Декоративно-прикладное искусство в дополнительном образовании

Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей, которые создают художественные изделия главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также изделия, не являющиеся произведениями искусства, но приобретающие художественное качество благодаря труду художника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Декоративно-прикладное искусство в дополнительном образовании

Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей, которые создают художественные изделия главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также изделия, не являющиеся произведениями искусства, но приобретающие художественное качество благодаря труду художника.

Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их назначению существует классификация отраслей декоративно-прикладного искусства, которая обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Представим данную классификацию в виде рис. 5.

Рис. 5. Классификация декоративно-прикладного искусства

Декоративно-прикладное искусство решает практические и художественные задачи, а также создает материальные и духовные ценности. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с укладом жизни, с этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями [35].

Составляя органическую часть предметной среды, произведения декоративно-прикладного искусства постоянно воздействуют на душевное состояние и настроение человека, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.

Эстетически насыщая и преображая окружающую человека среду, произведения декоративно-прикладного искусства воспринимаются во взаимосвязи с ее архитектурно-пространственным решением, с другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому значимость произведений декоративно-прикладного искусства может быть понята лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) о взаимосвязях предмета со средой и человеком.

В декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей и ритмическая структура изделия служат единственными средствами воплощения его эмоционально-образного содержания. Эмоционально-содержательный образ изделия часто активизируется образом-ассоциацией (сопоставлением его формы с каплей, цветком, фигурой человека или животного, их отдельными элементами, с каким-либо другим изделием — колоколом, балясиной и т.п.). Декор изделия также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря декору предмет быта становится произведением декоративно-прикладного искусства, обладая собственной эмоциональной выразительностью, своими ритмом и пропорциями. Например, простая форма и нарядная, праздничная роспись поверхности хохломских изделий различны по своему эмоциональному звучанию; декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе [35].

Для создания декора предметов декоративно-прикладного искусства широко используют орнамент и элементы (порознь или в различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже графика). Средства изобразительного искусства и орнамент порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт — стилизованных пальмообразных листьев, волют — спиралевидных завитков с «глазком» в центре; звериных лап и голов; сосуды в виде цветка, плода, птицы, зверя, фигуры человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделий (узор решетки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра).

Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приемов его обработки играют в декоративно-прикладном искусстве роль особо активных средств эстетического воздействия.

Декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе начальной школы может выступать как в урочной и внеурочной деятельности.

Урочная деятельность – это учебные занятия в рамках учебного плана по предметным областям, организуемые в классно-урочной форме. Для успешной профессиональной самореализации педагогу декоративно-прикладного искусства необходимо обладать массой качеств. Сформировать новые компетенции в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, обучить современным методикам преподавания декоративно-прикладного искусства – это основные цели программы декоративно-прикладного искусства. Обучение школьников происходит с учётом действующих образовательных программ и стандартов. Отдельной задачей является обучение организации внеурочной деятельности, подготовке и проведению мероприятий с участием детей. 

Внеурочная деятельность – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. Внеурочная деятельность обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка [31]. Таковыми являются:

1. Разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

2. Включение в различные виды внеурочной деятельности обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

3. Разнообразная внеурочная деятельность способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желание активно участвовать в продуктивной деятельности.

4. В различных формах внеурочной деятельности дети не только проявляют свои индивидуальные способности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.

Внеурочная деятельность выступает одновременно как объект педагогического внимания и саморегулируемое явление, т.к. происходит в рамках школы и за ее пределами. Она чрезвычайно ценна не только многообразием предметного содержания, но и различными направлениями: познавательная деятельность, исполнительская деятельность, творческая деятельность, развитие эмоционально-ценностных отношений. Такое разнообразие предоставленных возможностей чрезвычайно благосклонно влияет на поведение выбирающего и определяющегося школьника. Во внеурочной деятельности важно формирование новых контактов, умение слушать, поддерживать отношения с людьми разного возраста и круга. Упражнения во внеурочной деятельности и поддержание контактов со сверстниками, со взрослыми (педагогами и работниками различных служб), с младшими и старшими школьниками, девочками и мальчиками влияют на развитие способностей учащегося, закрепляют интерес в коллективе, совершенствует разностороннее развитие личности, происходит взаимосвязь «субъект – саморазвитие [31].

Особенность воспитания во внеурочной деятельности проявляется в следующем (таблицы 1).

Таблица 1

Особенности воспитания во внеурочной деятельности

Форма воспитания

Характеристика

В содержании

реализация дополнительных образовательных программ по различным видам деятельности, представляющим интерес для детей и их родителей

В формах организации

добровольные детские объединения в форме кружков, студий, школ, клубов, ансамблей, театров, секции, научные общества и др.

В применяемых методах

Основным является метод развивающего обучения

В сроках осуществления

Продолжительность образовательного мероприятия зависит от самого ребенка

В уровне взаимоотношений

Детей, педагогов, родителей

В направленности реализации

Воспитание направлено на формирование социально активной личности

Внеурочная деятельность является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя и осуществляется во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке. Так как внеурочная деятельность является составной частью воспитательной работы младших школьников, она направлена на достижение общей цели – усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования системы ценностей общества.

Специфика внеурочной деятельности проявляется на уровне следующих задач, представленных на рис. 6.

Перечисленные задачи определяют основные стадии формирования внеурочной деятельности в достижении ее основной цели. Рассмотрим их с помощью таблицы (таблица 2).

Таким образом, в результате проведения внеурочной деятельности учащиеся:

- приобретают большой организаторский опыт;

- выдвигают свои идеи;

- предлагают новые способы действия.

Рис. 6 – Задачи внеурочной деятельности

Таблица 2

Стадии формирования внеурочной деятельности

Номер стадии

Наименование

Характеристика

Первая

Предварительная работа

Педагог составляет модель, образ будущей внеурочной деятельности; определяет цели, задачи; анализирует сложившуюся обстановку в классе; определяет место проведения внеурочной деятельности. Суть работы – вызвать интерес учащихся и занять их полезным делом

Вторая

Коллективное планирование

Составляется общий план внеурочной деятельности и определяется конкретный ее вид

Третья

Коллективная подготовка

Создается специальный орган – Совет дела, в который входят представитель класса и его помощники.

Четвертая

Проведение внеурочной деятельности

Воплощается в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до 2 – 3 часов. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта

Пятая

Подведение итогов

Педагог должен отметить все положительное и обсудить негативные моменты, если такие возникли, наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей

Шестая

Последствия

Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

Тем самым, внеурочная деятельность обеспечивает широкую внеурочную занятость школьников, обогащает коллектив класса ценным опытом, позволяет каждому ученику проявить и совершенствовать свои способности, сплотить коллектив и педагога. Внеурочная деятельность имеет огромно влияние на личность каждого школьника, т.к. является способом приобщения школьников к учебно-познавательной деятельности, наполненным трудом, творчеством, товариществом, способностью проявлять себя, демонстрировать личные качества учащихся, в процессе которых у школьников развивается ответственность, исполнительность, организованность, инициативность, лидерские качества.

Таким образом, при внеурочной деятельности обучающийся  должен:

1) иметь практический опыт:

- анализа планов и организации внеурочной работы;

- определения целей и задач, планирования,   проведения,  внеурочной  работы  в избранной области деятельности;

 -  наблюдения,  анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и/или занятий кружков  (клубов),   обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

- наблюдения за детьми и педагогической диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся;

-  ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;

2) уметь:

 - находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы в избранной области деятельности;

- определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся;

-  составлять планы  внеурочных занятий с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;  

- использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;

- устанавливать  педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;

- планировать ситуации, стимулирующие общение обучающихся в  процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные  средства  педагогической  поддержки  детей, испытывающих затруднения в общении;

-   мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности, сохранять состав обучающихся в течение срока обучения;

- планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями (лицами, их заменяющими);

-  подбирать и использовать на занятии дидактические материалы;

-  использовать различные методы и приемы обучения;

-  осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий;

- выявлять, развивать и поддерживать творческие способности  обучающихся;    

- составлять индивидуальную программу работы с  одаренными детьми;

- применять разнообразные формы работы с семьей (собрания, беседы, совместные культурные мероприятия);

-  вести диалог с администрацией образовательной организации по вопросам организации внеурочной работы в избранной области деятельности;

- анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;

3) знать:

- сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы организации внеурочной работы в избранной области деятельности;

- особенности определения целей и задач внеурочной работы в начальной  школе;

- теоретические основы и методику планирования внеурочной работы с учетом возрастных и индивидуальных  особенностей обучающихся;

- педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной работы;

- методические основы организации внеурочной работы в избранной области деятельности;

- особенности общения обучающихся;

-  методы, приемы и формы организации общения обучающихся;

-  методические основы и особенности работы с обучающимися, одаренными в избранной области деятельности;

- способы выявления педагогом интересов и способностей обучающихся;

- формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса;

- логику анализа внеурочных мероприятий и занятий;  

 - виды документации, требования к ее оформлению.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми заключается в обогащения духовной жизни ребенка, становлении его эмоционально-целостного отношения к миру, развитии эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения в социуме. Воспитание эстетического вкуса в творческих объединениях декоративно-прикладного творчества должно идти через понимание детьми художественных и технологических возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа. Задача педагога – ориентировать воспитанников на глубокое самостоятельное изучение образцов народного декоративно прикладного искусства и создание на этой основе собственных изделий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список нормативных документов

  1. Федеральный Государственный Стандарт общего образования от 1 марта 2012г. Данный приказ зарегистрирован в Минюст России от 24.11.2014г. № 34864. в соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069)
  2. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 272–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 7 июня 2013г.№120-ФЗ, от 2 июля 2013г. № 170-ФЗ,   от 23 июля 2013г. №203-ФЗ)
  3. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
  4. Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования  (приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 г. № 291)
  5. Письмо от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ», опубликованное Министерством образования и науки Российской Федерации
  6. Закона Челябинской области от 29 августа 2013 года N 515-ЗО «Об образовании в Челябинской области», принятого постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 29 августа 2013 г. N 1543).
  7. Положение об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины, профессионального модуля ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж». – Магнитогорск, 2016.

Список литературы

  1. Анисламов В.В. Новый опыт в развитии педагогического образования // Педагогика. – 1992. - №12. – С. 48-54.
  2. Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М.. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 94 с.
  3. Герасименко Е.М. Пути совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в педагогических колледжах / Е.Н. Герасименко // Начальная школа. – 2008. - № 9. – С. 69-72.
  4. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
  5. Дик Н.Ф. Начальная школа от А до Я: Практическое руководство для учителя [Текст] / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – с. 316.
  6. Дубровина, И.В. Практическая психология образования [Текст]: учебник для вузов / И.В. Дубровина. – 4-е изд. – СПб: Питер, 2009. – 592с.
  7. Концепция непрерывного образования // Народное образование. – 1989. –  №10. – С. 3-12., с. 4
  8. Колесникова Г.И. и др. Специальная психология и педагогика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  9. Крившенко Л.П. Педагогика. Учебник для вузов. – 2010., с. 209
  10. Личностно-профессиональное развитие учителя: Тема номера // Начальная школа. – 2004. - № 12.
  11. Лысяная Н.И. Программа практики по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах среднего профессионального образования (углубленной подготовки) / Н.И. Лысяная ГБПОУ // «Магнитогорский педагогический колледж» - 2016. – С. 89.
  12. Миронов А.В. Подготовка будущего учителя начальных классов к реализации развивающих технологий / А.В. Миронов // Начальная школа. – 2009. - № 2. – С. 88-92.
  13. Никитина Л.А. Исследовательские задания в методической подготовки учителя начальных классов / Л.А. Никитина // Начальная школа. – 2009. - № 4. – С. 87-95.
  14. Николаева Э.И. Региональный компонент в структуре начального школьного образования // Начальная школа. – 2009. - №3. – с. 38-42.
  15. Панина, Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009.- 408 с.
  16. Полякова Учебно-методический комплекс регионального компонента начального школьного образования // начальная школа. – 2009. - №3. – с. 42-45.
  17. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. для пед. Колледжей / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 400с.
  18. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.
  19. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: В 2-х т. Т.2 / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.
  20. Технологическая карта Изобразительное искусство в 5 классе по программе Б.М. Неменского Учитель МБОУ «Курманаевская СОШ» Давыдова Татьяна Петровна, высшая  категория, пед. стаж – 28 лет. Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. II ЧЕТВЕРТЬ: «Связь времени в народном искусстве». Тема урока:  «Cказочная гжель».
  21. Царёва С.Е. Проектирование уроков как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей / С.Е. Царёва // Начальная школа. – 2008. - № 9. – С. 72-79.
  22. Юлкина Е.А. Учебный кабинет в начальной школе / Е.А. Юлкина // Начальная школа. – 2008. - № 1. – С. 6-8.

Электронные ресурсы

  1. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dopedu.ru/attachments/article
  2. Внеурочная деятельность в вопросах и ответах – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://plotnikova.ucoz.ru/load/standarty_2_pokolenija/vneurochnaja_dejatelnost_v_voprosakh_i_otvetakh/2-1-0-175
  3. Герасименко Е.Н. Модель профессиональной компетентности учителя начальных классов // Статья – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1009

Мысь Е.А. Как написать методические материалы для преподавателей // Социальная сеть работников образования – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2013/02/07/kak-napisat-metodicheskie-materialy-dlya