Урок
9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_ekonomicheskoe_razvitie_rossiyskoy_imperii_v_nachale_hh_veka.docx | 35.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Фролочкина Раиса Леонидовна
МБОУ «Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова»
Предмет История России 9 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Тема «Экономическое развитие Российской империи в начале XX столетия»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Тема урока | Экономическое развитие страны | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XX в., связанных со спецификой российского типа модернизации. | ||
Образовательные ресурсы | 1. Карта «Экономическое развитие России в начале XX в.» (цветная вклейка в учебнике). 2. Данилов А. А. История России. XX — начало XXI в.: учеб.: 9 кл. / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. — М., 2016. — § 2 (далее — учебник). 3. Данилов А. А. Рабочая тетрадь по истории России: XX — начало XXI в. / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М., 2016. — Ч. 1. — § 2 (далее — рабочая тетрадь). 4. Хрестоматия по истории России. XX в.: пособие для учащихся 9 кл. общеобразоват. учреждений / сост. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М., 1999. 5. Градскова Е. П. Школьный атлас по истории России / Е. П. Градскова, А. И. Самсонов. — М., 2016. | ||
План урока | 1. Российская экономика на рубеже веков. 2. Роль государства в экономике. 3. Иностранный капитал. 4. Монополистический капитализм. 5. Сельское хозяйство. | ||
Личностно значимая проблема | Действительно ли в Российской империи происходила модернизация в экономической сфере по типу европейской модернизации? | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные знания и понятия | Причины и формы проявления государственного вмешательства в экономику; влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности; особенности российского монополистического капитализма; роль докапиталистических форм производства в российской экономике; особенности развития сельского хозяйства в начале XX в.; причины, обусловливающие низкую рентабельность сельскохозяйственного производства. Монополии, многоукладная экономика, формы монополий. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему. Научатся давать характеристику экономического развития России в начале XX в., используя информацию исторической карты; объяснять причины сравнительно высоких темпов развития промышленности России и отставания её сельского хозяйства; раскрывать сущность аграрного вопроса в России в начале XX в. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. Смогут показать на карте «Экономическое развитие России в начале XX в.» (цветная вклейка в учебнике) районы размещения синдикатов «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», картеля «Нобель-Мазут», Транссибирскую железную дорогу. Работа с историческими источниками: чтение и комментирование документов на с. 11 и 13 учебника; выдержки из официального отчёта по итогам работы землеустроительных комиссий с 1907 по 1911 г. (хрестоматия, с. 4—5). |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по изученному материалу. Постановка проблемы | – Какие проблемы, стоящие перед страной вы считаете самыми важными? - Что такое модернизация? Каковы ее особенности в России в начале ХХ века? - Какие новые задачи стояли перед страной в начале ХХ века? - Как вы думаете, действительно ли в Российской империи происходила модернизация в экономической сфере по типу европейской модернизации? | Отвечают на вопросы. Пытаются определить проблему урока и высказываются по поводу ее решения | Фронтальная работа. Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | 1. Устные ответы Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Рассказ учителя и анализ документа Беседа Беседа Работа с текстом Рассказ учителя Заполнение таблицы Рассказ учителя и работа с текстом | 1. Первый вопрос излагает учитель, используя документ учебника «Из книги французского экономиста Э. Тэри «Россия в 1914 г.» и задания к нему. 2. Учитель даёт классу задание прочитать второй раздел § 2 и ответить на вопросы: почему Российское государство активно вмешивалось в экономику? - Что включал в себя государственный сектор экономики? В чём была специфика государственных предприятий (чем они отличались от предприятий, принадлежавших частным лицам)? В чём отрицательные и положительные стороны активного вмешательства государства в экономику страны? 3. Далее учитель говорит, что ещё одной особенностью экономического развития России является широкое привлечение иностранного капитала. Затем учитель сообщает, что активным сторонником привлечения в экономику иностранного капитала был министр финансов С. Ю. Витте. Потом учитель сообщает, что у идеи привлечения в страну иностранного капитала было много противников, и задаёт вопросы: как вы думаете, какие доводы выдвигали противники привлечения иностранного капитала? Какая из этих точек зрения кажется вам более убедительной? 4. Изучение данной проблемы целесообразно начать с повторения материала по Новой истории: какие новые черты в экономике стран Запада появились в конце XIX — начале XX в.? Что такое монополия? Чем монополистическая стадия капитализма отличалась от его классического образца? Затем учитель рассказывает о появлении в России первых монополистических объединений, объясняет особенности российского монополистического и финансового капитализма. 5. Проблема специфики развития сельского хозяйства объясняется учителем, исходя из текста учебника. Рассказ об общинном землевладении можно проиллюстрировать выдержкой из официального отчёта по итогам работы землеустроительных комиссий с 1907 по 1911 г., помещённой в хрестоматии на с. 4—5. | Анализируют документ, делают выводы Слушают учителя, читают второй раздел § 2 и отвечают на вопросы. Учащиеся предполагают, в чём причины этого явления. Выслушав предположения учащихся, учитель суммирует все причины и рассказывает о том, в каких формах и в какие отрасли экономики шло проникновение иностранного капитала. Учащиеся читают документ на с. 13 учебника и отвечают на поставленные к нему вопросы. Вспоминают изученный материал по Новой истории ( использую презентацию) , отвечают на вопросы учителя Выполняют задания в рабочей тетради (§ 2, задание 3) либо заполняют таблицу «Монополистические объединения России начала ХХ в.». По ходу объяснения выделяют и записывают характерные особенности развития сельского хозяйства России в начале XX века. Должны быть чётко выделены ключевые фразы: оскудение центра (понижение уровня товарности крестьянских хозяйств в центральных губерниях России); неэффективное использование помещичьей земли; крестьянское малоземелье; аграрное перенаселение; преобладание общинного землевладения. | Работа в парах Индивидуальная работа Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Устные ответы Устные ответы Устные ответы. Записи в тетради. Устное задание Записи в тетради Записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа в парах | Учащиеся получают задание в рабочей тетради выполняют тесты из рабочей тетради (§ 2, задания 1, 6). Дается задание проанализировать проблему данного урока и установить каким образом происходила модернизация в России. | Учащиеся делают задание. Затем полученные ответы обсуждаются в классе Анализируют проблему урока и пытаются на нее ответить | Индивидуальная работа. Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Каковы были особенности российской экономики в начале ХХ в? - Назовите основные формы гос-го вмешательства. - Каковы причины привлечения иностранного капитала в страну? Для закрепления изученного материала учащиеся выполняют тесты из рабочей тетради (§ 2, задания 1, 6). Темы докладов и сообщений: 1. Железнодорожное строительство в России в начале ХХ в. 2. Денежная реформа С. Ю. Витте. 3. Монополистический капитализм в России и его особенности. 4. Роль общины в жизни крестьян. | Отвечают на вопросы. | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | Конкретизирует домашнее задание | § 2 учебника и вопросы к нему. Выучить новые термины. Выполнить задание 5 к § 2 в рабочей тетради. Подготовить сообщение «Николай II в оценках современников». | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |