Развивающая предметно-пространственная среда

Выставкина Наталья Николаевна

«Создание предметно-развивающей среды

по образовательным областям ФГОС ДО

в подготовительной группе»


 

Требования ФГОС ДО к развивающей

предметно-пространственной среде

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

1. Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aniliticheskayaspravkarpps.docx39.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  с.Донское

Аналитическая справка

«Создание предметно-развивающей среды

по образовательным областям ФГОС ДО

в подготовительной группе»

Выполнили

Воспитатель:

Выставкина Н.Н.

С.Донское

2021г.

Дата проведения анализа: 20.12.2021

Наименование группы: подготовительная группа

Характеристика группы: подготовительную группу посещают 25 человек, из них 12 девочек и 13мальчиков.  

Характеристика помещения: групповая комната, приемная, буфетная комната, туалетная комната. Местонахождения группы второй  этаж.

Групповое помещение предназначено для организации образовательной деятельности с воспитанниками.

Функциональное использование группового помещения:

- организация совместной деятельности воспитателя с детьми;

- организация индивидуальной  работы;

- самостоятельная детская деятельность;

- дневной сон детей (отсутствие спальной комнаты);

- организация питания детей

В группе имеются современные технические средства:

 Мультимедийная установка, ноутбук, музыкальный центр.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.

Оборудование группового пространства соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. В группе создана  предметно-развивающая среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Количество мальчиков и девочек  повлияло на создание развивающей среды. Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта.  В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин». Здесь происходит взаимодействие  мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.

Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Особенностью детей подготовительного возраста является то, что в данном возрасте замысел основывается на теме игры, поэтому полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы,  стулья. Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Реализация ОП ДО  (отражение образовательных областей.)

Пространство групповой комнаты организовано в виде  разграниченных центров развития, в которых прослеживаются основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

- коммуникативно-личностное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • центр познания;
  • центр занимательной математики;
  • центр экспериментирования;
  • центр природы;
  • центр конструирования.

Центр познания обеспечивает решение задач:

- по расширению представлений детей об окружающем мире;

- проектной (познавательно - исследовательской) деятельности;

- поскладового и слитного способов чтения;

- решению проблемных – игровых ситуаций

Весь материал подобран с учетом возраста детей, сосредоточен на открытых полках. Созданы условия, как для самостоятельной работы, так и для занятий с воспитателем, для обыгрывания пройденного материала. Включает в себя различные логические, речевые, развивающие интеллектуальные игры.

Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре познания»: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Содержание (пособия, материалы, оборудование)

  • Лото, домино в картинках;
  • Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок;
  • Схемы, модели слов и предложений; дидактические игры по обучению грамоте; касса букв с цветочным изображением гласных, согласных, твердых и мягких звуков.
  • Мелкая геометрическая мозаика;
  • Материал на развитие мелкой моторики рук (бусы, шнуровки);
  • Наборы разрезных картинок;
  • «Чудесный мешочек»;
  • Настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания;
  • Таблицы и кубики Зайцева для обучения чтению;
  • Коврограф;
  • Наборное полотно
  • Доска, мел, указка;
  • Карточки с буквами;
  • Шашки;
  • Глобус;
  • Географические карты;
  • Циферблат часов;
  • Тетради в клетку;
  • Компьютерные игры

Центр занимательной математики это специально отведенное, тематически оснащенное играми, материалами, пособиями место, художественно оформленное. Задачами  центра является:

  • целенаправленное формирование у детей 6-7 лет интереса к элементарной математической деятельности.
  • Развитие качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целеустремленность, настойчивость, находчивость, а так же самостоятельность.
  • Стремление к достижению положительного результата.
  • Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время, не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

Занимательный математический материал является  средством организации полезного досуга, способствует  развитию творчества.

Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре занимательной математики»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Содержание (пособия, материалы, оборудование)

  • Игры на составление целого из частей;
  • Числовой ряд;
  • Счеты;
  • Циферблат;
  • Наборное полотно;
  • Коврограф;
  • Песочные часы;
  • Счетные лесенки;
  • Настольно-печатные игры разнообразного  содержания;
  • Линейки, шаблоны, трафареты;
  • Числовые карточки;
  • Счетные палочки;

Центр экспериментирования

В центре  представлены предметы, которые предназначены для детского экспериментирования старшего  дошкольного возраста. Эти предметы используются как в ОД, так и в самостоятельной деятельности детей.

Цель организации центра экспериментирования: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.

Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре экспериментирования»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Содержание (пособия, материалы, оборудование)

• схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

• серии картин с изображением природных сообществ;

• книги познавательного характера, атласы;

• тематические альбомы;

• коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы", "Камней", "Ракушек".

• природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

• медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

• половинки мыльниц, формы для льда

• приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскоп, лупы, безмен.

• клеенчатые фартуки, тряпки

Центр природы служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Здесь выполняется условие свободного доступа к объектам и материалам. Подобраны  растения не требующих для их содержания много времени и сложного оборудования. Растения расположены  по принципу тене – и солнцелюбия. Здесь представлены:  макет «Времена года», дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д. Пособия обеспечивают максимальный для данного возраста эффект, создана ситуация для активного поиска.

В этом центре дети:

- ухаживают и  наблюдают за изменениями в процессе роста растений;

- работают с календарём природы;

- исследуют и создают коллекции (камней, ракушек, семян);

- играют с макетом, видоизменяя его;

- изучают сезонные состояния погоды, растений, животных;

- составляют рассказы о природе по картинкам;

- высаживают семена и выращивают «огород» на окне.

Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре природы»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Содержание (пособия, материалы, оборудование)

  • Макет «Времена года»;
  • Коллекция камней, ракушек, семян и т.д.
  • Игротека экологических развивающих игр;
  • Библиотека познавательной природоведческой литературы;
  • Растения, требующие разных способов ухода;
  • Муляжи овощей и фруктов;
  • Календарь погоды;
  • Инвентарь для ухода за растениями;
  • Зимний огород;
  • Семена растений и овощей;
  • Иллюстрации с изображением птиц;
  • Энциклопедии природоведческой тематики;
  • Фигурки диких и домашних животных;
  • Гербарий

Центр конструирования имеет свободное пространство для сооружений из крупного, мелкого строительного материала. Располагается вблизи игрового уголка для того, чтобы можно было использовать постройки в играх. Крупный строительный материал расположен на низких полках, рядом с ними располагаются машины. Образцы построек меняются 1-2 раза в месяц.

В уголке  в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами, ребята  комфортно чувствуют  себя в любом уголке группы.

Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре конструирования»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Содержание (пособия, материалы, оборудование)

  • Конструкторы разного размера;
  • Мягкие крупные модули;
  • Фигурки диких и домашних животных для обыгрывания;
  • Образцы построек различной сложности;
  • Крупные и мелкие объемные фигуры;
  • Напольное покрытие

Образовательная область

«Социально – коммуникативное развитие»

Центр безопасности

С целью научить наших детей безопасному поведению на дороге  был создан центр  дорожной безопасности.  Располагается он  рядом с игровым центром  и центром  конструктивной деятельности.  В нём созданы условия, как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми.

Данный центр  оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм; дидактическими и настольными играми для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог, макеты  по правилам дорожного движения, светофор. Здесь дети знакомятся с элементами дороги и дорожными знаками, формируют навыки безопасного поведения на дороге.

Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре безопасности»: «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Содержание (пособия, материалы, оборудование)

  • Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД: иллюстрации, игры и пособия по правилам безопасного поведения на улице и в помещении.
  • Макет проезжей части;
  • Макет светофора;
  • Дорожные знаки;
  • Наглядно-дидактическое пособие «Транспорт»;
  • Машинки
  • Полицейские фуражки, жезл для обыгрывания.

Центр патриотического воспитания

расположен вдали от игровых зон. Пособия и оборудование соответствуют возрасту детей и программе. Патриотический центр помогает  знакомиться  с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организации жизни детей по народному календарю

Содержание патриотического центра  разнообразное. Это в первую очередь символика нашей страны, нашего города.  Семейные  альбомы, различные фотографии, дидактические игры,  музыкальные инструменты, раскраски, и различная художественная литература.

Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре патриотического воспитания»: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное  развитие».

Содержание (пособия, материалы, оборудование)

  • Российский флаг, герб России, портрет президента России;
  • Иллюстрации военной техники;
  • Игрушки – оружие;
  • Портреты героев ВОВ;
  • Фотографии исторических памятников России и Ветлуги;
  • Альбомы для раскрашивания о городе и стране;
  • Иллюстрированная детская энциклопедия;
  • Карта России;

Центр игры  расположен вблизи с центром  конструктивной деятельности, чтобы иметь возможность обыгрывать постройки в игре. При создании этого центра  отказались от принципа зонирования игрового пространства, так как это тормозит воображение детей.  Создана  творческая  среда, которая может вариативно использоваться детьми: полифункциональные атрибуты:  например, белый халат пригодится для игр на разные темы. Также отказалась от принципа «чем больше, тем лучше», так как в этом случае игра может превратиться в манипулирование предметами. Игровая среда динамична и своевременно изменяется, с привлечением детей.

Атрибуты к играм подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у  детей желание играть. Подобранный игровой материал позволяет  детям комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре игры»: «Познавательное  развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Содержание (пособия, материалы, оборудование)

  • Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и т.д.);
  • Куклы;
  • Набор посуды, соответствующий размеру куклы;
  • Игровые коврики;
  • Плита;
  • Ванночка для купания кукол;
  • Утюг, гладильная доска;
  • Набор «Больница»;
  • Набор «Парикмахерская»;
  • Набор «Гипермаркет»;

Домашняя зона

С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан центр «домашняя зона», в котором создана домашняя обстановка; имеются: мягкий диван, кресла, альбом семейных фотографий и т.д. Данный центр обеспечивает ребенку личное пространство, то есть собственного места, где он мог бы хранить свои секреты, любимые домашние игрушки (индивидуальные сумочки и т.д.)

Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре домашняя зона»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Содержание (пособия, материалы, оборудование)

  • Диван;
  • Кресла;
  • Журнальный столик;
  • Семейные альбомы;
  • Любимые детские игрушки

Образовательная область «Физическое развитие»

Центр двигательной активности

Яркий, веселый, физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство нашей групповой комнаты.   Он реализует потребность детей в двигательной активности. Здесь дошкольники занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, лазание,  метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей.

Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре двигательной активности»: «Социально – коммуникативное развитие».

Содержание (пособия, материалы, оборудование)

  • Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия: коврики массажные, коврик со следочками (для профилактики плоскостопия), шнур длинный, набивные мешочки;
  • Оборудование для прыжков: мини – мат, палка гимнастическая, шнур короткий;
  • Оборудование для катания, бросания, ловли: мячи резиновые, обручи малых размеров, шарики пластмассовые;
  • Ребристая доска;
  • Дуги, кегли, воротца;
  • Гимнастическая стенка с матрасиком (упражнения только под контролем взрослого);
  • Скакалки;
  • Мячи большие, средние, маленькие
  • Обручи
  • Флажки
  • Гимнастический мяч
  • Мешочки для метания
  • Скакалки
  • Кегли
  • Дорожки здоровья
  • Картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна

Образовательная область «Речевое развитие»

Центр книги расположен рядом с центром музыки и театра, вдали от шума и игровых центров.

С помощью него формируются потребности рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания; происходит развитие литературной речи, художественно-творческого потенциала, а также интереса к художественной литературе.

Книжный центр  является ступенью в мероприятиях для детей и родителей по приобщению к художественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи. Имеет коррекционную направленность. Дети  рассматривают иллюстрации в книгах, ремонтируют их, проводят игры-инсценировки. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.

Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре книги»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное  развитие».

Содержание (пособия, материалы, оборудование)

  • Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме
  • Портреты писателей и поэтов
  • Сюжетные картинки
  • Схемы для заучивания стихотворений
  • Схемы для пересказа произведений
  • Настольно-печатные игры по развитию речи
  • Зеркало;
  • Картотека упражнений по звукопроизношению;
  • Логопедическое лото

Образовательная область

«Художественно – эстетическое развитие»

Центр творчества располагается вблизи окна. Все экспозиции картин и репродукций располагаются на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их. Также в группе имеется много привлекательных, разнообразных и простых в использовании материалов для изобразительной деятельности.

В центре  продуктивной деятельности дети:

- могут заняться различными видами продуктивной деятельности;

- рассматривают и обследуют предметы декоративно-прикладного творчества:

- рассматривают тематические альбомы, иллюстрации, плакаты;

- экспериментируют с различными материалами и техниками;

- изготавливают поздравительные открытки, атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре творчества»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное  развитие».

Содержание (пособия, материалы, оборудование)

  • Наглядно-дидактические пособия;
  • Палитра;
  • Цветные карандаши, гуашь;
  • Круглые кисти;
  • Детские фартуки;
  • Емкости для промывания ворса кисти от краски;
  • Салфетки;
  • Щетинные кисти для клея;
  • Печатки, гкубки, ватные палочки для нанесения узора;
  • Альбомы для раскрашивания для девочек и мальчиков;
  • Ножницы, клей;
  • Инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик, тряпочки;
  • Разнообразные поздравительные открытки;

Центр музыки и театра - это важный объект развивающей среды, поскольку именно музыкальная, театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре музыки и театра»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Содержание (пособия, материалы, оборудование)

  • Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят, Кот в сапогах)
  • Настольный театр (Три поросенка, Колобок, Теремок)
  • Настольные игры из серии «Играем в сказку»
  • Маски персонажей
  • Музыкальные инструменты
  • Диски с музыкой и сказками
  • Ширма
  • Картотека музыкальных и театрализованных игр

ВЫВОД

Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной группы обеспечивает и гарантирует:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы;
  • возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности;
  • вовлечение родителей в образовательную деятельность группы, возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых,

Таким образом,  среда содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.