Подготовка и проведение гимнастики после дневного сна
Сон — важный этап режима дня, необходимый для полноценного физического и эмоционального развития ребёнка. Не менее важен и правильный переход от состояния покоя к бодрствованию. Тем более для детей средней группы (4–5 лет), которым ещё непросто даётся такое переключение. С этой целью в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) осуществляется практика проведения гимнастики после сна. Для её организации воспитатель должен не только учитывать психолого-педагогические тонкости выбора комбинации физических упражнений, но и методические приёмы работы с малышами.
Гимнастика пробуждения (гимнастика после сна, бодрящая гимнастика) — это подборка упражнений под негромкую музыку и рифмовки, которая помогает организовать переход ребят от состояния сна к бодрствованию. В работе с детьми средней группы упражнения для пробуждения могут организовываться в сюжетный комплекс, где задачи формулируются от лица сказочного персонажа (игрушки). Физические нагрузки в комплексе группируются таким образом, чтобы в наборе были задания:
- из положения лёжа в постели (потягивания, прямые и перекрёстные махи ручками, ножками);
- требующие активных движений (ходьба, бег в умеренном темпе, приседания, элементы пальчиковых игр);
- из блока дыхательных упражнений.
Гимнастика после сна помогает дошкольникам гармонично войти в этап бодрствования.
На выполнение одного комплекса в среднем уходит 5–7 минут. При рассмотрении сути понятия гимнастики после сна стоит обратить внимание также и на общую образовательную стратегию ДОУ: если детский сад работает по системе закаливания, то комплекс для пробуждения проводится на свежем воздухе или при открытых окнах в любую погоду.
Цели и задачи проведения гимнастики после сна в средней группе ДОУ
Сохранение и укрепление здоровья маленьких воспитанников является стратегической целью образовательной концепции учебно-воспитательной деятельности в детском саду. В этом контексте миссия проведения комплекса упражнений после сна заключается в:
- поднятии мышечного тонуса;
- улучшении общего эмоционального состояния малышей;
- профилактике плоскостопия, нарушений работы опорно-двигательного аппарата;
- повышении интеллектуальной работоспособности детей;
- воспитании привычки правильного перехода от сна к активной деятельности при помощи разминки.
Для реализации поставленных целей необходимо систематическое решение таких задач, как:
- устранение последствий сна (сонливости, вялости);
- повышение активности нервной системы;
- стимуляция работы дыхательной, сердечно-сосудистой систем организма, а также желёз внутренней секреции;
- подготовка к восприятию нагрузок физического и психического свойства;
- формирование чувства товарищества при совместном выполнении заданий, а также во время работы в парах.
Воспитателю необходимо следить за качеством выполнения движений малышами: в зарядке после дневного сна не должно быть резких движений. В противном случае возможны растяжения мышц, а также головокружение и перевозбуждение. Как и во второй младшей группе, акцентными элементами гимнастики после сна для детей 4–5 лет являются:
- ходьба, бег босиком на носочках, на полной стопе;
- приподнимания.
Виды бодрящей гимнастики
В средней группе детского сада практикуется выполнение следующих видов комплексов после сна:
- упражнения, которые выполняются в постели (в том числе и самомассаж), так называемая ленивая гимнастика;
- игры (малой подвижности, пальчиковые);
- задания на тренажёрах;
- бег или ходьба по массажным коврикам;
- корригирующие задания или лечебно-восстановительные упражнения (нацелены на закаливание организма, профилактику нарушений в работе опорно-двигательного аппарата и т. д.);
- дыхательная гимнастика;
- музыкально-ритмические упражнения с элементами аэробики (обычно разрабатывается инструктором по физическому воспитанию).
Требования к проведению
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены правила проведения бодрящей гимнастики:
- Выбор комплекса после сна должен быть ориентирован на те занятия, которые предшествовали отдыху. Например, если до сна малыши играли в сюжетно-ролевую игру, то гимнастика пробуждения может включать более активные задания (например, бег).
- Температурный режим в спальне должен поддерживаться на уровне 16–18 градусов.
- Поскольку дети просыпаются не одновременно, для «ранних пташек» стоит подготовить комплекс для самомассажа. Например, с использованием массажных мячиков.
- Для выполнения гимнастики дети должны быть одеты в трусики и маечки. Обувь, как правило, не нужна. Однако если упражнения проводятся в зимний период или комплекс включает элементы аэробики, нужны носки или чешки.
- Выполнение гимнастики — дело добровольное, поэтому принуждать малышей выполнять задания не стоит. Возможно, просто моцион пробуждения у ребёнка другой. Однако выяснить причины бойкота всё же нужно, поговорив с малышом один на один.
- Для групп на карантине нагрузки комбинируются в соответствии с рекомендациями доктора. В пик эпидемии гриппа или заболеваемости ОРВИ обычно исключается ходьба босиком.
- В летний период задания на приседания и бег можно проводить на улице.
Гимнастика после сна имеет большое значение не только для общефизического развития детей, но и для создания положительного эмоционального фона. В средней группе фактор настроения играет существенную роль для успешного проявления детей в той или иной учебно-воспитательной деятельности. К тому же многие малыши после пробуждения начинают ещё сильнее скучать по маме, а весёлые упражнения под спокойную музыку помогают отвлечься от переживаний. Учитывая масштабность решаемых задач, педагогу следует тщательно продумывать и структуру, и содержание бодрящей гимнастики.