Консультации для родителей
информация для родительской общественности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsestoronnee_razvitie_pravilnoy_rechi.docx | 17.5 КБ |
kak_razgovorit_molchuna.docx | 24.89 КБ |
rol_palchikovyh_igr_v_rechevom_razvitii_rebyonka.docx | 57.33 КБ |
kompleks_rechevyh_igr_i_uprazhneniy.docx | 845.22 КБ |
kak_pomoch_rebyonku_nauchitsya_g7ovorit.docx | 22.93 КБ |
kompleks_artikulyatsionnoy_gimnastikik.docx | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад№4 « Радуга»( дополнительный адрес « Ракета»)
Консультация
для родителей
«Всестороннее развитие правильной речи»
Подготовила
учитель-логопед
Кравчук Н.Н.
Правильная речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и грамотнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому важно заботимся о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Развитие речи рассматривается как одна из главнейших задач всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Важно понимать, что работа по развитию речи включает в себя:
· воспитание звуковой культуры речи;
· формирование грамматически правильной речи;
· формирование разговорной (диалогической) речи;
· обучение связной монологической речи (рассказыванию);
· обогащение, уточнение и активизация словарного запаса;
- воспитание интереса к художественному слову, чтению.
Функции речи – многообразны, интеграционны. Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, на занятиях по развитию речи, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Речь используется для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, для взаимопонимания, воздействия на поведение, мысли и чувства партнера, для организации собственной деятельности, координирования действий своих и товарищей по игре. Речь служит важным источником знаний об окружающем, средством фиксации представлений о природе, мире вещей и мире людей, средством познавательной деятельности. Речь для ребёнка является и самостоятельным объектом исследования: её он познает, играя со словами, звуками, рифмами, смыслами. Для удовлетворения своих деловых, познавательных и личностных потребностей ребёнок использует ситуативные непроизвольные высказывания, неречевые средства (жесты, мимику, движения), контекстную (понятную на основе использованных языковых средств) речь. Все виды и формы речи сосуществуют, создавая неповторимый индивидуальный портрет языковой личности.
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа.
Ведущая роль в решении этих задач принадлежит взрослым: воспитателям, родителям, учителю-дефектологу. Работа должна проводиться по всем направлениям соответственно возрасту ребенка.
Речевая развивающая среда – это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребёнка дошкольного возраста.
Очень важно содержание совместной деятельности ребёнка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребёнком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во-первых, выражает своё отношение к окружающему, во-вторых, организует деятельность ребёнка с предметами окружающей обстановки, даёт образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребёнка. Дошкольник учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать своё мнение по тем или иным вопросам.
Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Нельзя уклониться от вопросов задаваемых ребёнком, хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему, рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит (погуляет и т.п.); взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. При этом ребёнок не только получит соответствующую точную информацию по заданному вопросу, но увидит в лице взрослого, интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Как бы ни были заняты родители, необходимо всё же выслушать ребёнка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге и т.п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах.
Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно-психическим развитием. Расширение круга представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, взрослые, тем самым, не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.
Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребёнка это взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребёнком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника. Поиграйте с ребёнком. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от общения с ним.
Воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование
грамматического строя речи, её связанности при построении развёрнутого
высказывания - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который надо решать параллельно и своевременно.
Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых и коммуникативных способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка - дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад№4 « Радуга»( дополнительный адрес « Ракета»)
Консультация
для родителей
«Как разговорить молчуна?»
Подготовила
учитель-логопед
Кравчук Н.Н.
После того, как вы посетили всех специалистов, исключили все
возможные нарушения в развитии ваша «молчуна», можно приступать к
работе по «запуску речи». Не стоит это откладывать «на завтра». И здесь,
уважаемые родители, вы можете столкнуться с трудностями - найти
логопеда, который поможет вам и вашему «молчуну», не все специалисты
готовы работать по вызыванию речи у детей младшего возраста. Даже если
вы нашли логопеда, который готов вам помочь, то у него может не оказаться
мест и времени. Специалист не всегда рядом с ребенком, в отличие от
родителя, который может помочь произнести первые слова в привычной
ребенку ситуации.
Но есть вы, заботливые родители, бабушки, которые всегда рядом,
которые поддержат свое чадо, заметят первые победы. Когда малыш
произнесет первое слово, вы испытаете радость, положительные эмоции,
которые передадутся ребенку, и это заставит вашего «молчуна» пытаться
еще и еще раз произносить новые слоги, слова, чтобы доставить вам радость.
Будьте щедрыми, дарите своему малышу положительные эмоции.
Разговаривайте с ним, проговаривайте каждое свое и его действие,
побуждайте его говорить. Пойте песни, читайте стихи, а главное – это
развивайте его сенсорное восприятие, развивайте и формируйте у него
представления о свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положении
в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д.
Но вы, уважаемые родители, можете пойти и по другому пути – отдать
предпочтение планшетам, телефонам, просмотру мультиков.
Да, это спасение для тех родителей, которые больше заняты собой, им
некогда заниматься с ребенком, они постоянно испытывают отрицательные
эмоции от того, что их маленькое чадо не хочет говорить.
Но, помните! В данном случае, ребенку отводится роль пассивного
наблюдателя, он испытывает дефицит эмоционального общения и желание
говорить у него не возникает, потому что речь не развивается вне речевого
общения. Очень важно постоянно общаться с ребенком, эмоционально, с
помощью интонации, улыбки, жестов, мимики выражать свое отношение к
окружающей среде, в которой находится ваш малыш. Он будет заражаться
вашей эмоциональной речевой активностью, стремиться подражать вам.
Эмоционально насыщенная речь более доступна для понимания и
способствует более полноценному развитию коммуникативных навыков.
Если вы выбираете первый путь и решаете сами развивать своего
малыша, поверьте, что с каждым днем ваш эмоциональный контакт с
ребенком улучшается, вы становитесь ближе, и в будущем ваш ребенок будет
видеть в вас хорошего, надежного друга к которому можно прийти с любой
проблемой, а не безразличного и строгого родителя. И вы, уважаемые
родители, будете развиваться вместе с вашим малышом, посмотрите на
предметы, которые окружают вас повседневно, совсем другими глазами и
откроете в этом для себя что-то новое!
Итак, приступаем к работе!
Занимаясь с ребенком, в первую очередь, развивайте и обогащайте его
сенсорное восприятие. Сенсорный опыт не появляется сам собой. Ребенок не
рождается со знанием того, какая на ощупь трава, земля, песок, вата, какой
на вкус банан, лимон, шоколад и как ко всему этому относиться. Вы должны
дать ему возможность познать это. Опыт от первых, неожиданных ощущений
вызывает спонтанную реакцию выразить свои ощущения с помощью жеста,
эмоций, мимики, прикосновений, т.е. ребенок использует невербальные
средства общения. Но эмоции от испытанных ощущений могут быть такими
сильными, что ваш «молчун» попытается использовать и вербальные
средства общения: речевые звуки, восклицания, первые небольшие слова.
Давайте посмотрим, как же лучше организовать формирование и
развитие сенсорных навыков?
Особенную ценность для сенсорного
развития малыша представляют
игрушки и дидактические пособия,
которые родители могут сделать сами. И
тогда они станут вашими помощниками
для развития речи. Игрушек не должно
быть слишком много и не мало, а
достаточно. Хорошо если игрушками
становятся веточки, палочки, шишки,
маленькие камешки, найденные на
улице, в лесу или на море, и настоящие предметы - посуда, инструменты.
Такие игрушки способствуют не только развитию речи, но и преследуют
другие развивающие цели.
При подборе игрушек не забывайте, что для детей младшего возраста
очень важно, чтобы они соответствовали реальным предметам по форме,
цвету и т.д. Старайтесь избегать «мультяшных» игрушек, например, с
большой головой и не соответствующими размерами тела, слишком
страшных и злых.
Делайте или покупайте игрушки
одного и того же типа, но из разных
материалов, т.к. они дают разные
ощущения.
Например, кубики, пирамидки
могут быть деревянными,
пластиковыми, резиновыми, а мячики
для игр могут пищать, звенеть,
колоться и переливаться.
Сенсорные свойства игрушек
должны подходить вашему малышу. Ведь у многих неговорящих детей
наблюдается нарушение ощущений сенсорной информации. Постарайтесь,
чтоб он не испугался зайчика сшитого из натурального меха, чтобы игрушки
не были слишком шершавые или слишком гладкие, чтобы цвета кубиков,
мячей не были слишком темные и не вызывали у ребенка агрессию.
Выберите себе в помощники одну игрушку-героя, который от своего
лица просит ребенка сделать что-нибудь, повторить за ним, выразить свое
отношение к происходящему с помощью звуков, слов. Именно этот герой, а
не мама, поощряет малыша за успехи, а в случае не выполнения его просьб
или агрессии не дает ему приз. Не секрет, что вовремя работы со своим
«молчуном» вы столкнетесь и с агрессией, и с нежеланием что-либо
выполнять, повторять за вами, будьте терпеливыми и результат обязательно
придет.
Уважаемые родители, бабушки, дедушки вот вы и запаслись
необходимыми игрушками. А в какие же игры играть с вашим малышом для
накопления сенсорного опыта и развития речи? Дайте волю своей фантазии!
Помните, что каждая ваша игра с ребенком должна быть интересной и
захватывающей не только для ребенка, но и для вас самих. Если вы
увлечены процессом, испытываете неподдельные эмоции – это обязательно
даст положительный эффект, дополнительную мотивацию и стимуляцию к
облачению эмоций ребенка в слова.
Игра «Дырокол»
Вам понадобится карандаш и простой лист бумаги. Взрослый держит
натянутый лист бумаги, а малыш начинает проделывать дырки в бумаге.
Как только бумага прорывается, говорим: «Оп» или «Дыра».
Игра «Поезд»
В эту игру с ребенком могут играть несколько человек. Все желающие
встают друг за другом за папой. Ребенок становится вторым. Поезд начинает
двигаться, первый стоящий произносит звуки: «Ту-ту», «Чух-чух», «Ссссссс»
и другие, а все остальные должны повторить эти звуки.
В этой игре можно вызвать множество звукоподражаний. Можно
расставить по квартире игрушки и, проезжая мимо них, махать им ручкой и
говорить «Пока!» или «Привет!», можно им сигналить, чтобы «отошли» —
«бибиии» и т.д.
Игра «Прятки»
Всеми любимая с детства игра в
«Прятки» может стать удивительным
путешествием по дому в руках с
фонариком. Например, спрячьте разные
игрушечки кошечек, собачек в
стиральной машине, холодильнике и
других неожиданных для ребенка местах.
Попросите его собрать кошачью семью,
которая испугалась темноты и спряталась в разных предметах. Когда
ребенок находит предмет, попросите его сказать, как подает голос кот,
кошка и маленький котенок. Обязательно четко назовите, проговорите как
называются члены кошачьей, собачьей семьи.
Игровые массажи и пассивная гимнастика
Лучше всего проводить игровые массажи и пассивную гимнастику после
пробуждения или когда ребенок находится в спокойном состоянии, или для
того чтобы успокоить после подвижных игр.
Кладем ребенка на себя, животом вверх, слегка стучим руками по его
животику и проговариваем: «Старый барабанщик, старый барабанщик,
старый барабанщик крепко спал – Ххххххх (ребенок должен повторить за
вами этот звук). Он проснулся (разводим руки ребенка в сторону),
перевернулся (покачиваем ребенка), и по барабану застучал: бум-бум-бум,
бам-бам-бам, бым-бым-бым (малыш повторяет за вами)». Так же, можно
изображать способы передвижения животных различными движениями рук
по телу ребенка с совместным проговариванием звуков, которые подает этот
зверь. Хороший эффект, для запуска речи, может быть при использовании
песенок с движениями автора Е.Железновой, например «Автобус», «У
жирафа пятна», «Чучело» и другие.
Подвижная игра «Рыцарский турнир»
Для этой игры вам понадобятся
аквапалки. Эти игрушки очень легкие и
безопасные в использовании. Взрослый и
ребенок это рыцари, которые сражаются за
приз, который получит победитель.
Победителя определяет мама, которая
наблюдает за сражением.
Рыцарям надо, как можно больше,
нанести ударов друг другу аквапалками.
Каждый удар сопровождается
произнесением какого-нибудь звука, слога или слова. Игру можно усложнить
тем, если попросить подбирать слова на определенную тему.
Вместо аквапалок можно использовать «снежки», слепленные из
фольги, салфеток, разноцветной бумаги.
Игры с сенсорными коробками или рыбалка
Небольшие ёмкости (коробки, тазики, кастрюльки) наполняются либо
кинестетическим песком, либо цветными камешками, либо фасолью или
другими крупами. В них закапывают
предметы, фигурки, которые ребенок
находит, на ощупь отгадывает, кто или
что это, называет или соотносит с
картинкой. Так же спрятанные
предметы можно ловить с помощью
ситечка.
Игры в «очередь»
Создавать «очередь» из фигурок животных,
машинок, составлять поезд из вагонов
различного цвета, размера и проговаривать
кто за кем, что за чем, кто впереди, а кто
сзади.
Просить ребенка самому выстроить
предметы в определенном порядке,
указывая, где должен находиться каждый
предмет по отношению к другому предмету. В этих играх отрабатывается
ориентация в пространстве, понимание и употребление предлогов. Взрослый
должен четко произносить предлоги, которые малыш должен повторить.
Игры с пеной
В качестве обогатителя сенсорных ощущений
используется простая пена для бритья. В тазик
выдавливаем пену и начинаем ее мять, жать,
давить, окрашивать в различные цвета, дуть и
смотреть, как разлетаются кусочки пены и
пузырит вода. Во время игр в речь вводятся и
отрабатываются различные глаголы и их
формы: жми-жму, мни-мну, дуй-дую и т.д.
Игры в ванной
Ваш ребенок любит купаться в ванной, используйте купание в качестве
источника развития речи. Разнообразьте обычное, повседневное купание
малыша, превратив его в развлечение, которое способно доставить
удовольствие.
Развивающая игра для ванной «Свойства предметов». В процессе игры
ребенок изучает, проверяет, какие предметы тонут, а какие держатся на воде.
Для игры используем различные игрушки (поролоновые, резиновые,
пластиковые). Выберите несколько предметов – часть из них должна тонуть,
другая часть плавать.
Спросите ребенка: «Как ты считаешь, утонет
ли мячик? А железная ложечка?» (ответы ребенка
простые: да или нет). После того, как малыш даст
ответ – предложите опустить озвученные
предметы в воду и понаблюдать, что произойдет. С
не тонущими игрушками поиграйте в
«выпрыгивания», опускайте мячик на дно,
отпускайте и наблюдайте, как он выпрыгивает из
воды. Не забывайте произносить: «Оп» или «Ух». Если предмет утонул, тоже
озвучьте: «Плюх! Нету!».
Предварительно заморозьте в формочках для льда отвар ромашки либо
черный чай (водичка обязательно должна быть цветная). Во время купания
дайте кубик льда в ручки ребенку. Предложите малышу положить льдинку
на дно ванны и понаблюдать, как он будет таять. Кубик постепенно будет
исчезать, окрашивая водичку. Не забудьте произнести вместе с малышом:
«Все, нету!»
Заводные игрушки – способны вызвать восхищение у любого малыша.
Для ребенка это настоящее чудо – игрушка плывет сама, без всякой помощи.
Можно устроить соревнование – завести несколько игрушек и отпустить их в
плавание, наблюдая, какая из них придет первой на финиш. Кричите «Ура!»,
выражайте свои эмоции.
Водяной пистолет – еще одно интересное
занятие для детей. Малышу помладше можно
предложить просто учиться стрелять из
пистолета, произнося: «Пиф-пиф, паф-паф!».
Ребенку постарше, можно нарисовать
мишень (пальчиковыми красками, зубной
пастой), расположенную на другом конце
ванны и предложить ему стрелять в нее.
Играя в игры с водой, отрабатывайте произнесение таких слов как:
«буль, вода, море, много, мало, там, тут».
Игра - квест «В магазин за покупками»
Простой поход в магазин с ребенком может превратиться в
увлекательную обучающую игру. Прежде, чем отправиться в магазин
обговорите с ребенком, в какой магазин и за чем вам стоит отправиться.
Затем, составьте список покупок совместно с ребенком путем подготовки
таблицы, где левая колонка - вырезка из газеты или рекламного каталога с
изображением того, что нужно купить, а правая — пустая клеточка для
галочки. Помогите ребенку совершить покупку самостоятельно.
Не забывайте отрабатывать
глаголы: «Бери-беру, иди-иду, везивезу» и т.д. После похода в магазин
разберите сумки с покупками
вместе. Доставая покупку из сумки,
называйте, что это или попросите
ребенка назвать. Давайте ему
инструкцию куда унести и
положить купленный предмет.
Уважаемые родители, данная
игра не будет интересна ребенку,
если вы не планируете ему чтонибудь купить. Перенесите совместный поход в магазин на другое время, тем
самым вы сбережете нервы свои и ребенка.
Бытовые игры. Игры на кухне.
Насыпьте в глубокую тарелку макароны разного сорта (ракушки,
спиральки, трубочки) или цвета и предложите малышу их рассортировать.
Посчитайте вместе с ребёнком, сколько макарон каждого сорта, цвета было в
тарелке. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок,
получатся бусы. Одновременно тренируется мелкая моторика.
Подберите несколько небольших предметов разной формы (например,
овощей, фруктов, или каких-то кухонных мелочей). Положите предметы в
непрозрачный мешочек. Засунув руки в мешочек, ребёнок должен ощупать
предметы, по очереди назвать и вытащить их.
Можно разнообразить игру. Взять два пакета, и в каждый положить
одинаковые наборы предметов. Малыш
сначала должен вынуть предмет из
одного пакета, а затем на ощупь найти
такой же в другом.
Положите на кухонный стол три
предмета (например, чашку, ложку,
салфетку). Пусть ребёнок посмотрит,
вместе с вами назовет каждый предмет.
Затем он должен закрыть глаза, а вы в
это время уберите со стола один из
предметов. Теперь пусть малыш откроет
глаза и попробует определить, чего не хватает. Если очень просто, увеличьте
количество предметов и убирайте не один, а два предмета, меняйте их
местами.
Можно предложить ребенку помочь вам вымыть фрукты или овощи. Во
время мытья отрабатывайте глаголы «мой-мою, бери-беру», названия
цветов, формы предмета, какой предмет на ощупь. Затем, можно нарезать
фрукты или овощи, отработав слова-действия «режь-режу». После этого,
попробуйте на вкус фрукты, овощи и определите какой вкус (кислый,
сладкий, соленый и т.д.). Не забывайте все действия, признаки предмета
проговаривать вместе с ребенком.
Готовьте суп вместе. Пусть ребенок
подает вам необходимые ингредиенты,
называет их, описывает какие они на ощупь,
какого цвета и какие на вкус.
Загружайте и разгружайте вместе
посудомоечную машину. Называйте посуду,
проговаривайте, из чего она сделана,
например: «Это стеклянный стакан, он
сделан из стекла». Сортируйте посуду по
различным признакам, считайте одинаковые
предметы. Пусть ребенок повторяет, как
может, все за вами. Подбирайте слова с
простой слоговой структурой.
Кроме этого, бытовые игры приучают вашего малыша к порядку, к
пониманию того, что у каждой вещи есть свое место и ее надо убирать на
место.
Играя со своим ребенком, ПОМНИТЕ, что вы должны «оречевлять»
собственные действия, а также действия других и самого ребенка,
происходящие явления. Все режимные моменты и деятельность
неговорящего ребенка требуют пояснений, например: «Доброе утро, ты
проснулся. Идем в ванную. Будем умываться» или «Слышишь? Это стучит
по окну дождь кап-кап».
Речевой комментарий не должен перегружать внимание ребенка, он
должен быть конкретным.
Называйте не только предметы, но и действия связанные с этим
предметом, его признаки.
Речь, обращенная к ребенку должна быть эмоциональной. Важно,
чтобы ребенок при проговаривании слов видел рот взрослого, привлекайте
внимание к собственной речи визуальными эффектами: накрасьте губы
яркой помадой, наденьте шляпу или парик, крупные серьги и прочее.
Для детей с нарушением понимания речи необходимо подкреплять речь
жестами, а также использовать предметы или фотографии для улучшения
понимания.
Проговаривайте, описывайте чувства, эмоции свои и ребенка для
развития эмоциональной лексики.
Помните самое главное правило: следите за активностью ребенка! Как
только Вы видите его готовность повторить или сказать самому, поощряйте
эту активность, а сами затихайте. Для того, чтобы ребенок говорил, ему
нужно обилие собственной речевой практики.
По материалам сборника «Активизация речевой деятельности у детей с
нарушением развития», [Текст] : сб. ст. : [12+] / Рос. гос. б-ка для слепых ;
[сост. И. А. Умнова, авт: Н.Г. Лютова, Л.В. Аникеева, В.Ю. Седлецкая]
https://rgbs.ru/publishing/izdaniya-rgbs/otpechatano-v-tipografii/aktivizatsiyarechevoj-deyatelnosti-u-detej-s-narusheniem-razvitiya/
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад№4 « Радуга»( дополнительный адрес « Ракета»)
Консультация
для родителей
«Роль пальчиковых игр в речевом развитии ребенка»
Подготовила
учитель-логопед
Кравчук Н.Н.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики.
Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
Например:
– Петушок, петушок, – 1
Золотой гребешок, – 2
Масляна головушка. – 3
Шелкова бородушка, – 4
Что ты рано встаешь,
Что ты звонко поешь,
Деткам спать не даешь? – 5
Водичка-водиченька, – 1
Умой мое личико! – 2
Чтобы щечки горели, – 3
Чтобы глазки блестели, – 4
Чтоб смеялся роток, – 5
Чтоб кусался зубок!
– Солнышко-вёдрышко! – 1
Взойди поскорей, – 2
Освети, обогрей – 3
Телят да ягнят, – 4
Еще маленьких ребят – 5
Итак, развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги и родители решают сразу несколько задач:
- стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
- помощь детям с задержкой в развитии речи;
- подготовка руки к письму у старших дошкольников;
- тренировка внимания, пространственного мышления;
- воспитание эмоциональной выразительности.
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад№4 « Радуга»( дополнительный адрес « Ракета»)
Комплекс упражнений для занятий с детьми младшего возраста с особенностями речевого развития
Подготовила
учитель-логопед
Кравчук Н.Н.
Что надо делать для успешного развития речи ребёнка с особенностями речевого развития ?
Нужно постоянно проводить с детьми специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.
Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать с ребёнком прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания.
Организуя речевые игры и упражнения с детьми, взрослым необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад№4 « Радуга»( дополнительный адрес « Ракета»)
Консультация
для родителей
«Как помочь ребёнку научиться говорить?»
Подготовила
учитель-логопед
Кравчук Н.Н.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребёнка:
• Достигли определённой степени зрелости различные структуры головного мозга;
• Правильно и координированно работали голосовая и дыхательная системы, органы артикуляции;
• Были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
• Формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
* способность говорить;
* способность понимать сказанное.
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Подражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, есть желание что-то сказать.
Причины задержки в развитии речи детей различны:
• состояние его анамнеза;
• отклонения в строении артикуляционного аппарата;
• стрессы, психические заболевания;
• частые заболевания малыша, ослабляющие его организм,
Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребёнка, на формировании психической деятельности, ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления.
Направления работы с неговорящим ребенком
1. Развитие понимания речи (очень длительный этап), используя простые инструкции типа «Дай ручку», «А где ножка?», «Покажи носик у собачки», «Положи Машу спать», «Положи мяч в коробку», «Посади куклу в коляску» и т. п., опираясь на то, что ребёнку доступно. После прочтения сказки, рассмотрите картинки, попросите ребенка показать солнышко, домик, дерево и т.д. Ребенок должен слышать вашу речь и понимать Вас.
Используйте «игры-поручения». Совершенствованию понимания речи, обучению понимания многоступенчатых инструкций способствуют игры-поручения. Поручение ребенку выполнение «важных дел» способствует развитию положительного отношения к себе, выработке самооценки. Поручайте ребенку те действия, которые значимы и которые он может выполнить, при этом следует давать ребенку четкие инструкции, сопровождая их видимой яркой артикуляцией. Когда ребенок выполнит поручение, объясните ему, чем именно хорошего в том, что он сделал.
2. Развитие слухового внимания:
Обращайте внимание ребенка на словесное обозначение характера различных звуков: шуршание, скрип, бульканье, звон, шелест, стук, крик и т.п. Прислушивайтесь к звукам комнаты, звукам за окном, на улице; сопровождайте этот процесс комментарием. Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов, обозначающих услышанное им: шум, шаги, стук и т.д.; звукоподражательно обозначайте их.
Для развития слухового восприятия ребенка полезно, если иногда родители будут разговаривать с ребенком шепотом, играя, например, в разведчиков. Полезно чередовать «игру в поручения», давая инструкции то громкой, то шепотной речью.
Полезно включать классическую музыку - это способствует развитию слухового внимания, являясь предпосылкой для развития речи. Обращайте внимания ребенка на мелодию, какая она - веселая, быстрая, грустная, медленная и т.п. Наиболее благотворно действует музыка Моцарта, Шуберта, Гайдна, Баха.
3. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики (на прилавках книжных магазинов имеется огромное количество пособий по развитию артикуляционной, мелкой моторики и развитию дыхания).
4. Побуждение к речевым высказываниям:
∙ Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка (различные виды пряток: ищем игрушку, часть тела, самого ребенка; рассматривание семейных фотографий);
Прятки. Эта игра способствует развитию эмоционального общения ребенка со взрослым, кроме того детям доставляет огромное удовольствие находить спрятанные взрослым предметы. Основная цель этой игры для неговорящего ребенка: стимуляция произнесения слова «Вот» или словосочетаний «Вот он, вот она». Взрослый показывает ребенку конфетку, шарик или что-то другое, в получении чего ребенок будет заинтересован. Затем прячет этот предмет в кулак и убирает оба кулака за спину, после чего предлагает ребенку угадать, в каком кулачке он спрятан. «Угадай, где конфетка! Правильно, вот (вот она! Где конфетка – вот! ». Взрослый очень эмоционально произносит слово «Вот», побуждая к тому же ребенка. Затем ребенок прячет предмет, когда взрослый угадает, уже ребенку нужно будет сказать «Вот! ». В игру «прятки» можно играть и по-другому: накидывать прозрачный платок на голову ребенка и спрашивать «Где Ваня? - Вот Ваня, кто здесь (ребенок может называть свое имя или говорить «я») ». Также под платок можно прятать куклу, которой нужно дать простые имена: Катя, Ваня, Тата, Оля. Ребенку нужно дать задание «Спрячь, найди». Эти игры также направлены на развитие понимания речи ребенком, в том числе глаголов. ∙ Побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса Что это? Что там? Используйте в качестве приёмов рассматривание книжек- раскладушек, игрушек в сухом бассейне, в коробочках, завёрнутых в бумагу и т. п. Главное – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями «Ай! », «Ой! », «Ух! », расположить к речевому подражанию.
∙ Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов: «да», «нет». Для этого регулярно в течение дня задавайте ребенку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого ответа: «Ты попил воды? Да? Да!», «Ты убрал игрушки? Нет? Нет!». При этом оставляйте паузу между вопросом и ответом, чтобы у ребенка было время для ответного слова, однако не задавайте этих вопросов требовательным тоном, не заостряйте на них внимание; задавайте их «невзначай».
∙ Побуждение выражать свою просьбу одним словом (дай, помоги, надень, пойдём).
∙ Побуждение выражать свою просьбу словосочетанием (давай играть, дай мне мяч) и предложением (скажи, тётя Ира, где ты была).
5. Параллельно ведется работа по развитию психических процессов, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка (игры на восприятия цвета, формы, величины, на развитие внимания, памяти, мышления).
Важно:
· научить предметному обобщению по форме, цвету, величине (игры: «Цвет и форма», «Сравни и подбери», доски Сегена (цыплята, яблочки, телефоны, черепахи, ботинки), «Логические блоки Дьенеша»);
· научить обобщению по внешним признакам независимо от функций предметов (банан, лимон, желтые часы — все желтое).
- родо-видовые обобщения: фрукты, овощи, животные и т.д. (Игры: «Побери картинку», «Четвертый лишний», «Парочки», «Речевое лото», «Занимательные квадраты», «Мое — не мое», «Раздели на группы»)
- логический признак живой-неживой (игры: «Подбери картинку», «Отгадай загадку», «Четвертый лишний», «Логический поезд», «Логический домик», «Занимательные квадраты»).
- научить располагать предметы в определенной последовательности по следующим признакам: · по размеру; · по высоте; · по длине.
Гиперактивные дети
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является неврологическо-поведенческим расстройством развития, которое сильнее всего выражается в детском возрасте. СДВГ проявляется в трудной концентрации внимания, гиперактивности, плохо управляемой импульсивности. В большинстве случаев синдром дефицита внимания наблюдается у мальчиков.
У каждого ребенка с СДВГ свой набор признаков расстройства. Некоторые характерные симптомы обычно возникают до 7 лет. Дети с СДВГ могут иметь признаки одной или обеих групп.
Нарушение внимания
- Не может надолго сосредотачиваться
- Испытывает сложности при последовательном исполнении заданий
- Забывчив
- Теряет вещи и неорганизован
- Испытывает трудности при переключении на другой вид деятельности
- Легко отвлекается
Импульсивность /Гиперактивность
- С трудом контролирует свои побуждения, много разговаривает, перебивает других, нетерпеливый
- Легко раздражается и расстраивается
- Не учится на своих ошибках
- Постоянно пребывает в движении, иногда бесцельном
Как бороться с дефицитом внимания
Для гиперактивного ребенка очень важна конкретная постановка задач. Если вы хотите, чтобы малыш выполнил какую-то просьбу, то ее формулировка должна быть предельно ясной и точной, состоящей примерно из десяти слов. Не стоит давать несколько заданий сразу, например, «иди в свою комнату, собери игрушки, потом помой руки и приходи обедать». Ребенок вряд ли воспримет такую тираду, и его внимание просто «переключится» на что-нибудь другое. Лучше последовательно просить выполнить каждое указание.
Выполнение задания должно быть ограничено конкретными временными рамками. О смене вида деятельности ребенку нужно сообщить заранее – за 10–15 минут, а об истечении срока выполнения задания пусть его оповестит будильник или таймер.
Запрещая ребенку что-либо, лучше избегать слов «нет» и «нельзя». В любой ситуации следует разговаривать спокойно, не на повышенных тонах.
Устные инструкции стоит подкреплять визуально. Это может быть план-календарь или красочный ежедневник, куда вы вместе с ребенком будете записывать время приема пищи, выполнения домашних заданий, прогулок и сна.
Своевременное обращение к специалистам – психологам, неврологам, дефектологам необходимо, это помогает полностью справиться с проблемой гиперактивности ребенка.
Если в семье ребенок с задержкой психического развития
Под термином «задержка психического развития» понимается негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой стороны, позволяет — как правило, при наличии этого специального подхода — обучаться в общеобразовательной школе.
Дети с задержкой психического развития часто неусидчивы, невнимательны, с трудом понимают условия предлагаемых заданий. У них проявляется низкая познавательная активность, они менее любознательны, чем сверстники. Такой ребенок как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящее вокруг него. Это обусловлено специфическими особенностями его психической деятельности — запоминания, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы. В основе таких особенностей лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка и формирование сложных форм поведения.
У детей с задержкой психического развития снижена способность планировать свою деятельность, умение предвидеть результат своей деятельности и соотносить с ним отдельные действия. Недостаточная ориентировка в решении познавательных задач приводит к тому, что ребенок при выполнении какого-либо задания начинает работать «на авось», что приводит к многочисленным ошибкам.
Таким детям действительно трудно выполнять школьные требования, они быстро устают, не могут долго сосредоточенно работать, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Именно дети данной категории нуждаются в помощи взрослых.
Какую помощь могут оказать родители, если в семье ребенок с задержкой психического развития?
В простых видах деятельности, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом». Мама спрашивает своего ребенка: «Какие у вас завтра уроки? Расскажи, что ты положил в портфель?» или «Какой урок ты будешь делать сначала? Какое задание? Что для этого тебе нужно?» Вопросы подобного рода позволяют активизировать внимание ребенка, направить его в нужное русло, формировать самостоятельность принятия решений.
Для того чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанести учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью, нужно очень внимательно отнестись к организации его труда и отдыха. Перерывы во время выполнения домашнего задания совершенно необходимы. Сосредоточенно работать без отдыха в начале обучения ребенок может недолго, всего 8 — 15 мин. Так, непрерывное чтение у первоклассника не должно превышать 8 — 10 мин., письмо 4 — 5 мин. После этого лучше сменить деятельность. А через 30 — 40 минут имеет смысл сделать большой перерыв — можно перекусить, попрыгать, заняться конструктором, вырезать интересную картинку и наклеить в альбом. Ведь должны отдохнуть и глаза, и поработать другие группы мышц.
Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. До тех пор, пока он не научился читать, единственное средство понимания мира — рассказ взрослого, интересный и увлекательный. Задайте потом своему ребенку вопросы о том, что он узнал. Есть вопрос — есть работа мысли. Есть мысль — активизируется память.
Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния. Причем это лучше делать в неучебной обстановке: по дороге к бабушке, сидя вечером на диване, собирая вместе поделку из конструктора.