Клементьева Лидия Сергеевна

Мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания) — техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти, путём образования искусственных ассоциаций. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Особенность мнемотехники — применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии 

Мнемотаблица— это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определённая информация. Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное — нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Приведу пример автоматизации звука «ш» с использованием мнемодорожек. Чистоговорки ША-ША-ША — наша Даша хороша, ШИ-ШИ-ШИ — Миша и Маша — малыши, ШЕ-ШЕ-ШЕ — мыши в шалаше, ШО-ШО-ШО — говорю я хорошо!

Стихотворение

Кошка в окошке

Подушку шьёт,

Мышка в сапожках

Избушку метёт.

Приемы мнемотехники эффективны и в коррекции лексико-грамматической стороны речи. Образование родственных слов

image

Содержание: а) образуй новые слова с опорой на картинку и подписи около неё (например: мышка, мышонок, мышата, мышеловка); б) образуй новые слова с опорой на картинку и пиктограммы около неё (например: грибок, грибочек, грибы, грибной, грибник)

Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе даёт положительный результат. У дошкольников с общим недоразвитием речи повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Литература: Барсукова, Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек / Е. Л. Барсукова //Логопед. — 2009. — № 5. — С. 12–15. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Л. В. Омельченко // Логопед. — 2008. — № 4. — С. 102–115. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста / Т. Б. Полянская. — СПб: Детство — Пресс, 2009. — 

Добавить запись

Защита от спам-роботов