Виды и причины речевых нарушений
Виды и причины речевых нарушений
Логопедия («логос» - слово, «пайдео» - воспитываю) – это наука , занимающаяся изучением нарушений речи.
Логопед – специалист, который занимается профилактикой и коррекцией нарушений устной и письменной речи.
Виды речевых нарушений
Проблемы устной речи:
- Нарушение звукопроизношения:
- Физиологическая дислалия. Дизартрия. Анартрия
- Полное отсутствие речи у детей с последующим патологическим развитием речи: Алалия
- Утрата уже имеющейся речи речи: Афазия
- Задержки развития речи.(ОНР, ЗПР, ЗРР)
- Речевой негативизм (ребенок молчит, отказ от речевого общения): Аутизм
- Расстройства голоса (полная его утрата или неполноценность): Афония, дисфония
- Расстройства темпа и ритма речи (заикание, тахилалия, брадилалия)
- Задержки развития при нарушениях интеллекта и психики
Проблемы письменной речи:
- Специфические нарушения чтения: Дислексия
- Трудности формирования процессов чтения и письма
- Специфические нарушения письма, несвязанные с незнанием грамматических правил: Дисграфия
- Стойкая неуспеваемость по русскому языку: Дизорфография
Причины нарушений речи
Уже в исследованиях античных ученых наметилось два направления в понимании причин речевых нарушений. Первое из них, исходившее от Гиппократа, ведущую роль в возникновении речевых расстройств отдавало поражениям головного мозга; второе, берущее начало от Аристотеля, - нарушениям периферического речевого аппарата. На последующих этапах изучения причин речевых расстройств сохранились эти две точки зрения.
Один из основоположников отечественной логопедии М.Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, выделил органические, функциональные, социально-психологические и психоневрологические причины.
К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Функциональные причины Хватцев объяснял с позиций учения И.П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти и другие расстройства психических функций. Важную роль М.Е. Хватцев отводил и социально-психологическим причинам, понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды.
Достижения последних десятилетий в области эмбриологии, теоретической медицины, медицинской генетики, иммунологии и других дисциплин позволили углубить представления об этиологии речевых расстройств и показать влияние экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) вредностей в их возникновении.
Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. Установлена тесная взаимосвязь между внешними и внутренними факторами в возникновении речевой патологии и в формировании ее клинической картины.
В появлении речевых нарушений большую роль играют и специальные условия, т.е. факторы, способствующие или препятствующие возникновению расстройств речи.
В возникновении речевых расстройств большая роль принадлежит экзогенно-органическим факторам. Это группа органических центральных причин, при поражении головного мозга, и группа органических периферических причин, при нарушении развития периферического речевого аппарата.
Под экзогенно-органическими факторами понимают различные неблагоприятные воздействия (инфекции, травмы, интоксикации и др.) на центральную нервную систему ребенка и его организм в целом. В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную (перинатальную) патологию; повреждение при родах (натальная патология) и воздействия различных вредных факторов после рождения (постнатальная патология).
Поражения нервной системы, которые объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения, обозначают термином «перинатальная патология». Ведущее место в перинатальной патологии помимо заболеваний, инфекций, интоксикаций, токсикозов матери во время беременности, разнообразной акушерской патологии (узкий таз, затяжные или стремительные роды, неправильное предлежание плода и др.) занимают асфиксия и родовая травма.
Асфиксия (кислородное голодание плода в момент родов) и родовая травма, приводящая к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток, усугубляют нарушения развития мозга плода, возникшее внутриутробно.
Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать и речевые зоны коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения речи.
В этиологии речевых нарушений у детей определенную роль может играть иммунологическая несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, антигенам эритроцитов, в результате чего из эритроцитов выделяется токсическое для центральной нервной системы ребенка вещество – непрямой билирубин, что приводит к специфическим нарушениями речи и слуха.
Нарушения внутриутробного развития плода могут возникать в связи с вирусными заболеваниями, приемом лекарственных препаратов, ионизирующей радиацией, вибрацией, алкоголизмом, курением во время беременности.
При внутриутробных поражениях мозга отмечаются наиболее тяжелые нарушения речи, сочетающиеся, как правило, с другими дефектами развития (слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательной системы). Наиболее тяжелые поражения плода отмечаются при заболевании матери в период от 4 недель до 4 месяцев беременности краснухой, цитомегалией, токсоплазмозом и другими вирусными инфекциями.
У детей с аномалиями и пороками развития мозга часто наблюдаются: асимметрия черепа, аномалии неба, дефекты развития верхней челюсти, аномалии прикуса.
В результате воздействия органических периферических причин в период внутриутробного развития могут появиться аномалии в анатомическом строении речевого аппарата, нарушения его морфологического развития, которые приводят к органическим речевым нарушениям периферического происхождения (расщелина неба, губы).
Речевые нарушения могут возникать и в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на мозг ребенка после рождения, на последующих этапах его развития (нейроинфекции, травмы, опухоли мозга и т.д.). структура таких речевых нарушений будет зависеть от времени воздействия, вредности, локализации поражения мозга.
Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют и наследственные факторы, в частности при ринолалии, заикании, нарушении письменной речи. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию под влиянием даже незначительных факторов.
Функциональные причины нарушений речи не приводят к изменению в строении речевого аппарата, нарушат только его функцию. К ним относятся социально-психологические причины, связанные с неправильным воспитательным подходом к ребенку (отсутствие эмоционально-положительного окружения; подражание взрослых неправильной речи детей – сюсюканье; перегрузка речи сложным речевым материалом, не соответствующим возрасту и развитию ребенка; недостаток внимания к речи ребенка или излишняя требовательность к ней; двуязычие или многоязычие в семье и др.). в связи с этим и роль речевого окружения и речевого общения очень велика, и их недостаточность может быть одной из основных причин, нарушающих формирование речи.
Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечеткость звукопроизношения, заикание, нарушение темпа речи и др.) могут иметь в своей основе эффект подражания.
Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т.д.). это задерживает развитие речи, а при острых психотравмах может вызвать у ребенка мутизм, невротическое заикание.
Нарушения речи могут быть обусловлены также общей физической ослабленностью ребенка, различными заболеваниями внутренних органов: рахитом, нарушениями обмена веществ и др.
Нарушения речи могут вызываться и неблагоприятными социально-бытовыми условиями, приводящими к микросоциальной педагогической запущенности, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту развития речи. Большое значение имеет эмоциональная депривация (недостаточность эмоционально-положительного контакта со взрослыми). Особое значение имеют нарушения взаимосвязи матери с ребенком в первые годы жизни. Известно, что нормальное довербальное развитие на первом году жизни, имеющее важное значение для формирования речи, возможно только при адекватном взаимодействии ребенка с матерью или другим близким лицом.
Дети раннего возраста, воспитывающиеся в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители или родители с явными дефектами речи, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за тяжелых заболеваний и др.), отстают в развитии речи.