"Толерантность-путь к миру" Открытое занятие для школьников.

Разумовская Людмила Викторовна

Ход занятия.

1.Организационный момент.

 

 Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливо. Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. (Звучит  музыка «Волшебники»)

Упражнение «Звали, зовут, будут звать»

 Дети становятся в круг и все по очереди,  произносят: «Когда я была совсем маленькой, меня звали Валечка,  в школе меня звали Валентина, сейчас меня  называют Валентина Павловна».

 

(Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе, дают ориентир на будущее, на взросление).

2.Вступительная беседа

Говорят дети:

Мир – это Вселенная. Мир – это наша Земля. Мир - это наша страна. Мир – это наш город. Мир – это наш центр. Мир – это мы. Как разнообразен мир вокруг нас.

Слайды 

 Мы все такие разные: взрослые и дети (1), блондины и брюнеты(2),двоечники и отличники,  добрые и злые(3),полные и худенькие(4), лысые и с косичками(4),люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне, грузины. РФ -самая многонациональная страна в мире. Мы иногда посмеиваемся друг над другом. Мы не обязаны всех любить. Однако все  имеют право достойно жить на планете.

 Все мы живём в  обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии.  Каждый из нас неповторим и значим. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность». 

Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет-вот,  что значит быть толерантным. Об этом мы сегодня с вами поговорим.

Слайд

Толерантность (от латинского tolerantia- терпение)

 

Как, вы, думаете, что значит проявлять толерантность?

(Признавать то, что люди различаются по внешнему виду, интересам, положению ,но все они имеют право жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность)

Понятие «толерантность» для нас непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.

3. Чтение стихотворения «Толерантность»

Толерантность. Что это такое?

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: «Это всё земное,

То, на чём стоит планета вся».

Толерантность-это люди света.

Разных наций, веры и судьбы.

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди ,цвета крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной земле твоей.

Ведь планета наша дорогая

Любит всех: нас белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая,

Толерантность-слово для живых!

Толерантность – это качество личности.

 У личности должны быть какие-то свои качества.

3. Составление цветка толерантности

Теперь давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением к другим людям.

У меня на столах лежат лепестки с различными качествами человека. Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку. Для этого вы по цепочке будете выходить к столу, выбирать качество человека и определять его принадлежность к толерантной  личности. (Звучит музыка «Твори добро»)

Сердечность, доброта, миролюбие, сострадание, терпимость, великодушие, понимание,  уважение,  прощение,  милосердие, злорадство, ложь, конфликтность, вспыльчивость. 

 

Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами?

Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга?

Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
А можем ли мы изменить себя?

Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?

В этом нам поможет игра «Чем мы похожи?»

4. Игра  «Чем мы похожи?»

 Члены группы сидят. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

5.Игра «Комплемент»

Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает предмет одному из участников и говорит ему комплимент. Например:  Лера, ты очень справедливый человек» или «Снежана, у тебя замечательная прическа». Получивший предмет бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

После того, как все дети сказали друг другу комплименты,  обсуждаем с  группой то, что дети почувствовали во время игры:

Вам понравилась эта игра?

Почему?

Были комплименты одинаковыми или разными?

Почему разные?

Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, каждый человек – это индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

6.Монтаж

Сейчас у нас будет импровизированный монтаж.

1.Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

2.А быть может это то, что маме

Я на день рождения принесла?

3.Поняла я, что это – уважение

К мнению не только своему.

4.Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже  больше не могу.

5.Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

6.Товарища в беде не брошу,

Злобу в  группу не пущу.

7.Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

8.Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

9.Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

10.Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

11.Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

12.Оставайся им всегда и

Будь еще галантен.

13.Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

14.Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

15.Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир

Все вместе (хором):

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Игра «Волшебная рука»

 Дети  обводят на бумаге свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе. (Звучит песня «Дорогою добра»)

8. Обобщающая беседа

Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы

 все  были близкими друзьями. Потому что у нас разное воспитание,

интеллект, желание учиться, потребности, характеры, вкусы и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

 

Конечно, всеми качествами обладать, наверное, невозможно, так как идеальных людей нет, но каждый человек должен к этому стремиться.

16 ноября  объявлен Международным днём, посвящённым толерантности. Давайте будем толерантными, терпимыми всегда, не смотря на то, что на улице ноябрь или солнечный апрель.

Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило солнце, а рядом была мама…

Счастья, вам, мира, радости и терпения. (Звучит музыка)