Консультация для педагогов "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста через интеграцию различных видов деятельности".

Консультация для воспитателей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста через интеграцию

различных видов деятельности»

Воспитатель Ж.В. Верхозина

МБДОУ г. Иркутска детский сад №102

 

        Современный мир полон неожиданностей, в любой момент можно попасть в сложную ситуацию, столкнуться с проблемами.  Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает тревогу за наших самых маленьких граждан наших детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят. Но наступает момент, когда ребенка нужно будет начинать отпускать от себя. Дети дошкольного возраста отличаются повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Очень важно подготовить детей к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями.

В целевых ориентирах ФГОС ДО сказано, что ребенок,  на этапе завершения дошкольного образования, должен быть способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

       Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Важно познакомить ребенка с общепринятыми нормами поведения, с правилами техники безопасности. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором поведения. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны неукоснительно выполнять, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, но и умение правильно себя вести в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации, как дома, так и на улице города, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование у них самостоятельности и ответственности. Для решения задач безопасного поведения дошкольников в ДОУ реализуется программа Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста». В программу включены основные разделы, направленные на привитие правил поведения с другими людьми, на природе, дома, на улице. Эта программа рекомендует помимо традиционных форм воспитания и обучения дошкольников, больше внимания уделять формам организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта.

Одна из основных задач педагогов развить в ребенке понимание значения собственной безопасности. Важно сделать это до того, пока ребенок не принял неправильные стереотипы поведения, преобладающие во взрослой среде, так как самостоятельность ребенка в дошкольном возрасте, достаточно относительна, и его жизнь целиком зависит от влияния на него окружающих взрослых людей.

У детей дошкольного возраста недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать ситуацию и поступки, они неспособны прогнозировать последствия своих действий. Но как научить детей необходимости остерегаться опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности и доверия к миру.

Особое внимание необходимо уделить организации образовательного процесса с дошкольниками по обучению безопасности в быту. Легче всего научить ребенка безопасности в совместной деятельности с ним. Совместная деятельность объединяет общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело, дети учатся распределять свои обязанности и согласовывать действия. Чем чаще они действуют совместно, тем лучше и прочнее их взаимоотношения. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива.           Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагает усилия для достижения общего результата.

Совместная деятельность – деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Во время организации совместной деятельности педагог должен занимать по отношению к детям партнерскую и равноправную позицию. Поэтому основой совместной деятельности является взаимодействие и сотрудничество. В совместной деятельности дети учатся чередовать и согласовывать действия; совместно выполнять одну операцию; контролировать действия партнера, исправлять его ошибки; помогать партнеру, выполнять часть его работы; принимать замечания партнера, исправлять свои ошибки.

Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребенка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал.    

Художественный труд и чтение художественной литературы – одни из доступных и эффективных форм совместной творческой деятельности воспитателя с детьми. Как интересны и поучительны для детей игровые занятия по художественному труду (художественное конструирование парковки для автомобилей, экспериментирование с различными материалами при изготовлении макетов-улиц для кукол, рисуют улицу, моделируют транспорт, лепят светофор).

Используя образы из любимых художественных произведений (стихов С.В. Михалкова «Дядя Степа», сказок К.И. Чуковского «Кошкин дом», «Путаница», «Доктор Айболит», «Краденое солнце»; русских народных сказок «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят»), дети в рисуют, делают аппликации, оформляют книжки-малышки, выражая таким образом, свое отношение к прочитанному произведению. Продуктом совместной творческой деятельности являются выставки семейного и детского творчества «Такие разные автомобили», «Светофор», «Улица города», «Огонь – помощник». Таким образом, детям прививаются навыки дисциплинированного, культурного поведения на улицах и дорогах.

В нашем детском саду, в совместной деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста, для формирования основ безопасности дошкольников,  были использованы различные ситуации, которые помогают детям научиться правильно вести себя на улице города, на дороге и во дворе, в общественном транспорте. Дети узнавали, как окружающая природа влияет на жизнь и здоровье человека, для чего нужны витамины, что такое здоровая пища, а также помогают научиться правильно выходить из различных опасных для жизни и здоровья ситуаций, возникающих дома и на улице. Воспитатель рассматривает вместе с ребенком предложенные ситуации и объясняет, как их можно избежать.

В воспитании и развитии ребенка-дошкольника ведущая роль принадлежит игре. Это стало прописной истиной для всех педагогов дошкольного учреждения. Любой воспитатель детского сада скажет, что в игре ребенок осваивает действительность, получает опыт, познает новое и закрепляет полученные знания. Как показала педагогическая практика, наиболее эффективными для реализации данных задач являются творческие игры. В творческой игре (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры-экспериментирования, режиссерские игры, театрализованные игры) дети, принимая на себя различные роли, реализуют общий замысел, правила и жизненные представления в сотрудничестве со всеми участниками игры. Выдвигая и обсуждая игровые замыслы, ребенок получает возможность для самоутверждения, тем самым получая признания сверстников. Например, в игре-драматизации «Красная Шапочка на лесном перекрестке» дети закрепляли знания о правилах уличного движения. В музыкально-театрализованной игре «Барбарики в городе» дети учились различать дорожные знаки. А в режиссерской игре «Серый волк и семеро козлят», сюжет которой придумывали сами дети на основе полученных знаний, обучались поведению в экстремальных ситуациях. В игровых упражнениях «Исправь ошибку Фиксиков», «Вопросы и ответы» и «Я начну, а ты закончи…» формируются знания о правильном отношении к своему здоровью, как работает наше тело и как работают внутренние органы.

В играх-экспериментах углубляются и систематизируются знания ребят о здоровом питании. В играх-викторинах закреплялись представления детей о правилах пожарной безопасности.

Дети совместно с родителями под руководством воспитателей проводят мероприятия, направленные на формирование основ безопасности не только внутри детского сада, но и распространяют листовки-рисунки внутри микрорайона, выступают в ближайших детских садах.

         Еще одной формой организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса является проектная деятельность. Метод проектов актуален и эффективен, он дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Педагогом и детьми нашего дошкольного учреждения запланирован краткосрочный проект «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста через интеграцию различных видов деятельности», который сформирует у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах, дорогах, дома, в социуме и способствует формированию правил личной гигиены.

В нашей группе был создан и реализован проект «Будь осторожен на дорогах», который  позволил сформировать интерес к познанию правил поведения на дорогах и улицах, во дворе и городском транспорте. На протяжении каждого этапа проектов воспитатель вместе с детьми обсуждал, что им удалось, а какие проблемы остались нерешенными. Они сталкивались с трудностями и с успехом преодолевали все совместно.

В процессе реализации проектной деятельности дети совместно со взрослыми выпустили книжки со своими иллюстрациями «Что мы знаем про огонь», «Внимание! Пожар!», «Наши помощники – электроприборы», «Не забудьте отключить»; издали стенгазеты «Друзья природы», «Витаминка», «Неболейка», «Береги свой дом»; изготовили макеты «Моя улица», «Главная дорога», «Пожарная часть»; участвовали в конкурсах семейного и детского творчества -  «Один дома», «Зеленая планета».

Реализация задач такого объемного и не всегда доступного для детей дошкольного возраста направления возможна, если использовать в совместной деятельности с детьми интересные формы работы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка, его творческий потенциал и возможности.  

Литература

 1. Авдеева Н.Н. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 144 с.

2. Ананьев В.А. Основы безопасности дошкольников. – М.: Дашков и К, 2007. – 240 с.

3. Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4.

4. Валишина Ф.Г. Воспитание дружеских взаимоотношений дошкольников. /vospitaniedr uzheskihvzaimootnosheniy.dock

 5. Волобуева Л.М. Педагогические условия по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ // Управление ДОУ. – 2005. – № 7.

6. Григорович Л. Санитарное просвещение по профилактике детского травматизма // Гигиена и санитария. – 2008. – №7. – С. 29–34.

 7. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности : сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: ДетствоПресс, 2004. –192 с.

 8. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 251 с.

9. Ляудис В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Под ред. В.Я. Ляудис. – М., 1984. – С. 64–73.

10. Мезенина Ю.П. Специфика и формы организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Консультация для воспитателей детского сада / http://dohcolonoc.ru 

11. Проект «ФГОС дошкольного образования». – С. 18.

12. Титова Н.И. Организация сообщества детей дошкольного возраста как условие развития их коммуникативной компетентности // Детский сад: теория и практика. – 2013. – №3. – С. 67.