Конспект занятия по пожарной безопасности в старшей группе Тема: «Чтобы не было беды!..»
Конспект занятия по пожарной безопасности
в старшей группе
Тема: «Чтобы не было беды!..»
Цель:
-Познакомить детей с «добрыми» и «злыми» делами огня, с тем, какую пользу он приносит, и что может быть причиной пожара.
-Учить осторожному обращению с огнем, электроприборами,
правилам поведения в лесу.
-Воспитывать уважение к опасной профессии пожарного.
Задачи:
-Сформировать у детей чувство опасности огня.
-Привить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами
и правильного поведения в случае пожара.
Материалы:
Картинки-плакаты со стихами; дидактическая игра «Можно-нельзя»; фотовыставка/фотогазета/диск «Осторожно – пожар!» или «Огонь – не вода, охватит – не выплывешь!..»
Наглядные пособия: пожарная машина, пожарный щит, пожарный шланг, огнетушители; бумажные каски пожарных (4 шт.); бумажный факел с огнем;
«шапочка» и «коробок» для Спички.
Выставка плакатов и книг на противопожарную тематику:
С.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Е. Хоринская «Спичка-невеличка», «К. Чуковский «Путаница», С. Михалков «Дядя Стёпа»; Л.Орлова «Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел», стихотворение Л.Куклина «Пожарный»; Л.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки».
Предварительная работа:
- Занятия по темам
- Рассказ пожарного о своей работе
- Показ видеофильмов и диафильмов на пожарную тему.
- Чтение с детьми произведений на противопожарную тематику.
- Детское творчество на тему: «Огонь – друг, огонь – враг!»
(рисование, лепка, конструирование из бумаги, аппликация)
- Стихи, загадки, пословицы о пожаре
- Конкурс детского рисунка на противопожарную тему
- Занятие у пожарного стенда
(беседа по содержанию плакатов и наглядной агитации по
пожарной безопасности, изучение первичных средств пожаротушения).
Воспитатель: Дети, посмотрите, что у меня в руках? (огонь) Правильно, огонь. И я хочу рассказать вам одну сказку.
«Жил-был Огонь. Был он очень веселым и горячим. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд, со всеми всегда ссорился и был злейшим врагом всего живого. Но вот однажды повстречал Человека. «Слушай, Человек, давай померимся силами!..» Тот согласился, и начался бой. Человек заманил его к реке и прыгнул в воду, а огонь – за ним. Схватил Человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить». Пожалел его Человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал им другом.
Огонь во многом облегчает человеку жизнь. Как и в древности, он согревает нас, в огромных печах на хлебозаводе огонь печет для нас хлеб. Кирпичи для постройки зданий тоже обжигают огнем. Огонь приводит в движение автомобили и самолеты, ведь в моторах, реактивных двигателях сгорает топливо, а горение – это и есть жизнь огня. Топливо сгорает в топках электростанций, за счет чего они производят электрический ток. А этот ток в свою очередь питает наших домашних помощников – и утюг, и стиральную машину, и компьютер и много других бытовых электроприборов. Между прочим, Солнце – это тоже огонь, ведь солнце это звезда, огромный раскаленный шар, внутри которого сгорают газы, выделяя тепло и свет.
Но огонь, как вы уже знаете, может быть не только другом. При неумелом, неправильном обращении с ним, он сразу может превратиться в злейшего врага! С ним нельзя играть! Его страшная сила может уничтожить деревья, животных, дома, могут даже погибнуть люди. Вот посмотрите, что может произойти, если кто-то разозлил огонь и он пришел как враг.
(Показ фотоматериалов.)
Видите, какие страшные вещи могут происходить, если не знать Правила пожарной безопасности!
Ребята, чтобы огонь приносил нам только радость и пользу, мы должны уметь правильно с ним обращаться. (Появляется Инспектор Пожаркин.)
Инспектор Пожаркин: Здравствуйте! Я - инспектор Пожаркин!.. А вы умеете обращаться с огнем?
Дети: Умеем!..
Инспектор Пожаркин: Очень хорошо!. Вот я сейчас и узнаю, чему вы тут в детском саду научились!
Вопросы Инспектора Пожаркина к детям:
- Кто такие пожарные?
- Какой номер телефона нужно набрать в случае пожара?
- Какие огнеопасные предметы вы знаете?
- В квартире много дыма. Как необходимо вести себя?
- Какого цвета пожарная машина? Почему?
- Какой пожарный инвентарь
есть в детском саду?
- Для чего при пожаре нужен песок?
Инспектор Пожаркин: Молодцы, ребята,
все знаете про пожарную безопасность!
Чтобы с пожаром бороться умело,
Знать каждому нужно пожарное дело!
Пожарные навыки всем пригодятся, затем,
Чтобы знать, как с огнем обращаться.
А если порою случится беда,
Знания эти помогут всегда!
А хотите попасть ко мне на службу в настоящую пожарную часть?
Дети: Да!
Инспектор Пожаркин: Я вас приглашаю в автобус, занимайте свои места.
Ну вот, мы и приехали!. Проходите. Посмотрите, какое оборудование у нас есть! Узнаете? (Дети отвечают)
Как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным?
Дети: Нет, чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку. Нужно быть сильным, ловким, знать правила пожарной безопасности и уметь обращаться с пожарной техникой.
Инспектор Пожаркин: А ведь многие из этих качеств пригодятся не только пожарным, но и всем нам.
Дидактическая игра «Слушай внимательно».
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
Дети: - Это я (2р.) Это все мои друзья!
- Кто из вас, заметив дым закричит: «Пожар! Горим»! - Это я.
- Кто из вас шалит с огнём Утром, вечером и днём? - Молчок.
- Кто, почуяв газ в квартире позвонил по «ноль четыре»? Это я.
- Кто от маленькой сестрички Незаметно спрячет спички? Это я.
- Кто из вас шалит с огнём? Признавайтесь честно в том! Молчок.
- Кто костров не разжигает
И другим не разрешает? Это я...
Молодцы!
Инспектор Пожаркин: Я предлагаю не терять времени даром и помочь мне разобрать одну коробку с пособиями для юных пожарников. Согласны?
А у меня срочный вызов – горит дом, надо спешить!..
Инспектор Пожаркин уходит.
Воспитатель: Давайте ребята, посмотрим, что тут надо сделать…
Дидактическая игра «Можно-нельзя». (со смайликами; на столе)
Появляется Инспектор Пожаркин с девочкой-Спичкой. Она упирается, балуется, недовольная.
Спичка: Ну-у..пусти!. Я такая тоненькая, слабая, не держи меня так сильно, я никому ничего не сделаю!..
Инспектор Пожаркин: Знаю, знаю, какая ты слабенькая!
Воспитатель: Уважаемый Инспектор Пожаркин, уважаемая Спичка! Давайте не ссориться, лучше присаживайтесь и послушайте, какая история произошла очень давно с самой первой Спичкой….
«Сказка о непослушной спичке»
В одном небольшом городке жила- была спичка. Она была веселой, шаловливой девчонкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцуя, она задевала шторы, предметы в доме, на кухне, выходя на улицу- за деревья, дома, кусты, траву и все что ей попадалось на пути. Все это сгорало. Люди стали ее бояться. Ей это ужасно не нравилось,потому, что только люди могли дать ей жизнь. Ведь это они ее делали. И вот однажды она пришла к мастеру, который делал спички, и попросила его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть – это спичечный коробок. Положил ее не одну, с сестричками. С тех пор непослушная спичка живет в спичечном коробке.
Воспитатель: Дети, а что еще недосказано в этой сказке?.. А где должен находиться этот самый коробок? (Дети отвечают)
Инспектор Пожаркин: Ой, ребята, я совсем забыл!.. Меня же пригласили в еще один детский сад, а коробку вы, наверное, уже не успеете разобрать!..
Воспитатель: Нет, мы уже все сделали!
Инспектор Пожаркин : Вот спасибо!.. Я готов вас зачислить в свою команду юных пожарных! (Выдает каждому каску пожарного)
Дети читают стихи
- Правило первое касается каждого,
Правило первое самое важное!
На улице, в комнате помни о том,
Что спички не тронь
в этих спичках огонь!
- Правило второе легко запомнить можно:
С электроприборами, будьте осторожны,
С утюгом и чайником, с феном и паяльником.
- Правило третье:
Не оставляйте горящий газ,
За газом нужен глаз да глаз.
-Правило четвертое:
Хотим тебя предостеречь,
Не разжигай без взрослых печь.
- Правило пятое:
Приятно в лесу посидеть у костра ,
Когда же домой возвращаться пора,
Перед уходом не жалей костер,
Землей забросай и водою залей.
Воспитатель: Если ребята мы будем соблюдать эти правила,
то с нами некогда не случится беды.
Спасибо вам, инспектор, за приглашение.
Нам, ребята, наверное, уже пора собираться обратно в детский сад! А вам мы пожелаем, чтобы работы у вас было как можно меньше, чтобы все знали правила пожарной безопасности и строго их соблюдали! И тогда пожаров будет намного меньше.