Вопросы методики преподавания ИЯ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Развитие иноязычной коммуникативной компетенции является целью обучения иностранному языку в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной , компенсаторной, учебно-познавательной.»
Ученик основной школы Уже расширен кругозор и общее представление о мире. Сформированы элементарные коммуникативные умения на ИЯ ( аудирование , чтение, говорение письмо) Общение – ведущий вид деятельности подростка. Благодатный возраст для развития коммуникативной компетенции. Потребность в новой информации.
Текст Источник информации Инструмент для формирования коммуникативной компетенции Образец высказывания. Источник новых лексических единиц, грамматических образцов. Источник страноведческой информации. Учит преодолевать ситуацию вызова: как передать информацию при дефиците языковых средств? Речевая компетенция Языковая компетенция . Социокультурная компетенция . Компесаторная компетенция . Учебно-познавательная компетенция . Платформа развития общих и специальных учебных умений.
Требования к тексту как учебной единице: Текст должен соответствовать возрастным особенностям учащихся ; иметь информативную ценность, т.е. быть познавательным и интересным для данного возраста. Требования к организации работы над текстом: Учитель должен : В идеть поставленную перед собой цель - какому виду чтения надо обучить на данном этапе уроке – ознакомительному (с пониманием основного содержания), изучающему (с полным пониманием содержания) или просмотровому . Подбирать коммуникативные задачи и учебные действия согласно характеру текста и виду чтения. Помнить, что цель каждого урока иностранного языка – воспитание способности и готовности школьников к общению на английском языке .
Характер текста Коммуникативные задачи Осуществляемые действия Задания на выявление понимания содержания Ознакомительное чтение ( с пониманием основного содержания ) Прагматические тексты (вывески, объявления, таблицы, расписание движения автобусов, тетепрограмма и т.п .) Публицистические (газетная или журнальная статья ) Художественные Научно-популярные Определить тему. Выделить главную мысль . Выбрать основные факты . Выразить свое отношение к прочитанному. Прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям, началу текста. Разбить текст на смысловые части. Догадаться о значении отдельных незнакомых слов(по контексту, сходству с родным языком, по словообразовательным элементам) Обходить незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание. Пользоваться в процессе чтения сносками, комментариями, словарем, справочником, если есть необходимость, чтобы понять основное содержание (Кто? Что? Где? Когда? Зачем?) Отобрать иллюстрации к тексту, выстроить их в порядке, соответствующему содержанию текста. Выбрать из нескольких заголовков те, которые подходят (ко всему тексту, к его абзацам). Задания типа «Верно- Неверно» на соответствие информации. Кратко передать основное содержание текста. Выразить свое мнение к поставленной проблеме.
Ознакомительное чтение ( с пониманием основного содержания) Коммуникативные задачи Определить тему. Выделить главную мысль. Выбрать основные факты. Выразить свое отношение к прочитанному. Задания на выявление понимания содержания Отобрать иллюстрации к тексту, выстроить их в порядке, соответствующему содержанию текста. Выбрать из нескольких заголовков те, которые подходят (ко всему тексту, к его абзацам). Задания:«Верно- Неверно» на соответствие информации . Кратко передать основное содержание текста. Выразить свое мнение к поставленной проблеме. ?!
Характер текста Коммуникативные задачи Осуществляемые действия Задания на выявление понимания содержания Изучающее чтение ( с полным пониманием содержания) Аутентичные тексты разных жанров: Прагматические (инструкции, кулинарные рецепты). Публицистические (газетная или журнальная статья). Научно-популярные. Полно и точно понять текст, чтобы получить информацию о …. Сопоставить информацию со своим жизненным опытом. Передать полученную информацию другим( с непосредственной опорой на текст). Прокомментировать некоторые факты из текста, выразить свое мнение. Использовать языковую догадку. Пользоваться справочной литературой для понимания деталей содержания,. Анализировать отдельные части текста (находить подлежащее и сказуемое, т.е. видеть структуру предложения). Делать выборочный перевод. Делить текст на смысловые части. Составить план к тексту. Дать ответы на вопросы относительно общего содержания текста и его деталей. Выделять основные факты, делать выписки из текста к пунктам плана. Подобрать к каждому пункту плана уточняющие факты из текста. Делать перифраз отдельных предложений. Выписывать аргументы «За» и «против». Давать устные и письменные рассуждения по проблематике текста.
Изучающее чтение ( с полным пониманием содержания) Коммуникативные задачи Задания на выявление понимания содержания Полно и точно понять текст, чтобы получить информацию о …. Сопоставить информацию со своим жизненным опытом. Передать полученную информацию другим( с непосредственной опорой на текст). Прокомментировать некоторые факты из текста, выразить свое мнение. Дать ответы на вопросы относительно общего содержания текста и его деталей. Выделять основные факты, делать выписки из текста к пунктам плана. Делать перифраз отдельных предложений. Выписывать аргументы «За» и «против». Давать устные и письменные рассуждения по проблематике текста. ?! ?!
Характер текста Коммуникативные задачи Осуществляемые действия Задания на выявление понимания содержания Просмотровое чтение Несложные аутентичные тексты. Прагматические (меню, программа телепередач, расписание) Публицистические. Научно-популярные. Посмотреть текст (несколько текстов), выбрать нужную или запрашиваемую информацию. Просмотреть текст( ы ), выбрать информацию, фиксировать на ней внимание, чтобы прочитать ее еще раз с полным пониманием или с пониманием основного содержания(в зависимости от коммуникативной задачи) Определить соответствует данная в задании информация запрашиваемой или нет. Ответить на вопросы, касающиеся только запрашиваемой информации.
Этапы работы над текстом: дотекстовый , т екстовый послетекстовый Дотекстовый этап – определение речевой задачи для первого прочтения, создание необходимого уровня мотивации у обучающихся, сокращение уровня языковых и речевых трудностей. Текстовый этап – контроль степени сформированности различных языковых навыков и речевых умений обучающихся, развитие соответствующих навыков и умений Послетекстовый этап - использование ситуации текста в качестве языковой (речевой) содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Кластер – метод как осмысление содержания текста через его графическую форму Эффективные методы оптимизации чтения Метод денотативного анализа иноязычного текста Инсерт-метод в обучении иноязычному общению через чтение текста
Before reading the text I didn’t know that … It is absolutely new for me that … The fact that … surprised me. I had not expected who/ when/ why… From books and television I know that… I’ve read that… I’d like to know more about the fact /how/ who/when/where = that … I hope to read more about … - + ? ИНСЕРТ - INSERT - Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.
Плюсы « Insert » - метода: Сочетание разных форм работ – самостоятельная, фронтальная парная, групповая, пары/группы сменного состава. Есть мотивация – проверить, что я знал раньше. А другие что знали? 100% занятость работой всех учеников класса. Учащиеся действуют по образцу высказывания. Многократно повторяют информацию - закрепляют языковой материал в речи. Предполагает выход на рефлексию – «Что я знал/не знал до прочтения и что знаю теперь.» Минусы « Insert » - метода: Большая привязанность к тексту. Сложности в перифразе, пересказе. Нет целостного пересказа содержания текста.
Денотативный анализ имеет в своей основе понимание образа содержания текста, который воспроизводится графически в денотатной схеме. Денотат – это тот процесс, явление , предмет, о котором идет речь в тексте. Система денотатов представляет собой содержание текста . Денотатная карта текста учит видеть связи подтем текста между собой, воспринимать целостную картину содержания текста.
« Hyde park is the biggest of all London parks. It is famous for its outdoor activities. Londoners ride their bikes and roller- skate on the parks roads, play tennis or go horse -riding. There is a place called the Speaker’s Corner in the park. On Sunday mornings anyone can speak about anything he or she believes to be important. » Hyde park is the biggest of all London parks . It is famous for its outdoor activities. Londoners ride their bikes and roller- skate on the parks roads, play tennis or go horse -riding. There is a place called the Speaker’s Corner in the park. On Sunday mornings anyone can speak about anything he or she believes to be important . Hyde park is the biggest of all London parks famous for its outdoor activities the Speakers Corner f ull of Londoners can ride their bikes roller- skate play tennis go horse -riding g reen trees c olourful flowers Упражнения на понимание полного содержания: Прочитать текст и выделить основные факты, ответить на вопросы .
Hyde park is the biggest of all London parks . It is famous for its outdoor activities. Londoners ride their bikes and roller- skate on the parks roads, play tennis or go horse -riding. There is a place called the Speaker’s Corner in the park. On Sunday mornings anyone can speak about anything he or she believes to be important . Hyde park is the biggest of all London parks famous for the Speakers Corner full of Londoners can ride their bikes play tennis c olourful flowers Упражнения на установление смысловой связи между единичными фактами текста: прочитать текст и изучить его денотатную карту, сказать, какие действия не получили в ней отражение.
is the biggest of all London parks famous for its outdoor activities the Speakers Corner f ull of can ride their bikes roller- skate play tennis go horse -riding g reen trees c olourful flowers Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста: изучить денотатную карту текста и дополнить ее ключевыми словами из текста; прочитать текст и завершить составление денотатной карты.
Hyde Park is famous for f ull of Londoners can Упражнения на установление смысловой связи между единичными фактами текста: прочитать текст и заполнить его денотатную карту, в которой приводятся только пустые блоки; У пражнениях на контроль понимания основного содержания прочитанного текста : составить денотатную карту прочитанного текста и пояснить ее; пересказать текст, используя денотатную карту в качестве опоры.
Плюсы метода денотативного анализа Сочетание разных форм работ – самостоятельная, парная, групповая Мотивация – научиться заполнять карту текста, т.к. она полезна при пересказе. Составлять самостоятельно свою карту. Чья карта будет интереснее? Полезнее? 100% занятость работой всех учеников класса. Легко закладывается дифференциация. Можно составить несколько вариантов к тексту по одной заготовке. Ученик учится выделять тему текста выделять факты видеть смысловые связи текста не пропускать глагол-связку, сказуемое Графически изображать содержание текста (зрительная память помогает воспроизвести основное содержание) Минусы метода: временные затраты Схема служит опорой при пересказе, письменном изложении темы. ! Но ведет к хорошему результату – умению пересказать текст без опоры на схему, использованию языковых средств отрабатываемого текста в речи.
Прочитайте текст с целью полного извлечения информации. 2. Найдите объекты (денотаты ), о которых идёт речь в тексте. 3 . Определите основную тему текста и выделите вершину денотатной карты (слово, фраза, предложение). План составления денотатной карты: 4. Постройте денотатную карту, соединяя вершину с выделенными объектами (денотатами), используя слова (глаголы, союзы, наречия), раскрывающие предметные взаимосвязи между денотатам . 5. Проверьте логическую взаимосвязь между денотатами . 6 . Заключите глаголы в овалы , а всю остальную информацию – в прямоугольники.
Данный метод значительно традиционную систему работы с текстом на предтекстовом , текстовом и послетекстовом этапах, у обучаемых процессы осмысления, запоминания и усвоения текстовой информации, их интеллектуальную деятельность, суть которой в том, чтобы уступила оптимизирует активизирует «школа памяти» «школе мышления».
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: Использование метода денотативного анализа иноязычного текста при обучении чтению.
Тема общения: Arranging entertainment for British friends in Moscow.
Цель: Воспитывать способность и готовность школьников к общению на английском языке.
Автор урока: Харламова Л.Б.
Практическая задача: | 1). Учить читать тексты публицистического характера с разной степенью проникновения в содержание; отделять основные факты от второстепенных, видеть структурно-смысловые связи в тексте, делать выписки и использовать информацию текстов для построения устного высказывания с опорой на текст. 2). Подготовить учащихся к ответному письму зарубежным друзьям. |
Воспитательные задачи: | 1). Развивать самостоятельность при работе с текстовым материалом. 2). Совершенствовать навыки работы с текстом, умение пользоваться сносками, при необходимости словарем, развивать языковую догадку, 3). Воспитывать положительное отношение к другой культуре и к чтению. |
Развивающие задачи: | 1). Учить решать речемыслительные задачи, требующие активных интеллектуальных поисковых усилий, апеллируя к личному опыту, знаниям своей и иноязычной культуры. 2). Формировать осознание себя и своих личностных качеств как ценности в процессе овладения иностранным языком. 3). Развивать творческое воображение и мышление, фантазию, самостоятельность и другие качества личности. |
Дополнительные пособия: | Письмо от друзей из Британии, лексические и грамматические опоры, тексты для чтения, денотативные карты текстов дифференцированно ( уровни А-В, тексты 1-4), презентации :1- опоры для оформления высказывания ; 2-«Что показать зарубежным гостям в Москве во время каникул?», сигнальные карты для формирования групп 1-го и 2-го состава. |
Ход занятия:
Деятельность учителя. | Действия учащихся Формы работы и методический замысел. |
I. 1.Начало урока и организация класса. 1). П: Well, I’ve received a letter from our pen-friends Sally and Kate. They write: «… we’re going to stay in Moscow for three days during our summer holidays. We hope the weather will be nice during our stay. What could you recommend us to see and to visit there? If you remember, we are mad about Russian culture. …» So, we can discuss the problem of arranging entertainment for our foreign friends. Have you any ideas what to suggest them?
(см. Приложение) П.: поддерживает каждую идею и побуждает каждого к высказыванию: It’ll be gorgeous! That sounds OK! It will be great! / Encouraging! / Entertaining! A good idea! / Brilliant!/ Wonderful for all! Fine! /Great! Gorgeous! / Delighted It is not easy to recommend something to a foreigner. Tastes differ, you know! II . Чтение текстов публицистического характера с пониманием их основного содержания. (20 мин) 1.П.: So, cultural life is intense in Moscow. I suggest you to read some texts about it. We have three different texts – one text for each group. The groups are marked with colours. Read and find out what information could you give to interest our foreign friends in Moscow sights. You have 2-3 minutes for the first reading. (см. Приложение II - тексты для чтения по группам.) 2. П.: Take a scheme for your texts. Read texts once more and fill in the missing information into the schemes. ( см. Приложение III - денотатные карты текстов дифференцированно) 3. П.: Start to discuss inside your groups what would you recommend to visit and why? Use the information you’ve got. Everybody takes his turn.
4. Now we are ready to form new groups –groups of mixed colours. Change your places to form new groups. Discuss your ideas. Choose the best ones. Make notes if you need. Be ready to present your thoughts.
5. П.: So, they say there is much to see and to do in Moscow when you spend your holidays as a foreign tourist there! Each group is ready to express the best ideas. П.: Thanks a lot for your thoughts. / I’m sure your pen-friends will enjoy these ideas/ etc. IV. Заключительный этап. ( 2 мин) 1. П.: I hope you are ready now for writing a letter to your pen-friends. These are memorials for you how to write it. It’s my present for your successful work at the lesson. (см. памятки в Приложение IV) Thank you! Good luck! |
Студенты предлагают свои идеи, даются опоры для построения предложений. Режим работы У1-У2-У3 etc. Cl. – П. - Cl. (Слайд № 4. Без ЛЕ опор -№ 5)
1. -ing will be a good idea for their stay in Moscow. -ing can be more interesting and informative than … .
What about -ing? Why not to arrange -ing? It is good to suggest -ing, isn’t it?
2. Выражения для логической связи - на слайде : I think/believe/hope/suggest … They would feel like -ing, I mean. They would be delighted to . = 3 мин. __________________________________________ Группы маркированы цветными карточками – стойками: Гр.1- красная, Гр.2 -желтая , Гр. 3 - синяя, . Учащиеся читают тексты 3 минуты. Читают еще раз и заполняют схемы текстов – денотатные карты ( дифференцированно по уровням А,В)-3 мин. Слайд № 6 Обсуждение внутри группы - 3 мин.– опоры начала высказывания – на слайде: I think, it would be gorgeous to see …. because … Слайд № 7 Формируются группы нового состава для обмена информацией. (1 мин) В группу собираются учащиеся с карточками разного цвета. Высказываются по инициативе, очередность свободная. Выбирают лучшие идеи. (4 мин) = 16 мин. Презентация №2 Выступление каждой группы сопровождается подготовленным учителем заранее слайд-шоу - презентация №2 «Famous sights in the capital of Russia». Идеи группы представляет один учащийся – по 1, 5 мин. каждый. 4 мин. Учащиеся получают в подарок памятки «Как написать письмо зарубежному другу» = 20-25 мин |