Картотека для детей с тяжелым нарушениям речи
Картотека для детей с тяжелым нарушениям речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека артикуляционной гимнастики для детей с ТНР в средней группе | 18.2 КБ |
Картотека игр для детей с ТНР в средней группе | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека артикуляционной гимнастики для детей с ТНР в средней группе
Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, который обычно проводит логопед. Однако поскольку перед воспитателем тоже стоит задача развивать речь детей, он должен использовать эти упражнения и на своих занятиях. Помимо этого, воспитатель общается и занимается с детьми дольше, чем логопед, у него больше временных возможностей сделать речь каждого ребенка чистой (без нарушения звукопроизношения) и понятной окружающим.
«Хоботок» Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у. Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. Описание:Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой».Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10. | «Бульдог» За верхнюю губку заложен язык – Бульдог уступать никому не привык. Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд. |
«Хомячок» Цель: развитие артикуляционной моторики Хомячок надует щечки У него зерно в мешочках. Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас поможем. Описание: Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза | «Иголочка». Цель: развитие артикуляционной моторики У птички клювик очень колкий И тонкий , острый, как иголка. Взгляни-ка рядом на страницу: Мой язычок — как клюв у птицы. Описание: Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза |
«Фрукты» Цель: развитие артикуляционной моторики На лесной опушке Жил енот в избушке. Утром рано он вставал Окна, двери открывал, широко открыть рот Свежий воздух запускал. Вдыхать открытым ртом Отправлялся в сад он, ух – ты, Собирал себе он фрукты. По ступенькам вниз спускался, «Ступеньки» После вверх он поднимался. Вот на ветке висит груша, «бублик» Съест её мышонок Луша. А для маленького заиньки Кругленькие яблоки. Надуть щёки Сливы много мы нарвём, В чашку все мы их кладем. «Чашечка» Дома сварим мы варенье «Вкусное варенье» Завтра ждёт всех веселье. Будем чай с вареньем пить, Под гармошку песни лить. «Гармошка» На качелях все качаться «качели» Урожаю улыбаться! «Улыбочка» | «Вкусное варенье» Цель: развитие артикуляционной моторики. Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу. |
«Качели» Цель: развитие артикуляционной моторики. Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз). | Произнесение разных звуков (для тренировки артикуляционного аппарата): На лугу паслась корова – "Му-у-у, му-у-у". Полосатый шмель летел – "З-з-з, з-з-з". Летний ветерок подул – "Ф-ф-ф, ф-ф-ф". Колокольчик зазвенел – "Динь, динь, динь". Стрекотал в траве кузнечик – "Тр-р-р, тц-с-с". Еж колючий пробегал - "Пх, пх, пх". Птичка маленькая пела - "Тиль-ль, тиль-ль". И сердитый жук жужжал - "Ж-ж-ж, ж-ж-ж". Хорошо еще цокать язычком, как лошадка, и т.п. Полезно дуть на ватку, мыльные пузыри выдувать (развивается фразовое дыхание). |
«Лопатка» Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10. | «Барабан» Цель: вырабатывать подъем языка, развивать упругость и подвижность кончика языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к небу и произносить поочередно отчетливо да – ды. При произнесении слога да язык отводится к центру неба, при произнесении ды – перемещается к бугоркам за верхними резцами. |
Предварительный просмотр:
Картотека игр для детей в ОВЗ с тяжелым нарушением речи
Для детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо подбирать такие дидактические игры, которые будут обеспечивать коррекцию имеющегося нарушения, способствовать развитию познавательных процессов. Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр, в которых свободная игровая деятельность выступает как самоцель. Специфическими признаками дидактических игр являются преднамеренность, планированность, наличие учебной цели и предполагаемого результата. Подбор специальных дидактических игр проводится воспитателем при непосредственном взаимодействии с логопедом.
Игра «Надень коту сапожки»
Цель: развивать умение подбирать парные предметы по цвету.
Оборудование: картинка Кота в сапогах, несколько пар сапожек разного цвета.
Ход игры
Ребёнку предлагается обуть кота. При этом педагог сначала предлагает выбрать два одинаковых сапожка. А в дальнейшем, как вариант игры, выбирает сапог одного цвета, а ребёнок должен подобрать пару.
Игра «Выложи картинку из пробок»
Цель: формирование умения выкладывать картинку по схеме, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: картинки –схемы, цветные пробки.
Ход игры.
Педагог предлагает ребёнку картинку- схему, с выделенными кружочками, местами для выкладывания из пробок. Рассматривает с ребёнком картинку. Затем показывает разноцветные пробки и ребёнок должен выложить пробки на рисунок в соответствии с цветом рисунка.
Игра «Собери игрушки»
Цель: тренировать детей в определении места звука «С» в слове. Оборудование: набор игрушек, три коробочки с приклеенными к ним схемами звукового состава слова.
Ход игры:
детям предлагается внимательно рассмотреть и назвать набор игрушек. Затем взрослый просит детей разложить игрушки по трем коробкам в соответствии со схемами звукового состава слов, наклеенными на коробках. Примечание. Возможно проведение игры в форме соревнования двух команд детей.
Игра «Исправь ошибки Незнайки»
Цель: упражнять детей в правильном употреблении предлогов в
предложениях.
Оборудование: перечень предложений (цветы стоят на/в/ вазе; дети играют над/под/ деревом; и т.п.).
Ход игры.
Педагог предлагает детям оценить предложения, написанные Незнайкой. Дети определяют ошибки Незнайки, заменяют неправильно употребленный предлог правильным.
Игра«Стиральная машина»
Цель: развитие умения различать цвета.
Оборудование: коробочки в виде стиральных машин - автоматов с барабанами разных цветов, одежда таких же цветов.
Ход игры:
Педагог предлагает ребёнку подобрать для каждой стиральной машины одежду соответствующего цвета.
Игра «Нужные вещи»
Цель: знакомить с многофункциональностью некоторых вещей
Ход игры:
С показом или без него спросить ребенка: «Для чего нужна щетка?» — «Для чистки обуви, зубов, ковра, одежды, посуды». «А бумага?» — «Рисовать, заворачивать, для книг и газет» и т. д. А стекло, песок, зонт?
Закрепляем: «А палочка для чего нужна?» — «Рисовать, для постового, для флажка»
Игра «Пригласим на день рождения»
Цель: учить соотносить группы предметов по их количеству, развивать наглядно—образное мышление
Ход игры: покажите ребенку одинаковое (или разное) количество точек в двух кругах — это гости и конфеты. Как узнать, всем ли хватит угощения? Провести от одной точки первого круга черточку к другой точке второго круга. Так мы устанавливаем взаимные соответствия.
Закрепляем: сравнивать в кругах можно любые предметы и любое их количество — больше или меньше на 1- 3 предмета. Можно ставить знак равенства между двумя кругами, если количество точек одинаково.
Игра «Пицца» (на липучках).
Цель: развитие мелких движений рук, закрепление знаний о продуктах питания.
Оборудование. Круглое игровое поле (основа под пиццу), вырезанные и заламинированные элементы ингредиентов для приготовления пиццы.
Ход игры:
Педагог предлагает ребенку испечь пиццу. Уточняет, что для этого есть основа из теста и продукты.