ПРОЕКТ 4 ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ ОГОНЬ ВОДА ВОЗДУХ ЗЕМЛЯ

Ирина Петровна Орехова

Конспект организации проектной деятельности  детей в старшей группе

по теме: «Четыре стихии природы»

 

 

Тип проекта: познавательно-информационный, творческий.

 

Длительность: среднесрочный (1 месяц)

Участники проекта: воспитатели, дети, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры, родители.

Задачи приоритетной образовательной области:

  • «Познавательное развитие» –  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий и  первичных представлений об   объектах окружающего мира, их  свойствах и отношениях   (основные природные стихии — вода, воздух, огонь, почва); развитие познавательно – исследовательской деятельности через экспериментирование, помочь понять значение каждой стихии для жизни человека,

 

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

  • «Речевое развитие» - обогащение активного словаря (например - снег хрустящий, скрипучий, пушистый, искрящийся, блестящий, белый, холодный; лед скользкий, гладкий; огонь – обжигающий, опасный; воздух – прозрачный, невидимый, и т.д.); развитие связной, грамматически правильной речи.

 

  • «Физическое развитие» - приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнение основных движений; формирование полезных привычек (навыки самообслуживания).

 

  • « Художественно-эстетическое развитие» - развитие у детей творческих способностей, художественно-эстетического вкуса, умения видеть прекрасное, формирование навыков работы с ножницами, клеем, красками.
  • «Социально-коммуникативное развитие»  - развитие самопознания и положительной самооценки; овладение способами внеситуативно-личностного общения; приобретение более высокого уровня коммуникативной компетентности; осознание функций речи    

 

Оборудование для педагога:

- подбор методической и художественной литературы

- подбор наглядного материала по теме (иллюстрации, плакаты, фотографии, коллекция минералов, образцы почв, необходимые наборы для проведения опытов с водой, воздухом, почвами: набор для поведения опыта «Как функционирует вулкан»)

- глобус, карта мира по теме «Полезные ископаемые»;

- дидактические игры по темам «Профессии», «Кто где живет», «Кому нужна вода»,  

- атрибуты для игр с водой, воздухом (водяная мельница, воздушные шары, соломинки и д.р.)

- подбор реквизита для проведения инсценировки сказки «Кошкин дом»

Предполагаемый результат:

- сформировать знания о неживой природе

- систематизировать знания о стихиях, об их значениях в жизни человека;

- сформировать знания о пользе и вреде, которые могут принести стихии людям;

-  привить уважительное отношение к стихиям.

Сотрудничество с семьями детей:

- привлечение родителей на проведение экскурсии с детьми в «Музей камня»

- привлечение родителей к совместному с детьми поиску картинок, фотографий, загадок и стихов о воде, воздухе, земле и огне

  • «выпуск» с детьми книжки- малышки на тему «четыре природные стихии».

План реализации проекта:

1 этап «Подготовительный»

- подбор материала по теме «Четыре природные стихии»

- подбор литературы для чтения детям по теме

- подбор загадок и пословиц по теме

- предварительная беседа с родителями на предмет проведения экскурсии в «Музей камня»

2 этап: «Основной». Совместная деятельность с детьми

Комплексно-тематическое планирование по проекту

блоки

тема

цели

развивающая среда

методические приемы

Вода

Занятие. «Природная стихия – вода. Свойства воды»

Цели:
дать основы знаний о природной стихии – воде;
расширить представления детей о формах проявления воды в природе;
закрепить знания детей об основных свойствах воды опытным путем;
воспитывать осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу.

Развивающая среда:
Глобус «Вода – суша»;
Иллюстрации с изображением ручья, пруда, реки, моря;
Стаканчики с водой и молоком, ложечка (прозрачность);
Соломинки для коктейлей (вкус);
Сахарный песок (в воде одни вещества растворяются, другие – нет);
Кусочки льда, термос с горячей водой (пар);
Игрушка Крошка Енот.

 

Методические приемы:
Загадка;
Опытническая деятельность;
Работа с иллюстрациями;
Рефлексивное упражнение «Улыбнись своему отражению в воде».

 

Занятие  «Вода – наше богатство»

.

Цели:
расширить представления детей о том, где используется вода;
дать детям представление о роли воды в природе, ее значении в жизни людей, животных и растений;
закрепить знания детей о различных состояниях воды (лед, вода, пар);
активизировать речь, развивать образное мышление;
воспитывать бережное и осознанное отношение к воде, отрицательное отношение к факторам, загрязняющим ее.

Развивающая среда:
Предметные картинки с сюжетами использования воды;
Карточки в виде капелек воды с загадками;
Карточки с рисунками (ответы на загадки);
Картинки с растительным и животным миром;
Фильтр для очистки воды;
Письмо от Нептуна

Методические приемы:
Загадки;
Опытническая деятельность;
Вопросы;
Игра «Сохраним чистую воду на планете»;
Проблемная ситуация;
Сюрпризный момент.

 

Речевое развитие

 

 

 

Социально-коммуникативное развитие:

 

 

Наблюдения:

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие:

 

 

 

 

 

Физическое развитие:

чтение и разучивание стихов (А.С. Пушкин «Ветер по морю гуляет», И. Токмакова «Дождик», С.Я. Маршак «Кораблик», А. Барто «Любитель-рыболов» и др.);
чтение и рассказывание (Б. Житков «Наводнение», А. Толстой «Акула», русские народные сказки «Снегурочка», «Заюшкина избушка» и др.).

гигиена кожи;
зачем нужно мыть овощи и фрукты;
уход за зубами;
поведение на воде, тонком льду;
экология водоемов.

 природные явления, связанные с водой (дождь, снег, облака, иней и так далее);
природные объекты, связанные с водой (озеро, родник и т.д.).

Рисование воды в природе;
Лепка снежных комочков, сосулек, снеговика;
Аппликация «Кораблик на море»,  «Снеговик», «Морские жители»;
Вырезание снежинок, изготовление корабликов из бумаги

Слушание, представление и обсуждение звуков природы;
Передача в музыкальных зарисовках состояния воды (плавность, ритмичность …);
Игра «Послушай и представь музыкальные картинки. Расскажи о характере музыки»;
Создание образов в игровых импровизациях под музыку «Музыкальные волны»;
Разучивание песен Ю. Слонова «Будем моряками», В. Павленко «Капельки»;
Музыкально-двигательные импровизации «Я – снежинка», «Я – тучка».

Проведение тематического занятии «Будем моряками» Цели: развитие общей моторики, ловкости, координации движений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивающая среда: инвентарь спортивного зала

 

Огонь

Занятие  «Стихия – огонь»

Цели:
дать представление о стихии – огонь, о состоянии предметов, явлений окружающего мира: холодное, теплое, горячее;
познакомить детей со свойствами огня;
учить передавать в рисунке с помощью оттенков природные явления разного характера (огонь, пожар);
развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность, активизировать речь.

Развивающая среда:
Подсвечник, свеча, коробок спичек;
 

Методические приемы:
Беседа;
Вопросы;
Загадки;
Опытническая деятельность;

 

Занятие «Огонь – друг, огонь – враг»

Цели:
углубить, расширить представления детей о роли огня в жизни человека, о том, каким может быть огонь (ласковый, согревающий, злой, пожирающий);
закрепить меры предосторожности при обращении с огнем;
учить отгадывать загадки и узнавать по отрывкам литературное произведение;
активизировать речь, мышление, воспитывать любознательность и интерес к окружающему.

Развивающая среда:
Иллюстрации с изображением огня в разных ситуациях, бедствий, которые возникают в результате неумелого обращения с огнем;
Пожароопасные предметы;
Набор для проведения опыта «Как действует вулкан»

Методические приемы:
Беседа;
Рассматривание иллюстраций;
Сюрпризный момент;
Игры «Костер», «Доскажи словечко»;
Разноцветные ленты

 

Речевое развитие:

 

 

Социально-коммуникативное развитие:

 

Наблюдения:

Художественно-эстетическое развитие:

 

 

 

 

 

Физическое развитие

чтение и разучивание стихов (С.Я. Маршак «Кошкин дом», потешка «Кошкин дом»);
чтение и пересказывание (Л.Н. Толстой «Пожарные собаки», детское справочное издание «Почемучка»).

обращение со спичками, с газовой плитой;
правила пользования электроприборами;
как вызывать пожарную охрану;
разведение костров и меры предосторожности.

за горящей спичкой, свечой, костром;
за лампой, фонариком;
за солнцем, молнией, проведение опыты «Как действует вулкан».

Рисование пожара, костра, свечи, солнца, вулкана;
Аппликация  свечи,                                          конструирование пожарной машины.

Слушание, представление и обсуждение звуков стихии огня (треск огня в костре, пламя огня в печи);
Игра «Гори, гори ясно…»;
Создание образов в движении под музыку «Танец огня в свече, в печи», «Разгорающийся и затухающий костер»;
Разучивание «Песни о пожарных» (муз. В. Витлина).         Инсценировка сказки «Кошкин дом»

Проведение тематического занятия «Мы пожарные» Цели: развитие общей моторики, ловкости, координации движений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивающая среда: инвентарь спортивного зала

 

Земля

Занятие  «Подземные кладовые»

Цели: дать представление о полезных ископаемых: уголь, глина, нефть, железная руда;
закрепить знания детей о свойствах и применении полезных ископаемых и природного материала (камни, песок, глина);
познакомить детей с профессиями шахтера, геолога;
развивать тактильные ощущения, воображение, память, речь;
воспитывать уважительное отношение к людям профессии шахтер, геолог, бережное отношение к природным богатствам.

Развивающая среда:
Игрушка Данила-мастер;
Коллекция минералов и полезных ископаемых;
Природный материал (камни, песок, глина);
Драгоценные и полудрагоценные камни в украшениях;
Иллюстрации с изображением шахты, гор, шахтеров и геологов;
Подносы.

Методические приемы:
Беседа;
Рассказывание сказки;
Дидактическая игра «Мы – геологи»;
Моделирование: голосом моделируем эхо
Загадки.

 

Социально-коммуникативное развитие:

Наблюдения:

 

Художественно-эстетическое развитие

 

 

 

Физическое развитие

знакомство с профессиями земледелия и геологами;
экология почвы.

виды почв на участке детского сада, почва на клумбах;
эксперименты по посадке растений в различные почвы.

Рисование «Горный пейзаж»;
Слушание, представление и обсуждение музыкальных зарисовок «Самоцветы», «Хрустальная статуэтка», «Гномы в подземном царстве» (муз. В. Самойлова), «Шествие гномов» Э. Грига;
Слушание, представление, обсуждение музыкальных картинок к сказке о Даниле-мастере.

Поход с родителями в «Музей камня»  

Проведение подвижной игры «4 стихии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивающая среда: инвентарь спортивного зала

 

Воздух

Занятие  «Природная стихия – воздух. Свойства воздуха»

Цели: дать детям представление об атмосфере Земли как о воздушном пространстве, о роли воздуха в окружающем мире;
объяснить на основании проведенных наблюдений в ходе опытнической деятельности свойства воздуха (цвет, легкость, способность передвигаться);
развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, активизировать речь.

Развивающая среда:
Вертушка, флюгер, веер, вентилятор;
Резиновые шарики; полиэтиленовый пакет
Полоски бумаги;
Банка с водой, стакан; резиновые игрушки, таз с водой
Игрушки Знайка, Незнайка;
Иллюстрации матраца для плавания, колеса велосипеда, аквариума, яхты, мельницы.

Методические приемы:
Рассматривание иллюстраций;
Проведение опытов по определению свойств воздуха;
Сюрпризный момент;
Загадки;
Вопросы.

 

Речевое развитие:

 

 

Наблюдения:

 

Художественно-эстетическое развитие

 

 

 

 

 

Физическое развитие

чтение и разучивание стихов Л. Николаенко «Бумажная вертушка», И. Даренского «Веселые качели», М. Карем «Мой змей», «Никто не видел ветер» и так далее;
чтение и рассказывание: сборник рассказов «Окно в мир», детское справочное издание «Почемучка».

качающиеся деревья, движение облаков;
наблюдение за флюгером, за рябью на воде.

 Рисование птиц, летательных аппаратов и т.д.;
Лепка птиц, самолетов, ракет и т.д.;
Конструирование из бумаги вертушки,
Симметричное вырезание бабочек, стрекоз;
Изготовление флюгера.

Слушание, представление и обсуждение шума ветра, метели;
Беседа о роли воздуха в создании музыки;
Создание образов в движении под музыку «Деревья на ветру», «Мельница»;
Музыкально-двигательные импровизации «Я ветерок», «Ветер и ветерок».

Проведение занятие «Потому-потому, что мы пилоты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивающая среда: инвентарь спортивного зала

 

Итоговое занятие

Занятие «Путешествие по четырем сферам окружающего мира»

Цели: формировать материалистическое представление о мире;
сформировать у детей обобщенное представление о роли явлений природы в жизни живой и неживой природы;
развивать способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и наблюдать;
закрепить представления о природных стихиях;
воспитывать бережное, осознанное, заботливое отношение к природе.

Развивающая среда:
Лист ватмана (картограф) с изображением четырех стихий;
Предметные картинки с изображением природных явлений, сюжетами их использования;
Игрушки Принца Кислорода, рыбки, крота, Огневушки-Поскакушки;
Листы бумаги, карандаши.

Методические приемы:
Подвижная игра «Кто где живет»;
Дидактическая игра «Природные стихии», «Угадай, кто я»;
Составление коллективного письма Природе (старшие дети), рисование «Подарок Природе» (младшие дети).

 

 

 

3 этап «Заключительный»

Проведение викторины, подведение итогов проекта

В процессе реализации проекта были получены следующие продукты:

- альбом «Стихии Земли в детском творчестве»,

- книжки- малышки «Рассказы, загадки о стихиях Земли»»,

- картотека загадок и стихов про воду, землю, воздух и огонь;

- коллажи с фотографиями детей в процессе проведения опытов и экспериментов по темам «Огонь», «Вода», «Земля», «Воздух».

Реализация проекта осуществлялась в игровой форме: дети включались в различные виды творческой, познавательно-исследовательской и практически значимой деятельности. Мы  проводили опыты, играли в сюжетно-ролевые, дидактические игры, инсценировали сказку, делали поделки из различных материалов. Поход в музей, изготовление и последующее обсуждение книжек-малышек дал почувствовать себя одной большой семьей и родителям с детьми и воспитателям.

Вывод: Проведение проекта дети стали любознательнее, у них повысился интерес к окружающему миру и багаж знаний о нем. В ходе реализации проекта дети и родители стали чуточку ближе друг к другу, у них появились общие интересы.  А самое главное – у детей появилась потребность, желание и некоторые умения  получать новые знания и использовать их в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

Литература:

Иванова А.И. Наблюдения и эксперименты в детском саду // Москва 2004 г. издательство «ТЦ»

Дитрих А., Юршин Г., Кошурникова Р. «Почемучка» // Москва, «Педагогика» 1987 год

Мариничева О.В., Елкина И.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать»// Ярославль, Академия холдинга 2002 г.

Виноградова Н. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» Пособие для воспитателей детского сада // «Просвещение» Москва 1978 г.

Огонь – друг и огонь – враг // Ребенок в детском саду. 2003. № 6.

Только смелым покоряются моря // Дошкольное воспитание. 2005. № 10.

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.

Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. 2005. № 6.

Латынова Н. Сказки Земли.

Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте.

Попова Т.И. Мир вокруг нас.

Рыжова Н. Азбука экологии // Обруч. 1997. № 2.

Рыжова Н.А. Я и природа.

 

Саво И.Л. Знакомим детей с правилами противопожарной безопасности // Дошкольная педагогика. 2005. № 2.