консультация для родителей. Тема: "Роль мнемотехники в развитии речи дошкольника"
Консультация для родителей
«Роль мнемотехники в развитии речи дошкольника»
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К.Д.Ушинский
Давайте рассмотри, что такое мнемотехника? Слово «мнемотехника» или по другому «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Слово «мнемотехника» происходит от греческого «mnemonika» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания. Считается, это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Посмотрим в энциклопедический словарь, можно прочитать определение мнемотехники: Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемоника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание, увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. В настоящее время мы (как воспитатели так и родители) чаще сталкиваемся с проблемами развития речи ребенка: маленький словарный запас, нарушение звукопроизношения, плохое развитие связной речи, несформированность психических процессов. Перед воспитателями стоит задача, как помочь дошкольнику, так, чтобы было ему интересно и легко. В дошкольном возрасте в детей преобладает наглядно-образная память, запоминание носит в основном непроизвольный характер. Мнемотехника облегчает процесс запоминания у детей, увеличивает объем память путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает развивать у ребенка: зрительное и слуховое внимание, зрительную и слуховую память, восприятие, воображение, развивает все стороны речи.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному.
Рассмотрим таблицу. Начинать заниматься с ребенком с любого возраста.
На первом этапе мы объясняем ребенку, что нарисовано на картинке, т.е. в квадрате. Ребенку предлагаются картинки и которые он может объяснить.
На втором этапе ребенку предлагается серия картинок, это и есть мнемодорожка. Ребенка учим читать простые предложения без предлогов и союзов. Например:
На третьем этапе, когда ребенок усвоил материал, предлагаем мнемотаблицу. В ней заложена определенн информация. Ребенок быстрее запоминает информацию, значительно сокращает время обучения. Дети старшего возраста уже могут и сами рисовать мнемотаблицы.
С помощью мнемотехники можно учить стихи , сказки.
Например:
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод что на каждое слово или словосочитание придумывается картинка и весь текст зарисовано схематично. Любое стихотворение, потешка, сказка можно «записать» используя картинки. Схематично нарисованный текст служит планом, и помогает ребенку воссоздать услышанное, быстрее запомнить текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 781.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль мнемотехники в развитии речи дошкольника»
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К.Д.Ушинский
Давайте рассмотри, что такое мнемотехника? Слово «мнемотехника» или по другому «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Слово «мнемотехника» происходит от греческого «mnemonika» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания. Считается, это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Посмотрим в энциклопедический словарь, можно прочитать определение мнемотехники: Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемоника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание, увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. В настоящее время мы (как воспитатели так и родители) чаще сталкиваемся с проблемами развития речи ребенка: маленький словарный запас, нарушение звукопроизношения, плохое развитие связной речи, несформированность психических процессов. Перед воспитателями стоит задача, как помочь дошкольнику, так, чтобы было ему интересно и легко. В дошкольном возрасте в детей преобладает наглядно-образная память, запоминание носит в основном непроизвольный характер. Мнемотехника облегчает процесс запоминания у детей, увеличивает объем память путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает развивать у ребенка: зрительное и слуховое внимание, зрительную и слуховую память, восприятие, воображение, развивает все стороны речи.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному.
Рассмотрим таблицу. Начинать заниматься с ребенком с любого возраста.
На первом этапе мы объясняем ребенку, что нарисовано на картинке, т.е. в квадрате. Ребенку предлагаются картинки и которые он может объяснить.
На втором этапе ребенку предлагается серия картинок, это и есть мнемодорожка. Ребенка учим читать простые предложения без предлогов и союзов. Например:
На третьем этапе, когда ребенок усвоил материал, предлагаем мнемотаблицу. В ней заложена определенн информация. Ребенок быстрее запоминает информацию, значительно сокращает время обучения. Дети старшего возраста уже могут и сами рисовать мнемотаблицы.
С помощью мнемотехники можно учить стихи , сказки.
Например:
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод что на каждое слово или словосочитание придумывается картинка и весь текст зарисовано схематично. Любое стихотворение, потешка, сказка можно «записать» используя картинки. Схематично нарисованный текст служит планом, и помогает ребенку воссоздать услышанное, быстрее запомнить текст.