Обучение безопасности детей дошкольного возраста
Предварительный просмотр:
Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста.
Одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми. Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить общаться друг с другом? Анализируя понятие «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Всё это, как правило, даёт обратный результат. Если запретов будет слишком много – ребёнок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного поведения в быту, социуме и природе. При реализации поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Количество приобретаемых знаний детьми в детском саду очень важно только в связи с приобретением навыков и привычек таких, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать), умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (поиграть спичками – но нельзя, потому что это может привести к пожару). Важна, привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями. Для повышения педагогического мастерства воспитателю необходимо подобрать методическую литературу, составить перспективный план работы с детьми по формированию безопасного поведения, определить цели и задачи, подобрать и систематизировать печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников, спланировать работу с родителями. При планировании не накладываются ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приёмов. Важно, учитывая опыт детей, подбирать и использовать их адекватно возрастным особенностям и целям развития. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в ДОУ. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Цели работы с родителями: - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей; - повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме; - обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье; - выработать единый подход, единые педагогические требования к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей. Возможны следующие формы работы педагогов с родителями: - организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней; - ознакомление родителей с работой детского сада по формированию безопасного поведения в быту, социуме, природе (открытые просмотры образовательной деятельности, акции, тематические видеофильмы); - организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, инспектора дорожной полиции, пожарного и т. д.); - проведение анкетирования, консультаций, семинаров, конкурсов, соревнований, развлечений, выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых; - инновационные методы работы (воспитатели совместно с родителями разрабатывают проекты по основам безопасности жизнедеятельности: «Мое здоровье», «Безопасность в помещении», «Дорожная грамота», «Безопасность и природа», «Общение с незнакомыми людьми» и др.). РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ. Главная цель работы - формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Она реализуется путем комплексного решения поставленных задач: - обучающие направлены на усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения; формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения в быту, социуме, природе, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих правилам безопасного поведения; - развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице и бдительного восприятия окружающей обстановки; - воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» опасности, но не страха, умения ориентироваться в ситуации. Воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения в быту, социуме, природе имеют современные средства: - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), с помощью которых воспитатели осуществляют инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные задачи; - предметы рукотворного мира, создаваемые педагогами, детьми и их родителями; - художественная литература, являющаяся одновременно источником знаний, источником чувств. Для успешного освоения программного материала необходимо создать оптимальные условия для ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности: - комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосфера душевного тепла и эмоционального благополучия детей; - пространственно-предметное окружение; - игровая среда, стимулирующая познавательную активность детей. Деятельность одновременно является условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность адекватно познавать окружающий его мир, и самому становиться частью этого мира. Организованная деятельность детей (занятия, экскурсии, прогулки); Совместную деятельность взрослых и детей (беседы воспитателя и ребенка, чтение художественной литературы, драматизации сказок, наблюдения, труд, дидактические и подвижные игры, продуктивная деятельность, праздники, развлечения); Свободная самостоятельная деятельность (настольно-печатные, подвижные игры, сюжетно-ролевые и др.). Виды деятельности детей дошкольного возраста:
Методы и приемы: В процессе формирования представлений об основах безопасности детей дошкольного возраста используются в работе разнообразные методы обучения, при использовании которых необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, социокультурные различия, своеобразие домашних и бытовых условий. При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Практические. Применяются при формировании умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода. Детей можно учить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая деятельность в основном осуществляется дома родителями. Воспитатели с детьми организуют опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде, на немытых овощах и фруктах. Практический метод предполагает организацию игровых упражнений, в которых ребёнок неоднократно повторяет практические и умственные действия (например: «нашли таблетку, что вы будете делать?», «позвал незнакомый человек, как вы поступите?» и др.). Практика дает ребенку умения применить полученные знания на деле, развивает мышление, воображение, готовит ребенка к умению находить выход из экстремальных ситуаций в жизни. Наглядные. Опора на наглядные представления неизбежна, поэтому использование метода наглядности при формировании представлений является существенным. Словесные. сравнение (например: «Огонь это хорошо или огонь это плохо?» помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию, умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки). повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность. Игровые. В формировании представлений о безопасности игра выступает как самостоятельный метод обучения. Наиболее широко используются дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облаченной в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание, повышает качество усвоения познавательного материала и способствует закреплению чувств. Придумывание сказок на разные темы, игры драматизации (после прочтения художественного произведения, при подготовке развлечения и др.). Основные этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Первый этап - это диагностика уточнение представлений детей о правилах поведения в быту, социуме, природе, т.е. есть ли у них личный опыт, на который в дальнейшем может опереться воспитатель; Второй этап - это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний; Третий этап - закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности в быту, социуме, природе; Четвертый этап - формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки: Пятый этап - развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, при обучении правилам безопасности в быту, социуме, природе. Эти качества во многом помогают ребенку правильно ориентироваться в создавшейся ситуации. Для организации образовательного процесса по разделу формирование основ безопасности в быту, социуме, природе можно использовать дополнительную программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина), разработанную на основе проекта Государственных стандартов дошкольного образования. В ней реализуются шесть основных направлений:
Планируя и организуя работу по основам безопасности необходимо соблюдать следующие принципы. · Принцип полноты: содержание работы должно быть реализовано по всем направлениям. Если какое-нибудь направление выпадает, то дети оказываются не защищёнными от представленных в нём определённых источников опасности. · Принцип системности: работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении материала в течение дня. · Принцип сезонности: следует, по возможности, использовать местные условия. Если в зимний период при изучении определённых направлений работы можно ограничиться методическими пособиями, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк и т.д. с целью максимального приближения к естественным условиям и закрепления соответствующего материала. · Принцип возрастной адресованности: при работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к сложному. · Принцип интеграции: содержание работы должно соединять разные направления: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. · Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Воспитание у детей безопасного поведения – непрерывный, систематический, последовательный процесс, который надо начинать в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Как сказал К.Ф. Ушинский: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы». Только глядя на мир глазами ребёнка, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребёнка правильно вести себя в сложных, опасных для его жизни ситуациях. Нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей. Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности - все избежать, А где надо – на помощь позвать.
|