Подборка материалов для работы с родителями
Здесь Вы сможете ознакомиться с некоторыми материалами из моей педагогической практики. Мне будет очень приятно, если они пригодятся Вам в работе с родителями дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keysy_dlya_roditeley.docx | 34.62 КБ |
plan_raboty_s_roditelyami.docx | 15.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад № 19 «Звездочка» станицы Зольской
Методическая разработка
«КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ»
Подготовила воспитатель
Аксёнова Наталья Борисовна
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние несколько лет. casus (лат.) – запутанный необычный случай; case (анг.) – портфель, чемоданчик.
Для России кейс-технологии – сравнительно новое явление. Распространение она стала получать лишь в 90-ые годы XX-го века на базе нескольких московских вузов. Значительный вклад в разработку и внедрение этой технологии внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.
Тем не менее, развитие технологии проходило весьма противоречиво. С одной стороны, использование анализа ситуаций привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, давление идеологии, закрытость системы образования постепенно вытесняли технологию из учебных аудиторий.
Связь семьи и детского сада позволяет организовать единое воспитательное пространство, основанное на взаимопонимании, доверии и сотрудничестве. Но как показывает практика, осуществление конструктивного взаимодействия с родителями осложняется различными факторами: занятостью, отсутствием интереса к проблемам, замкнутостью семейных отношений, недоверии и др. Традиционные формы общения не срабатывают, не позволяют выйти педагогу с родителями на взаимный конструктивный диалог. Современные технологии организации воспитательного процесса имеют в своем арсенале активные методы и приемы взаимодействия, позволяющие родителям принимать непосредственное участие в жизнедеятельности ДОО, группы, быть активными в оказании помощи и решении проблем. Одной из таких технологий является «Кейс-технология».
Кейс – это реальный случай, который можно перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус задачи, и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения. Цель применения этой технологии - научить родителей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, -выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы.
Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.
Первый этап - это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.
После того, как кейс написан, педагогу требуется продумать и спланировать свою деятельность на родительском собрании, а также распределить родителей по малым группам.
Второй этап - работа с кейсом, это его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:
1. Знакомство с ситуацией, её особенностями
2. Выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).
4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (анализ последствий принятия того или иного решения).
5. Решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
6. Презентация решения.
7. Рефлексия хода решения кейса.
В зависимости от целей «кейсы» могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала:
а) кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение. Этот вид кейсов может быть использован на первом этапе знакомства с данной технологией. Он носит именно подготовительный обучающий, ознакомительный характер. Поэтому кейсы данного вида должны быть достаточно простыми. Вместе с тем, при этой простоте и доступности, данный вид кейсов должен содержать все основные признаки этой технологии, и решать главные задачи при ее использовании.
б) кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть найдено на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Материал в таких кейсах должен содержать признаки конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенного решения.
в) кейсы, обучающие анализу и оценке. В этом случае в основе кейса — максимально детальная информация, которую необходимо проанализировать и сделать соответствующие выводы, обосновав и предъявив их родителям;
Что должен содержать в себе кейс:
- Сюжетная часть (совокупность действий, событий);
- Информационная часть (вспомогательная информация, необходимая для анализа ситуации: научные, методические, статистические, нормативные материалы для решения кейса);
- Методическая часть (вопросы, задания по анализу кейса).
«Хороший «кейс», как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. Особенно ценно в методе работы с «кейсами» независимость мышления. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведет вас к нужным результатам».
Питер Экман
Требования к кейсу:
- соответствовать четко поставленной цели создания;
- иллюстрировать типичные ситуации реальной жизни;
- быть актуальным;
- развивать аналитическое мышление;
- иметь соответствующий уровень трудности;
- провоцировать дискуссию;
- иметь несколько решений.
Источники кейсов:
- жизненные ситуации;
- типовые ситуации;
- художественная и публицистическая литература;
- статистические материалы;
- интернет-ресурсы.
В работе с родителями могут быть использованы виды кейсов:
- анализ конкретных ситуаций;
- Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство с реальной или предполагаемой проблемой и выработку своего взгляда на её решение.
- В фото-кейс входит:
- Фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему.
- Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
- Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
- Ролевое проектирование – это вид кейс-технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта участников посредством проигрывания заданных ролей.
Важной особенностью данной технологии является:
- умение участника принять на себя роль;
- умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
- ролевое взаимодействие.
Решение кейсов рекомендуется проводить в несколько этапов:
- Знакомство с ситуацией, ее особенностями (воспринимают предложенную ситуацию).
- Выделение основной проблемы (объединяются парами,группами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются).
- «Мозговой штурм» (осуществляют поисковую деятельность).
- Анализ последствий принятия решения (представляют свои роли, осуществляют презентацию).
- Решение кейса (предлагают варианты или последовательности действий, анализируют, делают выводы).
Таким образом кейс- технология в работе с родителями дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Предлагаю вашему вниманию практические кейсы для работы с родителями дошкольников. Предложенные в кейсе решения не являются единственно правильными, а служат толчком для творческого осмысления реальной проблемы.
Кейс 10.
В группу малышей пришел новый мальчик Саша. До посещения обычного детского сада, ребенок ходил в частный сад, где количество детей в группе не превышало 6 человек. В данной группе количество детей 30 человек. Мама мальчика очень тревожная. На прогулке ребята играли в догонялки и предложили Саше играть вместе. Саша отказался. Ребята бегали, играли, нечаянно Ваня и Лера поскользнулись и уронили Сашу. Саша упал. Воспитатель была рядом. Подняв ребенка узнала, все ли в порядке у Саши? Тот сказал «Да».
Вечером Саша рассказал маме о том, что ребята толкнули его на прогулке специально и он упал. Они нарочно меня обидели. Мама очень рассердилась, стала выяснять отношения с воспитателем. Затем с родителями Вани и Леры.
Кейс 2.
Мама девочки Алены каждый вечер приносит вечером в детский сад киндер-яйцо. Алена очень радуется, всем показывает и говорит, что сегодня ей обязательно попадется ее долгожданная фея. Открыв яйцо и увидев, что там совсем другая игрушка, девочка кидается с кулаками на мать и кричит, что она опять принесла не то яйцо. Какое она заказывала. Родители Аллы забирают ее в тоже время, что и Алену. Но каждый день покупать сладости не имеют возможности и не хотят портить зубы шоколадом. Конечно, Алле очень хочется каждый день тоже иметь новую игрушку. На уговоры мамы Алла начинает капризничать и требовать киндер-яйцо, говоря при этом почему Алене можно, а мне вы не покупаете. Мама Алллы подошла к маме Алены и попросила, чтобы она приносила сладости (киндер-яйцо), когда не видят другие ребята, или отдавала, когда они уже выходят из детского сада.
Кейс 4.
Мальчик Боря 5 лет живет с мамой и бабушкой. В семье главная бабушка, мама очень часто в командировках. С Борей почти всегда бабушка. На предложенные дополнительные образовательные услуги детского сада бабушка решила, что внук будет петь и танцевать. Хотя особого желания и таланта у Бори не было. Боря очень хотел пойти на шахматы. И мама была за. Борин папа очень хорошо играл в шахматы. Но бабушка была непреклонна. Я сказала, хватит ему того, что я ему выбрала. Я его вожу в детский сад. Ему нужно петь и танцевать, а в шахматы пусть дома играет один. Боря очень расстроился и попросил маму, когда она была дома не водить его на танцы и вокал, а сдать на шахматы. Мама решила поговорить с бабушкой и решить на семейном совете как быть? Одно-ребенок не хочет петь, танцевать, он очень стеснителен, неуклюж, полноват ему неинтересно там, ребята над ним смеются, мальчик замкнулся. Другое-шахматы, это очень интересно, там его друг Витя с другой группы, они вместе играют партию за партией, им интересно, ребенок раскрылся, руководитель кружка очень хвалит Борю за его неординарные решения в игре. Боре нравится играть в шахматы. Но бабушка сказала –«Нет».
Кейс 4.
Света (6 лет) посещает подготовительную группу детского сада. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама ею гордиться, а Света – сама собой.
Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: « Завтра в садик не пойду! Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить».
Как отреагировать маме?
Кейс 5.
Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же затевает беготню. Трудно переключить его на спокойные занятия. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему?
В беседе с отцом выясняется, что, переехав в новую квартиру, родители вынуждены до перевода в новый детский сад возить сына на автобусе.
- Значит, ребенок устает, - делает предположение воспитатель.
- Да нет, не может этого быть. Ведь он сидит всю дорогу, - возражает отец. - Если бы уставал, так не затевал бы возню, приходя в детский сад!
Прав ли отец? Может ребенок уставать от того, что долго находится в однообразном положении? Почему?
Кейс 6.
Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.
- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.
- Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:
- Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала.
Папа шумел всю ночь.
Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка.
Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта?
Кейс 7.
Мама трехлетней девочки спрашивает воспитателя:
— Почему моя дочь не хочет играть одна? Если ее занимают взрослые, она часами увлечена игрой. Стоит лишь ее оставить одну, игра тотчас прекращается. А ведь у малышки имеются все условия для разнообразных игр: специальный уголок, много разнообразных игрушек. Как приучить ребенка играть самостоятельно?
В чем причина нежелания и неумения ребенка играть самостоятельно? Как научить ребенка играть одному? Хорошо ли, что у ребенка, как говорит мать, «много разнообразных игрушек»?
Кейс 8.
Таня играет, разбрасывая игрушки по всей комнате. Однажды мать потребовала от Тани собрать все до единой игрушки (а их более 50) и сложить в ящик. Таня не собирает игрушки, мать настаивает на своем. Таня расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка молча начала собирать игрушки, но мать запретила ей это делать: «Пусть сама собирает!». Вмешался папа. Он приласкал Таню, сказал ей: «Ладно, Танечка, я покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать, и в следующий раз уже сама будешь собирать». Отец оставил в ящике 5 игрушек, а остальное положил в недоступное для Тани место. Мама упрекнула отца в том, что он «спрятал» от ребенка игрушки, и в том, что он вмешался: «Таня должна была сама собрать игрушки». На следующий день Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно собрала их в ящик. Папа дал ей еще 5 игрушек. Таня обрадовалась и продолжала охотно играть.
Кто поступил правильно, кто допустил ошибки и какие? Как вы поступаете, если ребенок отказывается убирать игрушки.
Кейс 9.
Миша - упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчая этим свою строгую маму.
Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком и компот. Все это стоит на столе, аппетитно выглядит, вкусно пахнет. Но Миша недоволен. «Я хочу только компот, - заявляет он решительно, - и еще с котлетой я люблю картошку, которая была вчера». Мама терпеливо объясняет, что есть нужно по порядку: первое, второе и третье, не капризничать, а есть то, что дают. Мальчик твердо стоит на своем. «Сначала компот. Я его люблю». Мама начинает нервничать и уже повышенным тоном указывает: «Ешь без разговора, как положено». Миша не отступает: «Сначала я буду пить компот. Прямо сейчас. А твою котлету - после». Мама рассердилась и решительно берется за дело: начинает сама кормить мальчика борщом. Он выплевывает его прямо на рубашку. Мама разъяренно кричит: «Будешь есть, пока ничего не останется в тарелке! А компот вообще не получишь!». Миша отталкивает эту тарелку и при этом проливает часть борща на стол. Эта сцена продолжается довольно долго. Кончается тем, что Мишу вырвало прямо на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток и глотает сразу две, восклицая «За что мне такое наказание! У всех дети как дети, а этот...».
Кейс 10.
Наверное, с упрямством своей дочки вари мама борется уже почти полгода. Но Варя, как и прежде, почему-то ей продолжает многое делать назло и не желает подчиняться ее требованиям и просьбам.
А мама Вари и сама не привыкла подчиняться, и из-за этого у них конфликты дома с папой. Причем все это происходит на глазах у дочки. Но мама девочки считает, что то, что можно ей, конечно, неприемлемо для Вари, и продолжает каждый день показывать малышке, что Варя в доме ничего не значит. Но даже несмотря на это, Варя становится упрямее день ото дня и конфликтует с мамой.
Кейс 11.
Четырехлетний Дима очень любит телевизор и может целыми часами вместе с папой смотреть любые кинофильмы, где совершаются насилие и грабеж. Но мама почему-то недовольна этим и постоянно запрещает папе включать такие передачи. А Диме непонятно почему. И он, как папа, обижается на маму и даже вчера вечером шутя навел на нее дуло пистолета, который папа купил ему а магазине. Но вместо того чтобы понять шутку, мама Дима выхватила пистолет из его рук и выбросила в мусоропровод. А папа ей доказывал, под громкие рыдания ребенка, что это - издевательство над сыном, что мальчики не могут вырасти без пистолетов, насилие у них в крови. И это главное, что отличает настоящего мужчину.
Кейс 12.
Когда к родителям Наташи пришли гости, мама попросила ее прочитать новое стихотворение. Наташа подошла к столу, открыла рот, но почему-то все слова застряли в горле. Залившись краской от смущения и опустив глаза, Наташа, чуть не плача, выбежала в коридор, а вслед ей доносился голос мамы: «Вернись, тупица, перестань меня позорить, ты только что все знала наизусть». Наташа с ревом забежала в детскую и спряталась от мамы под кровать.
Четырехлетняя Людочка постоянно чего-то боится, особенно оставаться ночью одной в своей комнате. А папу это очень раздражает: как можно быть четыре года такой боязливой? И, чтобы дочка была смелой, он стал читать ей каждый вечер сказки, в которых люди побеждают злых чудищ и торжествуют над «нечистой силой». Но вместо смелости дочь лишь приобрела трусливость. Теперь везде ей начали мерещиться кошмары. Но даже несмотря на это, папа продолжает воспитывать у дочки смелость, читая, как и раньше, перед сном ей страшные истории и сказки.
Кейс 13.
Еще вчера трехлетний Ленечка мог в руки брать все, что ему хотелось. А вот сегодня мама почему-то все время говорит ему «нельзя». «Нельзя » брать вазы, чашки, статуэтки. «Нельзя» играть и с телефонной трубкой. «Нельзя» брать в руки книжки и тетради. Что ни возьмешь, все это брать нельзя.
Ребенок ничего не понимает, что означает мамино «нельзя».наверно, его мама разлюбила, и он специально начинает трогать все то, что мама говорит «нельзя».
Вот он схватил при маме статуэтку, вот подошел при ней к хрустальной вазе и, слыша раздраженное «нельзя», специально уронил на пол тарелку. Тарелка треснула, и он спокойно, подняв две половинки, дал их маме. А мама крикнула: «Ведь я же говорила, ведь ты прекрасно знал, что это брать нельзя. Встань в угол, ты еще об этом пожалеешь. Какой упрямый. Я тебя заставлю, чтобы ты понял, что тебе «нельзя».
Кейс 14.
Алеша вместе с мамой гулял в парке. Он ехал на своем велосипеде, изображая паровоз. Игра Алеши очень понравилась двум незнакомым мальчикам, которым захотелось тоже с ним играть. Алеша этому обрадовался, слез с велосипеда, но почему-то мама вдруг напомнила ему, что надо срочно идти обедать и увела сопротивляющегося Алешу буквально за руку домой, внушая ему на ходу, что он должен дружить лишь с ней, а от детей сплошные неприятности.
Можно сделать вывод: во-первых, кейс-метод позволяет погрузить группу родителей в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход. При этом результатом работы является не только наиболее хорошее решение проблемы, но и сам процесс выработки решения.
Во-вторых, использование кейс-метода обеспечивает высокую активность и личную включенность педагогов при работе с кейсом за счет широкого использования методов активного обучения.
В-третьих, очень важна ориентация на практическое использование полученных знаний, тесная связь содержания кейса с практикой. Этой цели служат и групповые обсуждения и задания, которые педагоги прорабатывают в малых группах.
В-четвертых, кейс-метод позволяет изучить эмоционально сложные ситуации в безопасных условиях, а не в реальной жизни. Участники могут учиться без чувства тревоги за неприятные последствия, которые могут возникнуть при принятии неправильного решения.
Предварительный просмотр:
ПЛАН
работы с родителями подготовительной группы «Солнышко»
2020-2021 уч.год
воспитатель МКДОУ
«Детский сад № 19 «Звёздочка»
Ст. Зольской
Аксёнова Н.Б.
Мероприятие | Цель | Сроки |
Занятие семейного клуба «Семь Я»: «Развитие коммуникативных способностей у детей 6-7 лет» Консультация «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников» | Повышение психолого- педагогической компетентности по вопросам развития коммуникативных способностей детей. Формирование интеллектуальных способностей у детей посредством образовательной и совместной деятельности | Сентябрь |
Родительское собрание «Развитие логического мышления детей через логико-математические игры». Анкетирование родителей «Развитие логического мышления у дошкольников | Осуществление педагогического просвещения родителей по использованию логико-математических игр для развития логического мышления детей Анализ работы по развитию логического мышления у детей | Октябрь, ноябрь |
Деловая игра «Давайте вместе поиграем» Создание библиотеки для родителей «Для маленького Знайки» | Продолжать знакомить родителей с логическими блоками Дьенеша и использованию из, как игрового материала для детей дошкольного возраста Повышение уровня педагогической культуры и практических учений родителей. | Ноябрь |
Круглый стол «Приобщение детей к чтению в семье» Совместное посещение детского спектакля | Актуализация проблемы развития индивидуальных творческих способностей детей в условиях современного образования. | Декабрь |
Занятия семейного клуба «Семь Я » на тему «Наша дружная семья»(опыт семейного воспитания) День открытых дверей «День творчества в детском саду» | Повышение психолого-социальной компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детьми, формирование дружеских семейных отношений посредством совместного творческого дела. | Январь |
Родительское собрание «Знаете ли Вы своего ребёнка? » Семинар – практикум «Развиваем мелкую моторику» Анкетирование родителей «Степень удовлетворённости родителей работой детского сада и воспитателя» | развитие интереса родителей к познанию своего ребёнка Обучение практическим приемам и упражнениям по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму. Выявление уровня удовлетворённости родителей работой ДОУ | Февраль |
Семинар- практикум «Учимся говорить и общаться» | Повышение уровня педагогической культуры и практических учений родителей. | Март |
Обмен опытом «К здоровью всей семьей» Консультация «Лечим деток без таблеток» | Родителям о здоровом образе жизни | Апрель |
Практикум «Дорога и дети». День открытых дверей Фотоконкурс «Семейный альбом» для родителей | Выявление уровня освоения программы детьми. | Май |
Посещение родителями занятий детей по основным видам деятельности | Ознакомление родителей с методами и приемами развития ребенка при подготовке к обучению в школе | В течение года |
Индивидуальные консультации по результатам анкетирования и по запросам родителей | Рекомендации для родителей по развитию логического мышления дошкольника | В течение года |
Оформление информационных стендов для родителей: «нравственное воспитание дошкольника», «В здоровом теле - здоровый дух!». | Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей. | В течение года |