Для коллег
На данной странице вы найдете материал полезный для вас!
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФЭМП как средство интеллектуального развития детей раннего возраста
https://disk.yandex.ru/i/VT-sCpwSONBB5A
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 356 Центрального района Волгограда»
------------------------------------------------------------------------------------
400050, г. Волгоград, ул. Хиросимы, 5а, тел.
«ПРИНЯТО» педагогическим советом протокол № 6 от «04» июля 2022 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МОУ Детского сада № 356 ________________ Е.Н.Копенская Приказ от «02» сентября 2022 г. № 188 |
ПРОГРАММА
дополнительного образования
(художественно-эстетической направленности)
«Волшебные краски»
срок реализации программы – 2022-2023 учебный год
Составитель:
воспитатель – Бирюкова М.В.
Волгоград, 2022 г.
Содержание
Введение
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель.
1.3. Задачи.
1.4. Особенности программы.
1.5. Планируемый результат освоения программы.
1.6. Возрастные особенности художественно-эстетической деятельности
воспитанников.
1.7. Сроки реализации.
1.8. Ожидаемые результаты.
2. Содержательный раздел
2.1.Основные способы и формы работы с детьми
2.2.Нетрадиционные техники.
2.3.Календарно-тематическое планирование.
3. Организационный раздел
3.1. Организация занятий по программе.
3.2. Материальное обеспечение программы.
3.4. Список используемой литературы.
1.1. Пояснительная записка
О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты». Искусство помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Занятия по изобразительному искусству, аппликации, лепки предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Целостность любого произведения заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
Актуальность.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру. С этой целью был создан кружок по нетрадиционной технике рисования "Волшебные краски» (образовательная область «Художественное творчество»).
Программа дополнительной образовательной услуги – кружка «Волшебные краски» характеризует систему организации образовательной деятельности педагогов с детьми дошкольного возраста, определяет ценностно – целевые ориентиры, образовательную модель и содержание дополнительного образования для детей 2-3 лет.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности в нетрадиционных техниках работы, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).
1.2.Цель:
Основная цель программы - развитие у детей мелкой моторики, формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изодеятельности.
1.3.Задачи:
Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов . Рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск поролоном, аппликация обрывками бумаги, салфетками,
аппликация ватой, рисование и аппликация смятыми салфетками.
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов
и явлений окружающей деятельности.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.
- Формировать интерес к работе с пластилином.
- Развивать мелкую моторику.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, лепке, аппликации.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
1.4.Особенности программы.
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации посредством ознакомления детей с нетрадиционными способами рисования.
1.5. Планируемый результат освоения программы:
Ожидаемый результат
К концу года ребенок умеет:
-Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
-знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;
-передает различие предметов по величине;
-ритмично наносит штрихи, пятна;
-рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);
-рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);
-создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);
-знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками;
-украшает изделие, используя фломастеры, карандаши.
1.6.Возраст обучающихся
Программа рассчитана на детей 2-3 лет, предусматривает набор детей по желанию и запросу родителей.
1.7. Сроки реализации
Программа рассчитана на учебный год (сентябрь-май) - 72 занятия – 2 занятия в неделю. Длительность одного занятия – 15 минут.
2. Содержательный раздел
2.1.Основные способы и формы работы с детьми
Занятия в кружке проводятся фронтально. Занятия состоят из теоретической части: рассказ (показ) новых приемов, выполнения практической части, выставки результатов.
2.2.Нетрадиционные техники.
Рисование пальчиками.
Рисование ладошкой.
Оттиск поролоном.
Аппликация обрывками бумаги, салфетками.
Аппликация ватой.
Рисование и аппликация смятыми салфетками.
2.3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Месяц | число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 06.09, 08,09 13,09 15,09 20,09 22,09 27.09 29.09 | 17.20-17.35 | Очная, групповая | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Вводное занятие. Тема: «Мячик для куклы Кати», «Осенний листочек», «Покормим цыпляток», « Уточка» « Осеннее дерево», « Яблоки» «Мухоморы», « Грибочки в лесу» | Кабинет дополнительного образования | опрос |
2 | Октябрь | 04.10, 06.10, 11.10, 13.10, 18.10, 20.10, 25.10, 27.10 | 17.20-17.35 | Очная, групповая | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Тема: «Веточка рябины», « Гусеница», «Далматинцы в гостях у детей», « Горох», «Компоты и варенье в баночках», «Фрукты на дереве» «Солнышко за тучкой», « Осенние цветы» | Кабинет дополнительного образования | наблюдения |
3 | Ноябрь | 01.11, 08.11, 10.11, 15.11, 17.11, 22.11, 24.11, 29.11 | 17.20-17.35 | Очная, групповая | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Тема: «У нас в гостях гусеница», «Бабочки» «Дождик», «Машина» «Подсолнух» «Клубничка» «Мой щенок дружок», « Радуга» | Кабинет дополнительного образования | опрос |
4 | Декабрь | 01.12, 06.12, 08.12, 13.12, 15.12, 20.12, 22.12, 27.12, | 17.20-17.35 | Очная, групповая | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Тема: «Первый снег», « Снежинки» «Новогодняя гирлянда», «Елочки в лесу» «Украсим елочку», «Зайчики зимой» «Дедушка Мороз», «Медвежонок», "Домик для зайчика", «Ночка». | Кабинет дополнительного образования | наблюдение |
5 | Январь | 10.01, 12.01, 17.01, 19.01, 24.01, 26.01, 30.01, 31.01 | 17.20-17.35 | Очная, групповая | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Тема: «Дедушка Мороз», «Медвежонок», "Домик для зайчика", «Ночка» «Бедный зайчик заболел - Ничего с утра не ел », «Котенок и клубочек» «Морковка для зайчика», « Фрукты на тарелочке» | Кабинет дополнительного образования | опрос |
6 | Февраль | 02.02, 07.02, 09.02, 14.02, 16.02, 21.02, 24.02, 28.02 | 17.20-17.35 | Очная, групповая | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Тема: «Грибочек на лужайке», « Корзинка с цветами» «Красивый цветок», «Цветочек», « Веселый лягушонок» « Птички – синички» «Одуванчики в траве», «Пчелки». | Кабинет дополнительного образования | наблюдение |
7 | Март | 02.03, 07.03, 09.03, 14.03, 16.03, 21.03, 23.03, 28.03. | 17.20-17.35 | Очная, групповая | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Тема: «Грибы для бельчат», «Зебра», « Самолет», «Светофор», «Любимый мишка», «Красивый поезд», « Кораблик». | Кабинет дополнительного образования | опрос |
8 | Апрель | 04.04, 06.04, 11.04, 13.04, 18.04, 20.04, 25.04, 27.04 | 17.20-17.35 | Очная, групповая | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Тема: «Грибы», « Лошадка на лужайке», «Улиточка», « Веселый дождик», «Солнышко лучистое», «Веселый ежик» «Солнышко» « Каждый пальчик цветочек» | Кабинет дополнительного образования | наблюдение |
9 | Май | 04.05, 10.05, 12.05, 16.05, 18.05, 23.05, 25.05, 30.05 | 17.20-17.35 | Очная, групповая | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Тема: «Подарок для мамы», « Букет цветов», «Ягоды для Мишутки», « Ландыши», «Корзина фруктов», « Львенок» ,«Ягоды и яблочки», « Васильки». | Кабинет дополнительного образования | опрос |
3.1. Организация занятий по программе
Программа предполагает проведение 2-х занятий в неделю. Общее количество занятий в год -72, время занятий 15 мин.
Продолжительность | Периодичность в неделю | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в год |
15 минут | 2 раза | 2 занятия | 72 занятий |
Дни занятий – вторник, четверг.
Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования, оборудованным:
Столами четырехместными – 6 шт.,
Стульями по количеству детей;
Доской, мольбертом
3.2. Используемый материал:
Альбом, салфетки, кисти, гуашь, цветная бумага, пластилин, цветной картон, пряжа, ватные палочки, поролон.
3.3. Список литературы:
1.Ю. Козлова «Забавная аппликация в помощь родителям и воспитателям.» - Ростов н/Дону: Феникс,2013-10с.; ил.-(школа развития).
2.И.М. Петрова «Объемная аппликация»: Учебно- методическое пособие,- СПб.; «Детство-Пресс»,2008,-48с.
3. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Авт. Сост. Е.В. Полозова. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. -ЧП. Лакоценин С.С016,-15., Воронеж 2007.
4. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду 2 мл. группа. (Обп. область «Художественно -_эстетическое развитие»); учебно-методическое пособие. -М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016. -152с.перераб, и доп.