Конспект занятия по пожарной безопасности в старшей группе Тема: «Чтобы не было беды!..»

Фрольцова Светлана Сергеевна

Конспект занятия по пожарной безопасности

в старшей группе

 Тема: «Чтобы не было беды!..»

 

Цель:

-Познакомить детей с «добрыми» и «злыми» делами огня, с тем, какую пользу он приносит, и что может быть причиной пожара.

-Учить осторожному обращению с огнем, электроприборами,

правилам поведения в лесу.

-Воспитывать уважение к опасной профессии пожарного.

Задачи:

-Сформировать у детей чувство опасности огня.

-Привить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами

и правильного поведения в случае пожара.

Материалы:

Картинки-плакаты со стихами; дидактическая игра «Можно-нельзя»; фотовыставка/фотогазета/диск «Осторожно – пожар!» или «Огонь – не вода, охватит – не выплывешь!..»

Наглядные пособия: пожарная машина, пожарный щит, пожарный шланг, огнетушители; бумажные каски пожарных (4 шт.); бумажный факел с огнем;

 «шапочка» и «коробок» для Спички.

Выставка плакатов и книг на противопожарную тематику:

С.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Е. Хоринская «Спичка-невеличка», «К. Чуковский «Путаница», С. Михалков «Дядя Стёпа»; Л.Орлова «Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел», стихотворение Л.Куклина «Пожарный»; Л.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки».

Предварительная работа:

- Занятия по темам

- Рассказ пожарного о своей работе

- Показ видеофильмов и диафильмов на пожарную тему.

- Чтение с детьми произведений на противопожарную тематику.

         - Детское творчество на тему: «Огонь – друг, огонь – враг!»

           (рисование, лепка, конструирование из бумаги, аппликация)

- Стихи, загадки, пословицы о пожаре

- Конкурс детского рисунка на противопожарную тему

- Занятие у пожарного стенда

 (беседа по содержанию плакатов и наглядной агитации по

  пожарной безопасности, изучение первичных средств пожаротушения).

 

Воспитатель:  Дети, посмотрите, что у меня в руках? (огонь) Правильно, огонь. И я хочу рассказать вам одну сказку.

     «Жил-был Огонь. Был он очень веселым и горячим. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд,  со всеми всегда ссорился и был злейшим врагом всего живого. Но вот однажды повстречал Человека. «Слушай, Человек, давай померимся силами!..» Тот согласился, и начался бой. Человек заманил его к реке и прыгнул в воду, а огонь – за ним. Схватил Человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить». Пожалел его Человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал им другом.

     Огонь во многом облегчает человеку жизнь. Как и в древности, он согревает нас, в огромных печах на хлебозаводе огонь печет для нас хлеб. Кирпичи для постройки зданий тоже обжигают огнем. Огонь приводит в движение автомобили и самолеты, ведь в моторах, реактивных двигателях сгорает топливо, а горение – это и есть жизнь огня.  Топливо сгорает в топках электростанций, за счет чего они производят электрический ток.  А этот ток в свою очередь питает наших домашних помощников – и утюг, и стиральную машину, и компьютер и много других бытовых электроприборов. Между прочим, Солнце – это тоже огонь, ведь солнце это звезда, огромный раскаленный шар, внутри которого сгорают газы, выделяя тепло и свет.

    Но огонь, как вы уже знаете, может быть не только другом.  При неумелом, неправильном обращении с ним, он сразу может превратиться в злейшего врага! С ним нельзя играть! Его страшная сила может уничтожить деревья, животных, дома, могут даже погибнуть люди.  Вот посмотрите, что может произойти, если кто-то разозлил огонь и он пришел как враг. 

(Показ фотоматериалов.)

Видите, какие страшные вещи могут происходить, если не знать Правила пожарной безопасности!

Ребята, чтобы огонь приносил нам только радость и пользу, мы должны уметь правильно с ним обращаться. (Появляется Инспектор Пожаркин.)

Инспектор Пожаркин: Здравствуйте!  Я - инспектор Пожаркин!.. А вы умеете обращаться с огнем?

Дети: Умеем!..

Инспектор Пожаркин: Очень хорошо!. Вот я сейчас и узнаю, чему вы тут в детском саду научились!

Вопросы Инспектора Пожаркина к детям:

- Кто такие пожарные?

- Какой номер телефона нужно набрать в случае пожара?

- Какие огнеопасные предметы вы знаете?

- В квартире много дыма. Как необходимо вести себя?

- Какого цвета пожарная машина? Почему?

- Какой пожарный инвентарь

  есть в детском     саду?

- Для чего при пожаре нужен песок?                            

Инспектор Пожаркин: Молодцы, ребята,

           все знаете про пожарную безопасность!       

  Чтобы с пожаром бороться умело,                                    

  Знать каждому нужно пожарное дело!

  Пожарные навыки всем пригодятся, затем,

  Чтобы знать, как с огнем обращаться.                       

  А если порою случится беда,

  Знания эти помогут всегда!

А хотите попасть ко мне на службу в настоящую пожарную часть?

Дети: Да!

Инспектор Пожаркин:  Я вас приглашаю в автобус, занимайте свои места.

Ну вот, мы и приехали!. Проходите. Посмотрите, какое оборудование у нас есть! Узнаете? (Дети отвечают)

 Как вы думаете,  любой ли человек может быть пожарным?

Дети: Нет, чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку. Нужно быть сильным, ловким, знать правила пожарной безопасности и уметь обращаться с пожарной техникой.

Инспектор Пожаркин: А ведь многие из этих качеств пригодятся не только пожарным, но и всем нам.

 

 Дидактическая игра «Слушай внимательно».

- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

Дети: - Это я (2р.) Это все мои друзья!

- Кто из вас, заметив дым закричит: «Пожар! Горим»! - Это я.

- Кто из вас шалит с огнём Утром, вечером и днём? - Молчок.

- Кто, почуяв газ в квартире позвонил по «ноль четыре»? Это я.

- Кто от маленькой сестрички Незаметно спрячет спички? Это я.

- Кто из вас шалит с огнём? Признавайтесь честно в том! Молчок.

- Кто костров не разжигает

И другим не разрешает? Это я...

Молодцы!

 

Инспектор Пожаркин: Я предлагаю не терять времени даром и помочь мне разобрать одну коробку с пособиями для юных пожарников. Согласны?

А у меня срочный вызов – горит дом, надо спешить!..

Инспектор Пожаркин уходит.

Воспитатель: Давайте ребята, посмотрим, что тут надо сделать…

 

Дидактическая игра «Можно-нельзя». (со смайликами; на столе)

 

Появляется Инспектор Пожаркин с девочкой-Спичкой. Она упирается, балуется, недовольная.

Спичка: Ну-у..пусти!. Я такая тоненькая, слабая, не держи меня так сильно, я никому ничего не сделаю!..

Инспектор Пожаркин: Знаю, знаю, какая ты слабенькая!

Воспитатель:  Уважаемый Инспектор Пожаркин, уважаемая Спичка!  Давайте не ссориться, лучше присаживайтесь и послушайте, какая история произошла очень давно с самой первой Спичкой….

 

                                   «Сказка о непослушной спичке»

 

В одном небольшом городке жила- была спичка. Она была веселой, шаловливой девчонкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцуя, она задевала шторы, предметы в доме, на кухне, выходя на улицу- за деревья, дома, кусты, траву и все что ей попадалось на пути. Все это сгорало. Люди стали ее бояться. Ей это ужасно не нравилось,потому, что только люди могли дать ей жизнь. Ведь это они ее делали. И вот однажды она пришла к мастеру, который делал спички, и попросила его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть – это спичечный коробок. Положил ее не одну, с сестричками. С тех пор непослушная спичка живет в спичечном коробке.

 

 Воспитатель: Дети, а что еще недосказано в этой сказке?.. А где должен находиться этот самый коробок? (Дети отвечают)

Инспектор Пожаркин: Ой, ребята, я совсем забыл!.. Меня же пригласили в еще один детский сад, а коробку вы, наверное, уже не успеете разобрать!..

Воспитатель: Нет, мы уже все сделали!

Инспектор Пожаркин : Вот спасибо!.. Я готов вас зачислить в свою команду юных пожарных!  (Выдает каждому каску пожарного)

 

Дети читают стихи

- Правило первое касается каждого, 

Правило первое самое важное!

На улице,  в комнате помни о том,

Что спички не тронь

                в этих спичках огонь!

 

- Правило второе легко запомнить можно:

 С электроприборами, будьте осторожны,

  С утюгом и чайником, с феном и паяльником.

 

- Правило третье:

Не оставляйте горящий газ,

За газом нужен глаз да глаз.

-Правило четвертое:

 

Хотим тебя предостеречь,

Не разжигай без взрослых печь.  

- Правило пятое:

 

Приятно  в лесу посидеть у костра ,

Когда же домой возвращаться пора,

Перед уходом не жалей костер,

Землей забросай и водою залей.

Воспитатель: Если ребята мы будем соблюдать эти правила,

 то с нами некогда не случится беды.

Спасибо вам, инспектор, за приглашение. 

Нам, ребята, наверное, уже пора собираться обратно в детский сад! А вам мы пожелаем, чтобы работы у вас было как можно меньше, чтобы все знали правила пожарной безопасности и строго их соблюдали! И тогда пожаров будет намного меньше.