Главные вкладки
И.О. Федорак
Тема занятия: «Гостья зимушка-зима»
Задачи: Учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные слова и выражения, составлять звуковой анализ слов. Активизировать употребление однокоренных слов, слов- синонимов. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей. Воспитывать бережное отношение к родной природе.
Оборудование: картинки на зимнюю тему, мнемотаблица для составления рассказа, плоскостные елочные игрушки, ленточки, мяч, сундучок.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: К нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся: « Здравствуйте!»
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы начнем.
-Тук-тук! (стук).
Воспитатель: Кто там?
- Здравствуйте. Это я - почтальон Печкин, принес вам письмо. Но вам сразу не отдам. Вначале я загадаю загадки, если вы правильно ответите, тогда вам его отдам.
Я белым покрывалом всю землю накрываю,
Белю поля, дома, зовут меня …. (Зима).
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне… (мороз).
В белом бархате деревья –
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет … (иней).
Бел, да не сахар
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится… (снег).
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? (Зима)
Почтальон: Молодцы! Знаете! Мне пора идти дальше. До свидания!
Воспитатель: Спасибо вам большое.
(Почтальон Печкин прощается с ребятами и уходит).
Воспитатель: Давайте прочитаем это письмо и узнаем от кого оно.
«Дорогие ребята, я знаю, что вы очень веселые, добрые, смышленые и умные. Надеюсь, вы любите зимой кататься на коньках, санях, лыжах, ледянках, лепить снеговиков, играть в снежки. И для этих зимних забав у вас остался целый месяц – февраль. Но Весна хочет растопить снега и льды, забрать февраль в свои владения. Она считает, что дети не любят зиму и больше ждут весны. Если поможете выполнить задания, которые находятся в волшебном сундучке, весна отступит и февраль останется в моих владениях».
- Ребята, как вы думаете от кого нам пришло письмо? (Зимы)
- Поможем Зиме выполнить задания?
Основная часть
- Прежде, чем начать выполнять задания, давайте вспомним, что мы знаем о зиме?
Какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)
Что происходят со зверями, птицами с приходом зимы.
Назовите животных, которые впадают на зиму в спячку.
Назовите животных, которые запасают на зиму корм.
Как называется явление природы, когда идет снег?
Какой месяц “Год кончает, а зиму начинает?”
Назовите другие месяцы зимы.
Какие зимние виды спорта вы знаете?
Молодцы! Вы очень много знаете о Волшебнице-Зиме! Чтобы правильно и красиво произносить все слова, повторим чистоговорку.
Чистоговорка “Зима”
Ма-ма-ма – пришла снежная зима.
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
Итак, приступаем к выполнению заданий.
Воспитатель достает 1-ю открытку с заданием.
- Составить рассказ о зиме.
Ребята, я вам помогу составить рассказ. Называется рассказ «Гостья зима»
«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег.
Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:
На доске мнемотаблица рассказа, воспитатель показывает и рассказывает.
Первичное восприятие рассказанного воспитателем: - Кто пришел к нам в гости? - Чем зима накрыла землю?
-Что происходит зимой? - Какие подарки принесла зима?
- Для чего людям нужны эти подарки?
По образцу воспитателя дети повторяют рассказ. (2-3 ребенка). Молодцы!
Воспитатель: А теперь ребята, предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка Импровизация движений. Разминка «Зима».
Наконец пришла зима. (Разводят руки в стороны).
Стали белыми дома, (Складывают руки над головой в виде крыши.)
Снег на улице идет, (Поднимают и медленно опускают руки.)
Дворник улицу метет. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)
Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)
Ловко бегаем на лыжах (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)
И играем мы в снежки. (Выполняют движения, имитирующие метание.)
Воспитатель достает 2-ю открытку с заданием.
Проведение словесно-логических игр.
- Игра с мячом: «Подбери признак».
Воспитатель: Я буду называть существительное, а вы отвечая на вопрос, «какая» или «какой», будете называть к нему прилагательные.
Например: Зима какая? Морозная. Благодаря этому мы с вами узнаем, какая же бывает зима:
Зима (какая) - (холодная, снежная).
Снег (какой) - (мокрый, холодный, пушистый).
Сосулька (какая) - (ледяная, холодная).
Мороз (какой) - (холодный, сильный).
Горка (какая) - (снежная, ледяная).
Дорожка изо льда (какая) - (ледяная, скользкая).
Воспитатель достает 3-ю открытку с заданием.
- Игра: «Назови ласково».
Лед - (ледок)
Мороз - (морозец)
Санки - (саночки)
Холод - (холодок)
Метель - (метелица)
Зима - (зимушка)
Снег - (снежок)
Воспитатель достает 4-ю открытку с заданием.
3. Дидактическая игра «Ребусы»
Воспитатель: Следующее задание, называется «Ребусы». Слова зашифрованы при помощи рисунков, и мы должны их отгадать.
- У каждого на столе лежат буквы с зашифрованным словом, ваша задача самостоятельно его отгадать.
(Пока дети отгадывают и записывают воспитатель выставляет на доске картинки первого слова: зима, проверяют с детьми верно ли отгадали)
(Отгадывают вместе второе слово снег)
Звуковой анализ слов на доске: ЗИМА и СНЕГ (вызвать 2-х детей) Остальные ребята за столами выполняют задание.
Воспитатель достает 5-ю открытку с заданием.
4. Игра «Четвертый лишний».
Воспитатель называет цепочки слов (четыре слова). Дети выделяют в каждой цепочке лишнее слово.
Снег, снежинка, листопад, мороз.
Мороз, жара, холод, стужа.
Санки, снегоход, велосипед, коньки.
Шуба, валенки, варежки, панамка.
Итог занятия
Воспитатель: Молодцы, ребята,.
- Вспомните, о чём мы говорили на занятии? - Что мы делали?
- Что Вам понравилось?
- Молодцы! Все справились и выполнили все задания Зимы.
Звучит электронное сообщение от Зимы:
Ребята, спасибо вам большое, вы помогли мне, месяц февраль остается со мной. За выполненные задания дарю вам снежинки, которые находятся в сундучке!»
Воспитатель заглядывает в сундук и раздает снежинки.