Материалы для конкурса признание 2022

Мальцева Александра Сергеевна

Материалы для конкурса "Признание 2022" г.Югорск.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_maltseva_a2205.docx24.28 КБ
Файл opyt_raboty_maltseva_as_na_priznanie_2022.docx78.37 КБ

Предварительный просмотр:

Мальцева А.С. - воспитатель групп детей дошкольного возраста

МБОУ «СОШ № 2»

Эссе «Я - педагог»

Перед каждым человеком рано или поздно встаёт вопрос выбора жизненного пути, выбора профессии. Для меня вопроса «кем быть?» просто не существовало. Меня всегда интересовал и волновал мир ребенка, что он думает, о чем переживает, как он растет и взрослеет. Еще школьницей я любила заниматься с маленькими детьми – учила их познавать окружающий мир. Чем старше я становилась, тем больше меня тянуло к детям. Я твёрдо решила стать воспитателем. Поэтому после окончания школы, я поступила в педагогический колледж получать профессию воспитателя.

На мой взгляд, это самая замечательная профессия, у которой есть огромный плюс, выделяющий ее из всех других – это возможность прожить детство многократно.  

Реалии современной действительности предъявляют все новые запросы к развитию личности ребенка, кругозору. Соответственно, возрастают и меняются требования ко всему педагогическому процессу. Однако, неизменным в веках остается роль педагога и ребенка, и уникальная картина их взаимоотношений на пути познания и раскрытия простых и одновременно сложных закономерностей жизни.

Современное поколение детей предпочитает коллективным играм индивидуальные, компьютерные. Молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом осознают роль игры в развитии их детей. Они часто игнорируют игровую деятельность детей, не ведая о том, что именно в игровой деятельности ребенок знакомится с окружающим миром.

В последнее время в стране наблюдается общее снижение культурного уровня. Духовные ценности утратили свою актуальность для определённых слоёв в обществе. Интернет и телевидение всё чаще показывают нам сцены грубости, насилия и жестокости. Подрастающее поколение впитывает весь этот негатив. Ни может не волновать циничное отношение к таким понятиям как «порядочность», «скромность» и «интеллигентность». Духовность становится огромным дефицитом, поэтому в настоящее время, как никогда актуальным, становится «развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». 

В настоящее время актуальна проблема инклюзивного обучения и социальной адаптации воспитанников ввиду возрастающего числа детей с особенностями развития, поступающих в дошкольные учреждения. В этой ситуации от педагога, помимо специфических профессиональных навыков, требуются личностные качества, позволяющие воспринимать особого ребенка, не выделяя его из коллектива.

Меняется общество, в соответствии с ФГОС меняется и характер педагогической деятельности. Если раньше задача педагога заключалась в том, чтобы передать знания обучающимся, то сегодня перед воспитателем стоит новая задача: сформировать перед школой компетентную, креативную, социально - адаптированную личность; способную ориентироваться в информационном пространстве; умеющую отстаивать свою точку зрения; способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Благоприятная социальная атмосфера, является неотъемлемой частью развивающей среды, в которой ребенок в полной мере может раскрыть и реализовать все задатки и способности. Воспитателю необходимо самому стремиться к высокому профессионализму. Поэтому мой девиз – «Гениальные дети требуют гениальных идей!»

Внедрение новейших технических разработок, обучающих технологий и прогрессивных педагогических теорий, становится незаменимым инструментом только при условии, что он окажется в правильных и умелых руках.

В обучении постоянно происходят изменения, и важно, чтобы педагог смог адаптироваться в современных условиях. Речь идёт об эрудированном, увлечённом и умеющим увлекать детей педагоге. Будущее остается за неравнодушными педагогами, способными не только оценивать готовые, уже сформированные умения и навыки ребенка, но и увидеть, не всегда очевидные, потенциальные возможности к их освоению. В завтрашний день шагнет тот педагог, который руководствуется посылом: Каждый ребенок имеет право быть талантливым по-своему!

Я считаю, современный педагог — это человек, наделённый рядом достоинств. Обладающий системным мышлением, организаторскими умениями, интуицией, инициативой, фантазией, самостоятельностью, аккуратностью, дисциплинированностью, обязательностью, ответственностью, наблюдательностью, отзывчивостью, настойчивостью, мобильностью, гибкостью в профессиональной деятельности, выразительностью речи, жестов, мимики, чувством такта, совести, трудолюбием, восприимчивостью к новому и нетрадиционному, хорошим вкусом. В общем современный педагог - это супергерой, мастер на все руки, сочетающий в себе способность к перевоплощению, молниеносную реакцию на все изменения и нововведения, стальные нервы и неугасающее желание творить для людей. Педагог открывает для ребенка такой мир, который он видит сам, вкладывает в него свои мысли, свои знания. Дмитрий Иванович Писарев говорил: "В воспитании все дело в том, кто воспитатель". Воспитатель у ребенка должен быть безупречен во всем, как по Чехову: "… и душа, и одежда, и мысли …"

Быть воспитателем в современных условиях довольно сложно и ответственно.  Наша профессия настолько «живая», деятельная, что это не позволяет нам стоять на месте, необходимо находиться в постоянном творческом поиске, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, совершенствовать свои знания, нужно работать над собой и искать новые пути и подходы в работе, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать ему познавать окружающий мир. 

В работе с детьми я придерживаюсь следующих принципов:

 поощряй самостоятельность детей, будь им верным спутником;

 получай удовольствие от работы;

 говори «не знаю», если не знаешь;

 улыбайся чаще, от этого в группе светлее;

 будь самим собой.

А самым главным принципом для меня является – с детьми всегда должна быть рядом, даря тепло и согревая взглядом, их в мир прекрасного вести, и помнить заповедь – не навреди!

Есть две главные составляющие педагога - мастерство и личность. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».  Марк Захаров, известный отечественный режиссёр, сказал: «Самое лёгкое в воспитании – это запретить. А вы попробуйте разрешить ребёнку полёт фантазии, только слегка направьте её, фантазию, в правильное русло». Поэтому я использую самые разнообразные направления и формы работы с детьми.  Я не боюсь принимать смелые решения, ставить трудные задачи и стремлюсь решать их тем или иным способом. Учу детей дискутировать, отстаивать свою точку зрения, рассуждать, искать решения, быть доброжелательными. Стремлюсь создавать условия для развития их самостоятельности, инициативности. Всегда стараюсь подкрепить личным примером требования, которые предъявляю детям, добиваюсь понимания детьми смысла предъявляемых к ним требований.

         Наш мир очень динамичен, прогресс неумолим. Нам, воспитателям, предоставляется много возможностей для самосовершенствования, для освоения нетрадиционных методик и новых технологий, повышающих мотивацию дошкольников к получению новых знаний. Мы профессионально занимаемся вопросами обучения, воспитания и развития, стараясь сделать дошкольное образование более живым. И наша задача идти в ногу со временем, быть творчески думающим педагогом, владеющим современными технологиями образования и способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности.

Поэтому новой целью образования провозглашается не трансляция знаний и формирование соответствующей им суммы знаний, а подготовка компетентного человека, свободно владеющего полученными знаниями, умеющего их творчески использовать в меняющихся условиях и готового к постоянному самосовершенствованию, социальной и профессиональной мобильности.

Китайская пословица гласит: «Когда планируем на год, сеем зерно. Когда планируем на десятилетия, сажаем деревья. Когда планируем на всю жизнь — обучаем и воспитываем людей». 

Высочайшая миссия педагога - влиять на умы и сердца своих воспитанников. Это не только его собственные интересы, мотивы и планы. Он является посредником между детьми и системой идей, традициями, культурой своего народа и человечества. Его обязанность - воспитывать достойных людей, способных приумножать достижения человеческой цивилизации. Он должен научить маленького человечка увидеть мир прекрасного, научить состраданию и милосердию, доброте и любви. Имея знания и ориентируясь в современном пространстве, педагог должен создать такую благоприятную атмосферу для процесса обучения, чтобы дать детям толчок для саморазвития, самореализации, желания познать мир таким, какой он есть. В этом - уникальность педагогической профессии. Настоящий педагог должен работать на будущее, опережать своё время. Его должно волновать не только отдельная индивидуальность, а мир людей. Благодаря этому педагогическая профессия становится еще и творческой миссией.

 Лев Николаевич Толстой в одном из своих трудов писал: "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель".  

Я вижу, что моя работа приносит результат – у детей появляется уверенность в себе, желание сделать следующий шаг к достижению своей цели.  Очень важно, чтобы каждый ребёнок, ежедневно ощущал чувство своего пусть маленького, но личного успеха. Воспитывая и обучая детей, я каждому отдаю частичку своего душевного тепла, но от этого не чувствую никакой потери, а наоборот, получаю больше и больше. За этот труд, я вознаграждена сполна детской радостью, блеском в детских глазах, ожидающих открытий, превращений и волшебства.

На свете много разных профессий, все они важны и каждая по-своему интересна. Но для каждого из нас важно избрать ту, которая нам по душе, одним словом, найти профессию по призванию. Вы спросите меня: «кем ты работаешь?» – Я отвечу: «я не работаю, я живу!». Я вдохновляю, восхищаюсь, и главное, я расту вместе с моими маленькими, но не по-детски взрослыми человечками!

Я счастлива, что связала себя крепкими узами с великим и прекрасным делом - воспитанием детей. Воспитатель – для меня, это скорее не профессия, а смысл жизни, призвание. Горжусь профессией своей за то, что детство проживаю многократно! И я уверена в том, что мой профессиональный выбор правильный.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» (группы детей дошкольного возраста)

Юридический адрес:  628260 улица Мира, д.85 город Югорск, Ханты-Мансийский автономный округ –Югра

Фактический адрес: 628260 улица Таежная, д.27 город Югорск,

Ханты-Мансийский автономный округ –Югра

Телефон: 8/34675/ 7-34-06

        

Педагогический опыт

по теме «Воспитание маленького гражданина – будущего патриота страны»

воспитатель: Мальцева Александра Сергеевна

Содержание

1

Введение

3 стр.

1.1

Актуальность проблемы

3 стр.

1.2

Цель и задачи работы

4 стр.

1.3

Проектируемые результаты

5 стр.

1.4

Направления и формы работы 

6 стр.

1.5

Мониторинг нравственно - патриотического воспитания дошкольников

11 стр.

1.6

Результаты уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников

14 стр.

Список литературы

14 стр.

         

Введение

«Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего».

Джордж Гордон Байрон

Тема воспитания обозначена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года».

      В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

С 1 января 2021 года в России в рамках национального проекта «Образование» стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Целью которого является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путём вовлечения к 2025 году 24% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания.

Являться патриотом, означает чувствовать себя обязательной составляющей своего Отечества. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в России были чертами национального характера.

1.1.Актуальность

 В последнее время заметна утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания. События последнего десятилетия нашей истории заставляют по-новому взглянуть на привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей народа. Очевидна проблема воспитания патриотизма, которая приобретает всё большее общественное значение и является задачей государственной важности.

В разное время к проблеме обращались педагоги и ученые К.Д. Ушинский, Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский отмечали, что суть патриотического воспитания в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Э.П. Костина и другие исследователи, которые предлагали одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордится историческими достижениями своего народа и своей культурой.

Любовь малыша к Родине рождается со взаимоотношения к самым родным и близким – маме, папе, бабушкам и дедушкамсвоему дому, улице, двору, детскому саду, городу и стране в целом.  Весьма значимо знакомить детей с историческими событиями, географическим, естественно-природоохранным колоритом и особенностями родного края. Работу по патриотическому воспитанию необходимо начинать с детьми дошкольного возраста.

 Для дошкольного возраста характерна наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям. Усвоенные в этот период - знания, навыки, привычки, способы поведения – являются фундаментом дальнейшего развития личности.

Педагогическая целесообразность заключается в построении эффективной системы, обеспечивающей формирование основ духовно - нравственного – патриотического воспитания у детей, основанной на социокультурном системном подходе И.А. Кузьмина «Социокультурные истоки».

1.2. Цель - формирование духовно-нравственной основы личности, через приобщение к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям. Для достижения поставленной цели, разработан целый комплекс задач:

Образовательные:

- создание условий для формирования, воспитания нравственно-патриотических чувств детей в условиях детского сада;

- формирование привязанности к дому, детскому саду, близким; чувства любви к родному краю, малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям; представлений о России как о родной стране, Москве - столице страны;

Развивающие:

- развивать интерес к национальным традициям и промыслам;

Воспитательные:

- воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики;

- воспитание патриотизма, уважения к культурному наследию России средствами эстетического воспитания;

- воспитывать ответственность, гордость за достижения нашей страны.

1.3. Проектируемые результаты

- Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо); приобретение добрых привычек и поступков.

- Сформированные у детей представления о знаменитых личностях родного края. · Осознание детьми и родителями своей сопричастности к культурному наследию своего народа; осознание себя жителем своего района, города, гражданином своей страны, патриотом.

- Проявление у детей основных добродетелей: сострадания, послушания, милосердия, уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки; направленность и открытость к добру.

- Сформированные умения размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (книги, иллюстрации, видеоматериалы и др.).

- Развитие у детей потребности в познании, желания видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений;

- проявление бережного и гуманного отношения к окружающему миру: растениям, животным, человеку.

- сформированное уважительное отношение к людям, их достижениям и поступкам; активное стремление к творческому самовыражению.

- активное участие детей и родителей в проектной деятельности, праздниках, мероприятиях и т.д.

В рамках реализации данного направления ведется воспитательная работа и проведение мероприятий патриотической направленности.

     1.4 Направления и формы работы

 Основные направления работы:

1. Здоровьесберегающее

2. Духовно-нравственное

3. Культурно-краеведческое (национально-региональный компонент)

4. Гражданско-патриотическое

5. Экологическое воспитание

  Вышеперечисленные задачи и направления решаются во всех видах детской деятельности: во время организованной образовательной деятельности, игровой, в режимных моментах, самостоятельной, совместной деятельности с детьми, во взаимодействии с обществом.

Степень осведомлённости дошкольника о патриотизме в значительной мере зависит от того, какой материал подбирает и использует педагог. В воспитании патриотических чувств у дошкольников играет огромную роль отбор и создание новаторских подходов.

В работе использую разнообразные методы и приемы с учетом психологических особенностей дошкольника (восприятии окружающего, конкретность мышления). Считаю наиболее эффективным методом - проектный метод, который позволяет создать естественную учебную ситуацию и практическое взаимодействие детей и взрослых (в том числе родителей), обеспечивая поэтапную последовательность в организации воспитания и развития дошкольников.

Проектный метод обучения, один из способов достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка; позволяет объединить интересы всех участников проекта:

· педагог имеет возможность самореализоваться, проявить креативность в работе в соответствии с профессиональным уровнем;

· родители имеют возможность участвовать в процессе воспитания детей;

· дети организованы в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

  В течение года совместно с детьми и родителями реализованы несколько проектов:

«Мой родной город», «Россия - гордость», «Столица страны – Москва», «Священный праздник – День Победы», «Русский народный костюм», «Красная книга ХМАО - Югры».  

Воспитание любви к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности: игра, наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, художественное творчество, физическая культура, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки) и другие.

В работе необходимо придерживаться принципов: целостности в единстве обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системности с другой; учета возрастных, индивидуальных особенностей, атмосферы доброжелательности и взаимопонимания; личностно-ориентированного подхода – знания приобретаются ребенком во время активной деятельности.

Важнейшим символом российского государства выступают государственные символы и их включение в содержание обучения и воспитания в системе образования. Использование государственных символов Российской Федерации является важнейшим элементом приобщения обучающихся к российским духовно-нравственным ценностям, культуре, исторической памяти.

В практике воспитательной работы начиная придерживаемся методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации с целью изучения истории, начиная с 1 мая 2022 г.

Поэтому содержание работы по реализации поставленных задач строится по тематическим блокам.

Для работы по каждому блоку составлен тематический план для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам, например, в феврале «День защитника Отечества», в мае «День Победы» и т. д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями и национальным календарем.

Возрастная группа

Тематические блоки

«Я, моя семья, мой дом»

Задача:

Мероприятия

Средняя группа

Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким.

Формирование представлений о семейных ценностях и традициях

Познавательная деятельность: (беседы, викторины, тематические занятия и др.);

Ценностно-ориентировочная деятельность:

(литературные, музыкальные гостиные, конкурсы, творческие вечера, экскурсии, встречи с интересными людьми и т.д.);

 Трудовая деятельность:

(выставки творчества, неделя ремесел, украшение группы к празднику, изготовление открыток, организация субботников, ярмарка мастеров (представление профессий));

Общественно-полезная деятельность:

(акции милосердия и благотворительности, праздник игры и игрушки, вахта памяти);

Художественно- творческая деятельность:

(посещение театра, выставок, новогодний (осенний бал), конкурсы художественной самодеятельности);

Физкультурно-спортивная деятельность:

(День здоровья, «Веселые старты», «Лыжня России», «Бегущий фонарик», «Бегущие сандалии» «Губернаторские состязания» и т.д.);

Деятельность свободного общения:

(прогулки по городу, вечер поэзии, конверт откровений, Выпускной бал и т.д.).

Старшая группа

Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе; развивать самопознание и чувство гордости за свою семью;

воспитывать у детей доброе отношение к родным и близким.

Учить детей сопереживать, замечать боль других, совершать по собственной воле добрые поступки.

Подготовительная к школе

Формировать доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования «Я будущий защитник!».

Воспитывать чувство любви к матери, к природе, через приобщение к произведениям искусства

«Детский сад»

Средняя группа

Знакомство детей с детским садом и его сотрудниками, учить свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада.

Учить быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях. 

Воспитывать интерес и любовь к своему району, бережное отношение к детским игровым постройкам.

Старшая группа

Подготовительная к школе

«Родной город. Родная природа»

Средняя группа

Прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.

Знакомить с достопримечательностями города, улицами родного города.

Закрепляли и расширяли знания о жизни животных

Целевые прогулки в разные времена года;

Конкурсы рисунков «Мой любимый город», «Мой любимый дворик»;

Дидактические игры и др.

Старшая группа

Подготовительная к школе

«Родная страна»

Средняя группа

Знакомить детей с защитниками родины.

Расширять представления о значении государственных символов России.

Углубить знания о Российской армии.

Формировать у детей образ героя, защитника своего государства, прививать любовь к Отечеству и родному краю.

Воспитывать уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации, уважение к мужеству русских солдат.

Непосредственно-образовательная деятельность – знакомство со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами («Кто основал Москву», «Моя Родина-Россия»);

Тематические праздники:

«День Победы!», «День защитника Отечества», «День России», «День государственного флага РФ».

Создание патриотического центра с символикой нашей страны, нашего края.

Старшая группа

Подготовительная к школе

В своей работе использую различные формы работы с детьми:

- образовательная деятельность с детьми (как организованная, так и непосредственная). Педагогу следует продумывать форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленные задачи, а также использование специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогает такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и т. д.

- игровая деятельность. Игры также способствуют решению задач патриотического воспитания. Дидактические игры и упражнения: «Закончи предложение»«Слова любви к Родине»«Объясни значение» (златоглавый, красно каменный, могучая, свободная); «Составь флаг, герб»«Подбери технику по родам войск».

- экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: возложение цветов к памятнику, минута молчания, вахта памяти, встреча с участниками боевых действий.

- чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.

- одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и дома систематически. Дети могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу.

- конструирование: Постройки из крупных деталей конструктора «Строитель»: гараж для военной техники, военный корабль.

- изобразительная деятельность (продуктивная): рисование, лепка, аппликация.

- двигательная и музыкальная деятельность: подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб»«Меткий стрелок»«Пройди, не замочив ног»«Преодолей препятствие»«Боевая тревога». Использование аудио и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.

Взаимодействие с родителями.

 Не маловажную роль в формировании патриотического сознания детей имеет взаимодействие с родителями.

Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Наш детский сад в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Родители активные участники: участвуют в оформлении фотовыставок о родном крае, в конкурсах рисунков, поделок.

Формы взаимодействия с родителями:

- природоохранные акции «Посади цветок»«Изготовление кормушки» и др.

- совместная деятельность детей и родителей;

- конкурсы;

- информационные стенды, папки-передвижки, библиотека для родителей.

- опросные методы (анкеты, тесты).

- педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые, общие).

Выстраивая, совместную деятельность с родителями воспитанников нам удалось достичь следующих результатов:

- установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;

- родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;

- принимают активное участие в жизни группы и детского сада.

Взаимодействие с педагогами по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников заключается в социальной активности: участие в различных конкурсах и социальных проектах (акции – Посылка добра, посылка солдату, книги детям Донбасса); а также повышении рейтинга детского сада посредством трансляции педагогического опыта в среде педагогического сообщества и общественности города, достижений воспитанников в художественной, спортивной и интеллектуальной видах деятельности. 

Используемые формы работы в рамках сотрудничества с педагогами для достижения поставленных задач:

- консультации и выставки «История, традиции и культура народов Севера»; «Богатства своего края, животные, птицы, рыбы»; «Растительный мир моего края»; «Символика России, моего края и ее исторические корни»;

- анкетирование,

- мастер-класс, открытые занятия. 

 1.5 Мониторинг нравственно - патриотического воспитания дошкольников

Свою работу начала с мониторинга изучения уровня развития нравственно-патриотического воспитания, руководствуясь методикой обследования авторов                        М.Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».

Входная диагностика проводилась в начале года до внедрения парциальной программы патриотической направленности «Чем крепче мы, тем крепче наше будущее» в практическую деятельность.

Для чистоты эксперимента в мониторинге приняли участие две группы детей 4-5 лет. 

С целью определения результатов были применены следующие методы диагностического инструментария:

- игровые тестовые задания;

- беседы

- анкетирование

- наблюдение

- эксперимент

- анализ продуктов деятельности, детского творчества

Данные мониторинга на начало учебного года показали следующие результаты:

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Группа «Звездочки»

3

15

5

42

7

48

Группа «Островок дружбы»

2

9

4

31

9

60

На заключительном этапе осуществления деятельности в контексте программы «Чем крепче мы, тем крепче наше будущее» была проведена контрольная диагностика результатов.

Она характеризовалась:

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Группа «Звездочки»

7

41

5

36

3

23

Группа «Островок дружбы»

6

35

6

35

3

30

 

Диаграмма 1 – Сравнение входной и итоговой диагностики

1.6 Результаты уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Результаты мониторинга свидетельствуют об увеличении к концу 2021-2022 уч. года уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников с 15 % до 41%   в целом на 26%.

Опираясь на результаты, можно сделать следующие выводы:

- сравнительный анализ входного и контрольного срезов в экспериментальной группе (где реализовывались педагогические условия (программа), позволил определить динамику, дети в большинстве своем достигли желаемого уровня развития нравственно-патриотического воспитания по сравнению со сверстниками контрольной параллельной группы;

- система мероприятий является эффективной, так как способствует успешному формированию основ духовно - нравственного – патриотического воспитания у детей.

Заключение

Человек не появляется на свет враждебным или великодушным, нравственным или безнравственным. От родителей, педагогов, от их усилий в воспитании ребёнка; от окружающего мира, зависит какие черты характера сформируются у ребёнка, какие впечатления сделают его духовно просвещённым.

В общей системе воспитательно-образовательной работы нравственно-патриотическое воспитание занимает большое место, и основы, заложенные в раннем детстве, помогают успешно решить главную задачу – научить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа, быть необходимым гражданином, патриотом своего города, страны, Родины.

 

Список литературы:

  1. Елисеева Т.П. "Детский сад и семья: современные формы взаимодействия". Минск ООО Лексия 2014г.
  2. Князьков С. Патриотами не рождаются, патриотов - воспитывают. // Красная звезда. - 2012. - 13 апреля.
  3. Колпачук О.С., Добрицкая И.Г. «О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» // Гармонизация психофизического и социального развития детей. - Мн., 2016.
  4. Артемов В.В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2015.
  5. Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2011.
  6. Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2016 № 8.
  7. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2017.
  8. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2015 №1.
  9. Смирнова О.Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. М., 2019.
  10. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л. Тимофеева. - СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2018. - 80 с.
  11.  Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2014 № 4.
  12. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления».