ДЛЯ ВАС КОЛЛЕГИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Формирование привычки к здоровому образу жизни в условиях ДОУ» | 19.8 КБ |
Развитие речи | 18.03 КБ |
Мастер- класс "Многофункциональное дидактическое панно" | 877.43 КБ |
Мастер- класс "Семейное дерево своими руками" | 684.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование привычки
к здоровому образу жизни в условиях ДОУ»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Цель: оздоровительной работы в детском саду является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья воспитанников ДОУ.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни.
1.Рациональный режим. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
· Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). Крепкий сон - залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.
· Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
· Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
· Формирование культурно-гигиенических навыков.
· Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
· Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
2. Правильное питание.
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
· Обеспечение баланса
· Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
· Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка.
3.Рациональная двигательная активность.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Средства двигательной направленности
Физические упражнения;
• Физкультминутки;
• Эмоциональные разрядки;
• Гимнастика (оздоровительная после сна);
• Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
• Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются:
· Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
· Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
· Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
· Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении.
Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.
4.Закаливание организма
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма.
5. Соблюдение правил личной гигиены
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.
Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников
Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Реализация данного направления обеспечивается:
- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);
- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
- созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;
- формированием подходов к взаимодействию с семьей.
Задачи работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников ДОУ
1.Формировать представления о том, что быть здоровым-хорошо, а болеть-плохо; о некоторых признаках здоровья
2.Воспитывать навыки здорового поведения
3.Любить двигаться
4.Есть побольше овощей и фруктов
5.Мыть руки после каждого загрязнения
6.Быть доброжелательным
7.Больше бывать на свежем воздухе
8.Соблюдать режим.
9.Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения
10.Развивать умение рассказывать о своем здоровье, о здоровье близких
11.Вырабатывать навыки правильной осанки
12.Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом
13.Развивать художественный интерес.
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у детей являются родители. И наша работа должна быть направлена на то, чтобы доказать что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей дошкольного возраста»
Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными секциями, кружками и т. д. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.
Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т. д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде.
Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Средством обучения развития детей служит речь педагога.
В традиционной дошкольной методике развития речи основной формой является обучение на специальных занятиях. Но практика и многочисленные современные исследования доказали, что на занятиях речь детей плохо развивается, речевые фронтальные занятия недостаточно эффективны.
Что же эффективно и почему?
Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимы:
• эмоциональный комфорт (положительные эмоции);
• партнерский, доверительный стиль общения
• достаточная свобода для деятельности
• большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т. е. развивающая и обучающая среда.
Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!
Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности. Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на свете – так утверждают все исследователи дошкольного детства.
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ должны включаться задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:
• создание развивающей предметно-пространственной среды;
• целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
• повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
• изучение состояния устной речи детей;
• участие родителей в речевом воспитании детей.
С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ должны быть оформлены книжные центры, центры природы, мини-лаборатории, центр театра и музыки, центр «Мы играем». Педагоги должны накапливать и систематизировать разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
На занятиях все педагоги должны большое внимание уделять развитию словаря. Проводить систематическую работу по формированию связной речи и ее активизации. Постоянно работать над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводить работу над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневно проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику.
Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. Педагоги должны использовать разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т. д., решение речевых логических задач, игры-драматизации, составление загадок, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.
Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.
Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного познавательно-речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах познавательно-речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье должны осуществляться через:
• Оформление информационного стенда для родителей в приёмных групп.
• Воспитатели должны разрабатывать рекомендации для родителей по познавательно-речевому развитию детей и оформлять в виде буклетов методичек, папок-раскладушек, брошюрок.
• Проводить семинары – практикумы по ознакомлению с особенностями речевого развития детей определённого возраста;
• Проведение конкурсов («Сочиняем сказки вместе», «Чудо с грядки-огорода», «Зимняя сказка».
• Проводить ндивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей.
• Давать практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
• Проводить родительские собрания с приглашением учителя-логопеда.
• Приобретать и изготавливать игры и пособия по развитию речи.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного познавательно-речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.
Предварительный просмотр:
Дидактические пособия для детского сада своими руками
Многофункциональное развивающее панно «Сказка за сказкой»
Мастер-класс рассчитан для воспитателей ДОУ.
Назначение: панно предназначено для занятий с детьми в возрасте от 2,5 до 6,5 лет.
Цель использования:
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр и режиссерской деятельности, развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи.
Задачи:
1. Формирование умений и навыков у детей дошкольного возраста в пространственном ориентировании на плоскости (вверх – вниз, выше – ниже, дальше – ближе, спереди – сзади, справа – слева, вокруг).
2. Развитие умения различать предметы по цвету и величине.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Упражнение в счете.
5. Развитие речи. Обогащение и активизация словаря за счет использования пространственных предлогов (в, на, за, от, около, между). Развитие умения строить предложения разных типов.
Варианты использования панно:
1. Меняющаяся яркая картинка (для детей младшего возраста).
2. Драматизация сказки «Колобок».
3. Режиссерская деятельность детей.
4. Дидактическое пособие по ФЭМП, счетный материал.
5. Дидактическая игра «Что изменилось?».
6. Дидактические упражнения «Что растет в лесу?», «Кто, где живет?».
7. Ниткограф.
Пошаговое выполнение работы
Для изготовления панно нам потребуется: лист ДВП размеров 60 на 80 см, ковролин синего и зеленого цвета, рейка для рамки, клей универсальный.
Для изготовления деталей панно используем ткань с сюжетным
рисунком сказки «Колобок», различные ткани с изображениями бабочек, божьих коровок, пчелок, птичек и т. д., ткань-флис белого цвета, однотонную зеленую ткань трех оттенков, ткань для подклада на поролоне для придания объема и жесткости деталям (такая ткань используется для пошива автомобильных чехлов), в дальнейшем будем называть просто подклад, лента-липа, нитки разных цветов.
Сшиваем основу панно из кусочков ковролина круглой иглой.
На лист ДВП нужного размера приклеиваем сшитую основу универсальным клеем. Из реек прибиваем рамку.
Приступаем к изготовлению нужных нам деталей панно. Для этого на ткань, выбранную для подклада, по лицевой стороне нашиваем ленту-липу, отступив от края 5 см.
Из ткани с нужным рисунком вырезаем героев сказки, детали избушки и все нужные нам фигурки и детали. Все детали вырезаем, отступив от контура 0,5 см для обработки швом «зигзаг».
На подклад с нашитой лентой липой по изнаночной стороне раскладываем вырезанные детали таким образом, чтобы липа проходила по верхней части фигурки. Отрезаем, как показано на фото, подклад немного больше, чем фигурка.
Соединяем подклад с фигуркой неплотным швом «зигзаг», на фото пример зайчик. Затем аккуратно вырезаем по линии зигзага и повторно обрабатываем более плотным швом «зигзаг». На фото пример медведь. Вид готовой фигурки с обратной стороны на фото рядом с медведем.
Изготовление домика. Детали домика вырезаем из ткани с сюжетным рисунком сказки «Колобок». Таким же образом, как остальные фигурки, только 0,3 см от контура детали (т. к. лишнее срезать не получится). На окно пришиваем прозрачные шторки с помощью тесьмы. Раскладываем детали на однотонной ткани, и затем домик соединяем с подкладом, на котором нашита липа, (для домика нужно нашить липу сверху, посередине и по низу отреза подклада, взятого для домика) неплотным швом «зигзаг» таким образом, чтобы по краю зигзага не выступала лишняя ткань детали. Затем повторно обрабатываем плотным швом «зигзаг».
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Семейное древо» своими руками
Изготовление топиария, с использованием техники «ганутель» своими руками
Мастер – класс рассчитан для совместного творчества детей подготовительной группы, для педагогов дошкольного и школьного образования, для родителей.
Цель: развитие мелкой моторики у детей, воспитание семейных ценностей, приобщение ребенка к прекрасному.
Топиарий (топиари) — это сад с художественно подстриженными растениями, зелёными скульптурами. Искусство топиари насчитывает многовековую историю. В Древнем Египте и Персии люди научились придавать деревьям и кустарникам геометрические формы. Наиболее известным примером топиарного искусства является одно из семи чудес света — висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Оригинальные маленькие деревца, для изготовления которых используются натуральные и искусственные материалы, также называют топиарий или европейское дерево. Это декоративная вещь, и только от фантазии создателя зависит, какую крону будет иметь его деревце.
Топиарии, называют деревьями счастья, а если оно искусно выполнено и несет еще идейный смысл, то каждый рад получить подобную поделку в подарок и украсить ею свой дом.
Ганутель — эксклюзивное мальтийское рукоделие. Именно в монастырях Средиземноморья сохранилась до сих пор эта техника создания красивых цветов для украшения алтаря.
В ХVIв спиральную проволоку из золота или серебра называли по-итальянски «canutiglia», а по-испански «canutillo», на русском языке, вероятно, это слово трансформировалось в «канитель».
Пошаговое описание:
1. Подготавливаем и раскладываем материалы: горшочек (для цветов), гипс + вода, проволока, цветные нити любые (пряжа, мулине), нить «бечевка», шило (спица; у на палочка для суши), клей, ветка дерева с ветвями, ножницы, семечки арбузные для декора, фото членов семьи.
2. Берем нашу веточку и снизу вверх оборачиваем ее бечевкой. Начало и конец нити приклеиваем к ветке для прочности.
3. Разводим гипс (по инструкции на упаковке), чтобы получился почти полный горшочек. Оставляем подсыхать 20-30 мин. Через 10 минут вставляем в середину горшка дерево.
4. На подсохший гипс вокруг ствола дерева рассыпаем арбузные семечки.
5. Пока засыхает гипс, накручиваем на палочку (шило) проволоку 12 см. Немного растягиваем и получаем пружинки, у меня 20 см. Для дерева нам понадобится 6 штук.
6. Вставляем внутрь пружинок проволоку потолще и придаем форму сердечек.
7. Накручиваем нитки, начинаем с середины и идем по кругу.
8. Накрутим сразу все заготовки разными цветами.
9. Прикрепляем сердечки к дереву нитками или на клей.
10.Приклеиваем фото в середину сердечек.
Готово!