"Толерантность-путь к миру" Открытое занятие для школьников.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливо. Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. (Звучит музыка «Волшебники»)
Упражнение «Звали, зовут, будут звать»
Дети становятся в круг и все по очереди, произносят: «Когда я была совсем маленькой, меня звали Валечка, в школе меня звали Валентина, сейчас меня называют Валентина Павловна».
(Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе, дают ориентир на будущее, на взросление).
2.Вступительная беседа
Говорят дети:
Мир – это Вселенная. Мир – это наша Земля. Мир - это наша страна. Мир – это наш город. Мир – это наш центр. Мир – это мы. Как разнообразен мир вокруг нас.
Слайды
Мы все такие разные: взрослые и дети (1), блондины и брюнеты(2),двоечники и отличники, добрые и злые(3),полные и худенькие(4), лысые и с косичками(4),люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне, грузины. РФ -самая многонациональная страна в мире. Мы иногда посмеиваемся друг над другом. Мы не обязаны всех любить. Однако все имеют право достойно жить на планете.
Все мы живём в обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии. Каждый из нас неповторим и значим. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность».
Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет-вот, что значит быть толерантным. Об этом мы сегодня с вами поговорим.
Слайд
Толерантность (от латинского tolerantia- терпение)
Как, вы, думаете, что значит проявлять толерантность?
(Признавать то, что люди различаются по внешнему виду, интересам, положению ,но все они имеют право жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность)
Понятие «толерантность» для нас непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
3. Чтение стихотворения «Толерантность»
Толерантность. Что это такое?
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: «Это всё земное,
То, на чём стоит планета вся».
Толерантность-это люди света.
Разных наций, веры и судьбы.
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди ,цвета крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной земле твоей.
Ведь планета наша дорогая
Любит всех: нас белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая,
Толерантность-слово для живых!
Толерантность – это качество личности.
У личности должны быть какие-то свои качества.
3. Составление цветка толерантности
Теперь давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением к другим людям.
У меня на столах лежат лепестки с различными качествами человека. Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку. Для этого вы по цепочке будете выходить к столу, выбирать качество человека и определять его принадлежность к толерантной личности. (Звучит музыка «Твори добро»)
Сердечность, доброта, миролюбие, сострадание, терпимость, великодушие, понимание, уважение, прощение, милосердие, злорадство, ложь, конфликтность, вспыльчивость.
Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами?
Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга?
Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
А можем ли мы изменить себя?
Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?
В этом нам поможет игра «Чем мы похожи?»
4. Игра «Чем мы похожи?»
Члены группы сидят. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.
5.Игра «Комплемент»
Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает предмет одному из участников и говорит ему комплимент. Например: Лера, ты очень справедливый человек» или «Снежана, у тебя замечательная прическа». Получивший предмет бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
После того, как все дети сказали друг другу комплименты, обсуждаем с группой то, что дети почувствовали во время игры:
Вам понравилась эта игра?
Почему?
Были комплименты одинаковыми или разными?
Почему разные?
Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, каждый человек – это индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
6.Монтаж
Сейчас у нас будет импровизированный монтаж.
1.Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
2.А быть может это то, что маме
Я на день рождения принесла?
3.Поняла я, что это – уважение
К мнению не только своему.
4.Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже больше не могу.
5.Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
6.Товарища в беде не брошу,
Злобу в группу не пущу.
7.Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
8.Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
9.Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,
10.Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
11.Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
12.Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.
13.Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
14.Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
15.Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир
Все вместе (хором):
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Игра «Волшебная рука»
Дети обводят на бумаге свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе. (Звучит песня «Дорогою добра»)
8. Обобщающая беседа
Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы
все были близкими друзьями. Потому что у нас разное воспитание,
интеллект, желание учиться, потребности, характеры, вкусы и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.
Конечно, всеми качествами обладать, наверное, невозможно, так как идеальных людей нет, но каждый человек должен к этому стремиться.
16 ноября объявлен Международным днём, посвящённым толерантности. Давайте будем толерантными, терпимыми всегда, не смотря на то, что на улице ноябрь или солнечный апрель.
Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило солнце, а рядом была мама…
Счастья, вам, мира, радости и терпения. (Звучит музыка)