Информация для родителей

Сыченко Татьяна Игоревна

Дорогие родители!!! Здесь вы найдете много важной и интересной информации! Просто откройте, прочтите и возьмите на вооружение...и Ваше родительство сразу станет легче и прятнее!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doma_igraem_-_rech_razvivaem.docx19.48 КБ
Файл idei_dlya_rolevyh_igr_doma.docx18.93 КБ
Файл poleznye_igry_pered_snom.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Спонтанные и ненавязчивые игры, способны внести огромный вклад в развитие Вашего ребенка!!!

Попробуйте и Ваш малыш очень скоро полюбит это веселое и увлекательное занятие.

Кто дольше

 В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.

 Тянуть можно и некоторые согласные звуки. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.

Повторяй за мной

Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат

 Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:

Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

Проводи мишку

Игра способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве

Необходимый инвентарь: мягкая игрушка (например, мишка).

 Возьмите в руки мишку и голосом игрушки скажите ребенку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живет ваша семья. Попросите ребенка проводить мишку и показать ему все самое интересное.

 Пойдите на кухню, пусть ребенок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны.

 Затем сходите с мишкой в другие комнаты.

Голоса животных

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.

 Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.

 Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие.

 Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.

♦ воробей — чирикает (чирик-чирик)

♦ ворона — каркает (кар-кар)

♦ гусь — гогочет (га-га-га)

♦ индюк — кулдыкает (кулды-кулды)

♦ кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)

♦ коза — блеет (ме-е-е)

♦ корова — мычит (му-у-у)

♦ кошка — мяукает (мяу-мяу)

♦ лошадь — ржет (и-го-го)

♦ лягушка — квакает (ква-ква)

♦ мышка — пищит (пи-пи-пи)

♦ осел — ревет (иа-иа)

♦ петух — поет, кукарекает (кукареку)

♦ пчела — жужжит (ж-ж-ж)

♦ слон — трубит (ту-у-у)

♦ собака — лает (гав-гав)

♦ тигр, лев — рычит (р-р-р)

♦ утка — крякает (кря-кря)

♦ филин — ухает (уху-уху)

 Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.

Угадай животное

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных.

 Это игра для дружной компании. Карточки переверните и, перемешав, сложите в кучку.

 Каждый участник по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.

Кукла спит

Игра способствует развитию речи, слуха

Необходимый инвентарь: кукла или мягкая игрушка.

 Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает ее на руках, споет колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом.

 Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом, чтобы не разбудить ее.

 Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом).

 Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.

Закончи слово

Игра способствует развитию речи, памяти, внимания

 Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок.

 Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.

Повтори за мной

 Предложите ребенку повторять за вами рифмованные строчки:

Птичка прилетела, песенку мне спела.

Девочка проснулась, сладко потянулась.

Солнышко садится, Маша спать ложится.

Яблоко или тарелка?

Игра способствует развитию речи, внимания

 Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться.

♦ Яблоко и груши — это овощи? (Нет, это фрукты.)

♦ Ложка и тарелка — это посуда?

♦ Шорты и майка — это мебель?

♦ Ромашка и одуванчик — это деревья?

 Усложняйте задания, называя предметы из разных тематических групп:

♦ Помидор и апельсин — это овощи?

У меня зазвонил телефон

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса

 Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора.

 По очереди изображайте звонок телефона.

 Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы.

 Меняйтесь ролями.

 Разговаривайте от имени игрушек, животных.

Чем заняться

 Поговорите с ребенком о том, что можно делать в лесу (гулять, отдыхать, слушать птиц...), на реке (купаться, нырять...).

 Пусть он придумает, что можно делать с цветами (нюхать, поливать...); что делает дворник (убирает, подметает...).

 Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал разные времена, числа, лица.

Большеслов

Игра способствует развитию речи, учит образовывать длинные слова

 Попробуйте с ребенком одним словом назвать какой- нибудь признак или свойство предмета. Например, у зайчика длинные уши, значит, он — длинноухий, у папы глаза серые, значит, он — сероглазый.

Кто есть кто?

Игра способствует развитию речи, знакомит с основами формообразования имен существительных

 Рассуждайте с ребенком о том, как называются животные-папы, животные-мамы и их детки. Например, если папа — слон, то мама — слониха, а их ребенок — слоненок и т. д.

Скороговорки

 Скороговорок существует великое множество. Выбирайте те, которые соответствуют знаниям ребенка, смысл слов в которых он в состоянии понять.

 Проговаривайте скороговорку сначала сами, а потом вместе с ребенком. Обязательно обыгрывайте ее интонацией.

 Главное — не заставлять ребенка выговаривать, а сделать так, чтобы ему было интересно и хотелось произнести те же самые слова, что и вы. Для этого начните фразу скороговорки, а ребенок пускай закончит ее.

 Постепенно, когда ребенок выучит слова, увеличивайте скорость произношения.  Вот несколько скороговорок — коротких и более длинные.

♦ Течет речка, печет печка.

♦ У ежа ежата, у ужа ужата.

♦ Ткет ткач ткани на платки Тане.

♦ У редьки и репки корни крепки.

♦ Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

♦ От топота копыт пыль по полю летит.

♦ У перепела с перепелкой пять перепелят.

♦ У четырех черепашек по четыре черепашонка.

♦ Щиплет девочкам мороз ножки, ручки, ушки, щечки, нос.

♦ На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова.

♦ «Расскажите про покупки!» — «Про какие про покупки?» — «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».

♦ Ехал грека через реку. Видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку. Рак за руку греку цап!

 

Обязательно радуйтесь вместе с ребенком, хвалите его. Произнесите скороговорку сами и попросите его постараться сделать это лучше. Результат приятно удивит вас.



Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевые игры очень важны, ведь они развивают личность ребенка, пробуждают познавательный интерес к самым разным сферам деятельности. Малыши стремятся овладеть новыми навыками, подражая взрослым. Зачастую мамы жалуются, что им сложно придумать и развить сюжет, но в сюжетно-ролевой игре придумывать ничего не нужно! Возьмите за основу простые ситуации, с которыми приходится сталкиваться ежедневно.

Салон красоты

Необходимые реквизиты: нагрудник (любой кусок ткани, платок), расческа, игрушечные ножницы, заколки, резинки, детский крем, дозатор с водой, гигиеническая помада, браслеты, бусы. 

На детский столик выставляем заранее отобранную косметику и косметичку с различными украшениями.

Важный момент! Убедитесь, что у ребенка нет аллергии на те косметические средства, которые он будет использовать в игре. Желательно отдать предпочтение детской или натуральной косметике.

Примерный ход игры:

Мама: «Здравствуйте! Я пришла в Ваш салон красоты, потому что хочу стать красивой и нарядной. Сделайте мне, пожалуйста, прическу». 
Садимся на уровне роста малыша (например, на пуфик). Просим повязать нам нагрудник перед стрижкой. Ребенок начинает орудовать расческой и игрушечными ножницами, приговаривая «чик-чик», и периодически брызгая на волосы дозатором с водой (показываем, как это правильно сделать). 
Мама: «Можно посмотреть на себя в зеркальце? Замечательная стрижка! А теперь сделайте мне прическу и украсьте ее заколками». 
Кроха достает всевозможные заколки (зажимы/автоматические заколки/хлопушки/невидимки) и закрепляет их на волосах. Будьте осторожны и следите, чтобы он случайно не укололся или не прищемил пальчик. 
Мама: «Какая красивая прическа! А теперь помажьте мне лицо и ручки кремом и накрасьте губки помадой, чтобы я стала еще красивее». 
Ребенок выполняет просьбу. Далее даем ему свободу действий и предлагаем «украсить» нас бижутерией. Пусть надевает на руки браслеты, резинки, вешает на шею бусы. 
В конце не забываем отблагодарить «мастера» горсткой монет.

Такая игра обязательно понравится ребенку. Кстати, мальчики в нее играют не менее увлеченно, чем девочки. От мамы многого не требуется. Ей нужно лишь направлять ход игры, а малыш с удовольствием будет ему следовать. Ему предстоит откручивать крышечки, открывать колпачки, выкручивать помаду, крепить к волосам заколки, использовать спрей-дозатор и многое-многое другое. Увлекательно, не правда ли? А, главное, все это прекрасно тренирует мелкую моторику.

Шеф-повар

Необходимые реквизиты: кастрюля, вода, детский нож, маленький половник, детская плита (или любой предмет, ее заменяющий), любая крупа, отварная картошка, специи, соль, игрушечные овощи, картонный колпак повара. 

Примерный ход игры:   

Мама: «Здравствуйте. Я пришла в Ваше кафе, потому что слышала, что у Вас готовят самые вкусные блюда. Приготовьте мне, пожалуйста, суп. Я хочу посмотреть, как Вы это делаете». 
Вспомните вместе, из чего варят суп. Положите игрушечные овощи в кастрюлю и приготовьте их понарошку. Можно сделать игру еще интереснее и предложить юном повару приготовить блюдо из настоящих продуктов. 

  • Наливаем из бутылки в кастрюлю воду.
  • Ставим на игрушечную плиту.
  • Кладем ложкой крупу или ломаем спагетти.
  • Нарезаем детским ножом отварную картофелину, добавляем в «суп»
  • Добавляем щепотку соли.
  • Добавляем специи.
  • По ходу «приготовления» помешиваем «суп».

Ребенок придет в восторг от такой игры. Он будет деловито добавлять в «бульон» все новые и новые ингредиенты, периодически его помешивая. Когда суп «приготовится», можно будет разлить его небольшим половником по тарелкам и угостить не только маму, но и других гостей кафе.

День Рождения куклы

Необходимые реквизиты: кукла, открытка, любимые игрушки, подарки для куклы, игрушечная посудка, картонный пирог.

Примерный ход игры:

Мама: «Посмотри, что лежит на столе. Это открытка от куклы Маши. У нее сегодня День рождения. Маше исполняется 3 годика. Она приглашает тебя на свой праздник. А еще она пригласила в собачку, мишку и зайку. Давай у них спросим, что они подарят Маше. 

Зайдите в гости к каждому герою и спросите, какие подарки они приготовили. Собачка, например, будет дарить пирамидку, мишка – мячик, зайка – морковку. 
Вместе с ребенком и зверями обсудите подарок для Маши. Вы можете сказать: «Маша любит сладости. Что мы можем ей подарить?» или «Маша любит рисовать», «Маша любит наряжаться» и т.п. 
Все, подарок выбран. Пора отправляться на День Рождения – самый чудесный праздник, на котором все должны быть нарядными и веселыми! 
Поздравьте именинницу, (поздравление продумайте заранее), поздоровайтесь с гостями («Здравствуй, мишка, здравствуй, зайка, здравствуй, собачка»), вручите подарок, помогите накрыть стол и разрезать картонный торт на части (каждому по 1 кусочку). 
После чаепития потанцуйте под веселую песню Кукутиков «День рождения». 

Магазин 

Необходимые реквизиты: муляжи овощей, фруктов, картонные конфеты, рыбка, корзинка, кошелек с монетами или деньги, сделанные из бумаги, калькулятор.

Примерный ход игры:

Поговорите с малышом о том, зачем мы ходим в магазин и что там покупаем. Вытащите из мешочка игрушечные/картонные фрукты, овощи, сладости (по 3 предмета из каждой категории), рассмотрите, пощупайте, разложите на столе. Вспомните вместе, что и как называется. Скажите крохе, что нужно купить овощи для салата, вручите корзинку и отправьте за покупками. Он должен выбрать из разложенных то, что Вы назвали. На «кассе» воспользуйтесь калькулятором и изобразите, что высчитываете сумму покупки (ребенок тоже с удовольствием потычет пальчиком в кнопочки). А можете просто «пропикивать» продукты. 
Скажите: «Дай мне 1 монетку/2 монетки, пожалуйста». 
Все куплено! Теперь малышу нужно сложить все в пакет или сумку. 
Можно поиграть в несколько заходов и каждый раз менять категорию нужных продуктов. 
Это отличная тренировка речи и памяти! Кроха учится описывать и находить предметы, классифицировать их по определенным признакам. 
Игра будет еще интересней, если в магазин с ребенком отправится игрушка. Пусть она капризничает и требует купить ей что-либо. Ваше чадо, скорее всего, начнет копировать Ваше поведение и отговаривать игрушку от ненужных покупок. Между делом можно обсудить пользу и вред тех или иных продуктов, посчитать покупки, назвать их цвета, придумать, что Вы будете из них готовить.



Предварительный просмотр:

Полезные игры перед сном

Время перед сном — очень благоприятное. Ребенок уже в кровати, спокоен, ему не нужно никуда спешить, и он готов вас внимательно слушать. Вы можете сыграть с ним в короткие спокойные игры, которые не займут много времени, но сблизят вас и сделают ваше чадо еще более сообразительным.

1. «Почемучка»

Это игра-фантазия. Суть ее заключается в том, что вы задаете ребенку какой-нибудь вопрос, а он должен ответить на него не правильно, а придумать какой-нибудь фантастический ответ. Например, вы спрашиваете: «Почему на небе так много звезд?» Фантастический ответ может быть таким: «Потому что зубная фея, забирая зубики малышей из-под подушки, улетает с ними на небо и кладет их там на невидимые полочки, эти зубики и светятся в темноте!» Позвольте ребенку выдумать самое невероятное, что только может прийти в голову. Это отлично развивает фантазию!

2. «Найди слово»

За две минуты до того, как ребенок отправляется в постель, вы придумываете три слова и записываете их, перемешав в них все буквы между собой. Например, слово «кошка» можно записать как «шокак», слово «собака» — «акобас». Запишите их крупными буквами и покажите ребенку. Задача — отгадать спрятанное там слово. Если на первых порах ребенку сложно, подскажите, с какой буквы слово начинается. Только не включайте таймер, все-таки впереди сон, а напряжение и волнение ребенку ни к чему.

3. «Обнимашки»

Это очень простая и полезная во всех отношениях игра с ребенком перед сном в кроватке — обнимаете ребенка и говорите ему десять приятных слов. Ему понравится! Усложненный вариант: на следующий день поменяйтесь ролями — пусть малыш скажет вам что-то ласковое и нежное.

Фото

G

4. «Любимая буква»

Выбираете с ребенком какую-нибудь букву, например «С», и по очереди называете слова-прилагательные, начинающиеся только на эту букву. Кто больше придумает, тому приснится самый интересный сказочный сон!

5. «Наоборот»

Очень забавная игра, в которую дети включаются с большим удовольствием. Лежа в кровати, загадайте малышу какое-нибудь слово, например «потолок», и попросите сказать его наоборот (должно получиться «колотоп»). А можно сыграть наоборот: вы загадаете слово в обратном порядке, а ребенок должен будет угадать, какое слово вы зашифровали. Если вы настроены поиграть подольше, можно загадать недлинную фразу.

6. «Визуализация»

Попросите ребенка лечь поудобнее и закрыть глаза, приглушите свет. Сами устройтесь с ним рядышком и тоже закройте глаза. Тихим голосом начните придумывать какую-нибудь историю: «Представь, что мы сейчас с тобой очутились в лесу. Оглядись! В лесу много тропинок, высокие зеленые деревья, на земле пушистая трава… Какая мягкая! В воздухе чувствуется запах костра. Посмотри, впереди широкая тропинка, она ведет к невысокому дому…». Ваша задача — постараться, чтобы ребенок увидел, визуализировал те образы, которые вы описываете. Эта игра отлично развивает правое полушарие мозга. Только аккуратно, не усните на полуслове!

Фото

Liderina/Ge

7. «День в деталях»

Несмотря на то что у детей обычно хорошая память, даже им бывает сложно припомнить то, что они делали день назад. Вспомните с ребенком перед сном весь прожитый день, уточните, что он ел на завтрак, какую футболку надел на прогулку, какие кроссовки на нем были, какие резиночки скрепляли волосы, чем кормили в детском саду и т. д. Вспоминая прожитый день или же день, который ему предшествовал (или даже всю прошедшую неделю), малыш отлично тренирует свою память.

8. «Да-нетки»

Эта известная игра из детства, в которую с детьми постарше можно играть по-новому. Вместо того чтобы загадать ребенку какой-нибудь физический предмет, придумайте что-то нематериальное. Например, слово «имя», или «дружба», или «любовь». Научите ребенка правильно задавать вопросы, спрашивая о качествах загаданного объекта. Потом поменяйтесь ролями.

9. «Фантазеры»

Смысл игры заключается в том, что вместе с ребенком вы выдумываете смешную фантастическую небылицу. Расположитесь поудобнее на подушке и начните историю: «Однажды теплым летним вечером…». Вы прерываете рассказ, а ребенок должен подхватить и продолжить: «Катя вернулась с прогулки…». Далее снова ваша очередь. Таким образом у вас получится фантастическая история, придуманная двумя авторами. Не удивляйтесь, если сюжет истории заберется в такие дебри, что порой вы будете не в состоянии удержаться от смеха. Дети это умеют!

10. «Повторюшка»

В эту игру можно играть вдвоем и даже втроем, вчетвером, если у вас несколько детей или, например, к вам решит присоединиться папа. Вы называете слово, задача следующего игрока — повторить ваше слово и назвать свое, третьего игрока — повторить уже два предыдущих слова и добавить свое и далее по кругу, пока кто-то не собьется. Игру можно разнообразить, связав слова сюжетом. Тогда получится логическая история, которая будет развиваться по мере продвижения от одного игрока другому.

Не спешите покидать детскую, как только ребенок уснул. Создатель всемирно известной методики раннего развития, японский профессор Макато Шичида, изучая работу мозга, заметил, что первые пять минут после того, как ребенок засыпает, его сознательный разум отключается, а вот подсознание продолжает бодрствовать примерно в течение пяти минут. Именно в это время оно очень восприимчиво.

Многочисленные эксперименты, проведенные профессором, показали, что благодаря такой пятиминутке можно легко избавиться от многих детских страхов и проблем, укрепить уверенность в себе, в своих силах. Что нужно делать? Как только малыш уснул, вы склоняетесь к нему и шепчете на ушко: «Ты очень смелый и умный. Каждый день смелость растет в тебе. Так здорово быть сильным и храбрым! У тебя получается все, за что ты берешься… и т. п.». Каждый родитель может придумать свои собственные «напутственные» слова. Одно условие — установки должны быть позитивными и жизнеутверждающими. Для упрощения задачи профессор Шичида предлагает сделать аудиозапись пятиминутного настроя и включать ее на небольшой громкости ребенку сразу, как только он уснет.