Методическая деятельность
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе «Город изучаем – речь развиваем»
Автор: учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Савина Василиса Валерьевна
Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.
Задачи:
Воспитательные
Воспитывать любовь к родному городу;
Развивающие
1. Развивать силу выдоха;
2. Развивать зрительно-пространственное восприятие;
3. Развивать коммуникативные навыки (умение взаимодействовать в коллективе и подгруппах);
Обучающие
- Побуждать стремление детей решать познавательные задачи и делать простейшие выводы;
- Закреплять умение образовывать относительные прилагательные;
- Закреплять навыки образование множественного числа имен существительных;
- Закреплять умение отвечать полным предложением;
- Развивать навык составления рассказа.
Материалы и оборудование: игровая презентация «Город изучаем-речь развиваем», образцы материалов (картон, камень, солома, глина, дерево, железо, стекло), папка-скоросшиватель, фотографии достопримечательностей города, карточки с изображением предметных картинок, магнитная доска, фотоаппарат, воздушные шары.
Этапы деятельности | Содержание деятельности | Время проведения |
Процесс вовлечения в деятельность | Логопед: «Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся» Нам сегодня пришло необычное видеописьмо. Посмотрим его? На экране появляется изображение гуся. Гусь: «Ребята, здравствуйте, я гусь-путешественник. Везде летал, многие города повидал. Слышал я, что во Владимирской области есть город Гусь-Хрустальный. Собирался я и в нем побывать, да не успел. Наступили холода, и я улетел в теплые страны. А мне так хочется о вашем городе узнать. У меня даже карта есть. (на экране появляется карта с отмеченными на ней достопримечательностями) Не могли бы вы мне рассказать о своем городе? Логопед: Вы узнали, от кого нам пришло письмо? Дети: От гуся-путешественника Логопед: А что у него случилось? Дети: Он хотел побывать в нашем городе, но не успел и просит ему помочь, показать наш город. | 5-7 мин |
Процесс целеполагания и планирования деятельности | Логопед: Как же нам просьбу гуся выполнить? Дети: Нужно ему город показать. Логопед: А как? Гусь же далеко. Дети: Мы можем ему отправить фотографии нашего города. Логопед: Какая хорошая идея. Мы с вами сделаем фотографии с достопримечательностями нашего города. Логопед. А как мы их покажем Гусю? Дети: Отправим по почте Логопед: А вдруг они в пути потеряются или рассыпятся? …Может быть их можно во что - то собрать или красиво оформить? Дети: альбом, папка, файл, конверт Логопед: Решили? Мы с вами идем на экскурсию, собираем фотографии с достопримечательностями нашего города, оформляем альбом и отправляем гусю по почте, да? | 3 мин |
Процесс осуществле- ния действий | Логопед: Давайте посмотрим на карту и узнаем, откуда мы отправимся в путь? (на экране появляется карта с отмеченными на ней достопримечательностями) Дети: В парк, к памятнику (на экране появляется фотография памятника) Логопед: Как вы думаете, кому гусевчане воздвигли памятник? Дети: Акиму Мальцову. Логопед: А чем он знаменит? Дети: Он основал наш город. Логопед: Аким Мальцов – это купец, основатель города. Он построил на речке Гусь завод по изготовлению стекла и хрусталя. И постепенно вырос на этом месте городок Гусь-Хрустальный. Логопед: А какие еще памятники есть в нашем городе? Дети: Памятник Ленину, памятник символу города, памятник гусевским комсомольцам, Вечный Огонь. Логопед: Много памятников вы назвали. А чего еще много в нашем городе? Игра «Чего много в городе?» На столе разложены карточки с изображением предметов. Каждый ребенок берет себе карточку и отвечает на вопрос, используя ее. Например «В нашем городе много тротуаров» дом – домов, дерево – деревьев, дорога – дорог, цветок – цветов, здание – зданий, фонарь – фонарей, автобус – автобусов, магазин – магазинов, лавочка – лавочек, остановка – остановок, машина – машин, светофор – светофоров После окончания игры дети фотографируют и забирают фотографию с изображением памятника. На экране появляется схема маршрута. Логопед: Куда идем дальше? Дети: Музей Хрусталя (на экране появляется фотография Георгиевского собора) Логопед: А почему он так называется? Дети: Там собраны изделия из хрусталя и стекла. Логопед: Музей Хрусталя расположен в соборе Святого Георгия и является самой яркой достопримечательностью города Гусь-Хрустальный. Логопед: Наш собор какой? Дети: Красивый, высокий, большой, уникальный. Логопед: Хотите узнать, как выглядел Георгиевский собор раньше? Игра «Найди отличия» На экране расположены две фотографии собора – старая и современная. Логопед: Чем отличаются эти фотографии? Дети: У музея не стало забора, появился памятник Акиму Мальцову, пропали купола, рядом с музеем появились деревья и т.д. Логопед: Кто сфотографирует эту достопримечательность? Дети фотографируют и забирают фотографию с изображением Музея Хрусталя. На экране появляется схема маршрута. Логопед: Куда мы идем дальше? Дети: К мальцовским домикам. (на экране появляется фотография мальцовских домиков) Логопед: В то время, когда строился собор, неподалеку от него появились одноэтажные домики. Все их сразу стали называть мальцовскими, потому что их строил сам хозяин Мальцов для рабочих хрустального завода. Логопед: Как вы думаете, из чего построены эти дома? Дети: Из красного кирпича. Логопед: Если дом сделан из кирпича, то он какой? Дети: Кирпичный. Логопед: Всегда дома строят из кирпича? Дети: Нет, еще из камня, панелей и др. Дети: Дома строят из разных материалов. Логопед: Из чего можно построить дома мы узнаем, заглянув в волшебный мешочек. Игра «Волшебный мешочек» В мешочке находятся образцы различных строительных материалов (картон, камень, солома, глина, дерево, железо, стекло). Дети по очереди достают из мешочка один из образцов и проговаривают, какой дом они построят из этого материала. Например - Из дерева получится деревянный дом. Логопед: Сделаем еще одну фотографию для нашего альбома. На экране появляется схема маршрута. Логопед: Идем дальше? (на экране появляется фотография хрустального завода) Логопед: Кто из вас знает, что это за здание? Дети: Это хрустальный завод. Логопед: Наш город знаменит своим Хрустальным заводом. Там трудятся стеклодувы. Они выдувают из расплавленного стекла различные изделия. А вы хотели бы побыть стеклодувами? Дети: Да Игра «Стеклодувы» (развитие силы выдоха и формирование правильной воздушной струи) На столе разложены шарики разных цветов и форм. Дети выбирают себе понравившийся шарик и надувают его. Логопед: Одинаковые у вас получились шары? Дети: Нет. Логопед: А чем они различаются? Дети: Цветом, размером. Дети фотографируют изображение хрустального завода. На экране появляется схема маршрута. Логопед: У нас осталась последняя достопримечательность. Ее еще называют жемчужиной нашего города. Догадались какая? Дети: Это наше озеро. На экране появляется фотография городского озера Логопед: Конечно это озеро, которое расположено в центре города. Оно является излюбленным местом отдыха горожан. Логопед: Вы часто бываете на нашем озере? Дети: Да Логопед: А хотите сейчас на нем побывать? Но это будет не просто экскурсия, а игра «Чего на нашем озере не бывает» Игра «Чего на нашем озере не бывает» На экране расположен ряд картинок. Три из них относятся к городскому озеру, а одна нет. Дети должны догадаться, какая картинка тут лишняя и объяснить свой выбор. Например – окунь, щука, лещ, акула. Лишняя акула, потому что она не водится в нашем озере. После того, как дети дали верный ответ, лишняя картинка исчезает и ряд картинок заменяется другим. Утка-гусь-чайка-пингвин Лодка-парусник-плот-корабль Набережная-плотина-городской пляж-кремль | 20 мин |
Процесс рефлексии | Логопед: Наша экскурсия закончилась? Все достопримечательности собраны? Альбом мы собрали? Дети: Да, все готово. Логопед: Но если мы пошлем просто альбом, то гусь только увидит наши достопримечательности и ничего о них не узнает. Как же нам быть? Дети: Надо ему о достопримечательностях рассказать. Логопед: Кто хочет рассказать о памятнике Акиму Мальцову (о Музее Хрусталя, о мальцовских домиках, о Хрустальном заводе, о городском озере)? (Логопед на диктофон записывает рассказы детей) Логопед: Теперь пойдемте в группу, послушаем, что у нас получилось и отправим письмом гусю. | 10 мин |