Главные вкладки
Шадрина Виктория Викторовна
Статья «Мой край родной – частичка родины большой»
Автор: Шадрина Виктория Викторовна, воспитатель МБДОУ №30 «Малышок», г.Якутск.
Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в составлении личности ребенка. Лучшие качества маленького гражданина: доброе отношение к живому миру, привязанность к малой родине, отзывчивость и уважение к людям формируется с самого раннего детства.
В практике детского сада № 30 «Малышок» накоплен большой и интересный опыт по воспитанию у детей раннего возраста чувство любви к родному краю.
Эти задачи решаются во всех видах деятельности: занятиях, прогулках, играх, труде, быту.
В основе деятельности педагогов – авторская программа по патриотическому воспитанию «Мой край родной – частичка родины большой», разработанная воспитателем Шадриной Викторией Викторовной.
Описание материала: Предлагаю вам статью по теме «Мой край родной – частичка родины большой». Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, работающих по теме «Гражданское воспитание дошкольников с приоритетом в патриотическое воспитание».
Учеными давно доказано, что именно в дошкольном возрасте начинается познание тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине; чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно раннего детства.
С 2016 года я работала по теме: «Мой край родной – частичка Родины большой» в рамках патриотического воспитания дошкольников («патриотизм» - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу).
Сейчас существует термин «новый российский патриотизм» - ощущение принадлежности к своей земле, своему народу, чувство и сознание собственной востребованности и незаменимости в своей стране.
Цель темы: развитие познавательных способностей детей в процессе знакомства с прошлым и настоящим родного края.
Задачи:
1. Формировать представления о том, чем славен родной край, знания о его своеобразии.
2. Поддерживать и развивать интерес к традициям семьи, детского сада, деревни, народностей родного края.
3. Воспитывать умение проявлять свои гражданские чувства (гуманизм, толерантность, национальное самосознание).
Дидактические принципы: принцип адекватности, принцип комплектности – обеспечивает личностно - ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, принцип доступности и наглядности предлагаемого материала, его целесообразности, эмоциональной близости краеведческого материала.
Тема достигается через:
1. Занятия;
2. создание мини-музеев;
3. дидактические игры, строительные, сюжетно-ролевые;
4. чтение, заучивание художественной литературы, фольклора, знакомство с писателями Республики Саха.
5 рассматривание буклетов, иллюстраций, фотографий, изделий, предметов быта, труда, одежды;
6. Конструирование макетов домов, улиц, схем;
7. просмотр д/фильмов, слайдов;
8. домашние задания.
Реализация программы предполагает воспитание любви к малой Родине и России, развитие познавательных интересов детей, их творчества и способностей, формирование эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений и навыков. И в конечном итоге - формирование начал национального самосознания ребенка.
Направления в работе:
1. Социальное воспитание (семья)
2. Родной край (прошлое и настоящее)
3. Национальное воспитание (знакомство с народами)
Первые два года работы на старшей и подготовительной группах по ознакомлению дошкольников с родным краем прошли в полном энтузиазме. Оформляла альбомы с фотографиями, подбирала открытки, иллюстрации с видами городов, оформляла паспарту о животных, растительном мире Республики Саха (Якутия). Подобрала художественную литературу: писателей и сказочников Республики Саха (Якутия) ; занялась оформлением музея «ААЛ ЛУК МАС», купила глобус ,карты родного края, России. Поддержку в оформлении Аал лук мас-музея оказали родители ,предметы быта, труда, куклы с национальными нарядами были собраны с их помощью.
Музей «Аал лук мас» считалась основой краеведческого материала – в ней проводились занятия, чтения, рассматривание предметов быта, игры.
Дети были заинтересованы, потому что в своей работе я использовала прием домашнего задания. Например: «нарисуйте с родителями жилище будущего», «сочините в семье рассказ о своем городе Якутска». А потом оформлялись выставки с рисунками, альбом с рассказами детей.
Также знания детей пополнялись с посещением краеведческого кружка. Кружок проводился 1 раз в неделю, его посещали дети старшей и подготовительной групп.
Дидактическая игра «Путешествие по карте» познакомила детей с географическим положением, ландшафтом, природными ископаемыми, растительным и животным миром каря.
Тема «Удивительный мир вещей» очень интересна. Это путешествия в прошлое иголки, телефона, часов и.т.д. После занятий и бесед я оформляю мини-музей. Помощь оказывают родителя. После бесед предлагаю детям рисовать или делать аппликацию на темы: «нарисуйте какие бы вы часы хотели иметь?», «украсьте сарафан, фартук, головной убор».
По социальному воспитанию отдала предпочтение работе по разделу «Семья». С младшей группы стала оформлять семейный альбом, готовили с детьми подарки к праздникам родителям, сравнивали модели ладоней «мама, папа, я». В средней группе пополнили семейный альбом – познакомила с функцией бабушки, дедушки; родственными отношениями: сын - дочь, внук – внучка, брат – сестра. С младшей группы у нас вошло в традицию отмечать дни рождения детей с чаепитием. В старшем возрасте провела беседы об истории семьи, провела занятия: «Наши предки – пещерные люди», «У каждого человека есть свое имя», «Что означают наши имена».
На краеведческом кружке оформляли генеалогическое древо. Провела игру «геральдика» - гербоведение, где рисовали дети с родителями их герб семьи, флаг со знаками, символами, отражающими фамилию семьи или их труд.
Работа по воспитанию патриотических чувств ведется в тесном контакте с родителями, которые принимают активное участие в жизнедеятельности детского сада.
Мы очень надеемся что наши воспитанники вырастут достойными гражданами своей страны.
Список использованной литературы:
1. Ознакомление с окружающей и социальной действительностью. Алёшина Н.В.Москва, 2001 г.
2. План-программа по краеведению. I часть. Н.Н. Ахметова. Пермь, 1998 г.
3. Люби и знай свой край. II часть. Н.Н. Ахметова. Пермь, 1998 г.