Самообразование
Материалы по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Сенсорное развитие" ранний возраст 2017-2018 гг | 64.77 КБ |
"Здоровьесберегающие технологии" 2021-2022 гг | 27.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №1 «Теремок» с.Сарыг-Сеп Каа-Хемского района
Республики Тыва
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЯ
Сенди Аржаана Михайловна
ВОСПИТАТЕЛЬ; Ранней группы
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ; «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
НАЧАЛО ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ; 01.09.2017г
ОКОНЧАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ; 31.05.2018г
«Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Цель раздела:
Формировать сенсорную культуру ребенка в период раннего детства. Развивать и совершенствовать сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление)у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи раздела:
Образовательные:
- развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
- формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
- учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
- развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
- обогащать активный и пассивный словарь детей;
Воспитательные:
- воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
- формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
Развивающие:
- развивать познавательные процессы;
- развивать мелкую моторику.
Психолого - педагогическая характеристика детей раннего возраста.
Возраст 2-3 лет является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Бурно развивается познавательная активность, предметные действия. На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.
Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать:
- наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития (любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям);
- индивидуальные темпы развития (в силу неравномерности и гетерохронности органы и системы организма развиваются не одинаково быстро);
- высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию;
- восприимчивость детей к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи).
Ожидаемые результаты освоения раздела программы;
- различать «много» и «один»;
- различать большие и маленькие предметы;
- узнавать шар и куб;
- активно участвовать в образовании групп из отдельных предметов;
- обследовать предметы (величина, цвет, форма);
- устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название;
- называть свойства предметов;
- выделять и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметови явлений при выполнении ряда практических действий.
Освоив все эти приемы и навыки, знания и умения ребёнок овладеет: - сенсорными эталонами: выделяет цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливает представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине. - способами обследования предметов: группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
Пояснительная записка
«Самые далеко идущие успехи
науки и техники рассчитаны
не только на мыслящего,
но и ощущающего человека»
Б. Г. Ананьев.
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые,так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Из своего опыта работы я убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Недаром этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. На мой взгляд, кажется, что человеку все дается легко и просто, что это естественный процесс. И только с появлением собственного ребенка происходит «прозрение» - такие способности идут из детства, и формируются они постепенно, практически с нуля. Наблюдая за совсем маленьким ребенком, у которого есть только инструменты познания мира - органы чувств, но нет навыков их использования, я поняла, что в первую очередь нужно научить ребенка ими пользоваться. Но что доступно такому маленькому человечку? Конечно, только то, что связано с чувствами и ощущениями. Так, О. В. Баженова указывает на то, что путь развития восприятия ребёнка сложен.
Много интересных, больших изменений происходит в этот период, в первую очередь они относятся к развитию основных видов чувствительности. В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность. Очень важно обращать внимание на то, что главными линиями развития сенсорного восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов. В качестве сенсорныхэталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти.
Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Система сенсорного воспитания была разработана советскими учеными, педагогами и психологами А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым и др. на основе современных дидактических принципов. На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорноговоспитания в дошкольном детстве.
Работая над данной темой, я смогла убедиться в том, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.
На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов. Малыш всё чаще устанавливает взаимосвязь величины, формы, а затем цвета с конкретным предметом. Переход к предметному восприятию является результатом овладения простейшими действиями – хватанием и удерживанием предметов, манипулирование ими, передвижением в пространстве.
В усвоении предметных действий важнейшая роль принадлежит речи, как основному средству общения взрослых с ребенком. В связи со значительным развитиемпонимания речи слова взрослого теперь не просто привлекают внимание ребенка к показываемому предмету, не только направляют и организуют его действия, но и определяют их содержание. Речь вплетается взрослым в действие и выступает в качестве носителя опыта действий - в ней этот опыт закреплен и через нее передается.
Предметы, окружающие ребенка, различаются по внешнему виду, употреблению, но главное - по тому, каким образом и насколько твердо закреплено за ними определенное значение. Некоторые предметы по самим своим свойствам требуют строго определенного способа действия. К ним относятся соотносящие действия (типа накрывания коробок крышками, нанизывание колец пирамидки, складывание матрешек и т. д.). Ребенок овладевает также орудийными действиями, способ действия в которых строго фиксирован общественным назначением предметов-орудий (к ним относятся еда ложкой, расчесывание расческой, копание совочком, чистка зубов щеткой и т. д.). Овладение соотносящими и орудийными действиями существенно влияет на развитие ребенка. В процессе овладения орудийными действиями в раннем детстве происходит и формирование первых интеллектуальных операций. Это происходит, во-первых, потому, что орудийные действия являются более определенными и постоянными, чем другие виды действий, а поэтому легче выделяются и фиксируются. Во-вторых, в орудийных операциях гораздо рельефнее выражена связь орудия с предметами, на которые направлено действие орудия, и тем самым создаются оптимальные условия ориентировки именно на эту связь. Одновременно с усвоением предметных действий с их общественным смыслом ребенок овладевает и правилами поведения в обществе, связанными с этими предметами.
Основу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия. В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребёнка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Ребёнок должен больше соприкасаться с предметами, активно исследовать их свойства.
Сначала у него накапливаются конкретные представления об отдельных предметах и явлениях и лишь постепенно образуются общие представления и понятия. К началу раннего возраста ребенок овладевает зрительными действиями, которые позволяют определить некоторые свойства предметов и регулировать практическое поведение. Однако точность и осмысленность такого предметного восприятия очень невелики, хотя на первый взгляд это и незаметно. Ребенок 2-го года жизни еще не может достаточно точно определять свойства знакомых предметов - их форму, величину и цвет, а сами предметы обычно узнает не по сочетанию, совокупности свойств, а по отдельным, бросающимся в глаза признакам, встречавшимся в прошлом опыте. Основанием для узнавания предметов служат в первую очередь особенности формы предметов. Цвет ребенком поначалу вообще не учитывается, и он одинаково хорошо узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в необычные, неестественные цвета. Что же касается цвета, то, несмотря на свою эмоциональную привлекательность, его восприятие наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий.
Цвет ребёнком воспринимается труднее, поскольку в отличие от формы и величины не оказывает большого влияния на выполнение действий. Выбор предметов может осуществляться из предметов 2-х цветов (красный – жёлтый, оранжевый – зелёный, жёлтый – синий, белый – фиолетовый, жёлтый – чёрный).
К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребёнка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств.
Характерной чертой сенсорного развития является определённость восприятия. Так, ребёнок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца выступают "опредмеченные" слова – названия. Предметы круглой формы – это и мячик, и шарик, и колесо от машины; треугольной – крыша; овальной – огурец, яйцо; прямоугольной – кирпич; квадратной – кубик и т. д. Новейшие исследования говорят о том, что простейшими формами являются круг и шар, затем – четырёхугольник, а затем лишь треугольник.
Практический результат ребёнок получает в результате многократных сравнений величины формы, цвета в процессе подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей. Особенно ярко это проявляется при действиях ребёнка со сборно-разборными игрушками – пирамидками, матрёшками, грибочками. Именно многократное сравнение позволяет ребёнку достигнуть практических результатов ив быту.
На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими. Сенсорное развитие ребёнка усиливается под воздействием общения со взрослыми, в речи которых обозначаются эти признаки и свойства. На основе сенсорного и речевого развития происходит умственное развитие малыша. Так в процессе действий с предметами выделяют их отдельные признаки (цвет, форма, величина, предметы сравнивают между собой и обобщают по данному признаку наглядно-действенным способом.
Предметный мир – одна из сфер, которую так же осваивает человек, начиная от пустышки, погремушки, ложки и заканчивая сложнейшими машинами, космическими аппаратами и т. п. Без их освоения он не может нормально жить и развиваться. Именно в возрасте до 3-х лет ребёнок начинает усваивать существующие в обществе способы употребления различных предметов. Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприятие. Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление. Основной задачей сенсорного развитияявляется создание условий для формирования восприятия, как начальной ступени познания окружающей действительности.
Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой – маленький, формы (круглый, квадратный, овальный и т. п., цвета (красный, жёлтый, оранжевый и др.). В результате становится возможным формирование умения выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т. п. Взрослому необходимо развивать умение сравнивать, сопоставлять предметы по одному из названных признаков (цвет, форма, величина).
Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития. При ознакомлении ребёнка второго года жизни с формой предметов устанавливается связь между формой конкретных предметов и её обобщённым выражением: деревянный или нарисованный кружок называют то шариком, то мячиком, то колёсиком для машины и т. д. Использование "опредмеченных" слов-названий помогает углублению восприятия формы. Бесполезно говорить детям о прямоугольнике, квадрате, овале, круге и треугольнике, хотя они их различают уже в первые 2-3 месяца.
На втором году жизни дети усваивают форму как признак предметов: они легко выбирают необходимые детали из строительного набора для "крыши" и т. д. Словарный запас весьма ограничен и очень сильно отстаёт от развития восприятия, поэтому наряду с "опредмеченными" словами-названиями форм, дети легко усваивают слова, способствующие развитию восприятия, типа "такой", "разные", "не такой".
На третьем году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребёнок сравнивает свойства любых объектов, например, треугольные объекты с крышей, красные – с помидором. Таким образом, меняется действие с меркой и её содержание. Ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нём. Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным.
Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.
Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям данного возраста справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашами (размещать элементы мозаики в отверстиях панели, аккуратно накладывать детали строительного набора одни на другие, наносить пятна или линии кистью, карандашами и т. д.). На 3-м году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связано с общим психофизическим развитие, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др). В связи с этим необходимо создать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни.
В процессе совершенствования восприятия (сравнения и сопоставления) ребёнок начинает узнавать предметы и явления по наиболее характерным признакам и свойствам. Итак, к трёхлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребёнка.
Основным средством усвоению полученных знаний является дидактическая игра. Я составила картотеку дидактических игр.
1. Логические блоки Дьенеша. 3-4года. (игровое пособие)
-блоки.
-геометрический планшет
- удивляйка №1 ,№2,№3,№4 «Теремок».
2. Цветные счётные палочки Кюизенера.
-.альбом-игра «Волшебные дорожки»,
3. Игры-карточки.
-цвет и форма,
-большой, средний и маленький,
-лото (цвет, форма,
-длинный - короткий,
-высокий - низкий,
4. Папка дошкольника
-цвет, форма, величина.
5. Тетради с заданиями:
-геометрическая аппликация,
-знакомимся с геометрией №1,2.
5. Игры по методике Б. П. Никитина:
-сложи узор (кубики- пластик,
-уголки.
6. Конструкторы:
-конструктор геометрический
-«Мозаика»,
-пирамидки,
-матрёшки,
-ленточки
7. Мешочки для развития мелкой моторики
8. Игры с пуговицами.
9. Игры с прищепками.
10. Дидактическая игра «Собери букет».
11. Игры с крышечками.
12. Весёлые осьминожки.
13. Забавные шнурочки.
14. Бусы
15. Разноцветное лото
16. Сенсорная дорожка
17. Сенсорная черепаха
Основные принципы методической деятельности:
1. Принцип полноты – содержание реализуется через все разделы программы.
2. Принцип системности.
3. Принцип доступности содержания детям.
4. Принцип наглядности.
5. Принцип последовательности и постепенности.
6. Принцип преемственности взаимодействий с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
7. Принцип возрастных особенностей.
8. Принцип развивающего обучения.
9. Принцип единства воспитания и обучения.
1 РАЗДЕЛ
Анализ темы по самообразованию за 2017-2018 учебный год
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
* произвольное внимание;
* логическое мышление;
* зрительное и слуховое восприятие;
* память;
* речь детей.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному стандарту, сенсорное воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие» и направлено на достижение целей развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
При обзоре образовательных программ мы рассмотрим одну из задач данной образовательной области познавательное развитие – это сенсорное развитие.
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста, а точнее 2 – 3 лет – это прежде всего, развитие восприятия ребёнка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.
Выполним обзор образовательных программ, которые переработаны по ФГОС ДО:
- «От рождения до школы» авторы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева;
- «Детство» авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова;
- «Радуга» авторы Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон.
В образовательной программе «От рождения до школы» авторы ставят определенные задачи для обучения детей 2 -3 лет – это:
- обогащение непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности;
- помогать им, обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;
- побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.
- формировать умение называть свойства предметов.
- учить группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
- обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.
Таким образом, программа «От рождения до школы» обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса сенсорного воспитания детей раннего возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
Рассмотрим содержание образовательной программы «Детство» авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова. Новая программа разработана в соответствии с ФГОС и в неё входит раннее детство, от рождения до трёх лет. В разделе представлены следующие задачи:
- Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом.
- Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развитии разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
- Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
- Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов — названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше) .
Итак, в данной программе поддерживается идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить образовательного процесса.
В программе «Детство» чётко поставлены цели и задачи по сенсорному развитию ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Для рассмотрения возьмем также программу «Радуга» авторы Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон. Данная программа проводит работу, с детьми начиная с первой младшей группы (возраст 2-3 года).
Авторы ставят определенные задачи перед педагогами, это:
- способствовать своевременному интеллектуальному развитию ребенка;
- создавать сменяющуюся разнообразную предметную развивающую среду, включая дидактические игрушки и предметы для развития сенсорики;
- обеспечивать условия для сенсорного развития ребенка.
Итак, задачи в программе по сенсорному воспитанию представлены в обобщенном виде, что затрудняет их восприятие и требует дополнительного изучения соответствующей методической литературы. Вместе с тем, прослеживается система в работе, взаимосвязь разных видов детской деятельности при решении поставленных задач, направленность программы на психическое развитие ребенка.
Таким образом, авторы образовательных программ в каждом возрасте ставят свои задачи перед сенсорным воспитанием, которые предусматривают усложнения, опираясь на возрастные особенности ребёнка. Ребенка, посещающего дошкольное учреждение, необходимо побуждать к таким действиям, при которых он мог бы понять, что от умения определить форму или цвет, зависит результат его деятельности. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности аппликации и рисовании и в играх с водой и песком.
Сенсорное воспитание, его цели и задачи, а также методическое обеспечение широко представлены и раскрыты в каждой из трёх программ. А то, как будут использовать в своей работе эти рекомендации будет зависеть от профессиональности педагогов их стремлению к качественному образовательному процессу в ДО.
2 РАЗДЕЛ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
« Сенсорное развитие детей раннего возраста»
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика.
- Уголки и центры сенсорного развития.
- Картотека игр для детей; дидактические, подвижные, народные, пальчиковые, сюжетно-ролевые.
1. Цель: Формировать сенсорную культуру ребенка в период раннего детства. Развивать и совершенствовать сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление)у детей младшего дошкольного возраста.
2. Задача;
Образовательные:
- развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
- формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
- учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
- развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
- обогащать активный и пассивный словарь детей;
Воспитательные:
- воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
- формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
Развивающие:
- развивать познавательные процессы;
- развивать мелкую моторику.
Психолого - педагогическая характеристика детей раннего возраста.
Возраст 2-3 лет является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Бурно развивается познавательная активность, предметные действия. На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.
3. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, НАМЕЧЕННЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ:
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чув- ственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для даль- нейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
В основу п е р в о г о п р и н ц и п а положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего 2 возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной пред метов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т. д.
В т о р о й п р и н ц и п предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педа- гогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».
Т р е т ь и м п р и н ц и п о м советской теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.
Ч е т в е р т ы й п р и н ц и п предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.
В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.
Реализация изложенных выше принципов возможна уже на этапе раннего и дошкольного детства. Когда, как и в какой последовательности начинают дети различать свойства предметов? Зависит ли практическая ориентировка в качествах предметов от их словесного обозначения, прежде всего от слов-названий величины, формы, цвета; от характера деятельности ребенка с этими предметами?
Рассмотрим эти вопросы подробнее. Последние научные данные свидетельствуют о возможности выработки у детей первых дней и месяцев жизни тонких диффе-ренцировок предметов разной формы, величины, цветовых тонов и оттенков. При разработке методики обучения детей трех месяцев различению предметов по форме была учтена особенность этого возраста, проявляющаяся в заинтересованности новизной предметов, даже не очень ярких . Реакция на новизну служила определением того, какие свойства, признаки предметов различаются малышом. Один предмет помещался в поле зрения ребенка в течение нескольких дней, пока не становился для него «старым», привычным. Затем рядом со знакомым объектом помещался другой, отличающийся только одним свойством — формой. Предпочтительное рассматривание этого предмета свидетельствовало о том, что ребенок обнаружил новый признак, в данном случае форму.
Дети трехмесячного возраста отличают такие объемные формы, как прямоугольная и треугольная призмы, куб, шар, цилиндр, конус, такие плоские формы, как квадрат, круг, треугольник. Аналогичная работа была проделана и с целью выявления у детей возможности различать предметы по цвету .
Занятия проводились с двадцатидневными детьми, которые умели следить за передвигающимися предметами.
Над ребенком, лежащим на спине, помещалась погремушка красного цвета и приводилась в движение, чтобы привлечь его внимание. Время рассматривания погремушки фиксировалось. Эта игрушка находилась перед ребенком в течение 3 дней, затем заменялась точно такой же по форме и насыщенности цвета, но другого оттенка. Время рассматривания новой погремушки опять фиксировалось.
Оказалось, что при первом предъявлении игрушки красного цвета дети рассматривают ее от 5 до 15 мин. Постепенно они все меньше времени задерживают на ней взгляд, а на третий день ее не замечают, проскальзывая взглядом даже в том случае, когда взрослый эту погремушку вращает, качает и т. п. При замене знакомой красной игрушки новой другого оттенка дети снова начинают подолгу ее рас- сматривать — от 5 до 7 мин. Это позволяет сделать вывод о способности маленьких детей 3 уже в двадцатидневном возрасте различать цветовые оттенки, что значительно сложнее, чем раз- личение предметов разного цвета.
- ЧЕЙ ОПЫТ ПРЕДПОЛОГАЕТСЯ ИЗУЧИТЬ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ:
- ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ :
- ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА (УКАЗАТЬ ФОРМЫ РАБОТЫ; ПОСЕЩЕНИЕ ООД И Т.Д )
- ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ:
Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
Прищепки, пуговицы, шнурки, разноцветные пробки от бутылок - всё это может пригодиться для изготовления дидактических игр по тактильному восприятию и развитию мелкой моторики. В данном разделе мы собрали для вас сотни вариантов подобных игр, которые можно смастерить своими руками. Для малышей будут полезны сенсорные развивающие коврики. Воспользовавшись положительным опытом коллег, их также можно сшить самостоятельно, не прилагая для этого каких-либо "героических усилий". Дошколятам постарше понравятся разнообразные игры с бусами. Кроме того, здесь Вы найдёте оригинальные мастер-классы по созданию подвесных мобилей; музыкальных инструментов и "шумелок". А ещё - занятия по закреплению цветовосприятия и игры из серии "найди пару".
Сенсорное развитие вашего ребенка.
Включает в себя разделы:
- Бусы. Игры, занятия, поделки и мастер-классы
- Пара. Игры из серии «Подбери пару», парные картинки
- Мобиль. Подвесные мобили своими руками
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Шнуровки своими руками
- Тактильное развитие детей. Игры и пособия
- Прищепки. Развивающие игры с прищепками
- Бизиборд. Развивающая доска, панель управления
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Поделки из пробок. Дидактические игры с крышками от пластиковых бутылок
- Музыкальные игры и самодельные инструменты. Погремушки, шумелки, трещотки. Музыкальные уголки
- Развивающий коврик своими руками.
Уголки и центры сенсорного развития.
Сенсорный уголок — это особая предметно-развивающая среда, которая насыщена разного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Множество идей для создания центров и уголков сенсорного развития, с использованием подручных и бросовых материалов. Сухие бассейны и тактильные книжки, мягкие модули и дидактические коврики, игрушки со съёмными чехлами и сенсорные мячи, сухой душ или «радужный дождик», интерактивные, акустические, фибероптические панели.
-
Картотека игр для детей; дидактические, подвижные, народные, пальчиковые, сюжетно-ролевые.
Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых учебных и воспитательных задач. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом. В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь и к трём годам свободно объясняется с окружающими.
В этом тематическом разделе представлены картотеки разнообразных игр, специально отобранных и классифицированных, в соответствии с определённым возрастом детей и целями занятий или проектов.
Каждая картотека – краткое описание серии «родственных друг другу» игр, с указанием необходимых для проведения инвентаря и дидактических материалов. Для каждой из забав оговаривается роль воспитателя, его возможности по усложнению игры. Показаны возможные «варианты событий» в процессе игровой деятельности, выделенные из собственного опыта работы. Даны краткие комментарии по правилам и содержанию игр.
Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста;
«Кого как зовут?»
Цель: развивать мышление, память, речь.
Оборудование: кукла, игрушечные животные: кошка, собака, корова, коза и др.
Дети сидят на стульчиках, поставленных полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель подходит к кому-либо из них и спрашивает, как его зовут. Ребенок называет себя. Если он молчит, то воспитатель помогает ему.
Он просит назвать свои имена еще нескольких детей, а затем спрашивает 2—3 детей, как зовут других малышей, например, девочку с красным бантом, мальчика в белой рубашке. После этого воспитатель показывает куклу.
Воспитатель.
-Эту куклу зовут Аленка. Как ее зовут?
Дети отвечают.
-А это кто?
Дети.
-Киска.
Воспитатель.
-Эту кошку зовут Мурка.
Дети повторяют кличку кошки. Затем воспитатель показывает им собаку, корову и других животных, предлагает малышам придумать им кличку или сам называет их и просит повторить 3—4 детей. Дети повторяют вслед за воспитателем.
Воспитатель следит, чтобы дети громко и отчетливо называли свои имена, имена товарищей, кукол, клички животных.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
Игра «Угадай, кто кричит»
Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.
Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.
Краткое описание:
Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной, обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.
Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.
РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
Сказка «Поспешили - насмешили»
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.
Краткое описание:
Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Ку-рочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!»Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»
Методические указания. Следует сопровождать рассказывание сказки показом ее персонажей на фланелеграфе. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки.
Пальчиковые игры, гимнастика.
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковая гимнастика как средство развития детской речи. Игровые тренинги для родителей. Консультации для педагогов. Комплексы упражнений и тексты для пальчиковой гимнастики. Игротека «Ловкие пальчики». Музыкальные игры и игры с потешками. Пальчиковые бассейны, атрибуты и тренажеры для игр.
Покажу я вам игрушки:
Это курочки пеструшки,
Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв, остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).
Это зайка,
Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца, остальные прижать к ладони.
Это пёс.
Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса, большой палец направлен вверх (ушко).
Вот машинка без колёс.
Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.
Это книжки-раскладушки.
Вот и все мои игрушки.
Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.
Народные игры
Авторы материалов этого тематического сборника делятся опытом организации и проведения с детьми традиционных народных игр. Это, кстати, является прекрасным средством приобщения ребят к культуре и традициям родного народа; действенным методом духовно-нравственного воспитания. Примените и Вы данный метод, вдохновившись опытом коллег, изложенным в публикациях этого раздела.
Здесь Вы найдёте как сами описания фольклорных детских игр, так и интересные рассказы об их применении в занятиях с детьми. Будь то русские народные забавы, или национальные игры других народов нашей страны, каждая из них - большая ценность, живое послание от предков. А для детей - ещё и весёлое времяпровождение.
Цель:
1.Закрепление навыков игры в русские народные игры: "Горелки", "Мешочек", "У медведя во бору", "Гуси - лебеди","Карусель".
2.Развитие увертливости в беге, умение действовать по сигналу воспитателя.Воспитание выдержки, внимания.Развитие интереса к русским народным играм....
Медведь и дети (1 год 6 месяцев — 2 года)
Задачи. Учить бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрослого; вызывать удовольствие от совместных действий; поощрять самостоятельность детей.
Содержание игры. Роль медведя исполняет помощник воспитателя или ребенок старшей группы. Дети размещаются на одном конце групповой комнаты или участка. Воспитатель произносит слова:
Мишка по лесу гулял,
Долго, долго он искал,
Мишка деточек искал,
Сел на травку, задремал.
Медведь ходит по группе и делает вид, что ищет детей. Затем он садится на противоположном конце комнаты на стул и дремлет. Воспитатель говорит:
Стали деточки плясать,
Мишка, Мишка, вставай,
Стали ножками стучать.
Наших деток догоняй.
Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками, выполняют движения по своему желанию. Взрослый поощряет их.
3 РАЗДЕЛ
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2017-2018 УЧ.ГОД
Этапы самообразования | Содержание работы | Сроки выполнения | Ожидаемые результаты | Примечание |
Организационно- диагностическая | ||||
Теоретическая | ||||
Практическая | ||||
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района
Утверждаю
Заведующий МБДОУ детского сада
№ 1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп
____________/Араптан Т.Д./
План по самообразованию:
«Здоровьесберегающие технологии в детском саду»
на 2021-2022 учебный год
Воспитатель; Сенди А.М
с.Сарыг-Сеп
План по самообразованию:
«Здоровьесберегающие технологии в детском саду»
«Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка —
это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества
В. А. Сухомлинский
Актуальность. Сегодня в эпоху стремительных скоростей и нано технологий к человеку и его здоровью предъявляются все более повышенные требования. Конечно, для всех времен и народов была актуальна забота о здоровье, но именно в нашем, XXI веке она становится приоритетной. При этом, разумеется, еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей, ведь сегодняшние дошкольники - это будущее нашей страны.
К сожалению, экологическая ситуация, неблагоприятные наследственные факторы способствуют увеличению числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В детские сады приходит все большее количество детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. Кроме того, медицинская статистика свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с хроническими заболеваниями. Одной из самых негативных тенденций, является увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. В век развития телевидения и компьютеризации дети всё меньше общаются со сверстниками и взрослыми.
Более того, многие родители также предпочитают, чтобы их дети проводили время за компьютерными играми, просмотром телевизионных программ, лишь бы не отвлекали от личных дел. Как результат – низкий уровень двигательной активности, слабое развитие речи и чувственной сфер. Педагоги обращают внимание на повышенную детскую утомляемость, и раздражительность; дети быстро становятся вялыми и пассивными, с трудом сосредотачиваются; имеют нарушения осанки; часто болеют простудными заболеваниями.
Всё это доказывает необходимость изменения системы обучения, воспитания и развития в детском саду, введение инноваций. Таким образом, для повышения эффективности оздоровительной работы в ДОУ, особую важность приобретает поиск новых форм, методов, приемов, создание условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
На сегодняшний момент в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям,а именно: рациональной организации образовательного процесса, соответствие технологий и методик обучения, наличию предметно-развивающей среды, способствующей развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка. Таким образом, охрана здоровья становится ключевым элементом нового мышления, который требует переоценки компонентов образовательного процесса. Становится, очевидно, что без учёта состояния здоровья, современное образование не может готовить человека к выполнению каких-либо профессиональных или социальных функций. Воспитание уважительного отношения к себе и своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Детский сад очень подходит для этой цели, так как дети проводят там большую часть времени. А грамотный педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач.
Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.
Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
1. Изучить современные здоровьесберегающие технологии.
2. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания.
3. Привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни.
План работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год
№ Форма работы
Сентябрь
1. Изучение современной литературы по теме самообразования
2. Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
Создание картотек
-Дыхательная гимнастика
-Зрительная гимнастика
3. Технологии обучения здоровому образу жизни;
-Физкультурные досуги
-мероприятия
Октябрь
1. Знакомство с инновационными технологиями
2. Обзор информации в интернете по изучаемой теме
3. Перспективное планирование воспитательно – образовательной работы
4.Консультация «Вирусные заболевания»
Ноябрь
1. Повысить уровень педагогической культуры родителей; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива
2. Ознакомление родителей с технологиями, способствующих сохранению здоровья детей дошкольного возраста
3. Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста», «Утренняя зарядка без забот»
Декабрь
1. Систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности
2. Выступление на педсовете «Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
3.Коррекцинные технологии: (Арт-терапия, музыкотерапия, сказотерапия, игротерапия, самомассаж,Су-Джок терапия,артикуляционная гимнастика)
Январь
1. Укреплять взаимодействие детского сада и семьи
2. Повысить компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей с использованием здоровьесберегающих технологий
3. Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Февраль
1. Систематизация знаний по изучаемой теме
2. Размещение материала на личном сайте воспитателя
3. Технологии сохранения и стимулирования здоровья; Гимнастика пробуждения после сна, дорожки «Тропинки здоровья», пальчиковая гимнастика, подвижные и спортивные игры, кинезотерапия (гимнастика мозга)
Март
1. Пополнить и разнообразить предметно-развивающую среду в группе
2. Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий.
3. Оформление уголка физического развития
Апрель
1. Приобщить родителей к организации игр, в семье и в детском саду
2. Организация выставки книг и пособий для родителей по теме
3. Открытое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий «Чудеса в лесу»
Май
1. Подведение итогов
2. Анализ работы по теме самообразования
3. Отчет
Литература:
1. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – Москва 2002г.
2. Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009.
3. Назарова, А. Г. Игровой стретчинг/А. Г. Назарова. Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», Типография ОФТ. Г. С – Петербург.
4. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н. К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2007.
5. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – Москва ВЛАДОС, 2002г.
6. Соловьев Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г. М. Соловьев.- Ставрополь: СГУ, 2007
7. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – Москва Мозаика – Синтез, 2002г.
8. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – Москва, 2006г.
9.Периодические издания: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду» и др.
10. Интернет-ресурсы
11. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М.: Метафора. – 2003
12. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада [Текст] / М. Ю. Картушина. – М.: Творческий центр "Сфера", 2004. – 384 с.
13. Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье» (методическое пособие). – М.: ТЦ Сфера, 2009.
14.«Дошкольное воспитание», научно-методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва.