Главные вкладки
Шумов Владимир Владимирович
Моя философия – учить любя
Школа… В уютной учительской двое: я и она.
Я – молодой неопытный учитель, полный идей, думающий, готовый к дерзаниям. Впереди у меня – открытый урок. Она – знаток своего дела, у нее получается все: и «резьба по камню», и «черчение на песке». Терпеливо, с доброй улыбкой слушает меня, время от времени поправляет и, наверно, думает: «Ты похож на других, ты такой, как все, неизвестный. Но спасибо тебе, что ты зряч – уже четвертый час, а тебе все еще интересно».
Улыбался и я, невольно вспоминая слова Ю.Визбора:
Какая музыка была!
Какая музыка звучала!
Она совсем не поучала,
А лишь тихонечко звала.
Она хотела мне сказать, что на уроке должна царить особая атмосфера, дух единомышленников благодаря развитой профессиональной наблюдательности, педагогической зоркости, позволяющим родиться мысли ученика, замечать и учитывать мельчайшие нюансы детского настроения и поведения. Ребенку все дано природой, каждый ребенок одарен, ему нужно помочь обрести психологическую культуру и научиться пользоваться природными данными, тогда он станет ответственным, сам выберет свой жизненный путь, и ему улыбнется удача.
В беседе с ней я понял основное правило учителя: создавать возможности для рождения мысли ученика и его развития, помогать ребенку «слушать себя», чтобы самореализоваться и быть самим собой. Для этого нужно учить любя! Учить, любя предмет и детей!
Она посмотрела на меня. Все та же улыбка, ясные глаза…Я задал вопросы, ответы на которые уже знал, но мне интересно было услышать их от нее, опытного педагога:
- Почему молодость не пытается найти путь к мудрости? Почему опыт не приходит раньше, когда ты в свои двадцать семь такой одухотворенный!..
Она рассмеялась и ответила: «Было бы неинтересно жить. Не удалось бы почувствовать вкус творчества и узнать своё назначение».
Мы попрощались. Я смотрел Елене Анатольевне, любимому учителю, вслед и думал: «Если раньше было рано, то чем дальше, тем позже. Быть живым и счастливым – не одно и то же».
Ко мне пришло понимание педагогического назначения. Оно – в рождении урока, в рождении мысли ученика, в его духовном взрослении - словом, в любви к профессии и детям.
Как здорово, что в школе всегда есть свои Амонашвили, Волковы, Шаталовы, Ильины!..
Рядом с ними работа с учеником выглядит полной, убедительной. Я обязательно дорасту до учителя с большой буквы и по праву скажу по-есенински:
Что дано мне, о том и пою.
А дано главное: окрылить, очаровать, обворожить ребенка своим чутким отношением к нему и интересным предметом. Я не ошибся: моя философия – учить любя!