Консультация для родителей по ПДД
Что и как рассказывать детям о ПДД в младшей группе, средней, старшей и подготовительной. В какие игры можно поиграть гуляя с ребенком на улице. Книги для чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_pdd_roditelyam.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ПДД для дошкольников.
Как малыши видят и представляют проезжую часть
У ребенка поле зрения уже, чем у взрослого, поэтому дошкольнику трудно определить расстояние до стремительно приближающегося автомобиля. Тем более ребенок не способен вычислить скорость движения транспорта.
Дети раннего, младшего и даже среднего дошкольного возраста не воспринимают автомобиль как нечто потенциально опасное. Малыш устремляется за выкатившимся на дорогу мячом, совершенно не думая о движущихся машинах. Для ребенка главное — вернуть игрушку. Он не понимает, что попытка догнать мяч может оказаться последней. Поэтому чем раньше начата работа по освоению детьми правил дорожного движения, тем больше вероятность спасти малышей от беды. Обо всем этом педагог рассказывает мамам и папам, проводя консультацию по ПДД для родителей.
Что и как рассказывать детям о ПДД
У дошкольников доминирует наглядно-образное мышление, поэтому дословная трактовка Правил дорожного движения с большим количеством абстрактно-теоретических выкладок неприемлема.
Во второй младшей группе малышам рассказывают и показывают, что такое улица, тротуар, дорога с односторонним движением. Также детей знакомят с видами транспорта (легковой и грузовой автомобили, автобус, троллейбус, трамвай), рассказывают о работе водителя, светофоре (красный и зеленый сигналы).
Воспитатели средней группы знакомят детей с двусторонним движением на дороге, желтым сигналом светофора, жестами регулировщика, дорожным знаком «Пешеходный переход», наземном и подземном переходами, классификацией видов транспорта (водный, воздушный, наземный). Объясняют, как передвигаться по тротуару (по правой стороне), вести себя в общественном транспорте.
В старшей и подготовительной группах расширяют представления воспитанников о дороге (осевая линия). Будущим школьникам показывают дорожные знаки («Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Медицинская помощь», «Стоянка», «Движение пешеходов запрещено», «Въезд запрещен», «Остановка общественного транспорта»), закрепляют с детьми правила перехода проезжей части.
В работе с малышами уместны:
- личный пример;
- наглядность (плакаты, иллюстрации);
- чтение художественной литературы;
- игры.
О содержании обучения дошкольников по теме «Правила дорожного движения» в конкретной возрастной группе воспитатель информирует родителей, предлагает раздаточные материалы (памятки, проспекты, схемы), демонстрирует презентации. Педагог подробно рассказывает о том, как заниматься дома. Перечисленные методы уместны и эффективны, когда речь заходит о консультации для родителей по ПДД в детском саду по ФГОС.
Личный пример
Направляясь куда-либо с ребенком, родители:
- держат малыша за руку;
- ведя малыша по тротуару, сами находятся ближе к проезжей части, а ребенок идет рядом;
- переходят дорогу на зеленый сигнал светофора;
- на перекрестке сначала смотрят налево, потом направо, потом снова налево и только после этого, если машины далеко, выходят на проезжую часть, спокойно без суеты направляются к противоположной стороне улицы;
- не перебегают дорогу, потому что «так ближе», даже если спешат, не перелезают через заграждения;
- не догоняют уходящие автобус, троллейбус, трамвай или маршрутное такси;
- переходя дорогу после выхода из транспортного средства, автобус, троллейбус и «маршрутку» обходят сзади, а трамвай — спереди;
- не выходят на проезжую часть из-за препятствия (транспортное средство, куст, забор и т.д.);
- в темное время суток на себя и ребенка надевают светоотражающие элементы (фликеры);
- проговаривают выполняемые действия, обращают внимание малыша на необходимость соблюдать правила дорожного движения.
При перевозке ребенка на автомобиле:
- ведут авто, соблюдая правила для водителей;
- детей перевозят в автокреслах;
- взрослые и дети садятся в автомобиль и выходят из него только со стороны тротуара.
При высадке из общественного транспорта взрослый выходит первым. Правила поведения на дороге оформляются в виде списка, таблицы, схемы, у которых должно быть название. Например, консультация по ПДД для родителей «Безопасность детей — забота взрослых».
Наглядность
Освоить правила дорожного движения малышам помогают картинки и плакаты «Памятка пешехода», «Светофорчик», «Будь внимателен!», «Дорожная азбука» и т. д. Можно купить готовый плакат или нарисовать его вместе с ребенком дома.
Наглядные материалы не принесут пользы, если будут висеть в комнате «фоном». Педагог обращает внимание родителей на необходимость беседовать с малышом по содержанию картины, плаката, обсуждать, что изображено, правильно ли поступает персонаж, как надо себя вести в подобной ситуации.
Книги по ПДД для дошкольников
Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуют произведения:
- Б. Заходер «Шофер»;
- Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»;
- А. Барто «Грузовик» и т.д.
Малышам четырех-пяти лет читают рассказы А. Дорохова из книги «Зеленый, желтый, красный», стихотворения В. Пишумова «Песенка о правилах», С. Михалкова «Скверная история», В. Кожевникова «Светофор» и др.
Воспитанники старшей и подготовительной групп знакомятся с трудовыми буднями героя С. Михалкова дяди Степы, осваивают жесты регулировщика, слушая рассказ В. Дорохова «Влиятельная палочка» и стихотворение В. Семерина «Запрещается — разрешается», учатся быть примерными пешеходами и ответственными пассажирами.
Важный момент работы с родителями: не забыть сообщить о том, что после чтение книги следует обсудить ее содержание с малышом.
Игры по ПДД для дошкольников
Игра — ведущая деятельность в дошкольном детстве. Полноценное развитие ребенка, освоение дошкольником жизненно важных умений и навыков происходит именно в ней. Приведем примеры игр, которые педагог может рекомендовать родителям для занятий дома.
Младшие дошкольники
Цель дидактической игры «Светофор» — учить различать сигналы светофора. Заранее готовятся макет светофора с пустыми отверстиями и два набора кружков красного и зеленого цветов. Один набор взрослый дает ребенку, другой оставляет себе.
Взрослый вставляет один из кружков в соответствующее отверстие макета и предлагает ребенку определить, какой сигнал горит (малыш поднимает кружок такого же цвета), а также объяснить, что делать пешеходу (красный — стоять на месте, зеленый — осмотреться по сторонам и идти).
Дети от 4 до 5 лет
С малышами этого возраста также можно играть в «Светофор», только добавить желтый сигнал. Не менее интересна «Игра в слова». Взрослый предлагает хлопнуть в ладоши, когда прозвучат слова, фразы относящиеся:
- к светофору (стоит на перекрестке, стоит дома, красный свет, синий свет, желтый свет, коричневый свет, помогает пешеходу, мешает пешеходу);
- к пешеходу (перекресток, переходит, светофор, кузов, стоит и ждет, руль, тротуар);
- к водителю (руль, кузов, крыло, едет, мотор, летит, колесо, лапы, хвост);
- к пассажиру (автобус, троллейбус, подъезжает к остановке, кровать, табуретка, остановка, показывает билет).
Старший дошкольный возраст
Закрепить названия и предназначение дорожных знаков поможет игра «Отгадай знак». Взрослый размещает картонные знаки на виду и предлагает отгадать знак по описанию (в произвольном порядке рассказывает о предназначении знаков).
Во время консультации педагог предлагает родителям поиграть, берет на себя роль ведущего.
Общие рекомендации по консультированию родителей
Чтобы успешно провести консультацию по освоению детьми правил дорожного движения:
- Тщательно подготовьтесь, задействуйте обратную связь с родителями, составьте план выступления. Родители желают получить конкретные ответы на вопросы, а не выслушивать пространные рассуждения. О том, что именно волнует мам и пап, можно узнать из писем, анкеты, во время устного опроса или общения по электронной почте.
- Говоря о статистических данных, называйте источник и временной период, в течение которого эти данные были актуальны.
- Не запугивайте родителей, не повышайте голос, не употребляйте междометий. Просто и доступно расскажите о том, как уберечь малышей от беды.
- Сопровождайте выступление демонстрацией наглядности (картины, плакаты, презентация).
- Закончив речь, поинтересуйтесь мнением аудитории, задайте вопросы.
- Проанализируйте, как прошло мероприятие, удалось ли достичь цели, что можно в будущем дополнить, исправить. Используйте результаты самоанализа для подготовки следующего выступления.