И.О. Федорак

Тема занятия: «Гостья зимушка-зима»

Задачи: Учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно;  использовать для описания зимы образные слова и выражения, составлять звуковой анализ слов.  Активизировать употребление однокоренных слов, слов- синонимов. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

 Оборудование: картинки на зимнюю тему, мнемотаблица для составления рассказа, плоскостные елочные игрушки, ленточки, мяч, сундучок.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: К нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся: « Здравствуйте!»

Дети вместе с воспитателем становятся в круг. 
В круг широкий, вижу я, 
Встали все мои друзья. 
Мы сейчас пойдем направо, 
А теперь пойдем налево, 
В центре круга соберемся, 
И на место все вернемся. 
Улыбнемся, подмигнем, 
Заниматься мы начнем.


-Тук-тук! (стук).

Воспитатель: Кто там?

 - Здравствуйте. Это я - почтальон Печкин, принес вам письмо. Но  вам сразу не отдам. Вначале я загадаю загадки, если вы правильно ответите, тогда вам его отдам.

Я белым покрывалом всю землю накрываю,

Белю поля, дома, зовут меня …. (Зима).

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне… (мороз).

В белом бархате деревья –

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет … (иней).

 

Бел, да не сахар

Ног нет, а идёт.

На всех садится,

Никого не боится… (снег).

Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? (Зима)

Почтальон: Молодцы! Знаете! Мне пора идти дальше. До свидания!

Воспитатель: Спасибо вам большое.

(Почтальон Печкин прощается с ребятами и уходит).

Вос­питатель:  Давайте прочитаем это письмо и узнаем от кого оно.

«Дорогие ребята, я знаю, что вы очень веселые, добрые, смышленые и  умные. Надеюсь, вы любите зимой кататься на коньках, санях, лыжах, ледянках, лепить снеговиков, играть в снежки. И для этих зимних забав у вас остался целый месяц – февраль. Но Весна  хочет растопить снега и льды, забрать февраль в свои владения. Она считает, что дети не любят зиму и больше ждут весны. Если поможете выполнить задания, которые находятся в волшебном сундучке, весна отступит и февраль останется в моих владениях».

- Ребята, как вы думаете от кого нам пришло письмо? (Зимы)

- Поможем Зиме выполнить задания?

Основная часть

- Прежде, чем начать выполнять задания, давайте вспомним, что мы знаем о зиме?

 Какие изменения происходят в природе зимой?   (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

Что происходят со зверями, птицами с приходом  зимы.

Назовите животных, которые впадают на зиму в спячку.

Назовите животных, которые запасают на зиму корм.

Как называется явление природы, когда идет снег?

Какой месяц “Год кончает, а зиму начинает?”

Назовите другие месяцы зимы.

Какие зимние виды спорта вы знаете?

Молодцы! Вы очень много знаете о Волшебнице-Зиме! Чтобы правильно и красиво произносить все слова, повторим чистоговорку.

Чистоговорка “Зима”

Ма-ма-ма – пришла снежная зима.
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

Итак, приступаем к выполнению  заданий.

Воспитатель достает 1-ю открытку с заданием.

  1. Составить рассказ о зиме.

Ребята, я вам помогу составить рассказ. Называется рассказ «Гостья зима»

 «Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег.

Дует ветер. Трещит мороз.  Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:

На доске мнемотаблица рассказа, воспитатель  показывает и рассказывает.                                                                                                               

Первичное восприятие  рассказанного воспитателем:                                                                       - Кто пришел к нам в гости?                                                                                                            - Чем зима накрыла землю?

-Что происходит зимой?                                                                                                                       - Какие подарки принесла зима?                                                                                         

- Для чего людям нужны эти подарки?  

По образцу воспитателя дети повторяют рассказ. (2-3 ребенка). Молодцы!   

Воспитатель:   А теперь ребята, предлагаю отдохнуть.

                                                                

Физкультминутка Импровизация движений. Разминка «Зима».

Наконец пришла зима.  (Разводят руки в стороны).

Стали белыми дома, (Складывают руки над головой в виде крыши.)

Снег на улице идет, (Поднимают и медленно опускают руки.)

Дворник улицу метет. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)

Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)

Ловко бегаем на лыжах (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)

И играем мы в снежки. (Выполняют движения, имитирующие метание.)

Воспитатель достает 2-ю открытку с заданием.

Проведение словесно-логических игр.

  1. Игра с мячом: «Подбери признак».

Воспитатель: Я буду называть существительное, а вы отвечая на вопрос, «какая» или «какой», будете называть к нему прилагательные.

Например: Зима какая? Морозная. Благодаря этому мы с вами узнаем, какая же бывает зима:

Зима (какая) - (холодная, снежная).

Снег (какой) - (мокрый, холодный, пушистый).

Сосулька (какая) - (ледяная, холодная).

Мороз (какой) - (холодный, сильный).

Горка (какая) - (снежная, ледяная).

Дорожка изо льда (какая) - (ледяная, скользкая).

Воспитатель достает 3-ю открытку с заданием.

  1. Игра: «Назови ласково».

Лед - (ледок)

Мороз - (морозец)

Санки - (саночки)

Холод - (холодок)

Метель - (метелица)

Зима - (зимушка)

Снег - (снежок)

Воспитатель достает 4-ю открытку с заданием.

3. Дидактическая игра «Ребусы»

Воспитатель: Следующее задание, называется «Ребусы». Слова зашифрованы при помощи рисунков, и мы должны их отгадать.

- У каждого на столе лежат буквы с зашифрованным словом, ваша задача самостоятельно его отгадать.

(Пока дети отгадывают и записывают воспитатель выставляет на доске картинки первого словазима, проверяют с детьми верно ли отгадали)

(Отгадывают вместе второе слово снег)

Звуковой анализ слов  на доске: ЗИМА и СНЕГ (вызвать 2-х детей) Остальные ребята за столами выполняют задание.

Воспитатель достает 5-ю открытку с заданием.

4. Игра «Четвертый лишний».

Воспитатель называет цепочки слов (четыре слова). Дети выделяют в каждой цепочке лишнее слово.

 Снег, снежинка, листопад, мороз.

Мороз, жара, холод, стужа.

Санки, снегоход, велосипед, коньки.

Шуба, валенки, варежки, панамка.

Итог занятия

Воспитатель: Молодцы, ребята,.

- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?                                                                          - Что мы делали?

- Что Вам понравилось?

- Молодцы! Все справились и выполнили все задания Зимы.

Звучит электронное сообщение от Зимы:

Ребята, спасибо вам большое, вы помогли мне, месяц февраль остается со мной. За выполненные задания дарю вам снежинки, которые находятся в сундучке!»

Воспитатель заглядывает в сундук и раздает снежинки.

 

 

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов