Рабочая программа с привлечением родителей по формированию здорового жизни детей "Здоровые родители"
Рабочая программа с привлечением родителей по формированию здорового жизни детей "Здоровые родители"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной целью Программы «Здоровые родители» является: объединение стремлений воспитателя, медицинского работника и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний потребности в здоровом образе жизни.
Необходимые предпосылки для реализации программы «Здоровые родители» — это организация в ДОУ и в семье целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей и формирование его у детей подготовительной группы..
Программа «Здоровые родители» является авторской, обеспечивающей преемственность семьи, детского сада, особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда проводимой работы по формированию здорового образа жизни, и осуществлять ее не только в ДОУ, но и в семье. Созданная система по формированию здорового образа жизни позволяет сформировать функциональную систему «Здоровье ребенка и фундамент культуры будущего взрослого человека», в которую входит:
· положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ;
· мотивация к занятиям физическими упражнениями и привлечение родителей и детей к спорту;
· начальные навыки естественных движений общеразвивающего характера, правильной осанки, охране зрения, знания о своем организме, полезности продуктов, умение ориентироваться в пространстве, профилактика плоскостопия, культуры поведения, самостоятельность;
· уровень физической подготовленности, соответствующий нормативам ДОУ.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.
Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях — физкультурные досуги и праздники, походы.
Задачи программы:
- содействовать укреплению здоровья;
-формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
- обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;
-обогащать знания о здоровом образе жизни через различные виды деятельности, изменить уклад жизни с пользой для здоровья каждого;
- расширить и разнообразить взаимодействие ДОУ и родителей по формированию здорового образа жизни.
Принцип реализации программы
1. Обучающий компонент — это первоначальные сведения о здоровом образе жизни
2. Воспитывающий компонент — понимание значения ведения здорового образа жизни, оценка своей деятельности в этом направлении и бережное отношение к себе и своему здоровью.
Для реализации программы не требуется дополнительных часов, они входят в раздел «Познавательное развитие» и «Физическое развитие и здоровье», воспитательные мероприятия при совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Открытость нашей Программы предусматривает включение данных направлений, в уже реализуемые Программы, и может дополняться каждым воспитателем самостоятельно, так как результаты анкетирования, наблюдения, взаимодействия будут анализироваться только ими. В настоящее время Программа успешно внедряется в нашем детском саду, в нашей группе.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СЕМЬЕ И ДОУ
Ø самопознание;
Ø я и другие;
Ø гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний;
Ø питание и здоровье;
Ø основы личной безопасности и профилактики травматизма;
Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом социального статуса семьи, контингента воспитанников и заинтересованности педагогического состава ДОУ. Она состоит из ряда направлений, каждый из которых включает комплекс тем.
Предлагаем следующие направления для совместной деятельности воспитателей детского сада и родителей воспитанников 6-7 лет
I направление. «Я познаю себя»
Обучающий компонент. Формирование представлений у детей о себе и других детях. Формирование представлений о половых различиях. Части тела: о правилах гигиены тела. Воспитывающий компонент.Бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать желание быть здоровым.
II направление. «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья».
Обучающий компонент. Значение закаливания на состояние организма человека; о назначении физической нагрузки на развитие детского организма.
Воспитывающий компонент. Положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам.
III направление. «Азбука движений».
Обучающий компонент. О двигательных умениях человека; о значении двигательной активности в жизни людей; о приемах самомассажа.
Воспитывающий компонент. Воспитывать интерес к движению, к совместным подвижным играм детей с родителями.
IV направление. «Школа моего питания».
Обучающий компонент. О режиме питания; о полезной и вредной пище; о витаминнах.
Воспитывающий компонент. Воспитывать положительное отношение к овощам и фруктам, блюдам из них приготовленных.
Учитывая активно развивающиеся потребности в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, мы предлагаем для работы с детьми 5-7 лет следующие направления, которые являются логическим продолжением начатой работы с дошкольниками 3-5 лет по формированию здорового образа жизни совместно с семьей.
I направление. «Самопознание»
Обучающий компонент. Строение организма человека. О симптомах заболевания. О критериях здоровья.
Воспитывающий компонент. Воспитывать желание быть здоровым.
II направление. «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний».
Обучающий компонент. О функции кожи. Строение зубов. Микробы. Взаимодействие человека с микробами.
Воспитывающий компонент. Воспитывать устойчивые культурно-гигиенические привычки.
III направление. «Питание и здоровье».
Обучающий компонент.. О содержании витаминов в продуктах. Использование фруктов, овощей в приготовлении пищи.
Воспитывающий компонент. Традиции в семье, в организации семейного стола.
IV направление. «Основы личной безопасности и профилактики травматизма».
Обучающий компонент. Правила безопасного поведения в быту, на улице.
Воспитывающий компонент. Сознательное отношение у дошкольников по безопасности жизнедеятельности.
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
|
|
|
|
Важно уточнить знания детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела у себя, здоровье и болезнь. |
Чем отличается здоровый человек от больного. |
|
• Гигиена полости рта. Общее представление о ротовой полости. Уход за зубами. • Гигиена деятельности и двигательной активности. Режим дня. Активный и пассивный отдых. Сон. Гигиена органов зрения, слуха.
• Профилактика инфекционных заболеваний. Микромир: микробы. Взаимодействие человека с микромиром «Хорошие» и «Плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытье рук, чесночная и луковая терапия. |
Дошкольник должен иметь навыки правильной чистки зубов, сформированную привычку чистить зубы 2 раза в день, вовремя лечить кариес. Ребенок должен соблюдать режим дня, уметь распознавать признаки утомления, в том числе и зрительные. Дошкольник должен иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи, уметь использовать «пассивную защиту» (отдельная посуда, мытье рук), знать для чего делают прививки. |
|
Важнейшие пищевые источники, как происходит пищеварение. Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Правила поведения за столом. • Гигиена питания. Мытье овощей и фруктов. Правила ухода за посудой. |
Ребенок к 7 годам должен уметь мыть посуду, иметь навыки обработки фруктов и овощей перед употреблением. |
|
Основные ситуации: переход улицы, середина проезжей части улицы, «Родители с детьми». Правила безопасности у ж/д путей. • Бытовой и уличный травматизм. Опасные факторы современного жилища, игровой площадки. Опасность открытого окна, катание на перилах. Элементарные правила безопасности при катании на санках, велосипеде, самокате.
Оказание первой помощи при ссадине, царапине. • Поведение в экстремальных ситуациях. Экстремальная ситуация, связанная с незнакомым человеком. Правила поведения при пожаре. Вызов экстренной помощи : 01, 02, 03, 04, службы спасения (112, 911) |
Ребенок должен распознавать опасные зоны на улице, получение травмы, ожога, избегать их. Применять на практике правила безопасности при катании на санках и велосипеде. Уметь оказывать помощь себе и другим при простых травмах. Уметь распознавать негативные реакции животного, насекомого.
Ребенок должен освоить три модели поведения экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Принимай меры самостоятельно». Уметь выполнять последовательные действия по эвакуации при возникновении пожара. Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным. |
|
|
|
ЭТАПЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
• открытие клуба «Здоровая семья»; • подбор методических рекомендации по созданию здоровьесберегающей среды; • распространение лучшего опыта семейного воспитания; • подбор литературы по ЗОЖ в библиотеке. |
|
|
• создание семейного клуба; • подчеркивание роли отца в воспитании детей; • проведение семейных праздников, акций, «Дня открытых дверей», с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей; • обогащение совместной деятельности родителей и детей в формировании участков для двигательной активности. |
ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
|
|
|
|
|
|
|
|
• интервьюирование; • дискуссия; • круглые столы; • консультации специалистов. |
|
|
• семейные спортивные соревнования; • акция «Здоровый образ жизни»; • вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита». |
|
|
• выпуск бюллетеней, информационных листков; • стенд «Здоровье с детства»; • уголок в группах. |
|
|
|
ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ И ДОУ
|
| ||
|
| ||
|
• формировании культурно-гигиенических навыков; • организации питания. |
• «Вкусные посиделки»; • чистота тела; • организация сна; • мои чистые игрушки; • я люблю комнатные растения. | |
|
• физическая культура; • динамический час. Праздники, развлечения: «Папа, мама и я — спортивная семья», «Мы за здоровый образ жизни». |
• ходим в баню; • бассейн; • на лыжах, в походы. Оздоровительные игры в семье: • профилактика осанки; • зрения; • плоскостопия; . | |
|
|
| |
|
|
| |
|
и кожууна |
• футбольные матчи; • все виды соревнований, проходящих в городе | |
|
прогулки с педагогом-психологом. |
• этюды на выражение удовольствия и радости; • «Замри», «Кто позвал», «Слушай звуки», «Петушиный бой». | |
|
• подготовка наглядного материала. |
| |
|
• беседы о ЗОЖ; • рассказы из личного опыта; • беседы медицинской сестры, врача. |
• я веду здоровый образ жизни. Беседы матери: • я веду активный и подвижный образ жизни; • физические качества отца. | |
|
«В гостях у Доктора Айболита». |
| |
|
• выставки |
• посещение игры по баскетболу в школе | |
|
• выпуск брошюр, плакатов; • анкетирование; • интервьюирование. |
• непосредственное участие в выпуске плакатов; • газет (подкрепление фотографиями из семейного архива); • анкетирование; | |
|
| ||
|
|
|
|
ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| |
| |
| |
|
|
|
|
| |
|
|
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
Соблюдение и обогащение семейных традиций одно из направлений нашей Программы.
Цель данного направления: взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также повышение педагогической культуры родителей, т.е. Сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как педагогам.
Задачи взаимодействия с семьей.
- Продолжать формировать у дошкольников привычку к здоровому образу жизни;
- Укреплять и охранять здоровье детей;
- Развивать способность устанавливать простейшие связи между совершаемыми действиями и состоянием здоровья;
- Сообщать родителям о значении стиля общения с детьми для их развития.
У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь, продолжать лучшие семейные традиции. Мы предлагаем в ходе изучения социального статуса семьи, поинтересоваться и семейными традициями семей воспитанников детского сада, это поможет в проведении праздников в ДОУ, обозначит формы работы с семьей в течение года, в совместных мероприятиях проводимых в детском учреждении, родители поделятся свои опытом по сохранению и продолжению семейных традиций.
|
|
|
|
|
Совей культурой общения, доброжелательностью они создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом, положительное отношение к здоровой пище вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
• Безусловное принятие • Законы «зоны ближайшего развития» • Давайте вместе • Передавать ответственность детям • Позволять вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, становится «сознательным» - «Активное слушание» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общаясь с родителями, мы делимся своими традициями, которые сохраняются и обогащаются коллективом детского сада, например: «Сладкий час», «Встреча с интересными людьми», «Наша коллекция», «Встреча Нового года», «День рождения только раз в году», «В гостях у доктора Айболита» и другие.
Сохранение и продолжение семейных традиций актуально и необходимо, так как одной из главных проблем отношений между детьми и взрослыми считаем отсутствие преемственности поколений, по данным нашей группы более 70% дошкольников воспитываются без участия старшего поколения — бабушек и дедушек.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ «КЛУБА ЗДОРОВОЙ СЕМЬИ»
Все начинается с семьи. Первое слово, первый шаг, полезные и вредные привычки ребенок увидит впервые в семье, среди людей, которые любят его не за что-то, а за то, что он просто есть, такой красивый, смышленый и не всегда с хорошим здоровьем.
И одной из задач в работе по формированию здорового образа жизни заключается в том, чтобы совместно с родителями сформировать у детей привычки, которые сохраняют и укрепляют здоровье с детства: соблюдение режима дня, правильное питание, закаливание, формирование потребности в движении.
Одной из форм работы с родителями определили необходимость введения «Клуба здоровой семьи», цель которого: объединить стремления педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни у детей и потребности в здоровом образе жизни.
Цель: Объединить стремления педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни у детей и потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
- Привлечь внимание родителей к проблемам, связанным со здоровьем детей, их современном и полноценном психическом развитии и подготовки к школе.
- Продолжать работу по вовлечению родителей в педагогический процесс с целью приобретения родителями педагогического сотрудничества, как со своим ребенком.
План работы «Клуба здоровой семьи»
с семьями воспитанников в возрасте от 1,5 до 3-х лет.
|
|
|
|
|
|
| Сентябрь- |
- инструктор по физической культуре; - родители. |
|
|
. |
май |
- родители. |
|
План работы «Клуба здоровой семьи»
с семьями воспитанников в возрасте от 6- 7 лет.
|
|
|
|
|
|
|
октябрь |
- воспитатели |
|
|
|
|
- воспитатели; - родители. |
|
|
|
|
- воспитатели; - родители |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- родители |
|
|
|
|
«Клуба»; - родители |
|
|
|
|
- педагог-психолог; - медицинская сестра; |
|