Фестиваль педагогического мастерства - 2022 год.
Материалы участника конкурса. Ссылки на опубликованные видео и материалы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эссе «Моя педагогическая философия»
«Я – воспитатель!»
Воспитатель МКДОУ "Детский сад" Родничок": Ризванова Гульчира Мирсаитовна
Кто с детством свою жизнь связать решил,
Тот молодым останется навек
А значит, повезло ему по праву.
А значит, он счастливый человек.
На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен выбрать ту, которая бы радовала его и приносила удовольствие. Выбор профессии – очень важный шаг в жизни каждого человека.
Я - воспитатель! У меня самая удивительная профессия! У кого ещё есть возможность заглянуть в страну детства, погрузиться в мир ребенка, только у воспитателя. Дети - самое лучшее и светлое, что есть в жизни. Эта профессия заставляет меня забыть все проблемы, ощущать себя всегда здоровой, энергичной и всегда находиться в мире сказочного детства.
Детский сад давно стал для меня вторым домом. Ежедневно, приходя в свой любимый детский сад, я смотрю в глаза своих милых воспитанников. Сколько в них чувств, переживаний. Глаза ребенка – это состояние души, в которых многое можно увидеть.
Так кто же такой воспитатель детского сада? Конечно же, воспитатель – это, прежде всего, человек! Человек, воспитывающий детей, любящий их, и поэтому он, и они счастливы.
К.Д.Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». А счастливого воспитателя сразу видно – он живет в среде детей, понимает их потребности, налаживает контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает его, стойко переносит невзгоды беспокойной педагогической жизни. Труд воспитателя может быть нелегким, отнимающим порой все и физические и моральные силы, но рутинным, неинтересным его не назовешь. Быть воспитателем - огромная ответственность, но и огромное счастье. Ведь суть профессии – дарить, дарить ребенку этот красочный мир, удивлять прекрасным. И для того чтобы это осуществить, педагогу необходимо обладать профессиональной компетентностью. Человеку, выбравшему профессию воспитателя, необходимо быть искренне заинтересованным, стремиться познавать новое в мире и науке, повышать уровень методической грамотности. Важно уметь каждому педагогу применять профессиональные знания на практике: организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом личностных особенностей каждого ребенка, веря в него и уважая внутренний мир малыша. Большое значение в успешности воспитателя имеет педагогическая культура. Корректность, грамотная речь, доброжелательность, коммуникабельность помогут подобрать ключик к каждому малышу, найти общий язык с родителями и коллегами.
Занимаясь с ребятами я использую в своей работе самые разнообразные направления и формы. Чтобы превратить свои занятия в увлекательный творческий процесс и заинтересовать малышей, я стремлюсь в своей работе чаще использовать игрушку в качестве ведущего, включать музыку, загадывать загадки, устраивать сюрпризный момент, а также мотивирую детей художественным словом. Дети оживляются, начинают принимать активное участие в непосредственной образовательной деятельности. Всегда стараюсь разговаривать с детьми вежливо и ласково и слежу, чтобы и они так же общались между собой.
Воспитание в детском саду - это не просто игровая деятельность, это ежесекундный кропотливый труд, требующий выдержки, огромного терпения. Мои старания направлены на то, чтобы дети выросли настоящими людьми, гражданами своей страны, любящими окружающий мир, людей, природу; чтобы могли отличать хорошее от плохого; чтобы всегда умели постоять за себя и своего товарища; чтобы могли видеть, чувствовать и понимать прекрасное. Воспитание такой личности включает в себя овладение всеми богатствами родного языка, развитие устной речи на основе овладения литературным языком своего народа.
Развивая творчество у детей, я вместе с ними учусь быть творческим, современным педагогом. Стараюсь все время находиться в поиске нового, интересного, чтобы наша жизнь в группе не стояла на месте. Пытаюсь быть для своих любимых ребят не только воспитателем, который всё знает, всему учит, но и товарищем по играм: не стать скучным взрослым, быть всегда «чуть-чуть» ребёнком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности, уметь вместе смеяться, думать.
Меняется мир, меняются и требования. И современный воспитатель, несмотря на возраст и другие обстоятельства, должен им соответствовать. Иначе нельзя. Воспитатель сегодня должен быть способным обучаться, схватывать все на лету, уметь управлять современными компьютерными технологиями, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения. А самое главное он должен быть такой, как и во все времена – добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, ласковый и обязательно любить детей!
Я люблю свою нелёгкую, но интересную и нужную профессию и благодарю судьбу за возможность прожить детство многократно. Ведь вместе с воспитанниками я расту, развиваюсь, проживаю самые счастливые годы!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «БЭХЕТЛЕ БАЛАЧАК».
Перспективный план по ознакомлению детей второй младшей группы с татарской национальной культурой, бытом и традициями.
Составила: Ризванова Гульчира Мирсаитовна,
воспитатель МКДОУ «Детский сад «Родничок»
2021-2022 г.
1 квартал:
- рассматривание картинок, открыток, снимков с видами улиц села. Обратить внимание на большие красивые здания, жилые дома, сказать, что строят их папы и мамы.
- рассматривание книг и альбомов о селе, в котором мы живем.
- рассматривание предметов национального быта: ковер, скатерть, покрывало с узорами татарской вышивки; использование предметов быта в оформлении интерьера кукольной комнаты.
- чтение стихотворения Д. Тарджеманова «Маленький шофёр».
- отрывок из стихотворения «Верхом на палочке» Д. Тарджеманова.
- рассказывание детям сказки А. Алиша «Два петуха» с использованием кукольного театра.
- татарская игра «Узнай по голосу» (развитие слуха, бесшумного передвижения).
2 квартал:
- продолжить работу по ознакомлению с родным селом. Рассматривание фотографий кинотеатра, Дворца культуры, детского сада, школы, аптеки, магазина.
- рассматривание альбома с открытками – пейзажами родного края (зима).
- рассматривание картины И. Шишкина «Зима».
- рассматривание альбома «Животный мир родного края».
- чтение сказки «Бояка и Небояка» А. Алиша; «Пропала кошка» М. Файзуллиной.
- чтение стихотворения Р.Валеевой «Кукла», Т.Тарджеманова «Жалоба кукол».
- сюжетно-ролевая игра «Шофёр» по сюжету стихотворения.
- татарская народная игра «Перехватчики» с речетативной считалкой (бег, реакция на сигнал).
3 квартал:
- продолжать работу по знакомству с предметами национального быта.
- рассматривание татарской национальной одежды на куклах «Алсу», «Ильдус».
- использование элементов татарского народного узора в аппликациях.
- чтение стихотворения «Зайка» З. Нури «Кот умывается» Д. Тарджеманова, «Зарядка» М. Файзуллиной.
- подвижная татарская игра «Лягушка» (прыжки, реакция на сигнал).
Рассматривание альбомов с образцами татарской национальной одежды, вышивки, аппликации.
4 квартал:
- продолжать работу по знакомству с родным краем, селом, татарским декоративно-прикладным искусством.
- рассматривание иллюстрации открыток, выполненных работ детьми по мотивам татарского орнамента, сказок.
- чтение рассказов «Чик-чирик» - М. Туктарова.
Музыкальные занятия
- прослушивание татарской народной плясовой мелодии «Лип».
- прослушивание песни «Бабочка», муз. Д. Файзи.
- чтение стихов «Кот умывается» Д. Тарджеманова.
- татарские народные игры с речетативом «Делай как мы», «Тимербай» (развитие внимания, «Лисичка и курочка» (с развитием ориентирования).
Изобразительная деятельность
Аппликация.
1 занятие: аппликация на полоске с использованием узоров из татарского орнамента (колокольчики).
Программное содержание: учить наклеивать формы, чередуя цветы, познакомить детей с элементами татарских узоров, уточнить знания того цвета, который будет дан детям, упражнять в использовании правильных приемов наклеивания.
2 занятие: аппликация «Цветок» (татарские народные узоры).
Программное содержание: учить детей изображать предмет, состоящий из нескольких частей, располагая эти формы по порядку от большого к меньшему, закрепить знание цветов и приемы аккуратного наклеивания.
3 занятие: аппликация «Коврик».
Программное содержание: учить детей составлять узор на квадрате, располагая по углам и в центре бумаги большие цветы одного цвета, а посередине сторон маленькие цветы другого цвета, воспитать эстетический вкус.
4 занятие: аппликация «Коллективная работа «Коврик» (по мотивам народной татарской вышивки).
Программное содержание: учить детей составлять композицию из готовых форм в рамках определенного содержания, самостоятельно находить место для каждой формы, подводить детей к пониманию того, что значит красиво расположить изображение на листе.
Рисование
Украсим платок для Лейсан.
Украсим платье для Лейсан.
Лепка
Чак-чак.
Игра
Дидактическая игра: «В гости пришла кукла Лейсан».
Сюжетно-ролевая игра:
«Семья» (с участием куклы Лейсан).
Строительная:
Постройка комнаты для Лейсан.
Драматизация татарской народной сказки: «Глупый зайчонок».
Дидактические игры
Уложим Аленушку спать.
Оденем Леночку и Маратика на прогулку.
Купание Аленушки и Миляуши.
Для каждой куклы подбери свой костюм.
Выкладывание национального орнамента по рисунку.
Из какой сказки картинка.
Угощение кукол национальными сладостями.
Угостим куклу чаем.
Сделай чашку целой.
Сделай ложку целой.
Найди, что на картинках разное.
Чудесный мешочек.
Что изменилось?
С какого дерева лист?
Подберите картинку к сказке.
Творческие игры
Строительные игры (дом, улица, дорога, комната для куклы) .
Детский сад.
Приезд куклы.
День рождения куклы.
Катание кукол на санках.
Семья.
Больница.
Праздничный концерт.
Праздник.
Драматизация по сказке «Рукавичка».
Подвижные игры
Серый волк (татарская) .
Спутанные кони (татарская) .
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект во второй младшей группе
«Люблю тебя, моё село!»
Паспорт проекта
Название проекта «Люблю тебя, моё село!»
Вид проекта: краткосрочный (2 недели).
Тип проекта: познавательный, групповой.
Срок реализации: с 17.01.2022 по 28.01.2022 гг.
Участники проекта: дети 3-4 лет, воспитатели, родители.
Актуальность проекта
Основным этапом формирования любви у детей следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем родном селе, взаимоотношений, усвоение принятых норм поведения, приобщение к миру культуры. Детям очень важно прививать любовь к семье, к дому, к детскому саду, к родному селу.
Цель проекта: дать первоначальное знание о родном селе Сафакулево воспитывать любовь к родному краю, к своей «малой родине».
Задачи:
- познакомить с детским садом, с территорией детского сада;
- знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами;
- познакомить с растительным миром детского сада, воспитывать любовь к природе родного края;
- знакомить с названием улиц, основными социальными объектами;
- знакомить с видами транспорта, с правилами поведения на улице, с элементарными правилами дорожного движения;
- знакомить с профессиями: продавец, парикмахер, шофёр, водитель.
Интеграция образовательных областей.
Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослым и со сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности.
Познавательное развитие: формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.
Речевое развитие: обогащение словаря, развитие связной речи.
Художественно-эстетическое развитие: становление эстетического отношения к окружающему миру, реализация самостоятельной творческой деятельности.
Физическое развитие: овладение подвижными играми с правилами, элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Организация деятельности в рамках проекта.
- Беседа «Наше село Сафакулево».
- Беседа «Улица, на которой я живу»
- Беседа «Наш любимый детский сад».
- Чтение и обсуждение сказок, песен, стихов о родном крае;
- Подбор и рассматривание фотографий с изображением села;
- Рассматривание иллюстраций с достопримечательностями села;
- Организация выставок детского творчества.
Художественно – эстетическое развитие
Чтение стихов о родном крае.
Прослушивание песен о селе.
Показ иллюстраций «Животные родного края».
Детские работы
Разукрашивание флага Курганской области
Рисование «Мой Родной дом»
Дидактические игры и упражнения
«Найди и назови»
«Одежда»
«Укрась тюбетейку и калфак»
«Магазин»
«Вежливые слова»
«Кто, что делает?»
«Найди такой же»
«Назови время года»
«Кому что нужно для работы?»
«Утро, день, ночь»
«Укрась одежду»
«Домашние животные»
«Найди предмет по описанию»
Подвижные игры
«Мышата в норках»,
«Серый волк»,
«Угадай и догони»
«Тюбетейка»
Сюжетно - ролевые игры:
С/р игра «Что продается в магазине?»
Игровые ситуации: «Домик для собачки» (строим из кубиков), «Перевезем мебель кукле Маше», «Красивая прическа», «Встречаем гостей, делаем чаепитие», «Машины привозят товар в магазин», «В парикмахерской», «Вежливый продавец», «Магазин игрушек», «Овощной магазин».
Игра с конструктором: «Новая мебель для кукол», «Дом моей мечты».
Настольные игры
Настольные игры: «Собери свой дом», «Большие и маленькие дома»,
«Сложи картинку», «Что перепутал художник».
Лото «Овощи-фрукты», «Магазин».
Пазлы «Животные и их детеныши»
Наблюдения: за транспортом, за птицами, небом, деревьями, прохожими людьми; природными явлениями.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей:
Книжный уголок: предметные картинки, художественная литература по теме «Зима в лесу».
Центр продуктивной деятельности: материалы и инструменты для рисования, аппликации и художественного труда.
Взаимодействие с родителями:
Привлечь родителей к участию в познавательном проекте «Люблю тебя, моё село!»
Принести фотографии на тему «Моё село».
Консультация для родителей «Знакомим детей с родным краем».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия во второй младшей группе по ознакомлению
с татарской культурой и традициями .
Цель: ознакомление детей с татарской национальной культурой и традициями. Задачи: Познакомить детей с культурой татарского народа. Знакомить с татарским национальным костюмом, особенностями орнамента. Расширять словарный запас с помощью знакомства с новыми словами, обозначающими татарскую национальную одежду: камзол, калфак, ичеги, тюбетейка. Воспитать интерес к татарской национальной культуре.
Материал: кукла Айгуль в татарской одежде, диск с записью татарской музыки, кисточки, баночки с водой, гуашь (красная и зеленая), трафарет чашечки, тюбетейка (для игры).
Ход занятия.
Восп-ль: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями.
Восп-ль: Ребята, а вы знаете, как называется наша страна? (Россия). Как называется наш село? (Сафакулево). Правильно, наш село называется Сафакулево . В нашем селе, ребята, проживают много людей. Среди них есть люди разных национальностей: русские, татары, башкиры и другие национальности. И все они живут дружно.
Сегодня мы с вами познакомимся с культурой татарского народа. Татарский народ имеет свою культуру, праздники, обычаи и традиции. На праздники люди одевают свои лучшие наряды и украшения. (Стук в дверь. Приходит кукла Айгуль).
Восп-ль: Ребята, к нам в гости пришла кукла Айгуль. Давайте поздороваемся. Айгуль одета в татарский национальный костюм. Ребята, кто скажет, что на голове у Айгуль? (по - татарски называется Калфак). Что у нее одето поверх платья? (Камзол). А что у Айгуль на ногах? (ичеги).
Восп–ль: Ребята, Айгуль хочет с вами поиграть в татарскую народную игру, которая называется «Тюбетейка» (по кругу под музыку дети передают тюбетейку, на ком останавливается, тот танцует). Молодцы! Хорошо поиграли. Понравилась вам игра?
Айгуль: Ребята, у моей бабушки скоро день рождение. У нее есть красивый самовар, а вот чашек красивых нет. Она хочет, чтобы и чашечки были красивые расписные. Помогите, пожалуйста, украсить для моей бабушки чайные чашки.
Восп-ль: Айгуль, мы с ребятами тебе поможем. Вот чайные чашечки, а на них нарисован узор. И этот узор надо раскрашивать красками. Из каких элементов состоит этот узор? (цветок, листок). Кто знает, как называется этот цветок? (тюльпан). Какого цвета тюльпан? (красного). Какого цвета листочек? (зеленого). (раскрашивают).
Айгуль: Молодцы! Чашки получились очень красивые, моя бабушка будет очень рада. Восп-ль: Пока сохнут ваши чайные чашечки для бабушки Айгуль, давайте вспомним, как называется шапочка на голове у нашей гостьи? (калфак). Как называется жилетик? (камзол) Как называются сапоги? (ичеги) С какой культурой мы сегодня познакомились? (с татарской культурой).
Восп-ль: Ребята, вы все такие молодцы. И Айгуль принесла вам вкусное угощение. Это татарское национальное блюдо «Чак-чак». (Прощаются с куклой и гостями).
Предварительный просмотр:
Конспект.
Развлечение на основе татарских народных игр "Куңелде уен"
2 младшая группа, воспитатель: Ризванова Г. М.
Цель: создавать у детей бодрое, радостное настроение, формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми в процессе совместной игры.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить детей организованно играть в народные игры, повторить пальчиковую игру "Моя семья".
Развивающие:
- развивать внимание, память, воображение, развивать способность понимать настроение выраженное в музыке и передавать его в движениях.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к фольклору, воспитывать дружеские отношения к сверстникам.
Предварительная работа: чтение татарских народных сказок, разучивание пальчиковой игры "Моя семья-Минем гаилям", выбор и поиск аудиозаписей, фольклорной атрибутики, кукла в национальном костюме, тюбетейка и калфак.
Ход развлечения:
Звучит народная татарская песня.
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня у нас праздник игры.
Сегодня к нам пришла кукла Алсу. Давайте поздороваемся "Здравствуйте- Исэмесез". Посмотрите, какой на ней красивый татарский наряд, длинное платье с оборками, поверх платья "камзол", а на голове "калфак"-это татарский женский головной убор.
Алсу: Я вам принесла волшебный сундучок, хотите посмотреть, что там?
Дети: Да
Достаёт тюбетейку. А знаете, что это? Да, Алсу, дети знают что это тюбетейка- мужской головной убор. А еще, наши дети знают татарскую народную игру " Тюбетейка".
Правила игры:
Дети стоят в кругу, надевают тюбетейку(под татарскую плясовую музыку) на голову рядом стоящего ребенка. Музыка останавливается, на ком остаётся тюбетейка, тот танцует.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, Алсу с вами хочет поиграть в татарскую народную игру "Тимербай".
Правила игры:
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают входящего- Тимербая. (Звучит татарская народная музыка).
Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались
Хорошенечно отмылись,
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга, поглядеть
Сделали вот так!
Водящий делает какое-нибудь движение.
Все должны повторить. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Движения, которые уже показывали, повторять нельзя.
Воспитатель: Алсу, а еще наши дети знают пальчиков игру "Моя семья- Минем гаилем". Молодцы!
Воспитатель: Ребятки, давайте поиграем с Алсу в веселую хороводную игру " Ак Калач- Каравай". (Звучит татарская песня "Ак Калач").
Воспитатель: Молодцы ребятки, мы все хорошо поиграли. Вам понравилось?
Дети: Да!
Алсу: А у меня, в волшебном сундуке, есть подарки для вас - медальки с татарским орнаментом.
Воспитатель: Ребятки, давайте поблагодарим Алсу за подарки!
Дети: Спасибо! Рахмат!
Алсу: Я была очень рада поиграть с вами! Большое вам спасибо! До свидания! Хуш!
Дети: До свидания! Хуш!
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ:
ТЕМА: «День родного языка»
Цели и задачи:
Познакомить детей с «Международным днем родного языка ». Обогатить духовный мир детей; через различные виды деятельности, формировать у детей свое отношение к международному дню родного языка.
Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным, развивать у детей любознательность и интерес к языкам.
Воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.
Ход занятия
Воспитатель:
Добрый день! У нас, ребята, большой праздник. 21 февраля – Международный день родного языка!У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек - родной язык. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем.
Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет
Что это? \Глобус\
А что такое глобус? \маленькая модель земного шара\
Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?
\голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни. \
На глобусе мы можем увидеть все страны. Я приглашаю вас в путешествие.
(Дети подходят к карте)
Ребята, в какой стране мы живём? (Российская Федерация) Столица нашей Родины? (Москва)
На каком языке мы с вами говорим? (Русский)
В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. .
Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова.
Без языка родного, мудрого
Ни дня прожить я не могу!
Со мной он всюду и везде,
Поможет в счастье и в беде.
Мой русский, мой родной язык,
Ты необъятен и велик!
Стихи читают дети.
Нет на свете Родины красивей –
Боевой страны богатырей.
Вот она, по имени Россия,
От морей простерлась до морей.
Кремлевские звезды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины нет.
Загадки:
Воспитатель: Ребята, а загадки вы знаете? (ДА)
Всегда во рту, а не проглотишь (Язык)
Хоть не шляпа, а с полями,
не цветок, а с корешком,
разговаривает с нами
всем понятным языком (Книга)
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь - скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Наше Отечество)
Шар земной, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома,
Дом на улочке одной
Неприметный, небольшой
Этот дом, страна, земля –
Это родина моя.
Наша родина – Россия,
Где в озёрах облака,
Где берёзки молодые
Нарядились в кружева.
Игра «Подбери слово»
российский (герб, флаг, дом, гимн)
русский (народ, язык, холод, дом, дух)
Игра «Слова наоборот»
Антонимы - слова с противоположным значением. Предлагаю самим составлять пары слов:
холодно - тепло: широкий - узкий, толстый - худой, горячий - холодный,
громкий – тихий, день-ночь, хорошо - плохо.
длинный - короткий и т. д.
Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.
Любите свою родину свой язык и свой народ!
Жура - журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил.
Крылья, ноги натрудил,
Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края.
Игра подвижная: «Заря»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется
«Пословицы и поговорки»
Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке .
- Язык острее бритвы.
- Язык до Киева доведёт.
- Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
- Язык мой - враг мой.
- Языком не спеши – спеши делом.
Слушай больше, а говори меньше.
Выставка «Стена добрых слов»
Предложить детям по очереди показать карточки с «добрыми словами». Попросить их рассказать, что за слова здесь написаны, что они значат, когда они уместны.
После того как ребенок покажет и расскажет о своей карточке, ему предлагается подойти к большому листу и приклеить ее скотчем. По окончании занятия всю «Стену добрых слов» вывешивают для просмотра в группе. - Рассмотрите нашу газету, сколько слов мы придумали на нашем родном языке.
Дарите добрые слова,
От сердца чистого дарите!
Дарите тем, кто одинок,
И тем, кто счастлив, жизнь проходит.
А вечной ДОБРОТЫ урок,
Всегда признание находит.
Дарите добрые слова.
Что наша жизнь? Одно мгновенье!
И точно, кто-то ждет всегда,
Когда на нас найдет прозрение.
Дарите добрые слова…
Прошу дарите без стеснения.
Любому доброта нужна,
Любому нужно окрыление!
А мы стесняемся порой,
От всей души дарить признания.
И остаемся за стеной
Обид, забот и ожидания.
Дарите добрые слова,
Всем - незнакомым и любимым.
Дарите добрые слова,
Чтоб сделать этот мир красивым!
Ребята, скажите, а что вам больше всего запомнилось сегодня?
Вот и подошло к концу наше занятие, посвящённое Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!
Воспитатель: Ризванова Гульчира Мирсаитовна
Предварительный просмотр:
Конспект НОД во второй младшей группе
«Украсим чашки татарским орнаментом».
Программное содержание:
- Познакомить детей с татарской национальной одеждой, головными
уборами;
- Воспитывать интерес к национальной культуре татарского народа;
- Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- Обучать детей выполнять композицию в виде татарского орнамента
способом накладной аппликации.
- Формировать самостоятельность и творчество детей.
Словарная работа: Камзол, калфак, татарский орнамент.
Оборудование:
Кукла в татарском национальном костюме; подносы, на которых лежат вырезанные из бумаги «чашки» (основа для аппликации), детали орнамента; клей; кисть клеевая; клеёнка; салфетка;
Ход НОД:
1. Организационный момент, объявление темы.
- Ребята мы идем в гости к татарской красавице Алсу. (Дети и воспитатель подходят к национальному уголку, на котором сидит кукла в татарском костюме. Уголок украшен всевозможными старинными вещами, вышивками с татарскими орнаментами)
- Здравствуй, Алсу.
Алсу: Здравствуйте дети! Я Алсу (Дети здороваются)
Исәнмесез, исәнмесез,
Хәерле иртә,
Сәламәтлек сиңа, миңа
Һәм барлык кешегә.
2. Основная часть.
- Ребята, посмотрите какой красивый, необычный наряд у Алсу. Что это за наряд? (Татарский костюм.)
- Правильно, это татарский национальный костюм. Его одевали в старину наши бабушки. Ребята, а мы сейчас надеваем такие наряды? (Нет, только на праздники.)
- Давайте мы его рассмотрим. (Воспитатель показывает каждую деталь изделия, дети называют цвет и название частей костюма)
- Из чего состоит этот наряд? (платье, камзол, калфак, сапожки)
- Какого цвета платье? (жёлтого)
- Какой головной убор у Алсу? (калфак)
- Что на ногах у красавицы? (сапожки)
Алсу: Этот наряд сшила мне бабушка, а украсила вышивкой моя мама. Я очень люблю своих близких. Они – моя семья!
- Ребята, давайте, и мы вспомним членов своей семьи.
3. Пальчиковая гимнастика «Минем гаиләм»
Бу бармак — бабай,
Бу бармак — әби,
Бу бармак — әти,
Бу бармак — әни,
Бу бармак — нәни бәби,
Аның исеме — Чәнти.
Алсу: А ещё я люблю играть. Давайте вместе поиграем в игру "Йомгагым-клубочек".
4. Продолжение работы:
Алсу: Ребята, скоро у моей бабушки день рождение, у нее есть красивый самовар, а чашек красивых нет. Помогите, пожалуйста, украсить для моей бабушки чайные чашки.
- Конечно, Алсу, ребята тебе помогут.
- Из каких элементов состоит этот узор? (цветок, листок)
- Как называется этот цветок? (Тюльпан) На татарском языке – лалә.
- Какого цвета тюльпан? (красного)
- Какого цвета лепестки? (зелёного)
(Воспитатель показывает технику выполнения орнамента поэтапно)
6. Самостоятельная работа детей.
В процессе деятельности детей воспитатель поощряет самостоятельность, аккуратность, творчество. Тем детям, которые затрудняются в работе, воспитатель оказывает помощь. Проговаривает вместе с детьми названия деталей.)
7. Подведение итогов.
Алсу: Молодцы, чашки получились очень красивые, моя бабушка будет рада. Ребята, мне хотелось бы поиграть с вами ещё одну игру "Ак калач".
8. Игра «Ак калач»
- Молодцы, ребята, вы все были внимательны, активны, вы очень старались, за ваше мастерство я хочу подарить вам тюльпаны. (Каждому ребенку воспитатель дает по тюльпану)
Предварительный просмотр:
Картотека татарских народных игр
Ризванова Гульчира Мирсаитовна
Воспитатель МКДОУ "Детский сад" Родничок "
«Продаём горшки» (Чулмак уены)
Цель игры: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки—хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок—хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.
Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
— «Эй, дружок, продай горшок! »
— Покупай!
— Сколько дать тебе рублей?
— Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила игры:
• бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;
• бегущие не имеют права задевать других игроков;
• водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
«Спутанные кони» (Тышаулы атлар)
Цель игры: развитие силовой выносливости, укрепление костно-мышечного аппарата ног.
На игровой площадке чертится линия. На расстоянии от нее (не более 20 м) устанавливаются флажки, стойки.
Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д.
Правила игры:
• выигрывает команда, закончившая эстафету первой;
• прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками.
Татарская народная игра «Аксак тольке» («Хромая лиса»)
Перед началом игры на земле рисуются два круга: диаметром 5-10 м (курятник) и диаметром 1-2 м (дом хозяина). Играющие (их может быть от пяти до двадцати человек) выбирают хозяина и лису. Один из ребят – «хромая лиса», другой – «хозяин дома» - медведь, все остальные ребята - куры. «Хозяин дома» - в кругу, рядом с которым - большой круг- «курятник». «Лиса» - за чертой, в «норе».
От своей норы лиса на одной ноге допрыгивает к «хозяину дома». Лиса и медведь заводят разговор.
-Ты куда, лиса хромая,
Темной ночью ковыляешь?
- Бабка ждет меня родная,
Разве ты о том не знаешь?
- А зачем к ней торопиться?
- Шубка сушится на печке.
- А если шубка загорится?
- Окуну я шубу в речку.
- Вдруг умчит ее вода?
- Трудно будет мне тогда.
- Ну, а как, лиса хромая,
Ты без шубы проживешь?
-Не тревожься, спи, хозяин,
Как проснешься, ты поймешь!
«Хозяин дома» укладывается спать, а лиса припрыгивает в курятник. Куры просыпаются и разбегаются в разные стороны, а лиса, прыгая на одной ноге, старается кого-нибудь запятнать. Кого запятнают, тот становится лисой.
Татарская народная игра «Аю-буре» («Серый волк»)
Один из играющих - «Серый волк». Дети идут «в лес» собирать ягоды. Один из игроков спрашивает:
- Вы, друзья, куда спешите?
Дети хором:
- В лес дремучий мы идем.
- Что вы делать там хотите?
- Там малины наберем.
- Вам, зачем малина, дети?
- Мы варенье приготовим.
- Если волк в лесу вас встретит?
- Серый волк нас не догонит.
Дети подходят к тому месту, где прячется, серый волк и поют:
Соберу я ягоды и сварю варенье.
Для любимой бабушки будет угощенье.
Здесь малины много, всю и не собирать!
А волков, медведей вовсе не видать.
Тут серый волк поднимается, а дети бегут за черту. Кого волк запятнает, того уводит к себе.
Татарская народная игра «В узелок» (Тоенчек уены)
В игре принимают участие дети младшего и среднего возраста, 20-30 человек. Для нее нужен платок, завязанный узлом.
Описание. Один из игроков - водящий. Остальные участники, образовав круг, садятся на землю Гили становятся на колени) на расстоянии не более 2 м яруг от друга. Водящий стоит за кругом с платком, завязанным в узелок. По сигналу руководителя водящий бросает узелок одному из игроков, сидящих в кругу, И отходит на три шага назад. Сидящие начинают передавать узелок от одного игрока другому так быстро, как будто ой летит по кругу. Водящий бежит за узелком, чтобы перехватить его. Если это ему удается, он меняется ролью с игроком, у которого был перехвачен узелок.
Правила.
1. Сидящие игроки могут передавать узелок только своему соседу справа или слева.
2. Водящий должен перехватить узелок из рук. Узелок не считается пойманным водящим, если поднят им с земли (если кто-то уронит) или схвачен на лету. Однако в игре младших ребят водящему разрешается брать узелок с пола (с земли, если его уронили.
3. Во время передачи узелка можно менять направление.
Игра «Тимербай»
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга.
Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.) .
Татарская народная игра «Угадай и догони» (Читанме, бузме)
Цель игры: развитие внимательности, ловкости.
Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.
Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.
Правила игры:
• если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать;
• как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.
Татарская народная игра «Скок-перескок» (Кучтем-куч)
Цель игры: развитие внимательности, умения ориентироваться, укрепление мускулатуры ног.
На игровой площадке чертят круг диаметром 15— 25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30— 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий.
Водящий говорит: «Перескок! ». После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками, прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.
Правила игры:
• нельзя выталкивать друг друга из кружков;
• двое играющих не должны находиться в одном кружке;
• при смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.
«Хлопушки» (Абакле)
На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20—30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.
Выбирается водящий. Он подходит к стоящим игрокам у города и произносит слова:
Хлоп да хлоп - сигнал такой
Я бегу, а ты за мной!
С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.
«Займи место» (Буш урын)
Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:
Как сорока стрекочу
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу-
Беги!
Сказав, беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.
«Ловишки» (Тотыш уены)
По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех.
Правила игры. Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.
«Жмурки» (Кузбайлау уены)
Чертят большой круг, внутри него на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямки-норки по числу участников игры. Определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центре круга. Остальные занимают места в ямках-норках Водящий приближается к игроку, чтобы поймать его. Тот, не выходя из своей норки, старается увернуться от него, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрока по имени. Если он правильно назовет имя, участники игры говорят: «Открой глаза! »— и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге.
Правила игры. Водящий не имеет права подсматривать. Во время игры никому нельзя выходить за пределы круга. Обмениваться норками разрешается только тогда, когда водящий находится на противоположной стороне круга.
«Перехватчики» (Куышу уены)
На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:
Мы имеем быстро бегать,
Любим прыгать и скакать
Раз, два, три, четыре, пять
Ни за что ней не поймать!
После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.
Правила игры. Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.
«Лисички и курочки» (Тольке и тавыклар)
На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположной стороне — стоит лисичка.
Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку! » По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.
Правила игры. Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.
«Кто дальше бросит? » (Ыргыту уены)
Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8—10 м от каждой команды. По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросит мешочки до флажка.
Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.
«Мяч по кругу» (Тоенчек уены)
Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15—25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.
Правила игры. Передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.
Предварительный просмотр:
«Дидактические игры по знакомству детей с татарским народным орнаментом»
Подготовила воспитатель: Ризванова Гульчира Мирситовна.
Дидактические игры формируют у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента. Это и лучшее усвоение материала, закрепление лексики татарского языка, речевого материала в игровой форме. Но это требует определенной подготовки самих воспитателей. Воспитатель хорошо должен знать народное искусство, орнамент татарского узора. Такие игры помогают закреплять пройденный материал, развивать память, внимание, творчество и фантазию, воспитывает усидчивость.
«Укрась одежду»
Цель: закрепить знания детей о элементах национального костюма; учить детей с помощью цветных шаблонов составлять собственные композиции на формах.
«Найди и составь»
Цель: учить детей находить и называть элементы татарского орнамента; обогащать словарь детей.
«Четвёртый лишний»
Цель: учить правильно классифицировать предметы по внешнему виду и назначению; учить определять и описывать предмет, отличающийся от других; закреплять знания детей элементов одежды.
«Составь узор»
Цель: учить составлять целое из частей; закреплять знания детей элементов татарского орнамента; развивать творчество и фантазию, внимание; воспитывать усидчивость.
«Домино»
Цель: учить детей замечать различное сочетание орнаментов в узорах; закрепить знания элементов татарского орнамента; развивать внимание.
«Укрась тюбетейку и калфак»
Цель: развивать творческие способности детей, фантазию.
Кубики «Татарский орнамент»