Это смысл моей жизни...
Еще в детстве я сделала свой выбор. Учительство стало смыслом моей жизни и "все души прекрасные порывы" я отдавала школе.В этот межаттестационный период делилась своими наблюдениями, впечатлениями на страницах районной газеты, посчастливилось "попасть" и в "Учительскую газету", а также жизнью в любимой школе я поделилась с детским телевизионным каналом "Будильник". Почитайте!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vserossiyskiy_televizionnyy_konkurs_chistaya_lampada_vozzhena.docx | 24.82 КБ |
uchitelskaya_gazeta.docx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский телевизионный конкурс « Самая красивая школа и детский сад России».
Номинация: Литературные произведения с рассказом о своём учебном заведении, о его
достижениях и учителях.
Эссе: « Чистая лампада возжена».
Автор: Трифонова Валентина Филипповна,
учитель русского языка и литературы МБОУ
« Верхнежиримская СОШ»
Тарбагатайского района Республики Бурятия.
«2019г.
« Чистая лампада возжена»…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
С.Богатырёва.
Давно это было. Сорок пять лет назад. Выпускной бал и традиционный «Школьный вальс». Радость наполняла нас, первых выпускников Верхнежиримской школы. Она была смешана с лёгкой грустью, потому что мы чувствовали, что что-то доброе уходит навсегда, что-то важное происходит в последний раз. Но мы знали, что с нами на всю жизнь будут высокие и святые воспоминания, вынесенные из школы, сохранённые с детства в нашем сердце.
Мы давали клятву, что не будем никогда забывать друг о друге, и всегда будем помнить наш весёлый, дружный, умный, красивый, спортивный класс, ведь все эти годы ученичества мы собирали, накапливали в душе то тепло, которое дарили нам любимые учителя, да и мы обогащали друг друга тоже. Берегли, не растеряли мы эту любовь, эту память, хотя для нас классом стала вся страна. Этим чувствам нет цены: они противостоят уничтожающей силе времени, формируют отношение человека к людям, с которыми его связывают добрые отношения. Время смывает многое, но остаётся жить то, что закреплено память, согрето любовью.
И вот нынешним летом мы встретились. Хоть и « поседели наши девочки, полысели наши мальчики», но все в один голос ответили, что если и есть на свете место, где жили лучшие человеческие чувства, то это была школа. Мы жили интересной, увлекательной жизнью, и память подсказывала нам самые яркие впечатления из школьной жизни: спортивные соревнования, литературные вечера с выпуском альманаха «ИДИС», поездка на нашу сибирскую жемчужину - озеро Байкал, вечера по физике, и, конечно, помним любимых учителей, оставивших неизгладимый след в нашей памяти: эти учителя интеллигентны, авторитетны, ярко индивидуальны.
Повезло нам, ученикам Верхнежиримской школы, с которыми на уроках литературы оставалась Башинова Регина Иосифовна, о которой можно писать очерк, сочинять поэму, слагать стихи. Приехавшая из далёкой Литвы на могилу своей репрессированной тёти, она осталась в суровой Бурятии, стала учительницей русского языка и литературы. Она владела немецким языком, знала польский язык, вела у нас кружки по этим языком. Она нас покоряла своей европейской воспитанностью, эрудицией. Эту элегантную женщину мы боготворили; на её уроках можно было творить, спорить, встречаясь с музыкой слов, а порой просто молчать, когда слова ни к чему. И ради неё, маленькой, изящной, спокойной мы готовы были сделать всё.
У всех в памяти уроки истории энциклопедически образованного Быкова Терентия Андреевича, который преподал нам такие высокие нравственные ценности как патриотизм, гражданственность, ответственность. Но самое главное достижение - любовь и уважение всех учеников большой сельской школы, где долгое время Терентий Андреевич был директором школы. Много сил, энергии отдал этот уважаемый директор для строительства новой школы и перевода её из восьмилетней в среднюю, под его руководством был разбит школьный сад, плодоовощной питомник, а школа была лучшей в республике по туризму, по спортивным достижениям.
« Он создал нас, он воспитал в нас пламень, поставлен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена»,- прекрасные пушкинские строки… Посвящены они Учителю. Их достойна Трифонова Надежда Сергеевна, которая 1 сентября 1971года молодой энергичной учительницей химии и биологии вошла в классы нашей школы. Вряд ли найдётся хоть один выпускник, который, услышав её фамилию, не проникся бы чувством благодарности, ведь много детских сердец она наполнила высокими мотивами, чистым светом, обращаясь к ним через свой предмет. До сих пор я помню кружок по химии, где мы проводили опыты, эксперименты, просиживая в школе до позднего вечера. Работала Надежда Сергеевна директором школы, продолжала блестящие традиции директорства, открывая в учителях творческие способности, из вороха директорских проблем выделяла главное.
Много званий и наград у Надежды Сергеевны, но самые престижные из них - «Лучший учитель школы России» и полученные гранты, учреждённые в области фундаментальных наук, которые выдаются по опросам выпускников, избравших профессией эти науки. (Среди многочисленных учеников есть и 5 кандидатов химических наук, работающих в РАН!) Говорят, химия сложна и не всем даётся. Не согласна! В нашем классе мы, ученики, росли в своих глазах и в глазах этого талантливого педагога, ведь она развивала наши способности, не подавляя нас двойкой.
Уильям Уорд писал: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Надежда Сергеевна вдохновляла…
А эти строки обо мне, ставшей учителем русского языка и литературы, уже 42 года работающей в своей родной школе:
Всё тот же двор и та же спортплощадка,
Я иду, а сердца не унять.
Помнишь, школа, как с тобой прощались,
И, как видишь ,встретились опять.
Никуда от робости не деться,
Но и радость в сердце не таю,
И своё заоблачное детство
Я в глазах ребячьих узнаю.
Этим ребячьим сердцам я посвящала много слов. Вот самые проникновенные, посвящённые моим выпускникам: « Заканчивается ваш школьный роман. Приготовьтесь к дороге: впереди жизни даль. Не каждая тропа окажется гладкой, испытания не всегда будут легки. И вам, дорогие мои, каждому занявшему у меня частицу сердца и души, говорю: « Пусть моя любовь согреет вас в трудную минуту, пусть знания, данные мною, помогут обрести вам место в жизни, пусть человеческие качества, привитые мною, помогут выстоять и победить».
Пять чувств у человека есть. Но есть и многие чувства, которые невозможно обонять, осязать. Возьмите в дорогу под названием Жизнь чувство долга, чести, чувство интуиции, чувство красоты и чувство отвращения к пошлости, ханжеству. Очень важное чувство- чувство локтя: оно гонит чувство страха. Чувство юмора, которое нам знакомо, - венец, с которым хоть на плаху! Сохраните чувство совести, свойственное людям благородным, бескорыстным, ответственным.
Как часто мы говорили с вами о дружбе, доверии, счастье, любви, ведь это позволяли открытые наши отношения. Плохо человеку без любви. Он чувствует себя одиноким, незащищённым, легкоуязвимым. Я желаю вам, ребята, в дальнейшей жизни никогда не страдать от одиночества, желаю, чтобы вас замечали, оценивали по достоинству вашу индивидуальность, ведь людей неинтересных в мире нет, ведь их судьбы, как истории планет: у каждого всё особое, своё. Не потеряйте чувство справедливости, обретите трудом своего сердца и ума чувство Родины, придите сами к чувству любви. Дорогие мои! Я верю, что вы достигнете успеха, ведь вы понимаете, что духовное составляющее всегда останется самым важным на свете. Сохраните в своих сердцах чувство доброты и порядочности, без которых нет личности, нет человека, а я буду помнить ваше последнее: « Когда уходишь ты от нас, сказав лишь тихо на прощанье. Нам не будет хватать блеска твоих глаз».
Эти ребята, как и все, кто учился в нашей школе, стали достойными выпускниками, не порывают связи со своей красивой родной школой, со своим уникальным старообрядческим селом, национальные и культурологические традиции они постигали на кружковых занятиях, спецкурсах, а уникальный народный язык сельчан вошёл в « Словарь говоров старообрядцев Забайкалья». Этот духовно- нравственный аспект воспитания имеет продолжение в нынешнем педагогическом коллективе. Должен ли человек стыдиться языка своего родного края, изгонять его из своей жизни? Нет! В этом убеждаются мои участники лингвокраеведческого кружка « Слова заповедные», потому что кроме лингвистической информации учащиеся получают знания, знакомящие с духовной деятельностью старообрядца - селянина, с его взаимоотношениями с землёй - кормилицей, с воспитанием детей и семейными отношениями, с религиозно - этическими ценностями. Эта интересная краеведческая работа в нашей сельской школе даёт богатейший материал для духовно- нравственного воспитания. Подтверждением важности работы служат слова известного лингвиста и педагога В.И.Чернышова: « У народа есть известное и очень почтенное высокое нравственное миросозерцание, вошедшее в его язык и нравы. Этот круг словесных запасов учит и воспитывает народ от детского до старческого возраста». Моя школа уникальна в том, что давая знания по регионально-национальному компоненту, обогащает своих питомцев, облагораживает их, приобщает молодое поколение к стремлению вскрыть внутренний смысл и образную культуру народного слова. Актуальными становятся слова поэта С.Острового: « У слова свой норов. Своё нутро. И если проникнешь в эту суть - слово сотворит тебе добро».
Во все времена школа выполняет социальный заказ при грамотно поставленной методической работе, и не последнюю роль играют традиционные педсоветы, методические советы. Вот мой педагогический этюд с последнего совещания: « Школьный урок… О нём написано много статей, книг, диссертаций. Но во все времена урок остаётся вечной и главной формой обучения, зеркалом общей и педагогической культуры учителя, его интеллектуального богатства, кругозора, эрудиции. Только на уроке, как и много лет назад встречаются его участники - учитель и ученик, между которыми, по законам диалектики, океан знаний и рифы противоречий. Современная школа с её важнейшим социальным статусом держится на уроке, но только на таком, где нет места скуке, где царит радость и доверие, где нет злости от бессилия. Это и совершенно новая составляющая образовательного процесса, но не теряющая связи с прошлым. Опять вечный закон диалектики! Если мы выбрали путь учителя, трудный и прекрасный, то значит-навсегда. И тогда надо дерзать, чтобы наш голос услышал его Величество Ученик. Мы говорили о том, как нам не растерять своего оптимизма, радости творческого труда, но чтобы при этом хватило мужества и терпения. Хочется быть в постоянном поиске, включаться со своими учениками в совместное творчество, учить своих питомцев находить истину, оставляя право на их личное мнение, ведь « дорога та, что сам искал, вовек не позабудется». И обязательно творить добро! Растрачивать себя, потерь не считая. Хочется учить детей не гнаться за пустяками, а следовать непреходящим ценностям через великое Слово. Нам всю жизнь воплощать самый необычный самый необычный эксперимент, подвластный только нам, каждый день оставляя за порогом проблемы и трудности, чтобы продлить ещё один день, не похожий на тысячу других дней, начиная его с великого таинства урока, заинтересовывать ребят, убеждать их, покоряя… И тогда нами будет « чистая лампада возжена», ведь школа живёт учителем».
Каким узлом, какой непрерывной нитью связан человек с домом, с землёй, с Отечеством, где он родился и встал на ноги, чтобы не слабела и не рвалась эта связь? Это школа как свидетель нашего детства. Это любовь к тому месту, откуда берёт своё начало человек, где самые первые и самые прочные представления о добре и красоте мы выносим из этой колыбели и всю жизнь соотносим с этими понятиями.
С чего начинается Родина? С картинки в букваре, с дороги в школу, с друзей, с учителей, с одноклассников, со сверстников, с ровесников…