Урок

Раиса Леонидовна Фролочкина

9 класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фролочкина Раиса Леонидовна

МБОУ «Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова»

Предмет История России 9 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема «Экономическое развитие Российской империи в начале XX столетия»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема урока

Экономическое развитие страны

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XX в., связанных со спецификой российского типа модернизации.

Образовательные  ресурсы

1. Карта «Экономическое развитие России в начале XX в.» (цветная вклейка в учебнике). 2. Данилов А. А. История России. XX — начало XXI в.: учеб.: 9 кл. / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. — М., 2016. — § 2 (далее — учебник). 3. Данилов А. А. Рабочая тетрадь по истории России: XX — начало XXI в. / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М., 2016. — Ч. 1. — § 2 (далее — рабочая тетрадь). 4. Хрестоматия по истории России. XX в.: пособие для учащихся 9 кл. общеобразоват. учреждений / сост. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М., 1999. 5. Градскова Е. П. Школьный атлас по истории России / Е. П. Градскова, А. И. Самсонов. — М., 2016.

План урока

1. Российская экономика на рубеже веков.

2. Роль государства в экономике.

3. Иностранный капитал.

4. Монополистический капитализм.

5. Сельское хозяйство.

Личностно значимая проблема

Действительно ли в Российской империи происходила модернизация в экономической сфере по типу европейской модернизации?

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные знания и понятия

Причины и формы проявления государственного вмешательства в экономику; влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности; особенности российского монополистического капитализма; роль докапиталистических форм производства в российской экономике; особенности развития сельского хозяйства в начале XX в.; причины, обусловливающие низкую рентабельность сельскохозяйственного производства.

Монополии, многоукладная экономика, формы монополий.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Научатся давать характеристику экономического развития России в начале XX в., используя информацию исторической карты; объяснять причины сравнительно высоких темпов развития промышленности России и отставания её сельского хозяйства; раскрывать

сущность аграрного вопроса в России в начале XX в.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать  необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.  

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки.

Смогут показать на карте «Экономическое развитие России в начале XX в.» (цветная вклейка в учебнике) районы размещения синдикатов «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», картеля «Нобель-Мазут», Транссибирскую железную дорогу.

Работа с историческими источниками: чтение и комментирование документов на с. 11 и 13 учебника; выдержки из официального отчёта по итогам работы землеустроительных комиссий с 1907 по 1911 г. (хрестоматия, с. 4—5).

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II.

Актуализация

знаний

7

Беседа по изученному материалу.

Постановка проблемы

– Какие проблемы, стоящие перед страной вы считаете самыми важными?

- Что такое модернизация? Каковы ее особенности в России в начале ХХ века?

- Какие новые задачи стояли перед страной в начале ХХ века?

- Как вы думаете, действительно ли в Российской империи происходила модернизация в экономической сфере по типу европейской модернизации?

Отвечают на вопросы.

Пытаются определить проблему урока и высказываются по поводу ее решения

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Устные ответы

Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала

17

Рассказ учителя и анализ документа

Беседа

Беседа

Работа с текстом

Рассказ учителя

Заполнение таблицы

Рассказ учителя и работа с текстом

1. Первый вопрос излагает учитель, используя документ учебника «Из книги французского экономиста Э. Тэри «Россия в 1914 г.» и задания к нему.

2. Учитель даёт классу задание прочитать второй раздел § 2 и ответить на вопросы: почему Российское государство активно вмешивалось в экономику?

- Что включал в себя государственный сектор экономики? В чём была специфика государственных предприятий (чем они отличались от предприятий, принадлежавших частным лицам)? В чём отрицательные и положительные стороны активного вмешательства государства в экономику страны?

3. Далее учитель говорит, что ещё одной особенностью экономического развития России является широкое привлечение иностранного капитала. Затем учитель сообщает, что активным сторонником привлечения в экономику иностранного капитала был министр финансов С. Ю. Витте. Потом учитель сообщает, что у идеи привлечения в страну иностранного капитала было много противников, и задаёт вопросы: как вы думаете, какие доводы выдвигали противники привлечения иностранного капитала? Какая из этих точек зрения кажется вам более убедительной?

4. Изучение данной проблемы целесообразно начать с повторения материала по Новой истории: какие новые черты в экономике стран Запада появились в конце XIX — начале XX в.? Что такое монополия? Чем монополистическая стадия капитализма отличалась от его классического образца?

Затем учитель рассказывает о появлении в России первых монополистических объединений, объясняет особенности российского монополистического и финансового капитализма.

5. Проблема специфики развития сельского хозяйства объясняется учителем, исходя из текста учебника.

Рассказ об общинном землевладении можно проиллюстрировать выдержкой из официального отчёта по итогам работы землеустроительных комиссий с 1907 по 1911 г., помещённой в хрестоматии на с. 4—5.

Анализируют документ, делают выводы

Слушают учителя, читают второй раздел § 2 и отвечают на вопросы.

Учащиеся предполагают, в чём причины этого явления. Выслушав предположения учащихся, учитель суммирует все причины и рассказывает о том, в каких формах и в какие отрасли экономики шло проникновение иностранного капитала.

Учащиеся читают документ на с. 13 учебника и отвечают на поставленные к нему вопросы.

Вспоминают изученный материал по Новой истории ( использую презентацию) , отвечают на вопросы учителя

Выполняют задания в рабочей тетради (§ 2, задание 3) либо заполняют таблицу «Монополистические объединения России начала ХХ в.».

По ходу объяснения выделяют и записывают характерные особенности развития сельского хозяйства России в начале XX века. Должны быть чётко выделены ключевые фразы: оскудение центра (понижение уровня товарности крестьянских хозяйств в центральных губерниях России); неэффективное использование помещичьей земли; крестьянское малоземелье; аграрное перенаселение; преобладание общинного землевладения.

Работа в парах

Индивидуальная работа

Фронтальная

работа.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение,  ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

 Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы.

Записи в тетради.

Устное задание

Записи в тетради

Записи в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа в парах

Учащиеся получают задание в рабочей тетради выполняют тесты из рабочей тетради (§ 2, задания 1, 6).

Дается задание проанализировать проблему данного урока и установить каким образом происходила модернизация в России.

Учащиеся делают задание. Затем полученные ответы обсуждаются в классе

Анализируют проблему урока и пытаются на нее ответить

Индивидуальная работа.

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий в рабочей

тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

– Каковы были особенности российской экономики в начале ХХ в?

- Назовите основные формы гос-го вмешательства.

- Каковы причины привлечения иностранного капитала в страну?

Для закрепления изученного материала учащиеся выполняют тесты из рабочей тетради (§ 2, задания 1, 6).

Темы докладов и сообщений: 1. Железнодорожное строительство в России в начале ХХ в. 2. Денежная реформа С. Ю. Витте. 3. Монополистический капитализм в России и его особенности. 4. Роль общины в жизни крестьян.

Отвечают на вопросы.

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

Конкретизирует домашнее задание

§ 2 учебника и вопросы к нему. Выучить новые термины. Выполнить задание 5 к § 2 в рабочей тетради. Подготовить сообщение «Николай II в оценках современников».

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа