ПРОЕКТ 4 ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ ОГОНЬ ВОДА ВОЗДУХ ЗЕМЛЯ
Конспект организации проектной деятельности детей в старшей группе
по теме: «Четыре стихии природы»
Тип проекта: познавательно-информационный, творческий.
Длительность: среднесрочный (1 месяц)
Участники проекта: воспитатели, дети, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры, родители.
Задачи приоритетной образовательной области:
- «Познавательное развитие» – развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (основные природные стихии — вода, воздух, огонь, почва); развитие познавательно – исследовательской деятельности через экспериментирование, помочь понять значение каждой стихии для жизни человека,
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
- «Речевое развитие» - обогащение активного словаря (например - снег хрустящий, скрипучий, пушистый, искрящийся, блестящий, белый, холодный; лед скользкий, гладкий; огонь – обжигающий, опасный; воздух – прозрачный, невидимый, и т.д.); развитие связной, грамматически правильной речи.
- «Физическое развитие» - приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнение основных движений; формирование полезных привычек (навыки самообслуживания).
- « Художественно-эстетическое развитие» - развитие у детей творческих способностей, художественно-эстетического вкуса, умения видеть прекрасное, формирование навыков работы с ножницами, клеем, красками.
- «Социально-коммуникативное развитие» - развитие самопознания и положительной самооценки; овладение способами внеситуативно-личностного общения; приобретение более высокого уровня коммуникативной компетентности; осознание функций речи
Оборудование для педагога:
- подбор методической и художественной литературы
- подбор наглядного материала по теме (иллюстрации, плакаты, фотографии, коллекция минералов, образцы почв, необходимые наборы для проведения опытов с водой, воздухом, почвами: набор для поведения опыта «Как функционирует вулкан»)
- глобус, карта мира по теме «Полезные ископаемые»;
- дидактические игры по темам «Профессии», «Кто где живет», «Кому нужна вода»,
- атрибуты для игр с водой, воздухом (водяная мельница, воздушные шары, соломинки и д.р.)
- подбор реквизита для проведения инсценировки сказки «Кошкин дом»
Предполагаемый результат:
- сформировать знания о неживой природе
- систематизировать знания о стихиях, об их значениях в жизни человека;
- сформировать знания о пользе и вреде, которые могут принести стихии людям;
- привить уважительное отношение к стихиям.
Сотрудничество с семьями детей:
- привлечение родителей на проведение экскурсии с детьми в «Музей камня»
- привлечение родителей к совместному с детьми поиску картинок, фотографий, загадок и стихов о воде, воздухе, земле и огне
- «выпуск» с детьми книжки- малышки на тему «четыре природные стихии».
План реализации проекта:
1 этап «Подготовительный»
- подбор материала по теме «Четыре природные стихии»
- подбор литературы для чтения детям по теме
- подбор загадок и пословиц по теме
- предварительная беседа с родителями на предмет проведения экскурсии в «Музей камня»
2 этап: «Основной». Совместная деятельность с детьми
Комплексно-тематическое планирование по проекту
блоки | тема | цели | развивающая среда | методические приемы |
Вода | Занятие. «Природная стихия – вода. Свойства воды» | Цели: | Развивающая среда:
| Методические приемы: |
| Занятие «Вода – наше богатство» . | Цели: | Развивающая среда: | Методические приемы: |
| Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие:
Наблюдения:
Художественно-эстетическое развитие:
Физическое развитие: | чтение и разучивание стихов (А.С. Пушкин «Ветер по морю гуляет», И. Токмакова «Дождик», С.Я. Маршак «Кораблик», А. Барто «Любитель-рыболов» и др.); гигиена кожи; природные явления, связанные с водой (дождь, снег, облака, иней и так далее); Рисование воды в природе; Слушание, представление и обсуждение звуков природы; Проведение тематического занятии «Будем моряками» Цели: развитие общей моторики, ловкости, координации движений
|
Развивающая среда: инвентарь спортивного зала |
|
Огонь | Занятие «Стихия – огонь» | Цели: | Развивающая среда: | Методические приемы: |
| Занятие «Огонь – друг, огонь – враг» | Цели: | Развивающая среда: | Методические приемы: |
| Речевое развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Наблюдения: Художественно-эстетическое развитие:
Физическое развитие | чтение и разучивание стихов (С.Я. Маршак «Кошкин дом», потешка «Кошкин дом»); обращение со спичками, с газовой плитой; за горящей спичкой, свечой, костром; Рисование пожара, костра, свечи, солнца, вулкана; Слушание, представление и обсуждение звуков стихии огня (треск огня в костре, пламя огня в печи); Проведение тематического занятия «Мы пожарные» Цели: развитие общей моторики, ловкости, координации движений |
Развивающая среда: инвентарь спортивного зала |
|
Земля | Занятие «Подземные кладовые» | Цели: дать представление о полезных ископаемых: уголь, глина, нефть, железная руда; | Развивающая среда: | Методические приемы: |
| Социально-коммуникативное развитие: Наблюдения:
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие | знакомство с профессиями земледелия и геологами; виды почв на участке детского сада, почва на клумбах; Рисование «Горный пейзаж»; Поход с родителями в «Музей камня» Проведение подвижной игры «4 стихии» |
Развивающая среда: инвентарь спортивного зала |
|
Воздух | Занятие «Природная стихия – воздух. Свойства воздуха» | Цели: дать детям представление об атмосфере Земли как о воздушном пространстве, о роли воздуха в окружающем мире; | Развивающая среда: | Методические приемы: |
| Речевое развитие:
Наблюдения:
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие | чтение и разучивание стихов Л. Николаенко «Бумажная вертушка», И. Даренского «Веселые качели», М. Карем «Мой змей», «Никто не видел ветер» и так далее; качающиеся деревья, движение облаков; Рисование птиц, летательных аппаратов и т.д.; Слушание, представление и обсуждение шума ветра, метели; Проведение занятие «Потому-потому, что мы пилоты» |
Развивающая среда: инвентарь спортивного зала |
|
Итоговое занятие | Занятие «Путешествие по четырем сферам окружающего мира» | Цели: формировать материалистическое представление о мире; | Развивающая среда: | Методические приемы: |
3 этап «Заключительный»
Проведение викторины, подведение итогов проекта
В процессе реализации проекта были получены следующие продукты:
- альбом «Стихии Земли в детском творчестве»,
- книжки- малышки «Рассказы, загадки о стихиях Земли»»,
- картотека загадок и стихов про воду, землю, воздух и огонь;
- коллажи с фотографиями детей в процессе проведения опытов и экспериментов по темам «Огонь», «Вода», «Земля», «Воздух».
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме: дети включались в различные виды творческой, познавательно-исследовательской и практически значимой деятельности. Мы проводили опыты, играли в сюжетно-ролевые, дидактические игры, инсценировали сказку, делали поделки из различных материалов. Поход в музей, изготовление и последующее обсуждение книжек-малышек дал почувствовать себя одной большой семьей и родителям с детьми и воспитателям.
Вывод: Проведение проекта дети стали любознательнее, у них повысился интерес к окружающему миру и багаж знаний о нем. В ходе реализации проекта дети и родители стали чуточку ближе друг к другу, у них появились общие интересы. А самое главное – у детей появилась потребность, желание и некоторые умения получать новые знания и использовать их в повседневной жизни.
Литература:
Иванова А.И. Наблюдения и эксперименты в детском саду // Москва 2004 г. издательство «ТЦ»
Дитрих А., Юршин Г., Кошурникова Р. «Почемучка» // Москва, «Педагогика» 1987 год
Мариничева О.В., Елкина И.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать»// Ярославль, Академия холдинга 2002 г.
Виноградова Н. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» Пособие для воспитателей детского сада // «Просвещение» Москва 1978 г.
Огонь – друг и огонь – враг // Ребенок в детском саду. 2003. № 6.
Только смелым покоряются моря // Дошкольное воспитание. 2005. № 10.
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.
Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. 2005. № 6.
Латынова Н. Сказки Земли.
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте.
Попова Т.И. Мир вокруг нас.
Рыжова Н. Азбука экологии // Обруч. 1997. № 2.
Рыжова Н.А. Я и природа.
Саво И.Л. Знакомим детей с правилами противопожарной безопасности // Дошкольная педагогика. 2005. № 2.