поучения" Владимира Мономаха. Выполняют задание к тексту: Составляют идеальный портрет князя в представлении современников Владимира Мономаха. Осуществляют поиск информации. В тетради составляют схему (расшифровку) понятия "Политическая философия" Ю.Крижанича. Объяснение слов Крижанича. Задание: обосновать Утверждение, что Феофан Прокопович был деистом. Делятся на две команды "Западники" и "Славянофилы", придумываю по три аргумента по своей позиции. Осуществляют с помощью интернета материал и отвечают на вопрос. Делают выводы . Работают над понятием Богочеловечество, Русская идея. Отвечают на вопрос "Как относились многие русские философы к евразийству?" | В помощь используют документ"Политика" Ю.Крижанича Наиболее сильные студенты могут выполнять роль модератора и экспертов в дискуссии. | |
25минут | Практическая работа (самостоятельное заполнение таблицы) Галерея русских философов-космистов. | Заполнение таблицы "Русские философы-космисты" с использованием учебника и интернета...\Основы философии\Русская философия\Таблица- шаблон.docx | ||
Заключительный рефлексия | 15 минут | Осуществляет:
В чем значение русской философской мысли для мировой истории философии? | Тестирование (тест "Русская философия"на гугл диске, или сайте: https://quizizz.com/admin/quiz/5fad1d0e723d81001b5f2cd0 https://quizizz.com/admin/quiz/627382da427b1e001dba4727/russkaya-filosofiya?source=MainHeader&page=FeaturedPage Письменно составляют 3 предложения в тетради о значении русской философии. | |
Домашнее задание | 2минуты | Предлагает темы для сообщений и презентаций. | СРС - работа с документами - высказываниями ..\Основы философии\Русская философия\СРС. Документ.docx |