Развивающая предметно-пространственная среда
«Создание предметно-развивающей среды
по образовательным областям ФГОС ДО
в подготовительной группе»
Требования ФГОС ДО к развивающей
предметно-пространственной среде
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
1. Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aniliticheskayaspravkarpps.docx | 39.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с.Донское
Аналитическая справка
«Создание предметно-развивающей среды
по образовательным областям ФГОС ДО
в подготовительной группе»
Выполнили
Воспитатель:
Выставкина Н.Н.
С.Донское
2021г.
Дата проведения анализа: 20.12.2021
Наименование группы: подготовительная группа
Характеристика группы: подготовительную группу посещают 25 человек, из них 12 девочек и 13мальчиков.
Характеристика помещения: групповая комната, приемная, буфетная комната, туалетная комната. Местонахождения группы второй этаж.
Групповое помещение предназначено для организации образовательной деятельности с воспитанниками.
Функциональное использование группового помещения:
- организация совместной деятельности воспитателя с детьми;
- организация индивидуальной работы;
- самостоятельная детская деятельность;
- дневной сон детей (отсутствие спальной комнаты);
- организация питания детей
В группе имеются современные технические средства:
Мультимедийная установка, ноутбук, музыкальный центр.
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
Оборудование группового пространства соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. В группе создана предметно-развивающая среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Количество мальчиков и девочек повлияло на создание развивающей среды. Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин». Здесь происходит взаимодействие мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.
Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Особенностью детей подготовительного возраста является то, что в данном возрасте замысел основывается на теме игры, поэтому полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, стулья. Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей.)
Пространство групповой комнаты организовано в виде разграниченных центров развития, в которых прослеживаются основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- центр познания;
- центр занимательной математики;
- центр экспериментирования;
- центр природы;
- центр конструирования.
Центр познания обеспечивает решение задач:
- по расширению представлений детей об окружающем мире;
- проектной (познавательно - исследовательской) деятельности;
- поскладового и слитного способов чтения;
- решению проблемных – игровых ситуаций
Весь материал подобран с учетом возраста детей, сосредоточен на открытых полках. Созданы условия, как для самостоятельной работы, так и для занятий с воспитателем, для обыгрывания пройденного материала. Включает в себя различные логические, речевые, развивающие интеллектуальные игры.
Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре познания»: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Содержание (пособия, материалы, оборудование)
- Лото, домино в картинках;
- Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок;
- Схемы, модели слов и предложений; дидактические игры по обучению грамоте; касса букв с цветочным изображением гласных, согласных, твердых и мягких звуков.
- Мелкая геометрическая мозаика;
- Материал на развитие мелкой моторики рук (бусы, шнуровки);
- Наборы разрезных картинок;
- «Чудесный мешочек»;
- Настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания;
- Таблицы и кубики Зайцева для обучения чтению;
- Коврограф;
- Наборное полотно
- Доска, мел, указка;
- Карточки с буквами;
- Шашки;
- Глобус;
- Географические карты;
- Циферблат часов;
- Тетради в клетку;
- Компьютерные игры
Центр занимательной математики это специально отведенное, тематически оснащенное играми, материалами, пособиями место, художественно оформленное. Задачами центра является:
- целенаправленное формирование у детей 6-7 лет интереса к элементарной математической деятельности.
- Развитие качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целеустремленность, настойчивость, находчивость, а так же самостоятельность.
- Стремление к достижению положительного результата.
- Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время, не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Занимательный математический материал является средством организации полезного досуга, способствует развитию творчества.
Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре занимательной математики»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Содержание (пособия, материалы, оборудование)
- Игры на составление целого из частей;
- Числовой ряд;
- Счеты;
- Циферблат;
- Наборное полотно;
- Коврограф;
- Песочные часы;
- Счетные лесенки;
- Настольно-печатные игры разнообразного содержания;
- Линейки, шаблоны, трафареты;
- Числовые карточки;
- Счетные палочки;
Центр экспериментирования
В центре представлены предметы, которые предназначены для детского экспериментирования старшего дошкольного возраста. Эти предметы используются как в ОД, так и в самостоятельной деятельности детей.
Цель организации центра экспериментирования: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.
Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре экспериментирования»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Содержание (пособия, материалы, оборудование)
• схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
• серии картин с изображением природных сообществ;
• книги познавательного характера, атласы;
• тематические альбомы;
• коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы", "Камней", "Ракушек".
• природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
• медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
• половинки мыльниц, формы для льда
• приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскоп, лупы, безмен.
• клеенчатые фартуки, тряпки
Центр природы служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Здесь выполняется условие свободного доступа к объектам и материалам. Подобраны растения не требующих для их содержания много времени и сложного оборудования. Растения расположены по принципу тене – и солнцелюбия. Здесь представлены: макет «Времена года», дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д. Пособия обеспечивают максимальный для данного возраста эффект, создана ситуация для активного поиска.
В этом центре дети:
- ухаживают и наблюдают за изменениями в процессе роста растений;
- работают с календарём природы;
- исследуют и создают коллекции (камней, ракушек, семян);
- играют с макетом, видоизменяя его;
- изучают сезонные состояния погоды, растений, животных;
- составляют рассказы о природе по картинкам;
- высаживают семена и выращивают «огород» на окне.
Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре природы»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Содержание (пособия, материалы, оборудование)
- Макет «Времена года»;
- Коллекция камней, ракушек, семян и т.д.
- Игротека экологических развивающих игр;
- Библиотека познавательной природоведческой литературы;
- Растения, требующие разных способов ухода;
- Муляжи овощей и фруктов;
- Календарь погоды;
- Инвентарь для ухода за растениями;
- Зимний огород;
- Семена растений и овощей;
- Иллюстрации с изображением птиц;
- Энциклопедии природоведческой тематики;
- Фигурки диких и домашних животных;
- Гербарий
Центр конструирования имеет свободное пространство для сооружений из крупного, мелкого строительного материала. Располагается вблизи игрового уголка для того, чтобы можно было использовать постройки в играх. Крупный строительный материал расположен на низких полках, рядом с ними располагаются машины. Образцы построек меняются 1-2 раза в месяц.
В уголке в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами, ребята комфортно чувствуют себя в любом уголке группы.
Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре конструирования»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Содержание (пособия, материалы, оборудование)
- Конструкторы разного размера;
- Мягкие крупные модули;
- Фигурки диких и домашних животных для обыгрывания;
- Образцы построек различной сложности;
- Крупные и мелкие объемные фигуры;
- Напольное покрытие
Образовательная область
«Социально – коммуникативное развитие»
Центр безопасности
С целью научить наших детей безопасному поведению на дороге был создан центр дорожной безопасности. Располагается он рядом с игровым центром и центром конструктивной деятельности. В нём созданы условия, как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми.
Данный центр оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм; дидактическими и настольными играми для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог, макеты по правилам дорожного движения, светофор. Здесь дети знакомятся с элементами дороги и дорожными знаками, формируют навыки безопасного поведения на дороге.
Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре безопасности»: «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Содержание (пособия, материалы, оборудование)
- Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД: иллюстрации, игры и пособия по правилам безопасного поведения на улице и в помещении.
- Макет проезжей части;
- Макет светофора;
- Дорожные знаки;
- Наглядно-дидактическое пособие «Транспорт»;
- Машинки
- Полицейские фуражки, жезл для обыгрывания.
Центр патриотического воспитания
расположен вдали от игровых зон. Пособия и оборудование соответствуют возрасту детей и программе. Патриотический центр помогает знакомиться с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организации жизни детей по народному календарю
Содержание патриотического центра разнообразное. Это в первую очередь символика нашей страны, нашего города. Семейные альбомы, различные фотографии, дидактические игры, музыкальные инструменты, раскраски, и различная художественная литература.
Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре патриотического воспитания»: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Содержание (пособия, материалы, оборудование)
- Российский флаг, герб России, портрет президента России;
- Иллюстрации военной техники;
- Игрушки – оружие;
- Портреты героев ВОВ;
- Фотографии исторических памятников России и Ветлуги;
- Альбомы для раскрашивания о городе и стране;
- Иллюстрированная детская энциклопедия;
- Карта России;
Центр игры расположен вблизи с центром конструктивной деятельности, чтобы иметь возможность обыгрывать постройки в игре. При создании этого центра отказались от принципа зонирования игрового пространства, так как это тормозит воображение детей. Создана творческая среда, которая может вариативно использоваться детьми: полифункциональные атрибуты: например, белый халат пригодится для игр на разные темы. Также отказалась от принципа «чем больше, тем лучше», так как в этом случае игра может превратиться в манипулирование предметами. Игровая среда динамична и своевременно изменяется, с привлечением детей.
Атрибуты к играм подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у детей желание играть. Подобранный игровой материал позволяет детям комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре игры»: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Содержание (пособия, материалы, оборудование)
- Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и т.д.);
- Куклы;
- Набор посуды, соответствующий размеру куклы;
- Игровые коврики;
- Плита;
- Ванночка для купания кукол;
- Утюг, гладильная доска;
- Набор «Больница»;
- Набор «Парикмахерская»;
- Набор «Гипермаркет»;
Домашняя зона
С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан центр «домашняя зона», в котором создана домашняя обстановка; имеются: мягкий диван, кресла, альбом семейных фотографий и т.д. Данный центр обеспечивает ребенку личное пространство, то есть собственного места, где он мог бы хранить свои секреты, любимые домашние игрушки (индивидуальные сумочки и т.д.)
Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре домашняя зона»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Содержание (пособия, материалы, оборудование)
- Диван;
- Кресла;
- Журнальный столик;
- Семейные альбомы;
- Любимые детские игрушки
Образовательная область «Физическое развитие»
Центр двигательной активности
Яркий, веселый, физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство нашей групповой комнаты. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Здесь дошкольники занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, лазание, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей.
Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре двигательной активности»: «Социально – коммуникативное развитие».
Содержание (пособия, материалы, оборудование)
- Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия: коврики массажные, коврик со следочками (для профилактики плоскостопия), шнур длинный, набивные мешочки;
- Оборудование для прыжков: мини – мат, палка гимнастическая, шнур короткий;
- Оборудование для катания, бросания, ловли: мячи резиновые, обручи малых размеров, шарики пластмассовые;
- Ребристая доска;
- Дуги, кегли, воротца;
- Гимнастическая стенка с матрасиком (упражнения только под контролем взрослого);
- Скакалки;
- Мячи большие, средние, маленькие
- Обручи
- Флажки
- Гимнастический мяч
- Мешочки для метания
- Скакалки
- Кегли
- Дорожки здоровья
- Картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна
Образовательная область «Речевое развитие»
Центр книги расположен рядом с центром музыки и театра, вдали от шума и игровых центров.
С помощью него формируются потребности рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания; происходит развитие литературной речи, художественно-творческого потенциала, а также интереса к художественной литературе.
Книжный центр является ступенью в мероприятиях для детей и родителей по приобщению к художественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи. Имеет коррекционную направленность. Дети рассматривают иллюстрации в книгах, ремонтируют их, проводят игры-инсценировки. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.
Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре книги»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Содержание (пособия, материалы, оборудование)
- Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме
- Портреты писателей и поэтов
- Сюжетные картинки
- Схемы для заучивания стихотворений
- Схемы для пересказа произведений
- Настольно-печатные игры по развитию речи
- Зеркало;
- Картотека упражнений по звукопроизношению;
- Логопедическое лото
Образовательная область
«Художественно – эстетическое развитие»
Центр творчества располагается вблизи окна. Все экспозиции картин и репродукций располагаются на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их. Также в группе имеется много привлекательных, разнообразных и простых в использовании материалов для изобразительной деятельности.
В центре продуктивной деятельности дети:
- могут заняться различными видами продуктивной деятельности;
- рассматривают и обследуют предметы декоративно-прикладного творчества:
- рассматривают тематические альбомы, иллюстрации, плакаты;
- экспериментируют с различными материалами и техниками;
- изготавливают поздравительные открытки, атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре творчества»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Содержание (пособия, материалы, оборудование)
- Наглядно-дидактические пособия;
- Палитра;
- Цветные карандаши, гуашь;
- Круглые кисти;
- Детские фартуки;
- Емкости для промывания ворса кисти от краски;
- Салфетки;
- Щетинные кисти для клея;
- Печатки, гкубки, ватные палочки для нанесения узора;
- Альбомы для раскрашивания для девочек и мальчиков;
- Ножницы, клей;
- Инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик, тряпочки;
- Разнообразные поздравительные открытки;
Центр музыки и театра - это важный объект развивающей среды, поскольку именно музыкальная, театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре музыки и театра»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Содержание (пособия, материалы, оборудование)
- Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят, Кот в сапогах)
- Настольный театр (Три поросенка, Колобок, Теремок)
- Настольные игры из серии «Играем в сказку»
- Маски персонажей
- Музыкальные инструменты
- Диски с музыкой и сказками
- Ширма
- Картотека музыкальных и театрализованных игр
ВЫВОД
Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной группы обеспечивает и гарантирует:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы;
- возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности;
- вовлечение родителей в образовательную деятельность группы, возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых,
Таким образом, среда содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.